Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с клириком храма Великомученика Георгия Победоносца в Коптево священником Михаилом Титовым в эфире телеканала «Союз»
Как привлечь молодежь в храм?
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Гость нашей студии – клирик храма Великомученика Георгия Победоносца в Коптево священник Михаил Титов. Мы предлагаем побеседовать о детях и подростках в Церкви: что их там встречает, с какими проблемами они там сталкиваются, и как мы, взрослые прихожане, можем помочь им освоиться в храме? Отец Михаил, исходя из Вашего пастырского опыта, скажите, с какими проблемами дети больше сталкиваются в Церкви?
– Наверное, с проблемой невнимания к своим бедам. Дело в том, что психика подростков до конца не сформирована, они стесняются что-то спросить. И если в семье нет родителей, которые могли бы чему-то научить, то ребенку трудно найти себя в храме Божием. И еще одна проблема: человек и хочет, и всей душой и сердцем горит, а применения себе найти в храме не может – это уже проблема взрослых, настоятелей, священников, которые должны задуматься, какое применение найти молодому человеку в храме.
– Ему должно быть там интересно: молодые люди занимаются только тем, что им интересно...
– Интересно – это одно, но немаловажно и то, чтобы он мог с пользой проводить время. К сожалению, во многих храмах священники воспринимают свою, скажем так, обязанность, очень узко: Исповедь, требоисполнение, служба... Но еще должен быть некий талант, чтобы вокруг себя организовывать людей, духовно окормлять, подвигать их на какие-то дела..
– Приход, храм в работе с детьми, молодежью может в определенном смысле заменить те дома пионеров, которые были в нашем детстве? Там были кружки по интересам…
– Наверное, не заменить, а дополнить. В храмах должны быть кружки, которые, казалось бы, малое отношение имеют к церковной жизни. Ведь, по мысли нецерковного человека, воскресная школа это место, где дети сидят за партой и читают Новый Завет или учат Закон Божий. А на самом деле воскресная школа должна начаться, наверное, с кружка рукоделия, со спортивной секции. С того, что человеку привычно. Естественно, воспитание и обучение заключаются не только в том, чтобы мы преподавали детям Закон Божий, но в немалой степени и в том, чтобы они видели, как взрослые живут, о чем они говорят, чем дышат. И ребенок увлекается примером взрослых людей.
Недавно Святейший Патриарх Кирилл как раз к этому и призывал настоятелей храмов: чтобы были в храме и социальный работник, и педагог, потому что порой батюшке самому это не потянуть чисто физически, и не у каждого есть такая возможность и способность.
– Я знаю, что в Вашем храме эта работа поставлена на широкую ногу.
– Наверное, так говорить было бы чересчур нескромно. В нашем храме есть православная дружина – 150-200 детей. Мы их знаем, они знают нас. Они ездят в летние лагеря, занимаются в спортивных секциях, есть военно-патриотические кружки, есть даже секция каратэ. Батюшки обычно летние лагеря окормляют, они с детьми находятся все время. И детям от такого общения великая польза.
Я вспоминаю, как мы ездили в палаточный лагерь в Вышний Волочок. К нам присоединились дети из детских домов. И поскольку все они – трудные подростки, буквально на третий день им стало скучно; претензии были такого характера: «У вас здесь нельзя курить, пива нет и дискотеки, и заняться нечем, поэтому отправьте нас обратно в детский дом. У нас там все это есть, и все это веселее». Мы договорились: «Братцы, давайте вот, еще два дня поживите, не понравится – сам отвезу на машине». И, знаете, за это время с ребятами произошли большие перемены. Потому что они увидели, что, оказывается, есть другие развлечения, другие ценности, есть дети, которые не курят и не употребляют пива, не трясутся на дискотеках. В итоге детдомовские ребята остались и даже хотели остаться еще на вторую смену. На следующий год они приехали к нам в лагерь, и мы могли лично убедиться, что дети меняются прямо на глазах. Казалось бы, что особенного: забота, ласка, а с ними такие перемены происходят.
В основе – родительский пример
– Батюшка, на Ваш взгляд, почему случается так, что дети верующих и воцерковленных родителей уходят из Церкви, прощаются с верой?
– Это большая наша беда, и, скорее всего, это беда не детей, а родителей. Вы знаете, часто обращаются с вопросом: «Что мне делать с моим ребенком?», а хотелось бы услышать вопрос: «Что мне делать с самим собой, потому что мой ребенок…?». Каждый родитель должен об этом задуматься. Наши дети – это то зеркало, в котором мы должны видеть себя. Что получилось не так? Мы ребенка водили в церковь, а сам он хотя бы раз ходил в церковь? Мы его причащали, исповедовали, мы – его, а он сам? Произошла ли в его душе встреча со Христом? Ведь церковь – это не здание, это жизнь во Христе, это общение со Христом.
Не менее важна среда, в которой ребенок живет. Раньше было легче родителям воспитывать детей, потому что была определенная культурная среда, люди жили в общении друг с другом, они хорошо знали друг друга, особенно в селе, в деревнях. Самым страшным наказанием для ребенка что было? Если незнакомый ему человек подойдет и скажет: «Если ты будешь и дальше так нехорошо поступать, я пойду и скажу твоим родителям». Сейчас разве это для кого-то страшно?
Не стоит удивляться, если у родителей все с ног на голову, и ребенок не ходит в храм. Серафим Саровский как говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», поэтому задача родителей – привести себя в порядок.
– Часто бывает, что если родители верующие, взрослеющий ребенок в определенный период, в 13-15 лет, как бы назло им становится неверующим. Что можно посоветовать родителям?
– Вы знаете, сейчас очень много пишут на эту тему. Оказывается, есть не только критический переходный возраст 13-15 лет, когда человек делает все родителям наперекор. А есть кризис трехлетнего возраста, пятилетнего, шестилетнего, только эти кризисы менее заметно проходят, потому что ребенку деваться некуда. А на самом деле суть одна, просто в 15 лет ребенок уже может сказать: «Не понимаете меня, ну и до свидания: у меня своя, самостоятельная жизнь».
Как преодолевать их? Наверное, здесь самое первое и главное лекарство – христианская любовь, которая должна быть в семье.
– Вернемся к ситуации, которую Вы уже описали, когда случается, что дети, повзрослев, открывают для себя двуличие родителей, когда они в храме – одни, а дома – другие, могут между собой ссориться, ругаться, повышать голос на детей; в этот момент у ребенка и возникает чувство противоречия... Что можно посоветовать детям в такой ситуации, чтобы они не отвернулись от Церкви?
– Правильное христианское миропонимание этого мира учит нас тому, что мы все больны, больны грехом. И родители тоже больны. Поэтому надо учить ребенка «друг друга немощи носить» и исполнять закон Христов. Если дети видят такие грехи, то должны понимать, что и родители нуждаются в их понимании, в том числе в молитве детей за родителей.
– Батюшка, у нас звонок.
– Почему вы делаете упор на детей, ведь Иисус сказал, что дети совершенны, они не нарушают нравственные законы? И ни в Ветхом, ни в Новом Завете не написано, что надо обращать внимание на детей, что надо воспитывать их. Не лучше ли больше обращать внимания на взрослых, на родителей?
– Я не видел еще ни одного огородника, который бы свой огород не пропалывал, не поливал, не заботился бы о нем, а осенью нашел бы на нем какие-то плоды. Просто невозможно, чтобы такое было. Так почему же мы должны бросить детей, как сорняки? Цель любого человека – научиться жить со Христом. Дети должны измлада учиться жить с Богом, и почему мы не должны этому их учить?
Не могу с вами согласиться, что нет на это указания в Ветхом или Новом Завете. Вы можете перечитать Книгу Премудрости Соломона и другие книги Ветхого Завета, где говорится о воспитании детей.
Знания – по возрасту
– Слушаем еще один звонок.
– Батюшка, была очень рада услышать, как Вы сказали про встречу со Христом христианина. Это очень трудная тема, а как это детям-то донести? И еще, трудность в том, что я не знаю, как детям Писание читать. В храме-то и взрослые не все понимают чтение по-церковнославянски, а детям совсем трудно.
– По поводу чтения Священного Писания... Надо учитывать возраст детей – каждому возрасту свои знания. Если начать читать Новый Завет ребенку, который не имеет даже первоначальной подготовки, то он не только ни в чем не разберется, а, может быть, даже испугается. Поэтому лучше в младшем возрасте почитать русские народные сказки, примеры из жизни, где учат добру, взаимопониманию, вере, благочестию.
Для детей более старшего возраста будут полезны произведения такого замечательного детского писателя, как Клайв Льюис, который евангельские повествования переводит на язык фэнтези, и ребенок может провести параллели. Начинать читать ребенку Священное Писание на церковно-славянском языке надо лет с 15-16, а если это мальчик, он может в алтарь прийти и почитать вместе с батюшкой.
Встреча со Христом происходит у всех по-разному, но, наверное, тогда, когда человек тянется к благочестию. Детская открытая душа может встретиться со Христом, если мы воспитываем в ней доброту, любовь, самопожертвование, когда учим не жадничать, а отдавать другому. Где есть такая любовь, там есть и Господь.
Мы сами заграждаем себя от Господа, ведь Господь-то всегда рядышком, и Он говорит в Писании: «Се, стою у двери и стучу, кто отворит, с тем и буду вечерять». Только по заповедям, по благочестию жить, смирению учить детей, скромности, а не вульгарности, и тогда эта встреча будет.
– Есть еще один звонок.
– Меня Ольга Александровна зовут. Не пора ли на уровне правительства решить вопрос о введении в школьную программу курса богословия?
– В школьную программу никто не собирается и, наверное, никогда не введет курс богословия, это было бы неуместно в наших школах. А вот курс изучения истории и основ православной культуры нужен. Почему мы от детей должны прятать то, на чем созидалась наша российская культура? Пороку можно научиться везде, а вот где научиться хорошему? Может, в школах пора уже детям объяснять, куда они идут, как раньше жили, чему учит вера православная христианская? Мы живем в России, и отрываться от наших корней, даже по светским соображениям, неправильно.
– Слушаем следующий вопрос.
– Известны примеры удивительного воспитания в семьях священников Алексия Мечева и отца Сергия Савельева. Известен замечательный граф Николай Николаевич Неплюев на Украине, который создал трудовую школу в Крестовоздвиженском, его удивительный пример даже поддержали при советской власти до 1925 года. Эта школа для простых крестьян дала очень много очень талантливых и нужных для страны людей. Знает ли батюшка такой пример из литературы, который можно было бы дать как рекомендацию для родителей и прихожан храмов?
– Я приведу пример не родителя, но величайшего пастыря – праведного Иоанна Кронштадтского. Его книга «Моя жизнь во Христе» – тот пример жизни с Богом, жизни православного верующего христианина, который должен знать каждый.
Есть еще один замечательный пример – святитель Игнатий (Брянчанинов). Он излагает замечательные мысли по воспитанию, по жизни христианской. Вот два очень интересных автора, с трудами которых я бы порекомендовал познакомиться.
Встреча с Богом у каждого своя
– Батюшка, подросткам же в определенном возрасте очень важно чувствовать свою самостоятельность, знать, что старшие им доверяют, этот юношеский максимализм требует выплеска энергии, самореализации, причем в очень сжатые сроки. Церковь же такого не предлагает, в Церкви очень жесткая иерархия, строгая дисциплина, в конце концов, бабушки, которые шикают: тут не стой, так не делай... Как реализоваться?
– Бабушки – это действительно большая проблема. И практически во всех храмах настоятели рекомендуют всем бабушкам очень внимательно относиться к молодым людям. Но, к сожалению, они этого не исполняют. Святейший Патриарх даже на это указывал, что первые, кого люди видят в храме, это как раз бабушки, и от их обращения с людьми, от их любви зависит, придет человек в храм еще или больше уже не придет, потому что у многих людей есть такая ассоциация, что в храме должны люди быть точно ангелы, как минимум. Поэтому хотелось бы, чтобы такие бабушки приняли то, что их подвиг жизни – никого не оттолкнуть.
А о том, что молодой человек все хочет делать по-своему, самореализовываться, я думаю, что церковь как раз то место, где ты можешь быть самим собою, как это ни удивительно звучит. На первый взгляд кажется: все стоят, все молятся, там нельзя кричать, нельзя бегать, нельзя прыгать. А в других общественных местах разве можно? Тоже нельзя. Но вот как раз Церковь и Православная вера дают человеку такую неограниченную свободу. И если человек ищет свободы, то он понимает, что благочестие и праведность дают истинную свободу человеку, а не грех: грех порабощает, а свободу человек может найти только в Боге.
Я вспоминаю свои первые шаги в храме. И меня поразило, что, увидя меня среди прихожан, один певчий (сейчас он мой очень хороший друг), замечательный человек, позвал меня: иди к нам на клирос. Я стою, стесняюсь. А он говорит: «Смотри, вон диакон Павел Степанович пошел, вон батюшка идет». Все мне объяснил – что, почему и зачем. А потом спросил: «Ты петь умеешь? Ну, не умеешь – просто постой рядом». И вот такое отношение ко мне, наверное, сыграло свою роль.
– Еще один звонок, слушаем вопрос.
– Батюшка, скажите, пожалуйста, если в семье отец некрещеный и богоборец, и деткам приходится тайком молиться, тайком креститься, иногда их заставляют снимать крест и всячески препятствуют вере, как себя вести с папой деткам и мне?
– Об этом еще апостол Павел пишет: муж неверующий освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. И, как написано в посланиях, друг друга тяготы носите и исполняйте закон Христов. Ведь как человек может стать верующим? Когда он увидит в нас Христа. Бог есть любовь. И поэтому надо объяснять, любить, служить, чтобы у человека как-то смягчилось сердце. Конечно, молиться за него, деткам объяснять, не настраивать их против папы. Когда есть любовь, она все побеждает.
– Отец Михаил, конкретный вопрос прозвучал: папа требует, чтобы дети снимали крестики. Вопрос: подчиняться папе, выполнять пятую заповедь?
– А как же, конечно, выполнять. Мы знаем, что у новомучеников крестики срывали с груди, богоборцы не терпели, чтобы были крестики. Брили бороды, брили налысо священников. Митрополита Петроградского Вениамина обрили так, что его даже никто не узнавал, но ничего не могли сделать с его верой. Так и здесь. И наша вера состоит не только в том, что мы крест носим. Наша вера – в сердце, в отношении ко Христу. Я думаю, что можно и уступить, можно и снять крестик, в сердце-то ведь Господь остается.
– Конечно. У нас еще один звонок.
– Меня зовут Александр, звоню вам с Украины. Я совсем недавно начал посещать церковь, но мой младший брат часто говорит: «Куда и зачем ты ходишь, если в самой Библии есть противоречия». А я не могу ему объяснить. Вот в девятой главе Деяний описано явление Господа Павлу: «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя». А в 22-й главе тех же Деяний сам Павел описывает эту ситуацию: «Бывшие же со мной люди свет видели, и пришли в страх, но голоса они не слышали».
– Отвечу так. Вы пробовали когда-нибудь описать один пример с разных ракурсов, с разных точек зрения? В Евангелиях не только одно это противоречие. Просто их писали разные люди. Скажем, апостол Павел видел эту ситуацию так, а кто-то иначе. Ведь Деяния-то написал не Павел, а апостол Лука, и он воспринял эту ситуацию немножко по-другому. Наоборот, это говорит о подлинности Евангелий и Деяний апостолов: когда люди сговариваются и хотят обмануть, у них все как под копирку.
Община – в помощь
– Слушаем вопрос.
– Батюшка, по собственному опыту знаю, что современным детям нельзя ничего запрещать, потому что они имеют опыт общения не только в семье, но и в школе, и на улице. Это отрицательный опыт. И очевидно, что нужно искать христианский опыт общения там, где дети могли бы получать навык христианской любви, самопожертвования, благочестия. Есть ли такой опыт общения в приходах?
– Это как раз, наверное, первая задача на сегодня приходских храмов – создать общину. Чтобы храм был не просто помещением, где мы собираемся и друг о друге ничего не знаем, а был семьей, где мы воспитываем вместе детей, где дружим, где происходит наша жизнь. Я помню, как в 90-х годах был в Германии и меня поразил опыт работы православных храмов. Там, конечно, общины очень маленькие, но они очень дружные. И после богослужения там предлагалось чаепитие, общение за столом – батюшка, прихожане, все вместе сидели, все знали друг друга, смеялись, разговаривали, делились своими бедами и радостями.
Сейчас в наших храмах появляются такие же общины. Конечно же, должны быть и молодежные объединения при храме. Например, у нас при храме работает молодежный дискуссионный клуб. Его ведет преподаватель, который с молодыми людьми обсуждает их проблемы, отвечает на их вопросы. Есть другое молодежное объединение, ребята регулярно собираются в храме для того, чтобы его украсить к празднику. Молодые люди приходят после лекций в институте, после занятий в школе, они нашли себя в этом.
Наш, русский опыт. В XVII-XIX веках были приходские храмы, где были общины, кружки трезвости, кружки рукоделия и другие. Опять-таки в нашем храме 92 многодетные семьи объединились. Регулярно общаются, делятся вещами, распределяют какую-то материальную или спонсорскую помощь. Дети вместе с родителями ходят в храм на службу, причащаются, все друг друга знают.
– Спасибо, у нас еще один звонок.
– Скажите, как 12-летнего ребенка приобщить к вере, если он к ней не приучен и он не только не желает действовать в этом направлении, а еще и сопротивляется?
– А родители верующие?
– Да, мама верующая, а папа не живет с нами.
– Опять-таки надо набраться терпения, потому что нельзя к вере привести через насилие, это будет уже не любовь. Где любовь – там свобода. Набраться терпения, просить Господа, молиться, научиться понимать, чем ребенок дышит, чего он хочет.
– Отец Михаил, благодарю Вас за очень полезную беседу.
Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым Нельзя забывать о духовном – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин.
Митрополит Тульский и Белевский АлексийДата рождения: 10 мая 1953 г. Дата хиротонии: 1 декабря 1988 г. Дата пострига: 7 сентября 1975 г. День ангела: 18 октября.Родился в Москве в семье рабочего. В 1970 г. окончил среднюю школу и поступил на химический факультет МГПУ им. Ленина.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.