Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (628) → Протоиерей Артемий Владимиров: «Христианская вера – вселенская, универсальная, она призывает в свои объятья всю человеческую семью»

Протоиерей Артемий Владимиров: «Христианская вера – вселенская, универсальная, она призывает в свои объятья всю человеческую семью»

№19 (628) / 17 мая ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Всех Святых в б. Ново-Алексиевском монастыре Москвы протоиереем Артемием Владимировым в эфире православного телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ведущий Михаил Карелин. Гость нашей студии – настоятель храма Всех Святых в бывшем Ново-Алексиевском монастыре протоиерей Артемий Владимиров.

Христос Воскресе, отец Артемий, с праздником Вас, благословите наших телезрителей.

– Воистину Воскресе Христос!

– Дорогие друзья, пришел праздник праздников и торжество торжеств – Светлое Христово Воскресение. Отец Артемий, мне всегда представлялось, что Воскресение Христово (впрочем, как и грехопадение человека) – Событие с большой буквы, событие космического масштаба. И вроде бы многое известно, но не покидает чувство величайшей нераскрытой тайны. Каков был бы мир, если бы Христос в него не явился?

– Даже страшно об этом думать, ибо Воскресение Христово – событие не просто всемирно-историческое, их было немало, но – уникальное, свидетельствующее о том, что Он – Бог, всемогущий и всеблагой. Ведь до Него человеческий род склонял свою главу перед владычицей смертью. Все покорствовалось смерти, на все она налагала свою печать, все ей было подвластно. Подобно Ниагарскому водопаду, время собирало народы, эпохи и обрушивало их в бездонную пропасть, в челюсти смерти.

Является, наконец, Создатель, облекаясь в подобную нам, но безгрешную Человеческую природу, под завесой Плоти скрывает Божество, восходит на Крест безгрешный, чтобы приманить лукавого. Лукавого, который заведовал всеми грешниками и имел на них право как на согрешивших, подвергая их смерти и посмертным мучениям. И молния Божества поражает этого тирана, диавола. Душой неразлучный с Божеством, Господь Христос снисходит во ад, и тот приходит в ужас, трясется, колеблется и, наконец, нехотя отверзает свой зев. Не чтобы заглотить новые жертвы смерти, но, как выразительно говорит Церковь, изблевать из своего недра всех от века там содержимых, тех, кто откликнулся на благовестие Христа Спасителя. И первым в райские обители входит разбойник, жизнь жительствует, солнце возвещает новое, неслыханное, небывалое дело. И поэтому на ваш вопрос мне даже страшно давать ответ: а что было бы, если бы не свершилась эта тайна Божия Промышления о мире? Да было бы то же, что сейчас на Луне – космическая пыль, оспами кратеров изъедено лицо Земли... Было бы то, что мы видим в последнем акте трагедии «Гамлет»: лежат заколотые тела, качаются шпаги, повсюду кровь… Мертвенность, холод и ужас одиночества.

Величайшее событие – Пасха Христова. И привыкнуть к нему нельзя. Но вы совершенно правы, что эта тайна непостижима для кокосового ореха человеческого ума. Слабая, бледная человеческая мысль бьется, бьется и отступает в радостном изумлении перед этим излиянием Божественного света, Источником которого является Воскресший Христос.

– Батюшка, какова связь между ветхозаветной пасхой и Воскресением? Когда ее начали праздновать?

– Ветхозаветная пасха – это событие истории древнего Израиля. Выйдя из Египта, празднуя счастливое избавление от тиранства фараона, который прообразовывал собой диавола, по указанию Божию в каждой семье иудеи подвергали закланию пасхального агнца, приправляли его горькими травами и вкушали стоя. И так сто, двести лет спустя, тысячу лет спустя после исхода из Египта. Это воспоминание о счастливом избавлении, возвращении в объятья отчие, в Землю Обетованную.

Ветхозаветная пасха исполнилась, когда Агнец невинный, Агнец Божий Иисус Христос взошел на Голгофский Крест, и тогда потеряли всякий смысл все ветхозаветные жертвоприношения. И напрасно сейчас кто-то желает отстроить, против воли Божией, Соломонов храм, там, на одном из холмов Иерусалима. Не благоволит Господь кровавым жертвам с тех пор, как Христос, новая Пасха, заклан за нас.

А нынче Пасха – новозаветная Пасха, Пасха красная, Пасха таинственная, Пасха спасительная, двери райские нам отверзающая. Очень хотелось бы, чтобы прихожане не удовлетворялись благочестивыми программами телевидения, как они ни хороши, но стремились на Светлой седмице, утром ли, вечером, входить в Божии храмы, где отверсты Царские врата в знак того, что благодать струится, словно вода живая, и насыщает человеческие души, возвращает крылья надежды, просветляет человеческие лица. Это брачная неделя, когда мы призваны ежедневно причащаться Святых Христовых Таин.

– В Светлую неделю можно причащаться даже без Исповеди?

– Ну, если ты сознаешь себя грешным, кто ж тебе мешает сказать: «Батюшка, можно вас на минуточку, я немножечко расслабился, переел вчера куличей; стыдно, грешно; как шестилетний мальчик натрюхался, забыв, что надлежит духом праздновать Пасху, каюсь, Господи, прости, Господи, помоги...». И, конечно, на Пасху батюшки наши скажут вам: ну, что же, иди и более не греши, Бог тебя простит. И так через малую Исповедь, вновь обретя дерзновение и веселие духа, мы приступим со страхом и трепетом к Чаше, причастившись животворящих Христовых Таин.

– Отец Артемий, известны случаи, когда люди неумеренно разговлялись на Пасху. Как следует благочестиво это сделать, чтобы не доводить себя до таких неприятностей, не омрачать праздник?

– Да, на Бога надейся, сам же не плошай. Может быть, вы имеете в виду Ивана Андреевича Крылова, но, по-моему, он пострадал не от куличей, а от блинов, если это не исторический анекдот. Хотя, вы знаете, за вашим вопросом большая мудрость, потому что сорок дней вкушая эти самые горькие и горькие травы, постничая гречневой кашкой да огурцами солеными, мы действительно должны быть очень аккуратны и не увлекаться чрезмерно пищей.

Хотелось бы, конечно, с помощью телеканала «Союз» устроить всемирный конкурс куличей и пасок, а победителей этого конкурса пригласить в нашу телестудию и хотя бы визуально покормить телезрителей куличами. Когда я был маленьким, бабушка научила меня есть куличи. Дело в том, что настоящий кулич это не полувоздушный кекс – ткни, а там – пустота. Старорежимный, царский кулич – он отягощает руку. Это насыщенное специями тесто, в котором имеются кардамон, цедра, ваниль – чего там только нет! Понюхаешь, и уже насытился.

– Батюшка, а почему Спаситель просил Своего Отца Небесного пронести сию чашу мимо Него, ведь Он испокон века, еще до времени знал о Своей участи?

– Мы тоже знаем, что надлежит человеку единожды умереть, а затем будет Суд. Но это главное наше человеческое знание не исключает необходимости напрячь духовные, физические и душевные силы в самый час исхода. Все мы умрем, говорит Иоанн Златоуст, но умирать нужно с толком. И Спаситель истинный Человек – человеческая природа бежит смерти, трепещет ее, ибо Бог по изначальному Своему замыслу создал нас бессмертными, душа не должна была разлучаться с бренным телом. Для того Господь допустил до Себя, будучи совершенным Богом, но истинным Человеком, эту немощь, боязнь смертную, чтобы, преодолев ее, вложить в каждого из нас мужество и надежду. Он острое жало смерти сточил, победив ее Воскресением, и поэтому уже в первые века христианской веры сонмы последователей Господа, даже малые дети и женщины, с улыбкой встречали смерть, посмеиваясь над своими мучителями и гонителями. Ибо Божия благодать, которая в Пасхальные дни обильно изливается на все живое и почивает в сердцах христиан, показывает нам, что земная жизнь скоротечна, бренна, она тонка, как нить, дерни – и оборвется. Однако мы, находясь уже в вечности, вкушаем через Церковь духовные блага, вкушаем с крестного райского древа плоды вечной жизни, Тело и Кровь Господни. И, приобщены будучи жизни Животворящей Троицы, переходим из земного, видимого мира в мир иной, невидимый, когда позовет Господь, с радостью.

Дай Бог нам, дорогие друзья, так подготовиться к кончине, чтобы она стала обретением жизни.

– Батюшка Артемий, а какова же была участь ветхозаветных пророков, праведников до Воскресения? Они все попали в ад, и они тоже подвергались там мучениям?

– Вы вопрошаете меня с таким благоговением, как будто я Архангел Михаил, заведующий небесной канцелярией, знающий не только тайны земной жизни, но и своими собственными очами созерцающий тайны загробной жизни... Впрочем, есть учение Церкви. Оно свидетельствует на основе Священного Предания, что до Крестной смерти Спасителя и Воскресения в рай не входил никто, вход туда был закрыт грехом Адама и нашими личными грехами. Разве только пророк Илия вознесен был на огненной колеснице, однако он еще придет, как раз в Иерусалим, обличить несчастных его жителей и расположить их сердца к истинному Мессии – к Христу. Так вот, праведники Ветхого Завета сходили, конечно же, в преисподнюю земли. Но их участь весьма отличалась от участи содомлян и гоморрян, этих духовных отцов нынешних представителей нетрадиционных ориентаций – и все те извращенцы, конечно, тяжко мучались; но праведники, в сердцах которых уже дышал при земной жизни дух Божий, – они омывали ноги странникам, были верны своим земным спутницам, не развратничали, как языческие народы, – находились в ином месте.

По верованию древних иудеев, они не были причастны к тем смертным мукам, которые уготованы злодеям, однако все-таки томились душою, жаждали Божественного света. И к ним прежде всего обратил свое слово святой Иоанн Предтеча, замученный Иродом: он пришел прежде Христа, и в этих мрачных областях благовествовал грядущее спасение. А уж Сам Господь, когда явил Свое светоносное Божество, сойдя во ад, как это и изображается на иконе Воскресения, простер Свои отеческие длани. За которые ухватились прежде всего кто бы вы думали? Адам и Ева, оплакавшие свой грех и нареченные еще при жизни друзьями Божиими. Вот их-то Он и вызволил и возвел в области света.

– Как рассчитывается дата Пасхи? Этот вопрос очень часто задают. И с каких времен традиция празднования Пасхи новозаветной существует?

– Единообразие было установлено на I Вселенском Соборе, это первая четверть IV столетия по Рождестве Христовом. Особенной ученостью отличались святые отцы Александрии, города на Африканском континенте. Они-то и оставили нам чудо из чудес – Пасхалию; этот круг Пасхальный зависит не только от Солнца, но и от Луны – это наш гениальный лунно-солнечный календарь, который мы называем сейчас юлианским, или старым календарем. То, что учинили католики в позднем Средневековье, – так называемый новый Григорианский календарь – это, если сравнить, как хирургический скальпель и ржавый нож. Каждый календарь, каждая календарная система имеет какие-то погрешности, но Пасхалия святоотеческая – чудо из чудес, с помощью которого можно вычислять даже точную дату того или иного исторического события, если мы знаем, в какой церковный день оно произошло. Скажем, Куликовская битва произошла на Рождество Пресвятой Богородицы. Как вычислить дату Пасхи, учат семинаристов, и приглашаю всех юных наших слушателей мужеского пола поступать в наши семинарии. Ну, я, уже почти пятидесятилетний батюшка, слегка позабыл точные математические расчеты, да и, что греха таить, пользуясь календарем Издательства Московской Патриархии, иду по пути наименьшего сопротивления.

– Тогда следующий вопрос – по Евангелию. Есть в Евангелии от Иоанна история о Фоме, которого называют еще Близнецом, а в народе – Фомой неверующим. Каков духовный урок этой истории?

– Мы напомним нашим телезрителям, что апостол Фома – человек точного ума, всегда пытался во всем докапываться до сути.

– Наших современников, наверное, напоминает…

– Современники наши едят гамбургеры и уже ни до чего не докапываются. Слишком легковерные они – принимают на веру все, что средства массовой информации им навешивают на уши. Простите, лексикон немножко не Пасхальный я, наверное, выбрал.

Так вот, будучи человеком слова и дела, он более доверял внешним чувствам, чем сердцу. Его не совсем правильно называть неверующим, он любил Христа и веровал Ему. Но, опоздав, не находясь вместе с апостолами в Сионской горнице, когда Господь совершенно естественно явился перед ошеломленными учениками, он произнес эти знаменитые слова: «покуда не увижу собственными очами, не поверю» – он не был атеистом, но боялся ошибиться, жаждал лично удостовериться. Господь уверил Своего ученика, явился ему: вложи, Фома, перст свой в раны от гвоздей, пощупай ребро Мое, пронзенное копием, не буди неверен, но верен. И Фома, уже не имея нужды делать этого, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Ты и Человек, и Бог в едином лице, и я исповедую Твои всемогущество и благость.

Однако Спаситель ублажил не Фому, а вас, меня и всех, кто, по слову апостола, уверовал: «Блаженны невидевшие, но верующие в Меня». Впрочем, если сердце будет чисто, то оно способно узреть славу Божию, и Христос Спаситель в эти Пасхальные дни как будто становится видимым. Я опять возвращаюсь к моей любимой теме. Войдите в Божий храм, посмотрите на его убранство: как все искрится, ликует, как украшены иконы розовым, красным, багряным; как священники, выходя на службе Пасхальной, меняют свои ризы с золотой на зеленую, с зеленой на багряную – что это, почему? Это свидетельство явлению Христа, описанному евангелистами, при том, что каждый раз Спаситель являлся иным образом, не всегда был узнаваем: Мария Магдалина думает, что это садовник, Лука и Клеопа принимают Его за чужестранца. Затем Господь приоткрывает глаза апостолов, и они видят сияние, исходящее из Его Лика. Так что апостол Фома не просто уверовал, но исполнился такой Божественной радости, что пешком дошел до Индии. Полуостров Индостан выпал ему по жребию, и там, где сейчас сидят йоги в позе лотоса, наблюдая, как священные коровы дожевывают придорожную травку, апостол Фома проблаговествовал Христа. И поныне сохранились в Индии целые поселения христиан. К сожалению, они не сохранили христианскую веру в чистоте, относятся к несторианам, однако Индия в I веке была просвещена благодатью Христовой, а Россия только в VIII, IX и X-м; но последние будут первыми.

Мы очень надеемся, что индусы, народ немножко меланхоличный, сейчас тоже смотрят нашу передачу. Я, к сожалению, не владею хинди, но прекрасно знаю, что древний священный язык индусов санскрит буквально ближайший брат литовского языка. Что подтверждает и европейскую теорию, по которой становится совершенно ясно, что после Ноева ковчега и сошествия Сима, Хама и Иафета в долину Арарата человечество разошлось разными ветвями по лицу Земли. Иафет пошел на север... Поэтому и о нас можно сказать: мы истинные арийцы нордического характера, порочащих нас связей не имеем (да и не имели никогда, все-таки мы люди христианского образа жизни).

– Батюшка, есть мнение, что кровь Спасителя омыла голову Адама, захороненного под Крестом. Как первые христиане узнали, что там захоронен Адам?

– «Преданья старины глубокой...». Дело в том, что у Церкви два вероучительных источника: Писание и Предание. Предание – это то, во что верующие во Христа веровали всегда, везде и всюду. И вот древнейшее Предание говорит, что на одном из семи холмов Иерусалима, как раз там, где был воздвигнут впоследствии Голгофский крест, Адам нашел свою могилу. И вот почему, между прочим, у основания креста часто можно видеть изображение черепа и костей – это не пиратский знак, как думают некоторые подростки, впервые вошедшие в храм, это останки Адама. И Крест промыслительно был воздвигнут над гробницей первого человека, так что Кровь Христа, которую Он без остатка пролил во искупление нашего рода на Кресте, омыла главу и кости Адама в знак снятия проклятия, навлеченного нашими грехами, с человеческого рода. Бог отъял проклятие и дал благословение, в Адаме и все мы были искуплены. Так что в час нашего Крещения (кто-то крестился в юности, кто-то в зрелом возрасте) Кровь Христова омывает сердце новокрещеного человека, и он выходит из купели, как птица Феникс, очищенный и освященный. И Крещение, нами воспринятое, является нашей личной Пасхой. Потому что в нем и через него мы соумираем и воскресаем со Христом для праведной жизни.

– Батюшка, в церковной традиции есть такой благочестивый обычай, как Крестный ход, в том числе и на Пасху – каковы корни этой традиции?

– Корни этой традиции, конечно, не восходят к одному из русских живописцев, который написал мрачную картину, так и назвав ее – «Крестный ход на Пасху»: Илья Ефимович Репин далек был от христианства. Изобразил каких-то полупьяных дьячков, едва держащихся на ногах. Где ж он видел такой Крестный ход? Но не будем сейчас говорить о нем; думаю, на Страшном Суде он Господу объяснит, что он имел в виду. Но наш Крестный ход, который в эти Светлые дни ежедневно совершается после Литургии, а зачинается в Пасхальную ночь, есть изображение Церкви воинствующей, одновременно торжествующей. Крестный ход, совершаемый в глубоком сумраке греха, – ход учеников Христовых, которые, как малое стадо, идут в объятья Небесного Отца, взирая с упованием на Христа, побеждая рознь этого мира.

Когда он возник? Мы найдем прообраз Крестного хода в шествии мироносиц: ночью, преодолев угрозы иудейского Синедриона, – а они имели основания бояться этого верховного судилища иудеев, который намеревался расправиться теперь и с учениками Господа, – преодолев страхи, ученицы Христа вышли еще зело до утра, в сущей тьме, как сказано, на гроб. И вдруг увидели, что огромный камень, заслонявший вход в пещеру, где лежало Тело Учителя, поколеблен и отвален. Ангелы в белых ризах, а женщины приняли их за светоносных юношей, засвидетельствовали им, что Христос Воскрес, и повелели поскорей возвратиться назад и донести до всех по свету эту ошеломляющую новость. Так вот и мы в белоснежных ризах ходим Крестным ходом в ночь на Пасху. Когда священник вновь восходит на паперть, на церковное крыльцо,то видит площадь перед храмом, всю запруженную людьми без различия званий, состояний, общественного положения… Сюда приходят все: и рокеры, и бывшие хиппи, уже изрядно состарившиеся, и какие-то отечественные буддисты, и доживающие свой век троцкисты; их влечет благодать Христова на Пасху, они стесняются сознаться друг другу, зачем они пришли сюда, зачем держат в руках красные Пасхальные свечи. А когда священник поднимет крест, украшенный этими тремя свечами, а иногда и перевитый розами, и громко, обратившись к народам всей Земли, провозгласит: «Христос Воскресе!», вот эта многоликая, разноликая толпа, без различия званий и состояний на мгновение застынет, и через секунду все отвечают в ответ на это христианское приветствие: «Воистину Воскрес Христос!» Содрогаются небоскребы Манхеттена, дрожат пагоды где-то в Маньчжурии. И японцы, и монголы – вся полнота человеческого рода чает Воскресения Владыки Христа.

Потому наша вера – вселенская, универсальная, она призывает в свои объятья всю человеческую семью. И во многом этой вселенской проповеди сегодня способствуют те люди, которые работают на телеканале «Союз»: после распада Советского Союза он единственный способен собрать вместе наши государственные образования в империю добра и любви.

– Спасибо, батюшка, на добром слове... Хочу узнать у Вас еще об одной традиции – красить яйца на Пасху: что яйцо символизирует жизнь, это понятно, а почему мы его окрашиваем?

– Во-первых, многоцветие мира доносит радость и до детских, и до взрослых сердец. И если бы мы навели телекамеру на дома наших телезрителей, то мы бы увидели, что в каждом доме яйца, луковой шелухой выкрашены – и как они прекрасно блестят, если смазать их подсолнечным маслом. А вот современные технологии – на яичко надевают какую-то прозрачную пленочку, и появляется просто яйцо Фаберже – произведение искусства.

А красное яйцо, по Преданию, появилось так. Мария Магдалина впервые поднесла Тиберию яйцо – символ жизни пробуждающейся – со словами: Воскрес Христос! И яйцо это было красное. Есть и другое сказание, что некий христианин нес яйца с торжища, с базара, а ему навстречу иудей, с пейсами, как полагается, в шапочке. Он посмотрел, как доктор Паганель, через очки, мол, что это у вас за товар такой и почем брали? А христианин, живший с ним рядом, в одном переулке, вместо этих меркантильных вещей: что? почем? где? когда? – говорит ему: «Христос Воскрес!» А тот, озадаченный, поднял свои линзы на лоб, и говорит: «а почему вы в этом, собственно, уверены? Это еще надо доказать. Вот если бы яйца сейчас окрасились в красный цвет, я, может быть, еще и поверил». И – о чудо! Господь, Который с Небес взирал на этого потомка Авраама, недостойного имени своего верующего предка, невидимой десницей, с Небес простертой, коснулся этого лукошка, и яйца окрасились в красный цвет. По крайней мере, это Предание уже через тысячелетия несется, и сегодня крашеные яйца говорят о преображении Вселенной, о красоте Божия мира, в котором царствует любовь в лице нашего Спасителя.

– Батюшка, а какие еще блюда благочестиво готовить на Пасху, в Светлую седмицу? Помимо кулича, помимо яиц…

– Пасха – такая пирамида Хеопса, чрезвычайно калорийное кушанье. Когда я был маленьким, внимательно смотрел, как бабушка покупала настоящий творог на рынке, рыхлый такой, тяжелый, а не то, что взял сырковую массу и вылепил конус. В него добавляют разнообразные специи, изюм, масло… Что символизирует собой пасха? Мы можем в Псалтири найти такие слова, они обращены косвенно к Божией Матери, которая названа еще Ветхим Заветом «Горою усыренною», то есть Тучною Горою, составленной из питательных веществ. Матерь Божия, давшая миру Христа, через Него насытила весь этот мир. И пасха, по всей видимости, соотнесена с Пречистой Девой Марией, Которая подарила Плоть и Кровь своего Сына роду человеческому.

– Батюшка, а какие рекомендации существуют о благочестивом проведении Светлой седмицы? Как часто нужно посещать храм?

– В Светлую седмицу лучше быть синицей. Мне кажется, что на Пасху душой надо превратиться в малиновку, в жаворонка. «Это русское раздолье – это Родина моя», – жаворонок в небесной лазури, трепеща крылышками, благодарственную песнь поет, возносит Богу. Вот так на Светлой седмице должно духом радоваться, делясь богатством Божественной любви и тепла и с правыми, и с виноватыми. И, конечно, ходите в храм. Попав в этот Божий рай, в этот Царский сад, вы, словно ребенок, научитесь петь Пасху Христову. Вспомните, у Достоевского Федора Михайловича в его произведении «Записки из мертвого дома» есть рассказ о том, как каторжане, чуть ли не закованные в кандалы, на Пасху наизусть поют стихиры «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», «Пасха таинственная, Пасха новая, Пасха красная, Пасха двери райские нам отверзающая». Вот кто только утром или вечером разочек придет в храм на нашей Светлой седмице, уже оттуда не выйдет. И домашние даже в розыск могут обратиться: ушел и не вернулся. Ну, конечно, такая благодать, его там и причастили, и куличом угостили, он остался на вечернее богослужение – «счастливые часов не наблюдают», «блажен, кто верует, тепло ему на свете».

Конечно, ходить надо друг к другу в гости. И всегда надо радушно принимать любого гостя, и на стол выставлять все самое лучшее… Но меру надо знать, не переедать, а если употребить чарку, то смотреть, чтобы сохранилась ясность мысли.

– Батюшка, Пасха Пасхой, а жизнь продолжается, люди рождаются, люди умирают; есть какой-то духовный смысл, если человек родился или усоп на Пасху?

– Если он прожил не без веры к Богу и любви к людям, то, конечно, скончаться в ночь на Пасху – это какой-то особый знак свыше. Светлый знак. Говорят, что все воздушные заставы, где демоны собираются, чтобы задержать восхождение души от земли на небо, разрушены. И душа скончавшегося на Пасху с именем Иисуса Христа на устах, словно молния, словно светлый луч восходит в небесные обители во мгновение ока. Родиться на Пасху – быть Пасхальным человеком, «светить всегда, светить везде – вот лозунг твой и Солнца» – я бы так охарактеризовал жизненное кредо человека, который родился на Пасху.

– Батюшка, последний вопрос: подлежит ли изменению после Пасхи молитвенное правило?

– Подлежит. Утренние и вечерние молитвы мы заменяем на последование Пасхального часа. Пасхальный час – это небольшое последование, начинается и завершается трижды пением «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»; а в серединочке тропари. Давайте, друзья, обмениваться Пасхальными приветствиями: Америка с Россией, Америка с Европой, Россия с Азией и так далее, дабы вся Вселенная была освящена и насыщена Божественной благодатью.

– Спасибо, батюшка. Благословите наших телезрителей.

– Бог да благословит вас, дорогие друзья! И будем рады, что Пасха не заканчивается, она длится сорок дней, поэтому еще не раз мы встретимся с вами и в храмах, и здесь, в телестудии телеканала «Союз». Всего вам доброго, и Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
События

Cостоялся показ православной моды

Православный дресс-код, ставший несколько месяцев назад предметом бурного обсуждения в обществе и СМИ, был представлен в одном из ювелирных домов Москвы. Как передал корреспондент «Интерфакс-Религия», модели, показанные гостям, отличали скромность и шик.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Максим Обухов: «Система ювенальной юстиции – это своеобразная форма контроля над рождаемостью. Она направлена на то, чтобы создать в обществе страх многодетности»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс