Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (634) → Протодиакон Иоанн Шевцов: Ветхий Завет ведет ко Христу

Протодиакон Иоанн Шевцов: Ветхий Завет ведет ко Христу

№25 (634) / 27 июня ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с клириком больничного храма Святого Благоверного Царевича Димитрия при Первой Московской городской больнице преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протодиаконом Иоанном Шевцовым в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Гость нашей студии – клирик больничного храма Святого Благоверного Царевича Димитрия при Первой Московской городской больнице, историк, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протодиакон Иоанн Шевцов. С отцом Иоанном мы будем беседовать о том, что говорит Закон Моисеев о любви к Богу. Отец Иоанн, предписания Закона Моисеева зачастую выражены в форме запретов – по выражению апостола, это закон не любви, но закон рабства. Как это соотносится с любовью?

Заповеди никто не отменял

– Апостол Павел называет Закон детоводителем ко Христу, и это очень точное определение: у Закона была определенная роль в истории, она сохраняется и поныне, ведь заповеди Закона никто не отменял. Роль Закона в истории – подготовка Пришествия в мир Христа. Сам Христос говорит иудеям: «Исследуйте Писания, ибо через них вы будете иметь жизнь вечную, они свидетельствуют о Мне». Когда же спрашивают Христа о главной заповеди в Законе, Он отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего, как самого себя».

– Эти же заповеди есть и в Ветхом Завете.

– Да, о любви к Богу говорится в Книге Второзаконие в 6 главе, и любовь к ближнему – это 19 глава. Конечно, любовь к ближнему еще несовершенна, потому что ближним именуется лишь брат-иудей. Закон говорит о пришельцах, тех, кто принимает веру иудейскую: отношение к этим пришельцам должно быть точно такое, как к природным евреям. Так что здесь Закон не по национальности разделяет людей, а по вере.

Но сегодня хотелось бы поговорить о любви к Богу. Надо сказать, что эта двуединая заповедь – любовь к Богу и ближнему – хороша, но для человека ветхозаветного, да и нынешнего не очень понятно, как это делать? Собственно, весь Закон есть раскрытие этой заповеди.

И первое такое раскрытие заповеди о любви к Богу и ближнему – Десятисловие, Декалог, десять заповедей о единственности Бога и о поклонении только Богу, о недопустимости кумиров, истуканов. Надо сказать, эти две заповеди иногда путают и говорят, что для человека может стать кумиром кто-то, говорят ведь – «кумир молодежи». Но на самом деле это нарушение не второй, а первой заповеди, когда кто-то для человека становится важнее Бога – помните, Христос говорил: «Кто любит отца или мать, или жену, или детей больше Меня, тот Меня недостоин». Собственно говоря, это перефразирование той же самой заповеди. А вот «не сотвори себе кумира» – эта заповедь выступает против ложного почитания Истинного Бога. Заповедь о непроизнесении имени Божия всуе тоже учит нас почитать Бога.

– А что значит «всуе»?

– Это клятвы, божба всевозможная и так далее. То есть не тогда, когда мы действительно хотим сказать о Боге, не тогда, когда мы говорим что-то должное, а когда произносим имя Бога как бы между делом.

Скиния – святое место

– Отец Иоанн, у нас есть вопрос.

– Батюшка, вот Вы говорите о любви к Богу, а не кажется ли Вам, что любовь к Богу это есть любовь к ближнему? Ведь Господь сказал: «Кто напоит и накормит ближнего, тот напоит и накормит Меня»...

– Я уже употреблял слово такое – двуединая заповедь, ее нельзя взять и рассечь. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь брата, которого видишь?». Разделение здесь отчасти, условное, конечно. И Христос говорит: «то, что вы сделали одному из меньших сих, вы сделали Мне», безусловно. И в Притчах есть такие замечательные слова: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему». Замечательные слова! Но все-таки подменить ближним Бога будет неверно.

И последняя заповедь, которая говорит о любви к Богу, – почитание субботы. То есть выделение особого времени на общение с Богом, на почитание Его. Вот четыре заповеди, которые непосредственно говорят о любви к Богу. Иногда сюда же относят и пятую заповедь, о почитании родителей, потому что родители для ребенка – это образ Божий. Но все же точнее отнести ее ко второй скрижали – о любви к ближнему. Эти заповеди сформулированы в общих выражениях. А что же делать-то нужно? Ну «не будет иных богов», а как почитать Истинного Бога?

И вот здесь начать, наверное, удобнее всего со скинии, с того места, где происходит богослужение и его центральная часть – жертвоприношение; надо сказать, что скиния – палаточный переносной храм, она в дальнейшем заменяется храмом Соломоновым, и сохранялся общий принцип. Скиния была ориентирована на восток – вход был с востока, потому что оттуда придет Мессия, и состояла из трех частей: двор, сама скиния, в которой было Святилище, и за Святилищем – Святое святых. Святое святых имело форму куба, а Святилище было в два раза больше. Какие же там находились предметы? Стоял жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы, за ним находилась умывальница, где священники омывали руки и ноги, когда совершали служение, перед тем как войти в скинию. В скинию входили только священники или первосвященники. Жертвенник указывает нам на Жертву Христову, прообразует ее, как и все в Законе, и имеет глубокий смысл. А умывальница, если подумать, окажется прообразом Крещения. И это не случайно: сначала жертвенник, потом умывальница – благодаря Жертве Христовой через Крещение мы входим в Церковь, входим в скинию.

В самой скинии тоже находился ряд интересных предметов. Во-первых, по правую руку, то есть на север, стоял стол с хлебами предложения. Каждую субботу хлебы съедали священники, которые служили в скинии, а на их место клались новые. Стол с хлебами предложения имеет очень глубокое значение, – когда мы говорим о хлебе, то всегда должны вспомнить хлеб и вино в Евхаристии и беседу Христа в 6 главе Евангелия от Иоанна, где Он Себя называет Хлебом, сшедшим с Небес. Вот как раз эти хлебы и прообразуют Христа, а трапеза, на которой они лежат, – Божия Матерь, Которая принимала на руки Богомладенца, Которая вскормила, растила Его. Кстати сказать, в Богородичне третьей песни канона к Причастию мы с вами читаем «Хлеба животного Трапеза Пресвятая» – вот как раз здесь этот образ присутствует. Надо изучать Ветхий Завет отчасти и чтобы понимать богослужение.

Напротив стола, этой трапезы с хлебами предложения, находился семисвечник. Может быть, мы его сейчас видим не совсем таким по форме, но за престолом храма. И эти семь светильников являются прообразами и даров Святого Духа, прообразами и семи таинств, которые имеются в Церкви, и семи Вселенских Соборов, которые определили нашу веру.

Наконец, в середине находился алтарь кадильный – стол небольшой позолоченный, на котором воскуряли фимиам. Собственно, ради этого Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, вошел в храм. Именно там ему является Архангел Гавриил и благовествует рождение Предтечи. Почему вообще так много каждения в церкви? Почему и жертвы сжигались? Дым – то немногое, что идет кверху, к небу, все остальное оказывается на земле. И этот алтарь кадильный прообразует собою Христа, Который наши молитвы несет к Отцу.

Последнее отделение скинии – Святое святых, куда мог входить только первосвященник, и только один день в году. Там находился ковчег Завета, деревянный ящик из дерева ситтим – это вид акации. Дерево не благородное, но зато, как говорит апостол Павел в Послании к Евреям, окован златом и снаружи, и внутри. В нем лежали скрижали и находилась стамна – золотой сосуд, в котором была манна. Манна – хлеб, шедший с Небес, – Христос. Но сосуд, который содержит манну, – Божия Матерь, Которая носила во чреве Христа. По той же причине и самый ковчег прообразует Пречистую Деву. Причем то, что его основание – неблагородное дерево, подчеркивает, что Божия Матерь по естеству такова, как и мы, первородный грех, эта наследственная порча человеческой природы, присущ был и Ей. К сожалению, мы много раз на дню даем этому первородному греху действовать в нас, но Дева Мария не дала ему действовать в Себе ни разу.

Как видите, все в скинии имеет очень глубокий смысл. Но одного храма мало – нужно богослужение. И центральным моментом богослужения являлось жертвоприношение – само слово «жертвоприношение» показывает, что человек отдает Богу то, в чем нуждается сам, то есть утесняет себя ради Бога. А это и есть любовь. Но жертвоприношений Закон устанавливает пять видов, один из которых бескровный, а остальные все – кровавые жертвы, то есть приносили в жертву животных. И происходило это не случайно: человек приучался к мысли, что прощение его грехов возможно через смерть кого-то невинного, фактически человек приучался к мысли, что он может быть спасен только Христом – Тем, в Котором не было ни единого греха, даже первородного.

Учитесь всю жизнь

– Отец Иоанн, еще один звонок.

– Мне очень понравились Ваши слова о значении Ветхого Завета для понимания богослужений. Но проблема, мне кажется, в том, что современный человек, даже усердные прихожане, не очень-то осваивает Ветхий Завет...

– Хотелось бы привести слова святителя Филарета Московского, который говорил так: «если вы называетесь ученики Христовы, вот и учитесь всю жизнь». Так что чтение Священного Писания очень важно. Хорошо, когда священники в проповедях говорят не только о новозаветных притчах, обычаях, но как-то привлекают и ветхозаветный материал. Это тоже помогает такому научению, но если человек не желает знать, все это будет, конечно, впустую.

Я закончу мысль о жертве. Жертва, с одной стороны, в том, что жертвующий отдает Богу то, в чем нуждается сам, причем желательно, чтобы жертвенное животное было выращено самим человеком, оно должно быть лучшим. С другой стороны, жертва – это и милость Божия к человеку, потому что прощение грехов через эту жертву дается. Так что жертвы являлись важной частью богослужения и приносились по разным поводам. Наконец, надо сказать о тех, кто совершает служение. Ветхий Завет знает священство наследственное. Аарон – первосвященник, и старший в роду его старшего сына будет тоже первосвященником. Сыновья Аарона и их прямые потомки – священники. И если человек оказывается недостоин такого служения, то он не станет священником. Наконец, все прочие члены колена Левия (в том числе и потомки Моисея, между прочим), являются левитами – некий аналог нашего нынешнего диакона.

И надо бы сказать еще в связи с этим о следующих словах, которые многие слышали, но, может быть, не до конца понимают: «ты иерей вовек по чину Мелхиседекову». О чем же это? Здесь имеется в виду Мелхиседек, царь Салима. Само имя его означает «царь правды», и правил он в городе Иерусалиме. Священник и царь одновременно, священник Бога Всевышнего, Мелхиседек встречает Авраама, когда тот победил захватчиков и вернул Лота и всех жителей Содома и Гоморры и прочих трех городов. Причем Мелхиседек встретил Авраама хлебом и вином (тут сразу указание на Евхаристию), и благословил Авраама: «без прекословия меньший благословляется большим». Мелхиседек – больше, причем, по слову апостола Павла, Левий, основоположник колена священнического, будучи еще в чреслах отца своего, дает Мелхиседеку жреческую десятину, признает его главенство. Священство Мелхиседека выше, но он не из колена Левия.

И вот когда приходит Христос, чтобы Самого Себя принести в Жертву, Он Священник, Он и Жертва, Он не из колена Левия – он из колена Иудина, но Его священство выше.

Праздник не ради праздника

– Отец Иоанн, слушаем еще один звонок.

– Батюшка про первородный грех говорил – первородным грехом что считается? Христос как раз и пришел, чтобы этот грех первородный исправить в Себе как в Человеке, а не то, что Он был без одного греха. Как это? Он как раз это и исправлял, потому что так же мог страдать, любил есть, пить, спать. Он был тогда одним, а потом уже после Воскресения стал другим-то?

– Я понял вашу мысль и немножко вас поправлю. Действительно, Господь испытывал страдания, голод, жажду, мог болеть. Но это происходило не потому, что у Него был первородный грех – Он был абсолютно без греха, и это принципиально важное положение, догматическое. Он принимает на Себя тление, то есть последствие греха, добровольно, чтобы нас спасти. С Божеством никакой грех не может рядом находиться, Божество – Огонь поедающий, поэтому никакой первородный грех в Нем не мог находиться. Тем более, из ваших слов можно сделать вывод, что до страданий Христос был как бы несовершенным или менее совершенным, а потом стал более совершенным. Но это будет неправильное утверждение о Боге. Просто по страдании Его Тело становится таким, каким бы должно было быть у нас, телом духовным; то, что оно до страданий было подобно нашему телу, подверженному болезням и страданиям, – это Его добрая воля.

Продолжим о Ветхом Завете. О священстве мы уже сказали, и теперь – о праздниках. Праздники можно разделить на три группы. Во-первых, суббота и связанные с ней установления. Суббота – седьмой день, это мы привыкли ее шестым считать, следующий день за субботой – день первый, или день восьмой. Затем этот «принцип седьмого» распространяется дальше. Первый день седьмого месяца, новомесячье седьмого месяца – праздник труб, одновременно это гражданское новолетие. А седьмой год назывался субботним годом. В этот год земля не засевалась, а питались тем, что Господь давал в предыдущий год, – Господь обещал давать двойной урожай. Читали Закон, отпускали на свободу рабов из евреев, прощали долги. Такой интересный год был. Наконец, вершиной всего этого цикла является юбилейный год, пятидесятый. Получалось, 49-й год – субботний, а следующий за ним – юбилейный. К юбилейному году относится все то же, что и к году субботнему. Но есть еще одна особенность. Во-первых, получается, что два года землю не засевали, значит, урожай должен быть тройным. Во-вторых, здесь земля возвращалась прежним владельцам, если их не было, то их наследникам, если и наследников не было, тогда она шла в пользу священников и левитов. Господь – хозяин земли, дает кому хочет.

– У нас еще один звонок.

– Хочу спросить отца Иоанна, возможна ли любовь без жертвы и спасение без мучений?

– Очевидно, что нет, потому что любовь носит крестный характер. И мне очень нравятся слова, которые звучат в Великую Пятницу: «Христос сошел на землю в поисках Адама и, не найдя его, нисходит даже до ада». Вот что такое любовь, настоящая. И Сам Христос говорит, что нуждницы, те, кто с нуждою берут Царство Божие, только они могут войти. Поэтому лекарство против греха – это страдания. Это одно из лекарств, без него нельзя обойтись. Так что и жертва должна быть, и страдание определенное приходит. Вопрос в том, как мы его примем? Впрочем, всегда нужно помнить, что страдаем мы ограниченное время, а можем получить за это блаженство вечное. По сравнению с вечностью, все краткий миг.

Но вернемся к праздникам. Теперь – праздники великие: пасха, пятидесятница и праздник кущей. Прообразовательное значение пасхи очевидно. Это – Жертва и Воскресение Христовы, исход из рабства грехов.

День пятидесятый после пасхи – пятидесятница, или праздник седмиц, как называется в Законе. В более позднее время с ним соединили воспоминание о даровании Закона. Как же это соотносится с нашей Пятидесятницей? С сошествием Святого Духа? Пророки говорят, что когда будет заключен Новый Завет, у человека будет взято сердце каменное, и дано ему будет сердце плотяное, на котором будут написаны заповеди Божии. Вот вам дарование Закона. Если хотите, Закон выражается простыми словами: «имей любовь Божию и делай, что хочешь»; потому что хотеть ты будешь только угодного Богу. Дело только в том, чтобы эту любовь Божию суметь приобрести.

Здесь надо отметить еще один очень интересный обряд. В день пятидесятницы приносят два квасных хлеба, потому что это уже новая закваска. И вот эти два хлеба указывают на два народа: евреи и язычники придут к Богу. Посмотрите, в самом Законе, который, казалось бы, чисто национальный, мысль о пришествии язычников подспудно присутствует. Наконец, праздник кущей в седьмой месяц, праздновался с пятнадцатого дня, восемь дней длился, и с ним соединялось воспоминание жизни в куще во время сорокалетнего странствия по пустыне.

Наконец, есть два еще особых праздника из тех, что устанавливает Закон. Во-первых, новомесячье, начало каждого месяца. Здесь тот же принцип, что у нас с вами в богослужении: служба часов – утреня, вечерня, повечерье, полунощница, то есть время освящается. И, наконец, день очищения – десятый день того же седьмого месяца. Тот самый день, в который первосвященник входил в Святое святых с кровью жертвенных животных, приносимых за грехи его самого и всего народа. Причем на этот день специально выращивали двух козлов. По жребию одного приносили в жертву, и с его кровью первосвященник заходил в Святое святых, а второй изгонялся в пустыню – тот самый козел отпущения. Причем козел отпущения уносил на себе грехи людей. И кто этот козел отпущения, как не Христос? Не имея ни единого личного греха, Он страдает за грехи других, Он спасает людей. Причем эти два козла прообразуют Христа очень интересно. Это смертное Человеческое и бессмертное Божественное естества во Христе, Христос умерший и Воскресший; одним козлом нельзя было изобразить.

Весь седьмой месяц оказывается как бы праздничным. Первый день месяца – праздник труб, затем день очищения, кстати сказать, единственный постный день, согласно Закону, и, наконец, праздник кущей. И если посмотреть повнимательней, трубы напомнят нам трубу Архангелову, которая возвестит приход Господень. А после Его Второго Пришествия, которое изображает праздник труб, будет Страшный Суд. И иное название дня очищения – день судный. И, наконец, праздник кущей – это блаженство праведных в раю... Смотрите, как интересно: праздник Пасхи мы имеем, Пятидесятница у нас есть, а праздника кущей нет – точнее, этот праздник есть, но он празднуется Церковью Небесной, торжествующей победу над грехом. Церковь земная к нему стремится, на пути к нему.

Вот так мы с вами смогли увидеть, как богослужение учит любви к Богу.

– Отец Иоанн, что посоветуете читать?

– К сожалению, здесь достаточно непросто: это будут уже специфические, специальные учебники, можно, конечно, использовать «Толковую Библию» Лопухина. При имеющихся несовершенствах она на многое отвечает, «Закон Божий», семинарские учебники и учебники нашего гуманитарного православного университета.

– Отец Иоанн, благодарю Вас за беседу. Думаю, что мы еще не раз встретимся в нашей студии.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Церковный календарь

Самое дорогое сокровище – доброе сердце

Протоиерей Евгений Попиченко

14 июля Святая Церковь совершает память святых бессребреников Космы и Дамиана Святые бессребреники Косма и Дамиан пострадали в Риме в 284 году. Они были родными братьями, воспитанными в христианском благочестии. Изучив врачебное искусство, при помощи благодати Божией исцеляли всякие болезни, помогая людям, врачевали и животных.

 
Гость

Протоиерей Алексий Ладыгин: Глобализация и универсализация: минусы перевешивают

Беседа с настоятелем храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиереем Алексием Ладыгиным в эфире телеканала «Союз» – Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс