Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (632) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Как удержать людей от зла

Протоиерей Димитрий Смирнов: Как удержать людей от зла

№23 (632) / 13 июня ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым

Нельзя забывать о духовном

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Гость нашей студии – председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Мы обсудим сегодня вопросы общественной религиозной жизни, которые пришли на наш форум. Отец Димитрий, перво-наперво хотелось бы Вам задать такой вопрос: у нас устоялась традиция при встрече со священником просить у него благословения, причем не на какое-то конкретное дело, а вместо приветствия. Ваше отношение к такой традиции?

– Если это происходит в комнате, допустим, восемнадцатиметровой, тогда это вполне уместно, а если комната сорок метров и там четырнадцать человек, то это уже не уместно. Еще хуже, когда в храме просят благословения, потому что у священника как бы возникает полоса кордонов – он может одного благословить, а другого, кто немножко зазевался, не благословить. Это просто мешает делу. Ведь во время службы священник несколько раз говорит: «Мир всем, благослови весь народ». Если идет Всенощная, он благословляет еще помазанием елеем. А после службы многие просят опять благословить, и это, конечно, никуда не годится.

– Может быть, мы просто забываем о духовном смысле благословения?

– Это само собой. Мы забываем не только о духовном смысле самого благословения, мы забываем и о духовном смысле святого Причастия. Читая молитвослов, человек может забывать вообще, кому он молится, настолько он погружен в чтение. Нужно просто взять себе за правило: когда впервые увидел священника – поклон ему, и все. Нас этому учили в Духовной академии. Представьте, идет ректор академии, а там пятьсот учеников. Значит, пятьсот человек подходит благословляться на одной перемене, столько же на другой…

– Тогда ему и работать будет некогда.

– Таким образом все девальвируется. Когда у ветерана награды боевые – это прекрасно, а когда по каждому поводу медаль и их уже некуда вешать на мундире…

– Коль уж разговор зашел о героях, недавно, 23 мая, был день рождения и день мученической гибели воина-пограничника Евгения Родионова. Многие, конечно, знают о нем, но мне бы хотелось, чтобы Вы, в пятнадцатую годовщину, напомнили о его подвиге.

– Православный народ, по-моему, весь знает это имя, которое стало широко известно и за рубежами Родины. Евгения Родионова и в Болгарии, и в Сербии, и в Греции очень почитают. Им это очень близко, потому что они пережили многие столетия противостояния с Турцией, и у них нет такого, как у нас, дружеского сосуществования мусульман и православных. Ведь даже когда была война на Кавказе во времена Михаила Юрьевича Лермонтова, фактор ислама так не звучал, как последние годы. Это не было борьбой одной религии с другой, никому не пришло в голову обвинять кого-то в каких-то крестовых походах. А здесь такой элемент появился, потому что сами сепаратисты, боевики дали событиям именно такую подоплеку.

Все знают, что Евгений отказался снять крест. Но что для меня здесь наиболее драгоценно, и я об этом очень много размышлял... Он не был человеком в нашем с вами понимании воцерковленным, но крест носил совершенно сознательно. Ему предложили снять крест в обмен на жизнь, а он отказался. И, конечно, это знамение Божие, что все случилось в его день рождения, он как бы родился в вечную жизнь. Такой подвиг можно сравнить с подвигом Бориса и Глеба, с подвигом сорока мучеников Севастийских.

– Отец Димитрий, а как Вы думаете, Евгений будет канонизирован?

– Абсолютно уверен. Просто 15 лет – это еще не срок, но это неизбежно. Очень важный компонент для такого общецерковного прославления – всенародное почитание. Я сумел нынче поехать и помолиться на могилке. Такого столпотворения людей даже не ожидал.

– А где его могила?

– Под Подольском есть село Черкизово. Сюда приезжают люди издалека: из Пензы я там видел людей, из Сибири, даже с Украины. Понимаете, люди приезжают специально, и что особенно порадовало – пришло десятка полтора пограничников, молодых курсантов, во главе с офицером. И Любовь Васильевна там была, мама Евгения, у нее очень многие спрашивали, она делилась своими скорбными воспоминаниями. Она настоящая героиня – больше пятидесяти раз была в Чечне.

Тема прославления воина Евгения не закрыта, так комиссия и постановила, а Святейший Патриарх Алексий пожаловал орденом мать солдата за ее большие труды. Поэтому, как мы говорим, процесс канонизации идет, люди пишут иконы Евгения, хотя это, в общем, не совсем правильно. И даже храмы возводятся в его честь за границей.

У нас такое было с Семьей нашего последнего Императора – практически в каждом православном доме была его икона бумажная.

– А Сербской Православной Церковью Царская Семья была канонизирована еще в 30-е годы.

– Да, просто нужно время. Но это же неважно, в день кончины молебен служить или панихиду, у Бога-то все равно все живы. Важно, что люди помнят. Много ли погибших солдат у нас в стране, память о которых в течение уже 15 лет так сохранилась? У нас героев очень много, взять хотя бы шестую роту псковских десантников. Но дело в том, что подвиг Евгения просто пронзил сердце каждого христианина.

Все время стыдно за чиновников

– Батюшка, у нас звонок.

– Когда я молюсь, я должен думать о Боге. Но мне очень трудно думать о Боге, я думаю о своих делах, но все равно молюсь, правильно ли я делаю?

– Древние христиане говорили, что молиться – это кровь проливать. Поэтому, несмотря на то, что мы рассеиваемся, нужно постараться сосредоточиться. Этому очень помогает осенение себя крестным знамением или земной поклон.

– Батюшка, сейчас идет реформа МВД. Как Вы считаете, она даст положительный эффект? Ведь ни для кого не секрет, насколько тяжело общаться с сотрудниками милиции.

– У меня есть любимый писатель – Иван Андреевич Крылов, одна из любимых мною басен – про квартет. Нам милиционеров брать негде, и какие-то чистки необходимы. Но тут возникает проблема: а кто их будет производить? Мы не очень лестно отзываемся об МВД, но МВД – только часть государственного аппарата, который коррумпирован до такой степени, что сам председатель следственного комитета сказал, что 40 % бюджета страны разворовывается – если это официальная цифра, вы можете представить себе, что там на самом деле.

Я с милицией взаимодействую и встречал там людей не просто хороших, не просто честных, а просто святых людей. Но, к сожалению, они в меньшинстве, и им находиться внутри системы очень трудно. Конечно, я понимаю, что правительство заинтересовано в том, чтобы что-то изменить, и министр тоже, но не в этом проблема: слишком далеко зашло дело. Просто милиционер – тот представитель государственной власти, который ближе всего находится к народу.

– А привычка воровать – она не в крови у нашего народа?

– Есть такой синдром – детское воровство. Когда подростки, чаще мальчики, с 9-10 лет начинают воровать, допустим, деньги у родителей. Если мы проследим, как подросток тратит эти деньги: покупает сладости, напитки вроде «Фанты» и угощает этим сверстников; он не копит себе на велосипед или еще что-нибудь. И психологи давно поняли, почему это происходит – этому ребенку не хватает ласки. У детей это все сначала превращается в клептоманию, и около 90 % из них попадают впоследствии в тюрьму.

Нечто подобное происходит и с нашим народом. Очень давно, с введения крепостного права, в нашей стране сложилась такая традиция: правящий класс, самый образованный и имеющий в руках активы, безобразно, дурно относится к собственному народу-кормильцу. И люди совестливые, пытаясь как-то выйти из этого положения, к сожалению, уходили и от веры, в масонские сообщества, становились революционерами и так далее. И доходили, в общем-то, до абсурда.

И этот абсурд, который именуется Великой Октябрьской социалистической революцией, он, собственно и явил, что на самом деле при таких сдвигах к власти приходят гангстеры, как Ленин, Сталин и вся остальная компания. И вот в этом основная проблема. И сейчас чиновники относятся к народу, как к клопу. Поэтому все время за них стыдно. Такое отношение к народу, хамское, вызывает соответствующую реакцию людей.

И у народа другого выхода нет: либо умирать с голоду, либо воровать. А церковный, внутренний, духовный запрет «не укради» давно уже выветрился: уничтожили все духовенство, взорвали все церкви – кто будет удерживать от этого зла? Поэтому ситуация такая: сейчас люди дорвались, что ли, до такой возможности. Но страшного джинна ненависти друг к другу, недоверия и обмана нужно как-то опять в бутылку засунуть. А это чрезвычайно трудно. Неоткуда рекрутировать нормальных, порядочных людей, вот в чем дело.

Есть законные способы изменить ситуацию

– Следующий вопрос Вам задаст Людмила Павловна из Новокузнецка.

– Батюшка, почему все церкви заполнены иконами, ведь в Пятикнижии Моисея четко написано: «не сотвори себе кумира ни на земле, ни на небе»? Вы можете сказать, что это – образа святых, хорошо, но почему тогда в Библии написано: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа…».

– Дело в том, что вы, видимо, представитель тех сект, которые именуют себя протестантскими; вас так научили. Вопросы о почитании святых икон разрешены в VIII веке, а первые протестанты появились в XVI. И ваш вопрос происходит от элементарной неграмотности. Поэтому я вас отправляю к святому Иоанну Дамаскину, у него есть произведение «В защиту православных икон». Вы почитайте, и все у вас встанет на свои места, потому что смешно на православной передаче полемизировать с сектантами, это мало кому интересно. И при чем тут Пятикнижие Моисеево? Мы ведь не иудеи, мы христиане.

– Батюшка, апостол учит, что любая власть от Бога?

– Нет, не так. Он говорит, что нет власти не от Бога. Здесь есть очень большая тонкость, которая заключается в том, что давно мудрые люди заметили, что каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает. И если возникает такая коллизия, что откуда-то появляется другой правитель, то народ его не принимает – так было со Лжедмитриями, была такая попытка в свое время у Троцкого. Но здесь нужно очень четко распознать, что народ приемлет. И в этом смысле возьмем теперешнюю ситуацию, ее народ приемлет, потому что не использует законные способы изменения своего существования.

– Мы всегда были аполитичны.

– Дело не в аполитичности. Возьмем, для примера, Албанию, которая была под гнетом последователей коммунизма. Но как только это все пало и кто-то там устроил финансовую пирамиду, весь народ вышел на улицы. У нас же можно отбирать деньги, которые ты всю жизнь на квартиру копил, а тебя обманули; причем нельзя же обмануть без участия чиновников, ведь чиновник всегда в финансовой доле. Помните, как сказал однажды один депутат Государственной Думы: «А если поливать ядохимикатами опиумные поля в Афганистане, что ж будет кушать тогда афганский крестьянин?» – ясно, что этот человек в доле, он с этого героина что-то имеет, раз он наших парней не жалеет, которые гибнут сотнями тысяч от этого зелья, а жалеет афганских крестьян, которых в глаза не видел.

– А где же тогда проходит граница послушания?

– Понимаете, послушание есть закон, но есть и законные способы изменить ситуацию. Ни в одной стране мира невозможно представить, чтобы человек не получал деньги и ходил на работу. А в России это реально, причем иногда годами – что это такое? Мы в школе проходили про профсоюзы, про забастовочное движение, понимаем, что с предпринимателями трудящиеся могут договариваться. Вот недавно вскрылось, как летчиков их начальство грабило – отбирало премию. Потому что народ немножко разуверился в возможностях, а на самом деле, по Конституции, мы же имеем право, источником-то власти является народ. Конечно, привычки нет, но нужно же пробовать, заново учиться. Это же смешно: человеку не дали зарплату, он объявляет голодовку, портит себе здоровье – разве это метод?

Человек спасается через людей

– Слушаем телефонный звонок.

– Меня зовут Сергей. Батюшка, каково Ваше мнение о современной музыке, которая безобразна? Есть ли возможность, постепенно изменяя репертуар, вернуть народ к добру, к милосердию?

– Сергей, это утопия. Русский человек – существо творческое и романтическое, у него чрезвычайно развито воображение. Поэтому у каждого из нас есть какие-то любимые объекты в истории. Я знаю одного художника-реставратора, который очень любит иконы XVIII века, и он этим живет и совершенно не интересуется тем, что было после. Каждый сам для себя решает. Один говорит, что надо молиться только при лампадах, другой – что нужно обязательно только унисонное пение, третий утверждает, что икона должна быть написана только в каноне, который доминировал в XVI веке. И так далее.

Я не знаю, что вы называете современной музыкой, но сам я музыкой считаю только серьезную музыку, симфоническую. А все остальное для меня как бы и не музыка, ведь раскрашивание матрешек мы не называем живописью. То, что предлагается современной молодежи и именуется попсой, вообще не музыка. Но там есть определенный ритм с определенным наркотическим воздействием, который молодежь, собственно, и потребляет, поэтому отказаться от этого сама молодежь не сможет; могут отказаться родители, предложив молодому человеку вместо этого Баха. У меня за плечами есть 20-летний эксперимент, когда людям предлагают музыку прекрасную, самых высших образцов, и тогда они уже не «едят» то, что именуется попсой. То есть нужна прививка нормальной, великой музыки.

– Отец Димитрий, Краснодар на проводе.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, православный человек мужского пола может заниматься охотой, или это зазорным считается?

– Иван Сергеевич Тургенев занимался охотой. Но в наших условиях, если этот православный человек – эвенк, саам, хант, я это приветствую. Человек живет на природе, и ему это необходимо. А когда человек занимается охотой ради увеселения и ради того, что эту охоту сопровождает (там и водка рекой льется, и многое другое) то я этого не одобряю – при почти полном уничтожении многих видов птиц и зверей это, конечно, очень печально. В охоте нет никакой нужды, мы можем питаться теми животными, которых можем выращивать.

– Батюшка, вопрос с нашего форума. Как вести себя православным молодым супругам, которые по милости Божией скоро станут родителями? Необходимо ли супругам воздерживаться от близости на протяжении беременности? Врачи говорят о пользе близости для здоровья матери и облегчения родов.

– Первый раз слышу.

– А чему учит Церковь?

– Тут нечему даже учить. Достаточно посмотреть на поведение животных. У животных тоже есть пол, и не бывает, что млекопитающая самка, носящая во чреве, продолжала бы родовую жизнь. Это невозможно себе представить.

– То есть для человека это считается извращением?

– Это не извращение, но это чревато некоторыми последствиями. Я, правда, такие книги давно не открывал, но в тех, которые мне доводилось открывать 30 лет тому назад, говорилось, что лучше воздерживаться. Вообще воздержание всегда лучше ну; по крайней мере, там есть определенные периоды, когда близость вообще категорически недопустима.

– Слушаем Курск.

– Батюшка, если одинокий человек находится в страшной беде и некому ему помочь, к кому ему обращаться в этом мире за помощью?

– Так не бывает, чтобы некому помочь. Разве если только человек остался в лесу или на отколовшейся льдине… Тогда он, естественно, должен обращаться к Богу, и Господь всегда эту льдину прибьет к такому месту, где его увидят опять же люди, и через людей он спасется.

– Батюшка, зимой текущего года в России начал в тестовом режиме работать первый мусульманский канал. Возможно, сейчас он работает уже в штатном режиме. В свете попыток исламизации России, Ваш взгляд, как православного священника, на это?

– Я ничего не слышал про исламизацию России, и тот, кто вкладывает в это деньги, должен понимать, что проект безнадежен. А канал – так слава Тебе, Господи: раз он есть, значит он кому-то нужен. Хорошо бы, если бы у нас был хороший еврейский канал, хороший буддистский канал, хороший канал мусульманский – может быть, тогда люди, от которых это зависит, сделают полноценный государственный канал православный? Дай-то Бог.

– Батюшка, Европа уже пасует перед идеей мультикультурности. Как Вы думаете, Россия справится с этим?

– У нас нет такой проблемы. Все люди, которые приезжают к нам на работу (кроме, наверное, китайцев и вьетнамцев, которые не знают русского языка), все наши, советские люди. Ну, пусть они за эти двадцать лет немного поотстали, но все равно контекст советской культуры, в основе которой русская, они воспринимают.

Вот я выхожу из дома, мне встречается наш дворник, таджик. Я говорю ему: «ассалам алейкум», а он не знает, что ответить. И что это, экспансия ислама? Да он об исламе знает меньше, чем я. И наивно даже думать, что в этом вопросе для нас будут какие-то потери. Наивно думать, что польские католические священники, приехавшие сюда, обратят нас в католицизм, это просто нереально – чтобы кого-то куда-то обратить, нужно очень любить этих людей, а польские священники нас не очень любят.

– В заключение последний вопрос с форума: каких, на Ваш взгляд, у нас в России не хватает праздников, а какие бы стоило и вовсе удалить из календаря?

– Что значит «не хватает»? Конечно, было бы удобнее, чтобы второй день Пасхи был бы выходной – понедельник; или, например, день, когда идет три службы в храме, – Пятница Великая была нерабочим днем.

– Ну, тогда уж и 8 января, второй день после Рождества Христова...

– Дело в том, что этот праздник, бывает, выпадает и на субботу, и на воскресенье –Пасха же всегда приходится на воскресенье. А так, мне кажется, праздников у нас достаточно.

– Отец Димитрий, я благодарю Вас за беседу, всего Вам доброго и до новых встреч.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Память

Кинематограф и святитель Лука

Режиссер Николай Бурляев о причинах игнорирования деятелями кино жизни великого русского Архипастыря и гениального хирурга... Подвиг святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – это одна из самых ярчайших судеб XX века. Это безусловный пример подвижнической жизни для миллионов соотечественников.

 
Беседы с батюшкой

Священник Михаил Титов: Нельзя получить плоды, не возделывая огород

Беседа с клириком храма Великомученика Георгия Победоносца в Коптево священником Михаилом Титовым в эфире телеканала «Союз» Как привлечь молодежь в храм? – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс