Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (632) → Схиархимандрит Власий (Перегонцев): Соединение с Богом надо чувствовать

Схиархимандрит Власий (Перегонцев): Соединение с Богом надо чувствовать

№23 (632) / 13 июня ‘11

Люди церкви

Беседа с духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандритом Власием (Перегонцевым) в эфире телеканала «Союз»

Когда-то в эту обитель паломники приезжали к старцу Пафнутию, сегодня они приезжают сюда к старцу Власию. В программе «Люди Церкви» – духовник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев). Ведущий – Олег Петров.

Каждому есть прощение

– Я великий грешник – как говорится, «Влас, лентяй и лоботряс»: сказку слышали про Власа, лентяя и лоботряса? Приходят ко мне люди, говорят: «Батюшка, мы за вас молимся», я спрашиваю: «А как вы за меня молитесь? Надо вот так молиться: «Помоги, Господи, Власу, лентяю и лоботрясу, и дай ему, что ему хочется: поспать, полежать, поворочаться».

– Но ведь люди видят в Вас старца, подвижника. Как сохранить такую веру покаянную, веру, критичную по отношению к самому себе?

– Ее можно сохранить только тогда, когда ты ее прочувствуешь. Пока не пропустишь через себя, как в гальванике: чтобы позолотить, посеребрить, надо пропустить определенный ток, и есть электролит, который нужен, чтобы произошло соединение с металлом. Так и соединение с Богом надо чувствовать.

– Вот человек пытается это чувствовать – регулярно посещает церковь, ходит на Исповедь, причащается, в грехах своих кается, а ничего не происходит...

– Ну почему не происходит? Уже то, что человек ходит в церковь, ходит на Исповедь, говорит: у него есть покаянное чувство. Вы же знаете, Мария Египетская 49 лет провела в пустыне, 49 лет она каялась и просила прощения за свои грехи. Она знала, что происходит в мире, и когда явился к ней с Дарами старец Зосима, чтобы ее причащать и исповедовать, он увидел, что она поднялась над землей.

– А почему у Марии Египетской это получилось, а у нас не получается?

– Мария Египетская возлюбила Господа всем сердцем, всей душой. Сначала она не могла понять, что была отвергнута и не допущена в церковь за свои грехи. А когда приклонилась к Матери Божией, стала Ее просить, Пресвятая Богородица умолила Своего Сына, и она была уже допущена, приложилась к древу животворящему. Когда увидела, что есть заступник пред Богом за тех, кто молится, есть проводник добра, то она пошла и стала умолять. Потому что каждому есть прощение, как в Евангелии сказано: «Все простится Господом, но не простится хула на Духа Святого». А сейчас ведь часто идет хула на Духа Святого. Мы поднимаем свою секиру духовную и на Патриарха, и на Священноначалие, мы можем все делать, а фактически кто мы есть?

– Здесь речь идет о тех священниках, которых запретили?

– Не только священников, но и епископат. Ведь если человек осознает, что он принял по заслугам и кается, то ему прощение бывает от Бога. Суд человеческий и Суд Божий – это как небо от земли отличается.

– А как Вы думаете, почему в Церкви происходит то, о чем Вы говорите?

– Это происходит потому, что за тот период, когда Церковь во время сталинского, хрущевского и брежневского правления подвергалась гонениям, у Церкви отняли практически все. В Церкви, например, испокон века проходила регистрация браков, а сейчас это функции загсов, и по светским законам можно сходиться и разводиться, Но, допустим, брак церковный один – второй брак разрешается Церковью только по потере кормильца, чтобы содержать детей. А светской властью разрешено по нескольку раз вступать в брак; это неправильно. Поэтому и противятся многие церковным правилам и говорят, что в Церкви одни мракобесы, которые ничего не разрешают и все запрещают. А это же неправильно.

– Наверное, каждый человек приходит со своей болью к Богу, чтобы получить душевное или телесное исцеление. Он вхож в церковь, кается, и Бог принимает его покаяние... Человек надеется получить благость Божию и здесь, на земле, получить какие-то земные блага; но он не знает, что это несение креста и легче ему не станет. Или станет?

– Вы знаете, многие приходят в Церковь как раз не за тем. Они не спрашивают, как спастись, что сделать, чтобы получить вход в Царствие Небесное. Они приходят и говорят: «Вот я бизнесом занимаюсь, у меня бизнес не идет, что лучше сделать, чтобы пошел бизнес?». Я говорю: «Есть такие святые, кому молятся, к кому прибегают... Им даешь советы, а потом говоришь: ведь как Господь сказал – «без Меня вы творить не можете ничего». В заповеди сказано: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут». Помилует вас Бог, и даст вам щедро Своей щедрой рукой, Он Щедродарец, у Него все богатства, все у Него. Вот вы обращайтесь к Нему и просите, и Он вам все даст». И когда люди внимают моим словам, у них все становится с головы на ноги.

– Они возвращаются потом к Вам просить Царствия Небесного?

– Иногда для многих это – как ведро воды на голову выльют: человек встряхнулся, и как бы просветление в мозгах происходит. Приходят после этого многие, каются, венчаются. Бывает, люди горюют: у нас долгое время детей нет, врачи сказали, что безнадежно, что нужно искусственное оплодотворение. Я разъясняю, что Церковь это не благословляет, рассказываю об Иоакиме и Анне, про Захария и Елисавету: «А вы повенчайтесь! Вот вы приходите сюда за чудом, а чудо в самих вас: если вы будете жить в законе, соблюдать его, то Господь чудо сотворит и с вами». Венчаются люди, а через некоторое время приходят радостные и говорят, что ждут ребеночка. Вот так.

– Батюшка, за чем к Вам больше приходят люди, за какими-то земными благами или за благодатью Божией?

– Очень много приходит больных людей после общения с врачами. Приходят, зная, что я когда-то учился, имею медицинские навыки, могу что-нибудь посоветовать, может быть, даже и не из традиционной медицины. Потому что я одно время занимался иридодиагностикой – это диагностирование по радужке глаза. Слышали такое выражение, что глаза – зеркало души? Когда человек открытый, он смотрит тебе прямо в глаза, а когда человек лукавый, он глаза прячет. Смотри человеку прямо в глаза и читай, как открытую книгу. Определяешь у человека диагноз, говоришь ему, он потом идет к врачу, проводят ему томографию, диагностирование, рентгеноскопию. И врачи нередко удивляются, как это батюшка смог определить заболевание, потому они нередко говорят, что «батюшка прозорливый, батюшка чудотворец». А я говорю, что я – обыкновенный человек, никакой не чудотворец, даже кассету издал под названием «Я не чудотворец».

Надо быть в единой упряжке

– Батюшка, мы прорвались к Вам через огромную толпу, множество людей стоят, ждут встречи с Вами. Сил хватает, чтобы всех принимать?

– Когда я не участвую в службе, не служу, то принимаю каждый день с 5 утра до 9 вечера.

– Какое самое большое препятствие для покаяния человека сегодня, обо что люди спотыкаются, что не дает им прийти к Богу?

– Люди спотыкаются о материальные блага, которых хотят всех и сразу. Это для многих препятствие.

– А совместима ли для христианина жизнь с благами земными и с благодатью Божией? Или надо выбирать?

– Кто хочет жить с Богом, у того все всегда будет, и благо будет, и мир в душе. А кто не хочет жить с Богом и стремится только к материальным благам, получат только миражи в пустыне. Я человек уже пожилой и, как говорится, болезнями и годами пришел, можно сказать, к своему пределу. Не сегодня-завтра Господь меня призовет к Себе на ответ. И вот подвожу итог своей жизни и думаю: с чем явлюсь, что приобрел себе на земле?

– Как же так? Люди приходят к Вам, Вы схимник, Вы дали обет Богу.

– Я дал обет и должен быть в схиме в затворе, должен бы молиться за весь мир, а, по благословению Владыки, принимаю людей, даю им советы на основании святоотеческих примеров, опыта своего, тех людей, с которыми я когда-то встречался. Ведь многие, с кем когда-то встречался, которые меня благословляли, прославлены в лике святых. Я учился, допустим, по учебникам Войно-Ясенецкого, изучал гнойную хирургию и в Одессе встречал его, брал у него благословение... Кукша Одесский был у нас в монастыре, я слушал его наставление... Севастьян Карагандинский, архимандрит, – с ним встречался, мы беседовали о многом, и я хорошо помню его наставления. Архимандрит Серафим (Тяпочкин), который в свое время, когда, как вы знаете, у Зои Куйбышевой было стояние в городе Самаре, пришел к ней в дом с иконой, мне эту икону показывал, и я к ней прикладывался. Я из рук его принимал схиму, и он меня постригал. Сейчас ждут его прославления, уже готова рака.

Так что Господь сподобил меня такой великой благодати. Я в храм и в Церковь пришел сознательно уже во времена Алексия (Симанского) I, и при мне уже четвертый Патриарх. Здесь, в монастыре, я с 1991 года, как открыли монастырь, Владыка назначил духовником, я здесь и нахожусь безвыездно. При мне уже сменился четвертый наместник.

– Батюшка, к Вам многие люди приходят в болезни испрашивать помощь Божию в покаянии или молитве, чтобы исцелиться. А ведь Вы сами были однажды больны тяжелым недугом и исцелились – у кого Вы тогда спрашивали?

– Я никого не спрашивал. Услышал, что есть икона Божией Матери «Пантанасса», «Всецарица», и уехал к этой иконе на Афон в Ватопедский монастырь и шесть лет там находился. Неотступно молился, там есть великая агиасма, источник, который вышел по благословению Матери Божией, когда Афанасий Афонский ударил в скалу жезлом своим. В этом источнике я купался, принимал из него воду, исповедовался, причащался, и в нашем Пантелеимоновом монастыре жил некоторое время.

– К врачам Вы не обращались?

– Нет, почему, я лечился, мне шесть операций сделали, я и облучение, и химию проходил, все было у меня... Бывало, когда я в то время еще Свердловск проезжал, почему-то всегда была пасмурная погода, дождь, и я приходил в Иоанно-Предтеченский храм. Народу всегда было огромное количество, все не могли в храм попасть, и у меня всегда было какое-то мрачное впечатление. А потом, когда я уже в 1987 году ездил в Новосибирск на могилу матери, в Екатеринбурге была прекрасная погода, храмов было уже много, и мне этот город показался родным и близким. Не советское родное, а такой древний уральский город, он мне таким красивым показался. И я подумал: «или я старею, или город помолодел».

– Батюшка, и в завершение нашей программы – Ваши пожелания православным христианам, которые ждут Ваших советов. Что Вы им посоветуете?

– Мое пожелание одно: быть в единой связке, быть в единой упряжке, тогда воз сдвинется. Россия возродится только тогда, когда будут народ и власть едины, вера будет, как гордое знамя, веять над Россией, когда люди будут, как братья, любить всех, без исключения. Потому что Земля Богом дана для того, чтобы человечество жило здесь в мире, покое и благодати. Вот когда в человеческие ладони будет влетать голубь с оливковой ветвью, тогда на Земле будет мир, благоденствие, и Царство Божие будет на Земле.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Епархия

Тульская и Белевская епархия

Митрополит Тульский и Белевский АлексийДата рождения: 10 мая 1953 г. Дата хиротонии: 1 декабря 1988 г. Дата пострига: 7 сентября 1975 г. День ангела: 18 октября.Родился в Москве в семье рабочего. В 1970 г. окончил среднюю школу и поступил на химический факультет МГПУ им. Ленина.

 
Духовное наследие

Монашество

Носители духа Святителя Игнатия

О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому.Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс