Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (631) → О послушании истинном и ложном. Беседа со священником Димитрием Беженарем

О послушании истинном и ложном. Беседа со священником Димитрием Беженарем

№22 (631) / 6 июня ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с руководителем Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидатом богословия священником Димитрием Беженарем в эфире телеканала «Союз»

Как научиться молитве

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Гость нашей студии – руководитель Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидат богословия священник Димитрий Беженарь. Cегодня мы поговорим о послушании истинном и ложном и о духовничестве.

Отец Димитрий, что такое духовное руководство, нужно ли оно мирянам, или, может быть, только монахам? А может быть, достаточно в наше время просто жить по Евангелию?

– Представим, что нам предстоит долгое и опасное путешествие через горный массив, который полон многими опасностями, – как вы думаете, можно ли идти через опасный горный массив, не имея надежного путеводителя? Что уж говорить о духовной жизни! Как говорит святой апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Идти в путь в Царствие Божие, в путь, о котором Сам Христос в Евангелии говорит, что он тернист, что «тесны врата и узок путь», и немногие находят его; в одиночку, без духовного руководства крайне опасно.

Следовать Евангелию? Но священное Евангелие написано для Церкви, поэтому только в лоне Святой Церкви можно следовать в Царствие Божие. Так что духовное руководство более чем необходимо не только монашествующим, но и мирянам.

– Что есть послушание?

– Послушание, как говорят святые отцы Церкви, – одна из высших добродетелей. В Древней Церкви, особенно среди монашествующих, эта добродетель процветала. Святые отцы, в частности, Василий Великий, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Григорий Синаит – все они единогласно говорят о послушании как об одной из самых главных добродетелей не только иноков, но и всех хотящих исполнять заповеди Божии.

Протестанты говорят: необходимо просто читать Священное Писание и его исполнять. Но как правильно его исполнять? Обратите внимание, в Священном Писании сказано: «непрестанно молитесь», но как научиться непрестанно молиться, в Священном Писании не написано. То есть призыв есть, благословение, но как практически научиться непрестанной молитве, мы узнаем из Предания Церкви, то есть из писаний святых отцов, которые преуспели с помощью благодати Божией в этой добродетели непрестанной молитвы и в своих творениях оставили руководство, как ей научиться.

И святитель Игнатий (Брянчанинов), один из великих отцов Церкви XIX века, в своем творении «Приношение современному монашеству» говорит о послушании: «Промыслом Божиим нашему времени дано такое руководство ко спасению: руководствоваться Священным Писанием и трудами святых отцов Церкви, при совете и назидании, заимствованном от современных отцов и братьев. В собственном смысле это и есть послушание древних иноков, но в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию, ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и поэтому подвергаются частым и продолжительным недоумениям и погрешностям». Заметьте, что это пишет сам святитель Игнатий – один из мудрейших архипастырей и подвижников своего времени, и он говорит, что инокам в его эпоху руководствоваться только одним Священным Писанием – это значит идти путем, сопряженным со многими опасностями. Обязательно надо руководствоваться советом с подвижниками. Далее святитель Игнатий напоминает своим читателям, что преподобный Антоний Великий не имел одного духовного руководителя, но, желая исполнять заповеди Божии, учился у всех подвижников, которые были в его время, рассудительности, посту, Всенощному бдению, лежанию на голой земле, непрестанной умной сердечной молитве. И таким образом развил все добродетели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Оказывай послушание всем отцам и братьям в их приказаниях, не противных Закону Божиему». «Но не будь послушен назло, чтобы не случилось тебе потерпеть за твое человекоугодие, советуйся с добродетельными и разумными отцами и братьями, но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью – пишет он. – Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя, по страстности и слепоте твоей тот страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и по неопытности твоей, и потому что он угождает какой-то сокровенной, неведомой, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечным воздыханием умоляй Бога, чтобы Он не попустил тебе уклониться от святой Его воли и последовать падшей человеческой воле, твоей ли, или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием».

Больше подвижник, чем учитель

– Батюшка, а какими качествами должен обладать духовный отец? Как понять, кого слушать?

– Очень хороший вопрос. Преподобный Симеон Новый Богослов, живший в Х веке, в I томе своих сочинений 11 главу пишет своему ученику-мирянину о том, как важно найти духовного отца, по каким качествам и признакам его искать, как не заблудиться, чтобы вместо пастыря не напасть на волка и чтобы не научиться вместо евангельского жития дьявольскому. И в конце главы он наставляет своего ученика, как правильно к своему духовному отцу относиться, чтобы он не стал кумиром и не заслонил собой Христа.

Преподобный Симеон указывает на пример Корнилия-сотника; как мы знаем из Книги Деяний, десятая глава, Корнилий-сотник был муж добродетельный, боящийся Бога, молившийся и творивший много милостыни. Однажды, когда он молился, к нему явился ангел Господень и сказал: Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память пред Богом; пошли в Иоппию, призови Симона, глаголемого Петром, который живет в доме Симона Кожевника при море, и он скажет, что нужно сделать тебе, чтобы спасся ты и весь дом твой. На примере Корнилия-сотника мы видим, что именно добродетельная жизнь предшествовала тому, что он сподобился видеть ангела и ангел ему конкретно показывает на апостола Христова и даже говорит, где его искать. Преподобный Симеон подчеркивает: так же и ты, подражая Корнилию, молись, милостыней и богоугождением старайся обрести милость у Бога, и тогда Господь тебе, как и Корнилию, и как во все времена, покажет равного апостолам, который будет духовным твоим руководителем на пути ко спасению.

То есть здесь главное: необходим собственный труд над своей душой, чтобы Господь сподобил тебя обрести такового.

– Батюшка, как же найти духовного отца?

– Духовно опытные люди есть и среди белого духовенства, но, по уже устоявшейся церковной традиции, больше всего опытных духовных руководителей, конечно же, в среде монашества. Яркие примеры недавно почивших великих старцев отца Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Пантелеимона свидетельствуют, что светочи духовные именно в иноческой среде и воспитываются. Как искать духовного отца, говорит старец Паисий Афонский, который преставился в 1994 году. В своих письмах, обращаясь более к юношеству, старец Паисий советует: «Постарайся, насколько возможно, чтобы твой старец был духовным человеком, имеющим добродетели, и больше подвижником, чем учителем». И тут уместно вспомнить слова святого апостола Павла, который говорит: «у вас много наставников о Христе, но немного отцов». Потому что одно дело – просто учить, наставлять, а другое дело – быть подвижником. Старец Паисий говорит: «Твой старец должен быть строгим только к себе, тогда как к другим должен иметь больше любви. Причем любви не показательной, не ложной. А также должен иметь великое рассуждение, ибо, если нет рассуждения, то и любовью он может причинить зло своим чадам, и тогда придет гнев Божий и на него, и на его духовных чад».

Старец Паисий имел сам огромный духовный опыт, к нему приходили тысячи людей, особенно в последние годы жизни. Вот еще очень важно, что он советует: «Важно быть внимательным к тому, чтобы мотивы, которые побуждают тебя любить своего старца, были чистыми. Не увлекайся старцем, если он твой земляк, будь в этом особенно осторожен. Пусть на тебя не производит впечатление только его большая седая борода и почтенный вид. Не стремись стать его послушником из-за того, что он известный человек – это признак самой большой твоей духовной болезни».

Обращаю ваше внимание, дорогие друзья, что среди тех качеств, которыми должен обладать духовный наставник, совершенно отсутствуют упоминания о способности делать чудеса. Как вы думаете, почему?

Хочется привести интересный пример. Однажды две женщины подошли к приходскому священнику и говорят: «Батюшка, благословите, мы хотим поехать к старцу». Священник и спрашивает: какова ваша цель, кто тот старец и что вы хотите от него получить? (Мы не будем сейчас касаться личностей, а поговорим о мотивации таких людей). Священник спрашивает у этих женщин, как они о нем узнали? Оказалось, из газет (ну, что можно узнать из современных светских СМИ о духовном руководстве, наверное, вы и сами понимаете.) Приходской священник видит, что цели их не настолько уж богоугодны, не настолько, как говорит Священное Писание, они взыскуют «единого на потребу», а, скорее всего, едут потешить свое любопытство. Но и не благословить их тоже очень сложно, потому что они все равно поедут. Священник сказал: на ваше усмотрение. Они поехали. Возвращаются разочарованные. Батюшка их спрашивает, что же они так огорчены. Они отвечают, что одна подруга хотела услышать, когда же наступит конец света, а другая – когда придет антихрист. А от старца они не услышали четкого ответа на свои вопросы и разочаровались.

Как вы думаете, мотивация этих людей, которые устремляются к любому духовно опытному человеку, полезна или не полезна? Священное Писание как раз и говорит нам, что «род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему». Конечно, искать надо не чудес, не знамений прозорливости, а искать пользу для души.

«…Но могу дать совет»

– Батюшка, существуют ли какие-то особые отношения между духовником и его духовными чадами?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) вел обширную переписку и обращал внимание многих своих духовных чад на то, что безусловного послушания, которое процветало среди древнего иночества, не дано нашему времени. А сейчас дано руководство советом. Чем совет отличается от безусловного послушания? Совет не связывает свободу послушника или духовного чада. То есть, вопрошая своего духовного наставника, духовное чадо не лишается свободной воли, может думать, что выбрать, принять этот совет или не принять.

– То есть не нужно стремиться к полному послушанию?

– Духовно опытные пастыри сейчас сами это понимают и поэтому говорят: «Не я благословляю, но я могу дать совет, а вы дальше смотрите сами, принять этот совет или не принять». Как очень мудро говорил Иоанн (Крестьянкин): «Старец не может прожить жизнь вместо своего послушника».

– То есть человек всегда должен размышлять...

– Очень важно помнить об одной добродетели, которую, например, старец Паисий Афонский даже считал одной из главных и очень редких. Эта добродетель – благоговение. Благоговение к Богу, благоговение к святыне, благоговение к ближнему, как созданному по образу Божиему, естественно, благоговение к его свободе. Он даже пишет в одном из своих писем, что «если есть благоговение у духовника перед свободой его чада, то он его бережет, он осторожно относится к свободе личности другого человека. И наоборот, если есть благоговение у духовного чада или послушника к своему старцу, то он относится к его словам именно с трепетом и благоговением. То есть он спрашивает совета, но перед тем, как совет спросить, естественно, молится Богу, просит Его, чтобы Господь вразумил его духовного наставника, чтобы через слова духовного наставника его послушнику или духовному чаду открылась воля Божия». И тогда уже послушник или духовное чадо с благоговением относятся к этим словам.

– Батюшка, а если случается конфликт между духовным отцом и духовным чадом? Стоит ли в таких случаях искать нового духовного отца?

– Вопрос очень непростой, и многие современные духовно опытные люди отвечают на него с большой рассудительностью. Например, архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры, говорит, что вообще духовников менять нельзя, но если иначе не получается, то нужно это делать с очень большой осторожностью. Если видишь, что потерял доверие к своему духовному отцу, то надо сначала ему об этом на Исповеди чистосердечно сказать: «батюшка, я чувствую, что пропало доверие к вам, как благословите поступить? Может быть, посоветуете обратиться к другому священнику?» И чаще всего любой добрый пастырь с радостью согласится на это, видя, что произошло какое-то искушение. Менять духовников по своему усмотрению святые отцы не рекомендуют.

«Добрый пастырь полагает жизнь свою за овец»

– Так чем же отличаются истинное и ложное послушание?

– Послушание ложное, как об этом единогласно говорят все святые отцы Церкви Православной, это когда мы слушаемся кого-то вместо Бога, когда кто-то становится для нас идолом или кумиром, заслоняет собою Христа. Это очень болезненная, очень обширная тема. Еще блаженной памяти Святейший Патриарх Алексий обращал внимание на такую опасную и очень актуальную проблему современной церковной жизни, как младостарчество и лжестарчество, когда для своих чад тот или иной пастырь, по немощи своей, по неопытности, становится кумиром, как бы заслоняет собой Христа. Вот почему святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих письмах говорит, что пастырь должен уподобиться святому Иоанну Крестителю, и приводит цитату из Евангелия, где Иоанн Креститель называет себя другом жениха. Он говорит: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха радуется, слыша голос его» – друг жениха как бы всегда меньше, он как бы всегда стоит в стороне; вот так и настоящий добрый пастырь для своих духовных чад должен быть другом жениха. А Женихом человеческой души является Сам Христос.

– Батюшка, а на Западе духовников в нашем веке вполне успешно заменяют психологи – и у нас в стране люди чаще стали обращаться к психологам. В чем разница между духовным отцом и психологом?

– Это очень обширная тема и очень важная, потому что не только в странах Западной Европы, но и у нас люди, оторванные от духовных корней, не могут найти дорогу к храму. Свой духовный голод они идут утолять или в тоталитарные секты, или к каким-то новоявленным гуру, лжехристам и лжепророкам, или идут к психологам. Причем сразу хочется обратить ваше внимание, что мы это говорим не с целью обидеть современных психологов.

Ведь есть кардинальная разница между духовным руководством и психотерапией. Добрый пастырь – тот, который полагает жизнь за овец: когда между пастырем и пасомыми отношения любви, пастырь не господствует над своими овцами, к нему идут люди, как шли к святым праведным Иоанну Кронштадтскому или Алексию Московскому. Они, и многие другие пастыри, не применяли каких-то специальных технологий, чтобы привлечь к себе людей. В каждом добрый пастырь старается видеть образ Божий.

Психотерапевт работает с «человеческим материалом», для него человек не дорог как личность, созданная по образу Божию. Даже если психотерапевты считают себя верующими, все равно до конца понять, что приходящий к тебе на прием пациент создан по образу Божию и ты должен иметь благоговение к нему, психотерапевт не в состоянии. А если нет любви, это приводит, к сожалению, к негативным плодам. Поэтому те, кто обращается к психотерапевту, они, не побоюсь таких резких слов, никогда не получат той помощи благодатной, которую получают люди от общения с добрым пастырем.

– Батюшка, а нужны духовные отцы священникам?

– Обязательно.

– То есть у каждого батюшки есть свой духовник?

– Конечно. Потому что священник в первую очередь должен быть примером для своих прихожан. И об этом на кресте пастырском с другой стороны как раз и написано «Образ буди верный», то есть примером будь верным и в слове, и в житии, и в вере. А если священник сам не имеет духовного руководства, как он может требовать или ждать, что будут подходить к нему за советом и слушаться его советов? Если священник никем не руководим и ни с кем не советуется, здесь есть реальная опасность, что он может стать для своих духовных детей и просто для прихожан лжестарцем.

– А не страшно священнику самому становиться духовником, ведь это большая ответственность?

– Очень страшно. Вот почему, на самом деле, не каждому человеку можно вообще принимать духовный сан. И даже в некоторых Поместных Церквах, в частности, в Греции, когда кандидата в священный сан рукополагают, это еще не значит, что он сразу будет иметь право исповедовать. В Греции такая традиция существует – там есть отдельный духовник. Есть священники, которые совершают таинства и требы, а есть те, которым благословлено Священноначалием, и к ним идут исповедоваться и сами священники, и монашествующие, и миряне. Конечно, быть священником-духовником очень тяжело. Вот почему на самом деле говорят, что старцев нет: те, кого в восприятии церковного народа мы считаем старцами, сами себя никогда старцами не называют и не считают. Взять ныне покойного отца Иоанна (Крестьянкина) – он сам о себе говорил: «Я не старец, я всего лишь опытный старичок».

– Нужно ли вообще стремиться к старцам? Какого масштаба, скажем так, вопросы следует нести к ним?

– Раз уж мы примерно выяснили, что настоящий старец это не тот, кто сам себя так называет, важно уяснить, по каким признакам и критериям определить, что данного духовного наставника можно считать старцем. Какой он молитвенник, ты узнаешь в процессе общения, когда ты попросишь его молитвы и силу его молитвы узнаешь. Насколько он сведущ в Священном Писании, насколько он рассудителен, ты опять же узнаешь в процессе общения, когда будешь спрашивать его советы и видеть, насколько его совет тебе полезен. Но первый признак, который чувствуют все, даже люди, далекие от Церкви, что так притягивает к тем, кто являются старцами – это душевный мир: в присутствии старца ощущаешь душевный мир. Многие, даже стремясь с какими-то вопросами к нему, просто находясь возле него, получают ответ на этот вопрос, даже этот вопрос не задавая. Настоящий старец – это тот, который ответит на все твои вопросы просто примером своей жизни.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Алексий Потокин: Смирение – духовный дар, это дружба с Богом

Беседа с клириком храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно протоиереем Алексием Потокиным в эфире телеканала «Союз» Гордость как обособление – В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой».

 
Епархия

Волгоградская и Камышинская епархия

Православие на берегах ВолгиПервые огоньки христианских лампадок затеплились на берегах Волги и Дона где-то в середине VI в. от Р.Х. В этих степях тогда жили хазары-племена, зависимые от Тюркского каганата, чье население входило в орбиту влияния Византии и просвещалось светом веры Христовой.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс