Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 10 мая 1953 г.
Дата хиротонии: 1 декабря 1988 г.
Дата пострига: 7 сентября 1975 г.
День ангела: 18 октября.
Образование:
Награды церковные:
Начало христианской проповеди в этих местах относится к первой половине XII века. В церковном отношении край вятичей по принятии ими христианства был подчинен управлению епископа Черниговского и Рязанского. В 1207-1622 гг. область входила в состав Рязанской епархии, позже – Коломенской. Самостоятельная кафедра была учреждена указом Святейшего Синода от 16 октября 1799 года. В настоящее время в епархию входят приходы и монастыри Русской Православной Церкви в Тульской области.
Контактная информация:
Тула – один из древнейших городов России: как город упоминается в летописях, относящихся к 1147 году. Есть несколько версий о происхождении слова «Тула». По одной из них, название города связывают с именем татарской царицы Тайдулы, жены хана Ченибека, которая владела городом в середине XIV века. Этой версии придерживался Н.М. Карамзин. Владимир Даль, объясняя в своем словаре слово «Тула», пишет: «Тула – скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта или для заточенья. С этим может быть в связи названье города». Возможно также, что город стал называться Тулой от названия реки Тулицы, в устье которой в конце ХI или в начале ХII века был построен дубовый острог (городище) для воинской стражи. Этот острог стал называться Тулой.
Самыми древними обитателями тульского края были народности финно-угорской языковой семьи и народ славянского племени вятичей.
В конце ХI века черниговские князья покорили вятичей. С начала XII столетия началось просвещение вятичей христианской верой. Одним из просветителей вятичей был преподобный Кукша, инок Киево-Печерского монастыря, принявший мученическую кончину в начале XII века.
Находясь на пути к Москве, Тула неоднократно подвергалась нашествиям татаро-монгол, претерпевала опустошения и разорения от орд хана Батыя (1237-1238), Тимура (1348), Мамая (1380), полчища которого разбил святой благоверный князь Димитрий Донской в битве на Куликовом поле, Тохтамыша (1383), Ахмата (1472), Мурзы Туказана (1517), Девлет-Гирея (1552 и 1571-72).
Столь опасное положение города заставило московских князей сделать Тулу укрепленным пунктом.
В 1261 году митрополитом Кириллом была учреждена Сарайская епархия, которая с ослаблением ханской власти была перенесена епископом Вассианом около 1460 года в Москву и получила название Крутицкой. В ведении этой епархии с 1350 года находилась западная часть Тульской губернии. Другая часть тульских городов в течение 415 лет (с 1207 по 1622 год) входила в ведение рязанских архиереев. Такое разделение городов Тульского края между Рязанской и Крутицкой епархиями окончательно утвердил святой митрополит Алексий около 1360 года, отдав Рязанской епархии земли по левому, а Крутицкой епархии – по правому берегу реки Дона.
В 1788 году, согласно указу императрицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствие с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле.
Мысль Екатерины II об учреждении в Туле самостоятельной архиерейской кафедры была осуществлена в правление императора Павла I. Преосвященный Мефодий, по получении им указа 31 декабря 1799 года, написал резолюцию как уже первый Тульский епископ, который определил состав консисторского присутствия. Все члены бывшей Коломенской консистории по причине перехода их в ведомство Московской епархии заменены были духовенством Тульской епархии.
На протяжении XIX века в Тульской епархии были созданы, кроме духовной семинарии, четыре духовных училища.
При храмах Тулы и губернии почти 120 лет были открыты и успешно функционировали более 1500 церковно-приходских школ и школ грамоты. При церквах было открыто более 516 библиотек. Примечательно, что первая в русской провинции публичная библиотека была открыта именно в Туле при Старо-Никитской церкви.
В 1903 году при Александро-Невском храме были организованы внебогослужебные беседы для прихожан. Такие беседы успешно проводились впоследствии и при других храмах.
При Николо-Часовенской церкви было создано и активно действовало одно из первых в России обществ трезвости.
В 1884 году при Архиерейском подворье открывается первый историко-краеведческий музей России «Палата древностей», действовавший на протяжении 34 лет. Его основателем, хранителем и руководителем все эти годы являлся Николай Иванович Троицкий – выпускник Тульской семинарии, крупный краевед, ученый, историк, писатель.
В Тульской епархии на церковные средства содержались 9 больниц на 119 коек и 38 богаделен на 300 человек.
В Туле в XIX веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники: Казанский и Спасо-Преображенский соборы, Успенская церковь женского монастыря, храм Преподобного Сергия Радонежского, приют Трухиной, Петровская богадельня и церковь Димитрия Солунского.
К 1917 году храмов и часовен в Тульской епархии было 1089. В самой Туле с ее 130-тысячным населением было 3 собора – Успенский, Богоявленский и Спасо-Преображенский и 68 храмов и домовых церквей (при семинарии, больницах, приютах, учебных заведениях, заводах и фабриках).
За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них разрушено. В 90-е годы при митрополите Тульском и Белевском Серапионе (Фадееве) (1933-1999) на тульской земле началось возрождение Православия. К тому времени на территории области действовали всего 32 храма, из них четыре в Туле. Практически во всех храмах Тулы и области шли реставрация, обновление и ремонт. Воссозданы Щегловская обитель в Туле и Жабынская Пустынь под Белевом. Были открыты два новых монастыря – Свято-Успенский в Новомосковске и Свято-Казанский в селе Колюпаново Алексинского района.
Одним из лучших учебных заведений области стала Православная классическая гимназия.
В 1380 году на призыв Великого князя Димитрия к освободительному походу против ордынского угнетения откликнулись почти все княжества – за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского.
После праздника Успения Пресвятой Богородицы, когда в окрестностях Москвы уже собирались войска, Великий князь Димитрий со своими ближайшими друзьями отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию. Радонежский чудотворец благословил его идти на битву, уповая на Бога, и обещал свою молитвенную помощь. Он предсказывал ему победу, но ценой гибели многих сынов Отечества, которым уже готовятся на небесах святые венцы; говорил, что сам князь останется жив. Димитрий Иоаннович просил преподобного Сергия отпустить с ним на битву двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Вряд ли они – при численности войска в 150 тысяч – нужны были как подкрепление воинской силы, хотя в прошлом были брянскими боярами-воинами; в их лице на бой с татарами отправлялся сам преподобный Сергий. Ввиду смертельной опасности, грозившей им, которую провидел их игумен, они были пострижены в великий ангельский образ – схиму, на них были надеты схимнические облачения.
Накануне выступления против татар произошло чудесное событие: во Владимире были обретены мощи благоверного князя Александра Невского, прапрадеда Димитрия Иоанновича. Это Божественное знамение было достоверным свидетельством незримой помощи ему со стороны его великого предка, князя-воина.
За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал именоваться Донским, а в 1988 году, в тысячелетие Крещения Руси, причислен к лику святых.
* * *
Интерес к памятникам Куликова поля возникает в первой четверти XIX в. Первым исследователем Куликова поля стал С.Д. Нечаев – декабрист, поэт, деятель образования и просвещения, краевед. Он целенаправленно собирал находки с места сражения и на основе своей коллекции создал частный музей из двух залов, в которых экспонировались предметы вооружения с поля битвы. К 20-м гг. XIX в. относится и первая попытка мемориализации Куликовской битвы. По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В.Ф. Васильев в 1820 г. выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Только спустя 15 лет, в 1836 г., император Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска А.П. Брюллова. 8 сентября 1850 г. памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.
К 500-летнему юбилею, в 1865-1894 гг., в с. Монастырщина на легендарном месте захоронений воинов, павших во время сражения, возводится каменный храм в честь Рождества Богородицы, одновременно рядом была возведена приходская школа.
К началу XX в. среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору А.В. Щусеву, завершившему работу в 1911 г. Храм строился четыре года (1913-1917). Окончанию строительства помешали события ноября 1917 г. и гражданская война.
К 600-летнему юбилею Куликовской битвы была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в с. Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме. Постановлением правительства РФ в 1996 г. на Куликовом поле создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
«Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась – чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери: «Мама, мне все снится икона Божией Матери «Взыскание погибших». Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат – одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».
Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?». Художник ответил утвердительно и начал писать. Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» ( духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».
На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание погибших». Когда она была готова, ее понесли Крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко». Слепая от рождения говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону». Действительно, через полчаса показался Крестный ход. Отслужили молебен, и Крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки рядом с ней. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь».
Из воспоминаний З. В. Ждановой,
близкой знакомой святой блаженной Матроны
Празднование СоборуТульских святых было установлено, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в 1987 году.
День праздника – 5 октября.
Тульская семинария появилась вслед за учреждением Тульской епархии. В пункте 15 Высочайше утвержденного 16 октября 1799 года доклада Святейшего Синода от 27 сентября было сказано, что сумма, положенная на бывшую Коломенскую семинарию, «переводится ныне же на Тульскую, какая и должна быть учреждена по переводе епархий». Перевод семинарии – то есть прибытие в Тулу бывшего епископа Коломенского со штатом – состоялся в начале февраля 1800 года. Около года Тульская семинария не имела места расположения и смогла начать работу не ранее марта 1801 года.
В первом помещении, приспособленном из неоконченного губернаторского дома на Киевской улице, семинария существовала до 1821 года. Затем ее стали постепенно переводить в новое здание, выстроенное на бывшем владении купца Герасима Сушкина, находящемся меж Воронежскою улицею и Подьяческою слободою.
После революционных событий 1917 года помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года.
6 октября 2001 года постановлением Священного Синода Тульское Духовное училище преобразовано в духовную семинарию с пятилетним сроком обучения.
Web-сайт Тульской и Белевской епархии: http://tulaeparhia.ru
Беседа с клириком храма Великомученика Георгия Победоносца в Коптево священником Михаилом Титовым в эфире телеканала «Союз» Как привлечь молодежь в храм? – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин.
Беседа с духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандритом Власием (Перегонцевым) в эфире телеканала «Союз» Когда-то в эту обитель паломники приезжали к старцу Пафнутию, сегодня они приезжают сюда к старцу Власию.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.