Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (629) → Епископ Павлово-Посадский Кирилл: Возрождение казачества – это возрождение патриотизма

Епископ Павлово-Посадский Кирилл: Возрождение казачества – это возрождение патриотизма

№20 (629) / 23 мая ‘11

Люди церкви

Беседа с епископом Павлово-Посадским Кириллом, руководителем Синодального отдела по взаимодействию с казачеством, в прямом эфире телеканала «Союз»

Российское казачество... При Президенте Российской Федерации будет создана казачья сотня – аналог царского конвоя. Возрождаемое казачество сегодня – это возрождение патриотизма или все-таки историческая декорация? Об этом в программе «Люди Церкви» мы поговорим с епископом Павлово-Посадским Кириллом, руководителем Синодального отдела по взаимодействию с казачеством. Ведущий – Олег Петров.


– Владыка, прошел год с момента создания Синодального отдела по взаимодействию с казачеством. И хотелось бы понять, есть ли общая политика в Церкви по работе с казачеством и в чем она заключается.

– Политика  Церкви по работе с любой частью общества, с каждым человеком, который сегодня является членом этого общества и себя заявляет членом Русской Православной Церкви, одна – помочь ему в его спасении, в воцерковлении. Это  главная цель работы и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Другое дело, что у каждой части общества имеется своя специфика. Казачество – это, я бы сказал, большая и имеющая огромную историю этническая группа. Казаки уже на протяжении четырехсот лет, как минимум, служат России.

– Вы говорите, что казачество находится на службе и сейчас. Но не является ли казачество сегодня каким-то декоративным феноменом в нашем государстве, реанимация его на государственном уровне не просто дань традиции,  бутафория? Нет?

– Нам нужно  восстанавливать очень многие традиции. И певческие, и этнографические и какие угодно – добрые старые традиции русского народа, других этносов, населяющих Российскую Федерацию. Мы сегодня во многом оторваны от наших корней, массовая культура захлестывает очень быстро и формирует информационное поле, часто негативное, которое захватывает умы нашей молодежи. Поэтому добрые старые традиции, православные традиции очень важны.

Но  надо сказать, что с казачеством не все так просто. Я считаю, что оно не только было служивым сословием, не только служило когда-то, но и сегодня  может послужить. Оно имеет очень мощную самоорганизацию. Поэтому именно по казачеству, как и, собственно говоря, по Русской Православной Церкви, был принят специальный декрет об уничтожении как класса, сословия. В советское время, в 1919 году, Троцкий подписал декрет, по которому сотни тысяч казаков были сосланы, расстреляны, оказались за рубежом. Советская власть так боялась казачества, потому что оно имело всегда и имеет на сегодняшний день самоорганизацию. Глубинные корни, которые есть у каждого народа, сохранились у казаков. Посмотрите, за последние двадцать лет нет ни одного бывшего сословия, кроме духовенства, которое за это время так сумело бы самоорганизоваться.

– Действительно,  самоорганизация у них есть. Но мне, как журналисту, все-таки не до конца понятна их конкретная  функция в нашем обществе. У нас есть министерство внутренних дел, которое несет охранительную функцию, есть министерство обороны с оборонительной функцией – тут все понятно. У казачества какая  функция?

– Есть несколько направлений, которые я бы хотел выделить. Первое, о чем я уже говорил, – очень важна не только охранительная или какая-то другая функция, но и воспитательная. Кому-то надо показывать пример патриотизма нашей молодежи, нашим детям. Что мы в советское время привыкли видеть на экранах телевидения? Русские народные песни в виде частушек? Какие традиции в нашем быту, кроме того, что есть в Церкви Православной: иконы, молитвы,  освящение куличей, например, на Пасху, колядование на Рождество, сохранились? И патриотизм-то, наверное, в основном, сегодня сохраняется, развивается и пропагандируется в Церкви. Поэтому казачество – это та часть русского народа, где патриотизм и традиции, возрождаясь, будут играть большую воспитательную роль. Я в этом совершенно уверен. Когда мы сегодня видим казака, в форме, в черкеске, в папахе, да еще и при оружии холодном, в сапогах, да еще, скажем, на коне, да еще и с лихой песней, сразу возникает какое-то особое чувство, появляется особое состояние души. Во-первых, у мужчины, потому что он по природе своей воин, защитник. Я вижу, как многие мужчины проникаются этим, и, наверное, это немаловажно. А насчет всех остальных функций скажу, что  казаки  наряду с полицией несут функции по охране общественного порядка,  государственных границ, по охране лесов, помогают МЧС при ликвидации последствий стихийных бедствий. Правда, конечно, пока это еще не  так часто происходит. Но ведь существуют реестровые казачьи общества, и казаки, находящиеся в них, являются государственными служащими. И они на самом деле заключают договоры с различными государственными ведомствами как раз по подобному служению. Другое дело, что, может быть, не хватает государственных средств, чтобы финансировать казаков, которые готовы нести такое служение. Нужно их  еще и обучить, чтобы они действительно быть реальными сотрудниками МЧС и других структур. Но лиха беда – начало. Два года существует президентский Совет по делам казачества, и за это время вышло очень много указов Президента России, которые дисциплинируют, приводят эти реестровые войска в то состояние, когда они по-настоящему смогут выполнять серьезные государственные задачи.

Одним из важных таких решений президентского Совета в нынешнем году, в феврале, было решение о создании Всероссийского казачьего общества. Из одиннадцати войск, которые останутся официальными, на постоянной основе,  лучшие казаки  этих войск образуют единое Всероссийское казачье общество.

– И оно будет финансироваться из государственного бюджета?

– Скорее всего, да, а иначе  зачем его создавать? И уже те одиннадцать войск частично уже начинают такое финансирование, но когда появится единое Всероссийское войско, конечно, перед ним будут поставлены серьезные задачи. И будет выбран Верховный атаман. И, конечно, все делается для того, чтобы решать эти задачи. Сегодня спектр их очень большой, и я уже некоторые из них перечислил.

– Хотелось бы понять, откуда берутся казачьи атаманы, люди, которые ведут за собой казачество. Есть какие-то учебные заведения, которые готовят казаков-атаманов, руководителей, по аналогии с тем, как готовят офицерский состав для Вооруженных Сил в учебных заведениях? У казаков есть что-то подобное?

– Ну как, например, можно говорить о том, существуют ли учебные заведения, чтобы выучить чуваша или татарина? Это сословие, это этническая группа. Казаки смогли так самоорганизоваться потому, что бережно сохранили свои корни, воспитывают в семье детей согласно своим традициям.

Безусловно, есть кадетские корпуса казачьи, в которых воспитывается будущая казачья элита, будем так говорить. Сегодня имеется 25 кадетских корпусов. Это очень большая задача не только казачьих обществ, но и министерства образования, и  задача Церкви. Мы разрабатываем программу духовно-нравственного образования и воспитания в кадетских корпусах. Потому что, коль уж затрачены особые средства и дети с пятого класса живут в общежитиях, как в суворовских училищах, то, безусловно, мы должны постараться максимум знаний дать этим детям. Очень много чемпионов в молодежных группах  по различным видам спорта в кадетских корпусах, причем есть даже чемпионы мирового уровня. В общем, достаточно много успехов. Я лично видел, как ребята замечательно собирают и разбирают автоматы, и некоторые из них сто баллов из ста берут. Это говорит об их серьезной подготовке. И приезжают ребята к нам в Донской монастырь, и показывают здесь высокую дисциплину. Все вместе хором читают молитвы перед обедом, после обеда, другими послушаниями занимались. Меня очень порадовали кадеты, и мы, конечно, на них  возлагаем особые надежды. Как и атаманы. Ведь много  еще осталось от советского прошлого, в том числе и безбожие, у казаков. Но, повторяю, именно  глубинные корни, которые есть у каждого народа,  помогают им быть казаками на самом деле.

– Какова  роль Православной Церкви в восстановлении и возрождении этого сословия? Не так давно я был на одном богослужении  в Донском монастыре, где были и казачьи атаманы, и представители общественности,  причастные к деятельности казачества. И там был один очень показательный момент, во время награждения, когда Вы вручали им грамоты, иконы и прочее – небольшая часть, процентов 30-40, сказали, что служат Церкви, Отечеству и казачеству, но большая часть сказали, что служат казачеству и Отечеству. Некоторые вообще не сказали, что служат Церкви, а некоторые сказали в последнюю очередь. И это показательно. Удалось ли сегодня восстановить веру в казачьем сословии? Ведь в советское время  сильная пропагандистская машина все-таки выхолостила православную составляющую, и у казаков в том числе. И я, общаясь с ними, понимаю, что только единицы, как мне показалось, являются церковными людьми. О принадлежности к Православию они, может быть, и заявляют, как и большинство жителей России, но насколько они воцерковлены?

– К сожалению, это результат безбожного советского прошлого. И, конечно, такой багаж имеют и казаки. Но есть одно отличие – все казаки без исключения заявляют себя православными людьми. Конечно, об Украине особый разговор; там сегодня есть казаки и Московского Патриархата, и филаретовцы, и так называемой Украинской автокефальной церкви, и униаты. Но у нас в России все казаки заявляют себя православными. Порой люди приходят в церковь или просто встречаются за чашкой чая за столом и говорят: вы знаете, я пытаюсь  храм посещать, что-то где-то делать, выполнять, но я человек неверующий. Или по-другому: я человек верующий, но совершенно не церковный. И многие, кстати, считая себя верующими, заявляют, что они неверующие. Вот этого в казачестве нет. Они все говорят: мы – православные люди, потому что таковыми были наши предки многие и многие столетия.

Вот это отличие и дает возможность Церкви  серьезно заниматься духовной работой с казаками. И работа Синодального отдела по  взаимодействию с казачеством как раз и заключается в том, чтобы поставить духовника сегодня в каждое казачье общество. Есть такое деление, как казачье войско, потом войско делится на округа, затем эти округа делятся на станицы или юрты. Юрты и станицы имеют хутора казачьи. И вот на каждое казачье общество, зарегистрированное в Управлении юстиции, мы сегодня ставим духовника. Потому что без духовника, без священника они не имеют права (по казачьим традициям, а не по церковным) провести казачий круг, выбрать атамана, привести к присяге атамана или казаков, и так далее.

Когда я даю интервью в светских средствах массовой информации, то в прямом эфире некоторые светские люди  задают вопросы, почему мы сегодня лезем в казачество, почему хотим сделать их всех православными людьми? И я отвечаю, что они все заявляют себя православными людьми, и без священника не могут проводить никаких чинопоследований своих. Провести казачий круг, например. Что такое круг? Это орган самоуправления любого казачьего общества, и священник является обязательным участником данного круга, без его благословения не начинается и не заканчивается круг, и не может слово взять ни один казак. Скажем, если есть желание казака высказаться на круге, то он подходит к  священнику, берет у него благословение, затем целует икону, крест, поворачивается и кланяется атаману, кланяется в пояс старикам и только потом начинает о чем-то говорить. Сегодня почти создана база данных священнослужителей, окормляющих казачество. Мы завершили эту работу, может быть, за небольшим исключением, и надеемся, что священники начнут уже планомерную работу, а не время от времени, как это было раньше. Мы разработали специальную программу, и методические есть разработки по работе с казачьими обществами, где прописаны обязанности и священника, духовника казачьего, и обязанности атамана, который должен назначить своего заместителя по духовной работе и по взаимодействию с Православной Церковью, должны быть заключены договоры, ну и  многое  другое.

И за прошедший год мы провели уже немало семинаров, на которые приглашаем атаманов и священников, работающих с казачьими организациями. На этих семинарах  рассказываем о том, как  нужно взаимодействовать, чтобы казаки посещали храмы, чтобы казачество было воцерковлено, чтобы дети были все крещены, чтобы все казаки были венчаны, регулярно исполняли святые таинства Исповеди, Причащения, посещали храмы... Есть и другие планы взаимодействия, и думаю, что назначение духовника в каждое казачье общество, будь то малое или большое, будет, конечно, иметь  огромное  положительное значение. Представьте, если бы у каждой  большой семьи был свой духовник, как бы это было замечательно, – а сегодня у казачьего общества он есть. В хуторе это может быть двести человек, а в войске сегодня это 14, 20, 30 тысяч человек – скажем, в Донском войске сегодня 150 тысяч человек, там есть войсковой священник, имеется определенная система духовного окормления казачьего воинства.

– Мы только надеемся, что духовное окормление Церковью реестрового и нереестрового казачества сделает свое праведное дело вразумления казачьего войска, и та стабильность, к обеспечению которой призвано это сословие, будет ими обеспечена. Я желаю Вам успехов в этом нелегком труде.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Епархия

Ярославская и Ростовская епархия

Из истории Епархии В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники Православной веры достигли ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру – центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией.

 
Новости Екатеринбургской епархии

В Екатеринбурге состоялся смотр-конкурс на лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа

3-14 мая на базе Екатеринбургского суворовского военного училища проходил окружной смотр-конкурс «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс