Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (630) → Протоиерей Андрей Овчинников: Если в семье будет четкая иерархия, многие проблемы уйдут

Протоиерей Андрей Овчинников: Если в семье будет четкая иерархия, многие проблемы уйдут

№21 (630) / 1 июня ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с клириком Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиереем Андреем Овчинниковым в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Наш гость – клирик кафедрального Храма Христа Спасителя протоиерей Андрей Овчинников. Сегодня мы поговорим о семье, о спасении. Отец Андрей, как говорит Святая Мать-Церковь Православная, путь в Царствие Божие тесен и труден; какое отношение к спасению имеет семья?

– Действительно, путь в Царствие Божие тернист и труден. И за две тысячи лет своей славной истории Церковь Христова выработала два основных пути спасения. Первый – монашество, второй – путь христианского брака. Следует сказать, что Господь, создавая человека, уже вложил идею семьи в его бытие. Сразу же за Адамом Господь создал ему помощницу Еву, сказав, что человеку «не хорошо быть одному». Когда прошло время и возникла необходимость спасти человека после его грехопадения, Господь, придя в мир, совершил Свой искупительный подвиг и основал Церковь, в основе которой тоже принцип семьи.

Семья предполагает единство мужа, жены и чад. Мужа можно уподобить священнику, жену – помощнице, каковым является в Церкви диакон, а дети – это народ Божий, который необходимо учить, воспитывать и приводить к Царствию Божию. Кроме того, сама семья в составе мужа, жены и ребенка – некое отражение трех Ипостасей, Которые Господь явил в создании человека. Одному человеку живется с большим трудом, очень тяжело и плохо. Поэтому в образе Святой Троицы Господь благословил троичную сущность человеческого общежития, которая видна на примере семьи.

Создание семьи предполагает очень много целей, и среди них духовные на первом месте, хотя семья решает и земные проблемы, через семью воспроизводится человеческий род, воспитываются новые поколения людей. Но главное, христианство учит: семья – это Малая Церковь, и нам, православным христианам, очень важно всегда видеть эту душеспасительную идею. Недаром семья в Церкви именуется школой благочестия, училищем добродетельной жизни – только в условиях семьи человек по-настоящему может совершенствоваться как христианин: у одинокого человека нет таких возможностей упражняться в терпении, любви, жертвенности, послушании, самоотвержении. А когда человек вступает в брак и начинается семейная жизнь, открывается благодатное поприще христианских трудов.

Принцип семьи присутствует и в монашеской жизни, потому что любой монастырь называется общежитием, во главе стоит либо отец игумен, либо матушка игумения, которые и олицетворяют либо отца, либо мать. А всех послушников, иноков, монахов, которые живут в святой обители, можно уподобить детям, о которых нужно заботиться, которых нужно учить, за которых нужно молиться и помогать им достигать Царствия Божия.

Принцип семьи вложен даже в жизнь Церкви. Глава Церкви – Святейший Патриарх, который называется нашим всеобщим Великим Господином и Отцом. И всегда Патриарх в сознании верующего народа воспринимался как любящий отец, который за всех молится, ходатайствует и учит своих чад христианской жизни.

– Отец Андрей, слушаем вопрос из Белгородской области.

– В Послании святого апостола Павла к Тимофею четко сказано: учить жене не позволять, а тем более властвовать над мужем. А в современном обществе все перевернули вверх ногами, сейчас у нас женщины командуют всем, а мужчины неизвестно где...

– Никто не мешает молодым людям искать невесту, которая будет не только благочестивой, но и будет уметь благоразумно молчать, иметь послушание. Действительно, современная жизнь исказила очень многие вещи. И если в семье женщина берет верх, если она встает у штурвала семейного корабля, то в такой семье не будет того самого духа, о котором говорят апостол Павел и весь опыт христианской Церкви. Апостол Павел говорит: «жене учить не позволяю, ...но быть в безмолвии» и во всем слушаться мужа, и от него получать все необходимые советы. Так вот, наши дорогие женщины замужние, давайте с верой воспримем этот совет великого апостола, потому что его устами двигал Дух Святой.

– А мужьям что посоветовать?

– А мужьям посоветую осознать ответственность за свою семью. К сожалению, современные мужчины ответственности часто боятся, избегают. И поэтому женщины тоже правы, говоря, что сейчас трудно найти достойного человека в спутники жизни, потому что мужчины измельчали. Наверное, это так. Причина в том, что большинство семей по-прежнему однодетные иди двудетные. А когда в семье только один ребенок, то о какой ответственности можно говорить, если он не знает, как посидеть с младшей сестрой или поухаживать за младшими братьями и сестрами? Одного ребенка воспитать ответственным и серьезным очень трудно, потому что все вертятся вокруг него.

– То есть проблемы мы закладываем еще на этапе выбора своего спутника или спутницы?

– Безусловно. В семейной жизни человек начинает пожинать те плоды, которые он добровольно посеял в свою жизнь через выбор. И, конечно, со скорбью мы сейчас говорим о какой-то безумной халатности при выборе спутника жизни. Человек, когда покупает обувь или новый автомобиль, изучает товар очень тщательно и никогда не спешит с покупкой. Но этого не наблюдается при выборе, который необходимо сделать на всю жизнь. Ведь, согласно Евангелию, второй попытки христианину уже не дано. И если человек здравомыслящий, то он должен понимать, на какой ответственный шаг он решается.

– Батюшка, слушаем звонок из Новокузнецка.

– Скажите, не кажется ли Вам, что семья для того и создана, чтобы родители научили своих детей, как исполнять заповеди, чтобы дети с молоком матери впитали нравственные законы?

– Этот вопрос перекликается с моим вопросом: что должно лежать в основе создаваемой семьи, без чего не стоит начинать этот ответственный проект длиною в жизнь?

– Мы уже сказали, что хорошо бы семью созидать как Малую Церковь. И если каждый член семьи, как в Церкви священнослужители, займет определенную иерархическую ступень, многие проблемы из семейной жизни уйдут. Как я уже говорил, роль священника в семье отводится отцу, жена занимает ступень диакона, то есть помощницы, а дети – это народ Божий, который нужно воспитывать. И женщина, которая звонила только что, очень правильно определила задачу воспитания: научить детей жить по заповедям Божиим. Но здесь нужно добавить очень важный момент. Если ребенку говорить, как нужно жить, но не показывать пример, ничего не получится.

Поэтому Господь в Евангелии в Нагорной проповеди говорит: кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Божием. Самое главное, что воспитывает детей, – это достойный пример родителей. И добавим практический совет, дорогие друзья, особенно молодые супруги: не бойтесь рожать детей. Может быть, преждевременно говорить о создании семей с пятью-шестью-семью детьми, но мы должны сориентировать наших молодых супругов на рождение трех-четырех детей. Ориентир на трех и четырех детей, а то и больше – это удел людей, которые готовы на особый подвиг.

– Слушаем вопрос из Чебоксар.

– Батюшка, по моим наблюдениям, злые женщины бывают счастливы в браке чаще всего, почему так?

– Интересное наблюдение. Злая женщина – та, которая подмяла мужа под себя, он стал подкаблучником, дети от такой мамы тоже трепещут, пытаются исполнить все ее прихоти. Но пройдет жизнь, и такая злая женщина почувствует необыкновенное одиночество, от нее все отвернутся. Вплоть до того, что ее супруг, который ее боялся всю жизнь, уйдет жить к дочке и будет воспитывать внуков. Поэтому никогда не нужно быть злой и никогда не нужно думать, что счастье как состояние внутреннего мира, радости, тепла, любви может быть у злого человека, – этого не может быть в принципе.

– Батюшка, в основе семьи, видимо, должна быть любовь. Но, мне кажется, для современного человека слово «любовь» сливается с понятием «страсть». Но вот страсть исчезла, и семья начинает разрушаться. А как понять, что в сердце твоем Сам Христос, любовь, а не влюбленность или страсть?

– Во-первых, многие слова в русском языке, в частности слово «любовь», не выражают многих оттенков. В отличие от греческого языка. У нас словом «любовь» называется высшее проявление христианского подвига, мы говорим о любви Божией к человеку, о любви Христа к нам, грешным; говорится, что супруги любят друг друга, девушка полюбила своего жениха или подросток может полюбить свою одноклассницу. Везде «любовь». И о «любви» иногда говорят явно в каком-то греховном смысле.

Понятно, что христианская Церковь учит о любви как о подвиге всей жизни. И апостол Павел в Послании к Колоссянам говорит, что любовь есть совокупность всех совершенств. Если человек имеет смирение, кротость, терпение, жертвенность, молитвенность, покаяние, воздержание – если от каждой добродетели он берет понемножечку, то у него на этих основаниях начинает созидаться любовь в сердце. Очень важно понимать, что любовь как дар Божий есть действительно плод благодати Божией, которая приходит в человеческое сердце.

А то, что современный человек понимает под словом «любовь», не имеет ничего общего с тем понятием, о котором мы только что сказали. Поэтому, отвечая на вопрос, как разобраться молодым людям, которые хотят вступить в брак и создать семью, есть у них любовь или нет, могу сказать, что здесь есть определенный риск. Никто никогда точно не ответит. Но я бы посоветовал молодым людям, которые собираются создать семью, трудиться над тем, чтобы эта любовь вошла в их жизнь. Для этого нужно взять Евангелие и постараться в своей жизни исполнить те заповеди, которые в нем содержатся: если человек будет идти путем Евангельских заповедей, всегда видеть Христа в своей жизни, будет всегда к Нему обращаться как к некоему идеалу, за такую жизнь Господь обязательно будет рядом с ним.

К сожалению, в семейной жизни этот главный ориентир упускается. Беда в том, что супруги не хотят жертвовать, они не хотят жить для другого человека, каждый все равно в браке хочет что-то себе. И это главная проблема семейной жизни, потому что семейное счастье основывается на самопожертвовании. Ты должен забыть о себе, в твоей речи не должно быть таких фраз, как «я хочу» или «я не буду». Супруги должны всегда говорить слово «мы», это всегда должно быть некое единое решение, это должен быть какой-то поступок, на который есть согласие обоих. И чем больше таких поступков будет, тем больше они будут сплачивать православную семью.

И, конечно, дети как дар Божий... Если они появляются в такой семье, особенно если деток не один, не два, а трое-четверо, то супруги вовлекаются в особую благодатную атмосферу христианского подвига. И как же здесь могут хорошо раскрыться те лучшие качества, которых Господь от нас ждет! Вот такой простой пример: ребеночек проснулся ночью, в три часа – кому вставать? А тому, у кого в сердце больше любви. Жена может подумать: «мужу вставать на работу, пусть поспит, я встану». А муж скажет: «ведь она каждый день встает, встану-ка я». И в браке таких примеров очень много.

– Слушаем вопрос из Подмосковья.

– Батюшка, мы с мужем прожили двадцать лет. Все у нас было хорошо. А вот сейчас мне кажется, что без Бога мне все это время было плохо. Я иду маленькими шажочками к Нему, хожу в Церковь, а муж меня не поддерживает. Как привить ему любовь к Богу?

– Как сказал протодиакон Андрей Кураев, неофит в доме – беда для ближних. Батюшка, Ваш ответ.

– Праведник в доме – мученики все остальные. Во-первых, Христос не ставил своей целью специально людей разобщить, хотя в Евангелии и говорится о разделении людей. Но иногда это разделение является Его особым путем. По большей части разлады в семье происходят по человеческому незнанию, по каким-то неправильным действиям, которые этот разлад вносят. Всегда в таких случаях я хотел бы сказать следующее. Главное в христианстве – это не внешний обряд, к которому относится посещение храма, соблюдение поста, внешний вид, одежда, какое-то правило молитвенное, и так далее. Это, конечно, нужно. Но суть христианства заключается в изменении человеческого сердца.

Почему в вашей семье начались разногласия? Наверное, потому что вы увидели (хотя, возможно, пока только внешне) строгость жизни верующих людей, увидели лица других женщин, что они мало улыбаются, что очень много людей в Церкви разведенных, каких-то несчастных, больных, страждущих. Все это так. Но Христос хочет, чтобы мы, приходя домой из храма Божия, несли людям не скорбь на своих лицах, а несли Пасхальную радость, несли свет. Вот и вы, приходя домой, поцелуйте своего мужа, обнимите его, сделайте ему какую-то приятную вещь.

Некоторым женщинам я говорю: если вы идете на службу, встаньте пораньше, испеките что-нибудь для своих мужей, приготовьте им завтрак. А после храма – бегом домой, и все остальное время вокруг своего мужа вы должны хлопотать. И не надо сейчас думать, что «муж далек», что «он ничего не знает», что «он неверующий». Наши родственники, которые не ходят в храм, – это исстрадавшиеся люди, которые забыли, что такое ласка, доброе слово, улыбка, что такое нежный поцелуй супружеский. Вот этого всем не хватает как воздуха. А если человек приходит из храма с таким же кислым лицом, то, конечно, в доме начинается какое-то напряжение. Нужно быть всем поприветливей.

Особенно эта приветливость была видна в жизни наших миссионеров, которые шли и просвещали язычников. Представьте святителей Николая Японского, Иннокентия (Вениаминова)... Вот они приходят в языческие поселения – кислые, молчаливые, замкнутые... С чего они начинали свое миссионерство? Кормили, лечили, помогали этим людям. А потом несли свет. И христианство для просвещенных язычников было религией радости, Воскресения, новой жизни. И задача ваша – в вашу семью принести этот святой свет, Христов свет, Христову радость, Христов мир, который Господь дает всем нам. А беда в том, что мы его донести не можем до своих семей.

– Батюшка, а что еще разрушает семью?

– На мой взгляд, современная жизнь очень сильно разобщает людей. Пятидневка, когда муж с утра до вечера на работе, жена практически одна. В субботу какие-то дела бывают, опять разъезжаются. И вот один день остается. Я, конечно, не знаю, как поправить ситуацию, но в семье принцип частого пребывания вместе должен быть главным. И даже если прошли первые трепетные чувства, немножко кровь уже не кипит при воспоминаниях о первых свиданиях, все равно нужно прилагать труд и спешить домой.

Вот это очень важно. Семья – работа. И, конечно, надо видеть в семейной жизни особый вид религиозного, христианского подвига. Вот эти труды, которые мы несем по обустройству быта, по заботе о болящих родных, воспитывая детей, ухаживая за родителями – все это для Бога очень ценный труд. Это прямая заповедь, которая содержится в Евангелии, через эти труды человек учится самому главному: сначала терпению, потом долготерпению, потом жертвенности, смирению и, наконец, любви. То есть, повторю, превратите свою семейную жизнь в некий духовный созидательный процесс. Во славу Христа и во имя Христа можно и картошку чистить, и посуду мыть, и в магазин идти за хлебом, и белье постирать, и ребеночка спать укладывать, и чай вместе пить.

– Спасибо. У нас звонок из Челябинска.

– Мне 41 год, мы с мужем живем 13 лет, но детей нет. Я никогда не хотела их иметь, и думаю, что за это Господь послал мне болезни. Не бесплодие, просто болезни. Я принимаю большое количество лекарств, поэтому у меня не будет детей. Помогите, как нам с мужем не разобщаться, как жить с этим и чему можно себя посвятить?

– Бездетность – Божия кара или особый путь спасения?

– Давайте я сначала отвечу на вопрос. Во-первых, женщина говорит, что она не хотела иметь детей, то есть это было по-своему безумное решение, ведь природа, сотворенная Богом в женщине, вся направлена для того, чтобы рожать детей, стать матерью, чтобы воспитывать детей, учить их добру. Пока не поздно, можно спасти ситуацию, если ваш муж согласится, – взять приемного ребенка. Потому что для мужчины наступает такой период в жизни, когда он хочет стать отцом. Если он не видит, что кто-то продолжит его путь, он уйдет к другой женщине, которая может родить ему сына или дочь, а, может быть, и двух сыновей и дочерей. Но здесь вы могли уже и опоздать, потому что не всякий согласится взять чужого ребенка, а если вы уже достигли возраста, когда родить не получится, это ошибка, которую поправить невозможно. Можно только приносить Богу глубокое покаяние, каяться за какие-то совершенно безумные шаги молодости и просить у Бога прощения, и просить у мужа прощения за то, что через свои какие-то непонятные принципы жизни вы его сделали несчастным, потому что в семье, где нет детей по вине человека, царит скорбь.

Что касается вопроса о бездетности, то бездетность можно разделить на два вида. Та, которая дается Богом как особый крест, и та, которая попускается Богом за какие-то конкретные грехи, ну, например, за сделанный в юности аборт. Это страшное преступление, когда убивается собственное дитя и во время аборта очень грубо повреждается поверхность органа, где вынашивается новая жизнь, появляются рубцы, воспаления и так далее. Иногда за это женщина несет крест бездетности. Иногда с сожалением смотришь на молодых девчонок, которые в мороз ходят в коротких юбках и могут застудить все, что Господь дал им, чтобы стать матерью. Иногда женщины доводят себя какими-то диетами, образом жизни, спортом до совершенно невероятных состояний. Прием алкоголя и курение, страшный грех наркомании – все это приводит к разрушению женской природы, и такая женщина не способна стать матерью. Поэтому, повторю, если женщина сама спровоцировала бесплодие, это епитимия, то есть Божественное наказание. А наказание – это не кара, наказание от слова «наказ» – это урок. Урок, который дает Господь человеку, урок через скорбь, урок через болезнь, урок через терпение... В некоторых семьях рождение детей считается наказанием, как кара Божия, и это очень страшно.

Ну, а тем, кто детей не имеет собственных, мы можем посоветовать посмотреть на детей, которые остались без родителей, в детских домах, в приютах, в больницах детских. Если есть согласие, приходите в храм Божий, получайте благословение и берите на воспитание малышку или малыша, у которых нет папы или мамы. Опыт показывает, что если ребеночек с 3-4-х месяцев взят в семью, потом забывается, что он приемный. И в моей практике были случаи, когда бездетные родители брали малыша, у мамочки начинали просыпаться материнские чувства к ребеночку, а потом Господь давал своего. Вот такие чудесные были примеры... Христианин должен облегчить чью-то скорбь, особенно если это скорбь ребенка.

– Звонок из Липецка.

– Имеется ли в Православной вере такой аспект, как планирование семьи?

– В христианском понимании есть такое понятие, как добродетель рассуждения, и вот ее ни в коем случае отвергать нельзя.

Что касается планирования семьи – наверное, элементы этого, особенно при создании семьи, должны быть. Я вспомнил почему-то свою молодость: мне хотелось жениться после 25 лет, хотелось получить образование, встать на ноги. Хотелось, чтобы супруга была меня моложе на 5-6 лет, чтобы она была из многодетной, полноценной семьи, чтобы была верующей. Я просил Бога об этом, и Господь услышал мои молитвы.

Что касается планирования рождения детей, то это позиция не христианская. Потому что детей дает Господь, родители только инструменты Его воли, через них Господь являет Себя. Поэтому если мы будем в Божественные пути вносить какой-то человеческий фактор этого планирования, Господь будет тогда применять иные способы, вразумляя нас и воспитывая. На мой взгляд, надо положиться на волю Божию. Я сам многодетный отец и знаю труды. Когда в семье много детей, часто спрашивают, как избежать последующих, чтобы суметь поднять маленьких? Эти вопросы решаются с духовником. Самое главное – надо иметь веру в то, что Господь человека никогда не оставит.

Бог ведь всегда ждет от нас самопожертвования, потому что Сам-то Он как прожил жизнь? Христос не имел ни одной минуты для своих выгод, или комфорта или удобства. Есть в Евангелии очень яркий эпизод, который показывает, как же Он уставал, когда ходил с проповедью Евангелия: помните, на Галилейском озере ученики Его плыли на лодке, была буря, лодку заливало водами, а Христос спал на корме – как же нужно было устать, чтобы заснуть во время морской бури? Вот пример служения!

– Вопрос из Челябинска.

– Мы с мужем обвенчались, я думала, что будет какое-то облегчение, а наоборот, наступили очень большие искушения.

– Современное сознание хочет видеть в Церкви некое подспорье для устройства обычной человеческой жизни. Если спросить сто человек, которые пришли в храм, для чего они сюда пришли, то 95 скажут: чтобы Бог помог со здоровьем как-то разобраться, дочку замуж выдать, мужу найти работу, переехать в большую квартиру, и так далее – по-прежнему ждем от Бога помощи в мирских делах. А Господь хочет, чтобы мы думали о своей душе, как ее спасти; а этот процесс часто не соответствует нашим взглядам.

Вы сказали, что после Венчания в Вашей жизни супружеской появились какие-то скорби, какие-то трудности. Это совершенно нормальный процесс. Вы через браковенчание церковное вступили на свой христианский путь подвига. Поэтому ничего не бойтесь, не смущайтесь, те труды и те скорби, которые Господь посылает человеку, идут во благо каждому из нас. Поэтому принимайте все это с терпением, благодушно, радостно, не забывайте за это Бога благодарить, и помните, что, давая крест каждому человеку, Господь его несет вместе с ним.

– Батюшка, а насколько обязательно венчаться, ведь в Евангелии об этом, кажется, ничего не сказано? Что Священное Писание говорит об этом? Может быть, достаточно сказать друг другу: любим, будем хранить верность, воспитывать детей?

– Таинство Венчания появилось, конечно, не сразу. Наверное, первоначально христиане, вступающие в брак, получали благословение епископа, потом возникло некоторое чинопоследование. Но, на мой взгляд, очень важно верить, что во время таинства Венчания молодым людям ниспосылается особая благодатная сила, помогающая им прожить вместе в христианском браке. И без этой Божественной благодатной помощи семья христианская не состоится – вот на эту сторону благодати таинства нужно обязательно обращать внимание. А само по себе, в отрыве от веры, от христианской благочестивой нравственной жизни, от молитвы, Венчание как «магическое действие» никакой силы не имеет. Поэтому мы и констатируем такую печальную статистику, что венчаные браки распадаются так же легко, как и невенчанные. В чем причина? Не в том, что благодать Божия оскудела в Церкви, а в том, что люди приступают к Венчанию совершенно не подготовившись. Молодым людям, которые думают венчаться, необходимо очень глубоко проникнуть в суть этого таинства. Что происходит в момент Венчания? Церковь в лице священника благословляет на супружество двух молодых людей, и Господь ниспосылает особые силы, чтобы друг друга любить, терпеть, прощать, заботиться, чтобы была мудрость воспитывать детей, строить свой быт, создавать свою Малую Церковь в семье. Все это в момент Венчания Богом ниспосылается на брачующихся, и в этом главный смысл Венчания.

– Батюшка, когда человека крестят, ему Господь дает ангела-хранителя, а когда люди венчаются, посылает ли Господь ангела-хранителя для семьи?

– А почему нет? Если есть ангелы-хранители государств, городов, монастырей, церквей, почему Господь из Собора ангелов, из тысяч легионов ангелов не может выделить одного, чтобы он хранил созданную семью, которая так нуждается в защите? Это как нежный цветочек, который только пробился из толщи земли и который может погибнуть и от ветра, и от холода, и от человеческого невнимательного отношения. Все кругом опасность, и поэтому молодая семья нуждается в особой охране – конечно, Господь дает ангела-хранителя. И супруги должны чувствовать его присутствие, и взывать к нему, и стараться, создав семью, сеять в свою Малую Церковь те благодатные настроения, которых Господь ждет от нас, – нежность, любовь, теплоту, заботу, ласку, чтобы, придя в такой дом, каждый мог сказать, что в этом доме живут христиане, носители благодатного Духа Христова.

– Отец Андрей, я благодарю Вас за беседу; благословите наших телезрителей.

– Господь вас всех благословит, доброго вам здоровья. Желаю, чтобы в этот период, когда начались венчания в наших храмах, мы бы увидели пришедших молодых людей, которые готовы ступить на путь христианской семьи, чтобы таких семей стало больше, чтобы в них рождались детки, которые продолжат наше дело. Да поможет нам Господь.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

3 июня Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев.

 
Беседы о духовности

Иерей Иоанн Попадинцев: Душу надо воспитывать с детства

Беседа с исполняющим обязанности настоятеля храма Апостола Фомы, что на Кантемировской (Москва), иереем Иоанном Попадинцем в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ведущий Михаил Карелин. Сегодня наш собеседник – исполняющий обязанности настоятеля храма Апостола Фомы, что на Кантемировской, иерей Иоанн Попадинец.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс