Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (630) → Иерей Иоанн Попадинцев: Душу надо воспитывать с детства

Иерей Иоанн Попадинцев: Душу надо воспитывать с детства

№21 (630) / 1 июня ‘11

Беседы о духовности

Беседа с исполняющим обязанности настоятеля храма Апостола Фомы, что на Кантемировской (Москва), иереем Иоанном Попадинцем в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ведущий Михаил Карелин. Сегодня наш собеседник – исполняющий обязанности настоятеля храма Апостола Фомы, что на Кантемировской, иерей Иоанн Попадинец. Поговорим мы о духовно-нравственном воспитании наших детей в государственной школе. В обычной школе. Отец Иоанн, насколько остра необходимость преподавания таких дисциплин, как основы православной культуры или основы духовно-нравственного воспитания?

– Дети – наше будущее, это то, что мы увидим завтрашним днем. Пэтому и на государственном, и на церковном уровне очень большое внимание уделяется именно воспитанию детей. Святейший Патриарх Кирилл очень много времени уделяет молодежной работе, созданы молодежные организации, при каждом храме благословляет Святейший их создавать. Воспитывать ребенка следует не только в семье и не только в храме – давать духовно-нравственное воспитание именно в государственных школах: дети проводят в школе очень много времени, там они приобретают не только знания, но какие-то привычки, часто негативные, перенимают их друг у друга.

Допустим, в воскресной школе священник рассказывает детям о каких-то нравственных ценностях; это не так отзывается в душе ребенка, как то, о чем он узнал в школе. Все-таки для детей школа имеет огромное значение, ребенок считает, что в школе ему всегда говорят правду.

Первостепенная задача – рассказать детям о тысячелетней христианской русской истории, что важно именно в свете духовно-нравственного воспитания.

– Батюшка, разница между тем, чему учит эта дисциплина, и тем, что ребенок видит на улице, разительная…

– Конечно, сейчас ребенок на улице может увидеть все что угодно, и всякие бесчинства выплескиваются на молодой ум. А дети это все впитывают, как губки, иногда даже не понимая, почему это все происходит. Ребенок ведь чист душой и сердцем, и все воспринимает без всякого лукавства. Увидел, что взрослые делают что-то плохое, и думает, что ему можно то же делать. Увидел, как старшие или его сверстники распивают алкоголь, и думает: «А почему мне нельзя? Я тоже хочу, я тоже могу». Он увидел, что кто-то закурил, и сам начинает это делать. Это проблема, которую обычному преподавателю объяснить ребенку очень сложно – как может обычный, простой человек объяснить ребенку, почему, к примеру, не нужно употреблять алкоголь?

– Хорошо, но если батюшка-преподаватель будет ему говорить, что хорошо, а что плохо, даже и с духовной подоплекой, а на улице он все равно будет видеть то же самое, мы не воспитаем лицемеров?

– Я все-таки отталкиваюсь от своего маленького опыта в этом вопросе. Я прихожу в школу в третий класс, дети еще совсем маленькие, они еще чистые сердцем и душой, они смотрят на тебя, как на пример. Наши встречи не носят характер урока, это обычный диалог с детьми на злободневные темы. В классе, в семье, в школе, на улице возникают у них какие-то проблемы, и мы с ними эти проблемы обсуждаем. Я не буду себя хвалить, но все-таки скажу, что дети хотят именно священника видеть у себя в классе. Я уже больше года прихожу в школу в разные классы, и преподаватели говорят, что нравственная обстановка в этих классах каким-то образом уже улучшилась. Дети стараются свои поступки как-то сообразовать с Евангелием. Мы делаем такой «разбор полетов» – на примере Священного Писания я им объясняю, как нельзя делать.

К примеру, нельзя употреблять алкоголь не просто потому, что это отрицательно влияет на здоровье, об этом ребенку скажут и другие преподаватели, – а я говорю о том, почему все это очень сильно влияет на душу. Не надо думать, что ребенок ничего не понимает. Некоторые дети меня просто поражают: они задаются такими серьезными вопросами, о которых даже некоторые взрослые не задумываются. Они задают вопросы о бесконечности Бога, например, и другие, на которые мне бывает даже иногда очень тяжело ответить. И когда из уст священника звучит объяснение, это очень важно. Ребенок впитывает в себя всю информацию и, выходя на улицу, пытается уже как-то контролировать свои поступки. А контроль своих поступков – это очень важно.

Без воспитания само образование, то есть получение знаний, имеет мизерное значение. Но воспитание, к сожалению, в современной России не приобрело еще четких форм. Коммунистическая идеология ушла, а новая идеология еще не обрела тех форм, которые могут влиять на нравственное воспитание ребенка. И поэтому дети, пресыщенные интернетом, телевидением, насилием, совершают такие ужасные поступки. Статистика детской преступности ужасающая, особенно в регионах, где очень тяжелое материальное положение, очень напряженная социальная обстановка. Это все выплескивается от родителей на детей, и возникают различные молодежные объединения и явления, которые ну никак не способствуют развитию личности ребенка – просто ее убивают.

Я смотрел статистику – в России самое большое в Европе число самоубийств именно среди подростков. Почему так происходит в стране с тысячелетней христианской историей, ведь в христианстве самоубийство – это самый большой и страшный грех, который не прощается человеку? Господь сказал: любой грех прощу, кроме хулы на Духа Святого, а самоубийство – это как раз хула на Духа Святого. Потому что Дух Божий, который есть в человеке, человек пытается уничтожить. И эта статистика говорит сама за себя. Может быть, качественное образование и есть, но качественного воспитания, к сожалению, в современной школе нет. Поэтому преподавание основ православной культуры очень важно. Многие пугаются этих слов – «православная культура», говорят, что будут детям Закон Божий преподавать, будут заставлять учить молитвы. Но они просто, может быть, не хотят узнать больше об этом предмете.

– Отец Иоанн, слушаем первый звонок.

– Не поймите, что я осуждаю, но наша Русская Православная Церковь на данном этапе ведет себя очень пассивно: одних проповедей и введения каких-то предметов в школе недостаточно, чтобы дети наши прониклись христианской моралью или вообще приняли какие-то морально-нравственные ценности. Как уже отмечалось, окружающий нас мир стал настолько безобразен, что за пределами школы происходит развращение детей. И мне кажется, что здесь недостаточно нашего влияния и влияния Церкви на нашу власть. Если не будут приниматься законы, которые будут ограничивать распространение насилия и секса по телевидению, нам не переломить ситуацию. Я считаю, что наша Церковь должна оказывать больше влияния именно на наши власти, чтобы к мнению нашего Святейшего Патриарха прислушивались и Президент, и премьер. Смотришь, ходят в храм на Рождество Христово, на Пасху… А на телевидении, в обществе полная вакханалия, и никто за этим не смотрит. Мне кажется, в свое время был упущен этот очень важный момент – влияние Церкви на светскую жизнь, что и стало причиной и революции, и гражданской войны. Ведь народ перед 17-м годом в большинстве своем превратился в безбожников, и эти безбожники потом пошли громить и убивать, между собой сражаться. Надо, чтобы наша власть прислушивалась к голосу Церкви.

– Спасибо за Ваш призыв. Конечно, надо отметить, что у нас светское государство, и существует мнение, что «Русская Православная Церковь сует свой нос во все государственные и общественные дела, а не это ее дело». Хотя мы знаем: где есть человек, там дело Церкви.

– Как сейчас отметил Михаил, это очень сложный вопрос. У нас в стране есть немало либералов, которые говорят, что Церковь и так занимает очень резкую позицию по отношению к власти и во все сферы жизни вмешивается. Наш телезритель говорит, что необходимо занимать более активную позицию. Но и Святейший Патриарх, и Синод ведут активный диалог с государством. Да, у нас светское государство, и даже в Конституции прописано, что Церковь отделена от государства, и все институты государства существуют отдельно от институтов церковных.

Мы не будем сейчас этот вопрос глубоко затрагивать, но, мне кажется, это самое лучшее положение для Церкви, когда она отделена от государства: в истории было очень много случаев, когда Церковь была вместе с государством, и ни к чему хорошему это, в принципе, не приводило. Поэтому сейчас для Церкви очень хорошая ситуация, когда мы отделены; главное в этом, чтобы государство не мешало Церкви осуществлять свою деятельность – проповедь в мире.

Как раз в этом отношении вопрос преподавания и воспитания детей в школе имеет огромное значение. В принципе, по Конституции, по законам нашим, мы имеем право идти в школу. Но на практике это наше право постоянно натыкается на какие-то препятствия. Это касается не только преподавания в школе, это касается и строительства церквей, и права на имущество, на собственность Церкви. Все эти моменты везде четко прописаны, но на деле мы просто застреваем в глубокой чиновничьей колее. Например, чтобы мне прийти в какой-то класс и поговорить с детьми, нужно не просто получить разрешение директора, но и всей школы, чтобы и родители тоже были согласны. Отмечу, что многие родители не против того, чтобы священник занимался с их детьми, но многие чиновники от образования ставят препоны. Потому что они считают, что детей будут заставлять молиться, уводить в какие-то катакомбы. Все это – последствия семидесятилетнего безбожия в нашей стране.

Даже чтобы принять экспериментальное преподавание основ православной культуры в школе, пришлось очень много постараться и много пережить церковным деятелям, которые общались с чиновниками от министерства образования. Первоначально предполагалось более глубокое изучение православной культуры, Священного Писания, евангельских повествований, но потом получился некий компромисс – это преподавание основ православной культуры. И если этот предмет будет введен законодательно для преподавания в школьную государственную программу, я считаю, он будет очень плодотворно влиять, активно, нужно просто самому идти в школу.

– Отец Иоанн, а справедливо ли будет напомнить еще и что тело Церкви – это не только Патриарх и духовенство, но и мы, миряне, и, призывая Церковь занимать более активную позицию, мы должны в том числе призывать и себя?

– Да, конечно, все священнослужители, все миряне должны более активно участвовать в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На родительских собраниях необходимо говорить, что «у нас есть такая возможность, давайте сделаем пока на факультативной основе такие беседы» – как в моем случае, их может проводить священник, но в принципе это может быть любой мирянин, который получил определенные знания, прошел курсы подготовки, которые имеются почти в каждом храме.

И еще в решении этого вопроса важна позиция самих родителей. Как известно, у нас все считают себя верующими, как только ребенок родился, несут его в храм крестить (я смотрел статистику по Калужской области: за год родилось 9,5 тысячи детей, из них 8800 младенцев были крещены в Православной Церкви – это больше 90%). Но, когда встает вопрос «давайте мы ребенка после Крещения (когда мы посвятили его Богу, когда на его родителей и его крестных родителей налагаются обязанности по его воспитанию нравственному и по воспитанию в вере Христовой) будем воспитывать дальше в школе – преподавать ему основы православной культуры», все как-то останавливается. И те же родители, которые принесли ребенка в храм крестить, говорят: «нет, не надо, вот он вырастет и сделает выбор сам». А ребенку, выросшему на улице и под влиянием телевизора, СМИ и интернета, жестоких компьютерных игр, уже никакая Церковь не нужна.

– Батюшка, звонок из Новокузнецка.

– Не кажется ли Вам, что нравственное воспитание должны дать родители детям, а Церковь должна работать с родителями, наставлять их на путь истинный? Дети у нас совершенны, они безгрешны, у них нужно учиться жить. Потому что Сам Иисус Христос сказал: будьте как дети, и вам будет Царствие Небесное. А с учителем ведь не поспоришь?

– Батюшка, я помню, что один из священников как-то на подобную реплику сказал: «Положите двух младенцев рядом, распеленайте им ручки и дайте только одному игрушку. И вы увидите, что второй у первого ее отберет».

– Да, я тоже всегда такой пример привожу, смотря на маленьких детей: казалось бы, невинный ребенок, который еще не видел, что такое жадность, когда у него пытаются забрать игрушку, крепко держит ее руками. Все-таки это печать греха на детях. Да, дети чисты, и все-таки грех начинает окутывать ребенка с момента рождения. Естественно, что первое воспитание ребенок получает в семье, и семья играет определяющую роль. Есть такая поговорка: если вы хотите увидеть себя в маленьком зеркале, посмотрите на своих детей. И не нужно говорить «откуда это у него или у нее?». Дети повторяют все наши поступки.

Но современный ритм жизни заставляет мало времени уделять своим детям. Особенно когда в семье работают и отец, и мать, или это неполная семья, очень трудно воспитывать детей. Я считаю, что до семи лет родители на 100% ответственны за детей, пока они не идут в школу. Потом эта ответственность как бы разделяется – ложится и на школу, и на родителей. Но именно в школьный период происходит второй этап становления личности. Первый период – это родительский, когда родители имеют на ребенка огромное влияние. А если родители постоянно заняты, они очень мало уделяют внимания детям, чтобы поговорить, обсудить какие-то вопросы. А где еще ребенок может это обсудить? Он пытается ответы получить в школе. И я уже говорил, что на такие глубинные, духовно-нравственные вопросы светская школа не может дать все ответы. Она может дать ответы, что такое хорошо, что такое плохо, а вот «почему это плохо» – здесь, к сожалению, происходит заминочка. Да и родители зачастую не могут ответить на многие вопросы, потому что, как хорошо сказала наша телезрительница, они сами не совсем хорошо разбираются в заповедях Божиих. Поэтому мы работаем и с родителями учеников, и это тоже очень важно.

– У нас еще один звонок, слушаем вопрос из Кировской области.

– Я к вере пришла сравнительно недавно. И сейчас пришла к выводу, что моему воцерковлению мешало то, что мы не изучали ничего о вере в школе. Мне интересно, а сейчас в наших школах, в новых учебниках что-то есть об этом? И если бы упоминалось, то, наверное, детям было бы легче войти в церковное учение?

– Батюшка, я согласен всей душой с нашей телезрительницей. Помню себя в школе, и мне всегда история казалось какой-то куцей – вроде бы интересно, но чего-то не хватает. Даже при изучении русской истории: монахи Александр Пересвет, Родион Ослябя. Я хорошо это помню: когда они отправились на смертный бой, не было показано сути – почему они пошли, почему победили?

– Да, к сожалению, о христианстве, которое полностью пронизывало всю историю нашей страны, на уроках истории в советской школе ничего не говорилось, хотя без веры весь тысячелетний путь наша страна просто бы не прошла. Если мы возьмем князя Владимира, Крещение Руси – помню, что в школе мы этот вопрос затрагивали очень незначительно. Ну да, крестили, но делался упор на то, что все это было насильственно, ни на что не повлияло, было просто естественное развитие, и даже если бы мы остались язычниками, ничего плохого в этом не было бы. Хотя мы знаем, что христианский мир дал такую новую и сильную струю, что действительно произошло воскрешение нации – рождение христианского славянского мира произошло именно после Крещения Руси. Постепенно князья объединялись, и мы с вами знаем, что только вера помогала им в этом. Можно приводить множество примеров русской истории, когда именно с верой, только с Богом вместе мы шли по этому пути. Об этом, к сожалению, никто не вспоминал, и сейчас задача, в том числе и чиновников министерства образования – привести историю в правильное русло: сейчас очень много разнообразных учебников, очень много разных пониманий, но мы снова и снова наступаем на одни и те же грабли. Как говорил один знаменитый историк, народ, который не знает своей истории, не имеет будущего. Так оно и произошло в советский период: мы не изучали историю как должно, поэтому у такого государства просто не могло быть будущего. Мы сейчас должны уметь извлечь определенные уроки из этого, и правильно преподавать, прежде всего историю, называть вещи своими именами. Несмотря на то, что у нас многонациональное государство, представлены все традиционные религии, почему нужно молчать, что в этой истории есть славные события, связанные со славными победами под знаменами Христа, под крестом? Это очень важно для детей, которые будут слышать, что наша история неразрывно связана с верой: невозможно рассказать, к примеру, об истории Куликовской битвы без преподобного Сергия Радонежского. Да и Отечественная война 1812 года, и Великая Отечественная война имели немало примеров обращения людей к вере и Церкви. И об этом нужно говорить детям. Это не будет навязыванием своего какого-то мнения. Почему? Да потому что это было в истории. Наши либералы говорят, что у нас светское государство, поэтому мы не будем рассказывать о религии, на Западе такого нет. Хотя я знаю, что на Западе не молчат, например, о значении Римско-Католической Церкви в истории и развитии того или иного государства, там и в армии капелланы есть, и преподаватели религиозных предметов в школах есть, и целые церковные школы.

– Вопрос из Балашихи.

– Батюшка, я хотел спросить о преподавании истории в наших школах. Как наших детей уберечь от пагубного духа обновленчества? Сейчас «официальная» наука не имеет ничего общего с учением святых отцов и Святой Церкви.

– Естественно, есть немало так называемых историков, которые пытаются облить грязью историю Церкви, выискивают какие-то факты, которые порочат Церковь. Это связано с тем, что люди неверующие, озлобленные на Церковь, пытаются как-то ее дискредитировать. Они говорят, к примеру, что проповедовалось все огнем и мечом, что с благословения Церкви захватывались целые народы, хотя никаких исторических подтверждений этому нет.

Может быть, Православную Церковь путают с Католической Церковью, когда папа Римский благословлял крестовые походы, которые имели двойственное значение, крестоносцы захватили Константинополь, разворовывали святыни? Это было в истории, но Западной Церкви. В истории Восточной Церкви ничего такого не было, и ни святые отцы, ни Священноначалие церковное никогда такими методами не проповедовало Слово Божие. Это во-первых. А, во-вторых, я еще раз говорю, многое зависит от православной общественности. Мы должны защищать свою христианскую позицию. Сейчас есть для этого очень много возможностей, в том числе и в интернете. Но, к сожалению, православный народ в большей части своей не так активен, как этого хотелось бы. Силами Святейшего Патриарха и Церкви сейчас и в храмах, и на приходах организуются молодежные, социальные, катехизаторские центры. По благословению Святейшего Патриарха, мы привлекаем самых активных мирян. И православные родители еще более активно должны отстаивать свои позиции в школе и влиять на преподавателей. Сейчас, по новому законодательству, у родителей в школе есть очень большие права. Не надо все пускать на самотек, это не приведет ни к чему хорошему. К сожалению, и новая редакция закона об образовании тоже не безупречна, поэтому мы с вами должны участвовать в обсуждении. Христианскую позицию нужно отстаивать. Помните, молчанием предается Бог.

– Отец Иоанн, а каково содержание предмета «Основы православной культуры»?

– Прежде всего, идет воспитание у ребенка понятия, что мы не просто так существуем. Нам с детства в школе пытались привить понятие «человек произошел от обезьяны», мы изучали теорию Дарвина – получалось, что человек просто рождается и умирает. Очень важно объяснить ребенку, что он не просто так живет, ведь у нас очень много самоубийств среди детей, в том числе и от безвыходности, которую ребенок чувствует более остро, чем взрослый. Поэтому очень важно в этом предмете показать ребенку важность естественного познания Бога. Что такое «естественное познание Бога»? Через видимый мир. Человек рассматривает видимый мир, видит красоту его, бесконечную Вселенную, и он просто должен понимать, и преподаватель должен привести ребенка к пониманию, что все не произошло само собой: в жизни все имеет свою причину, и через причину все происходит в мире. И поэтому через рассматривание окружающего мира, потом через правильное понимание истории нашего государства ребенка подводят к Священному Писанию. На основе Евангельских притч легко объяснять ребенку очень многое.

– Слушаем вопрос из Екатеринбурга.

– Батюшка, как Вы считаете, можно ли воспитать душу, или она созидается, а не воспитывается? Через страдания, например, или через другой комплекс духовных инструментов?

– Само слово «образование» имеет такой корень – образ Божий. Отсюда естественно вытекает, что мы не просто можем, а должны воспитать душу. Ведь Господь дал нам образ, и он есть в каждом человеке – это творческое начало, как я уже сказал, это дыхание жизни, Дух Божий, это слово, которое отличает нас от животных, все, что делает нас людьми. Но есть еще и понятие «подобие», Господь ведь сотворил человека не только по образу, но и по подобию Своему. Задача человека – быть подобным Богу, и не просто быть подобным, а соединиться с Ним, и воспитание души необходимо.

– Батюшка, простите, неужели любой человек может стать святым, преподобным?

– Конечно, любой человек. Разве тот разбойник на кресте думал когда-то, что он может стать святым? Но вы знаете, что он первый человек, который был с Христом в раю. Пока человек дышит, у него есть возможность быть с Богом в раю, и ни для одного человека она не закрыта. Апостол Павел говорит, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и в разум истинный пришли, то есть чтобы они пришли к Богу. И для каждого человека это возможно, и к этому нужно стремиться. И стремиться именно с самого детства. Человек без нравственного багажа бывает не готов дать ответ и современному миру, и тем страстям, которые его преследуют.

– Отец Иоанн, у меня к Вам вопрос-просьба. Приближаются каникулы, напутствуйте, пожалуйста, наших родителей, как им устроить отдых детям с пользой для души и тела...

– Сейчас очень много организовывается детских православных лагерей. Очень важно, если родители поедут отдыхать куда-то в южные страны, чтобы этот отдых в некоторой мере был связан с паломничеством. Сейчас у нас очень популярна Турция, можно съездить там, скажем, к святителю Николаю в Миры Ликийские и там побыть, или посетить какие-то другие святыни. Пусть ребенок не привыкает к пустому времяпрепровождению. И, конечно, если есть возможность, надо детей почаще в храм водить.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Андрей Овчинников: Если в семье будет четкая иерархия, многие проблемы уйдут

Беседа с клириком Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиереем Андреем Овчинниковым в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Наш гость – клирик кафедрального Храма Христа Спасителя протоиерей Андрей Овчинников.

 
Епархия

Калининградская епархия

Православие на Калининградской землеНачалась история Православия для этого балтийского края в 1946 году, когда переселенцы из России принесли сюда свою культуру, свои традиции, свою веру. И эта вера жила в сердцах людей. 40 лет калининградцы не могли жить полноценной церковной жизнью

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс