Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (627) → Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан: «Сила и власть Церкви идет от неба»

Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан: «Сила и власть Церкви идет от неба»

№18 (627) / 3 мая ‘11

Люди церкви

Беседа с управляющим Патриаршими приходами в Соединенных Штатах Америки архиепископом Наро-Фоминским Юстинианом в эфире телеканала «Союз»

Кто главнее на приходе – священник или паства? Для нас это очевидно, а вот для православных в Соединенных Штатах Америки вовсе нет. В программе «Люди Церкви» – управляющий Патриаршими приходами в Соединенных Штатах Америки архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан. Ведущий программы – Олег Петров.

– Владыка, прошел год с Вашего назначения управляющим Патриаршими приходами в Соединенных Штатах Америки. Какое наследие Вы приняли, и что удалось сделать за этот год?

– Я бы сказал, что принял очень хороший труд своих предшественников, и мне, естественно, остается только благое иго – развивать их труды.

– То, что сейчас в Америке в православной среде некоторые люди претендуют на лидерские позиции, сказывается на духовной жизни Патриарших приходов, приходов Зарубежной Церкви, которая теперь в каноническом единстве с Московским Патриархатом?

– Конечно, разобщенность православных юрисдикций дает о себе знать, потому что миссия православная на территории Соединенных Штатов делается более слабой и наличие нескольких православных юрисдикций дробит наши силы. Но это реальность. Мы, наверное, исторически упустили возможность, когда можно было выстроить Всеамериканскую Поместную Церковь – я думаю, что это мог бы сделать премудрый Святейший Патриарх Тихон, который был в начале ХХ века епископом Северо-Американским и который стал действительно отцом для православных самых разных национальностей. Не получилось...

На сей момент доминирует по количеству приходов, по развитости церковной жизни юрисдикция Греческой Архиепископии Вселенского Патриархата. Американская Православная Автокефальная Церковь, которая получила статус автокефальной от нашей Церкви как от Церкви-Матери, тоже имеет много приходов. Существуют еще антиохийская юрисдикция, сербская, румынская, болгарская – юрисдикций много, и трудно рассчитывать на то, что все они вдруг откажутся от своей связи с Церковью-Матерью и захотят создать Всеамериканскую Поместную Церковь.

Хотя, безусловно, сорок лет тому назад, когда наша Церковь давала Томос об автокефалии нашей бывшей Русской митрополии (собственно, это ядро нынешней Американской Православной Церкви), то такие надежды были.

– В чем особенности православных приходов Соединенных Штатов Америки? Это, может быть, какие-то этнические нюансы или идейные, мировоззренческие, ведь много людей приходят в Православие в Америке из протестантизма, католичества, и это накладывает свой отпечаток и на восприятие церковной жизни – она другая, чем в России, и на сам быт приходской.

– Есть особенность, которая не очень меня радует, потому что я вижу, что большинство приходов, вне зависимости от юрисдикции, переживает схожие проблемы. Это сложившаяся церковная жизнь людей, которые два-три поколения назад были русинами, украинцами или русскими, но сейчас себя считают американцами. У них есть свой порядок церковной жизни. В последние десять-пятнадцать лет нахлынула новая волна эмиграции из бывшего Советского Союза. И получается так, что ядро приходов православных, чисто американских, к сожалению, сокращается. Мы наблюдаем процесс уменьшения количества таких чисто американских «ядрышек», но вместе с тем, не все приходы готовы к тому, чтобы впустить в себя вновь прибывших: американцы понимают, что им все более не по силам содержать очень большие церковные здания, приходские центры, и все-таки они готовы идти на продажу каких-то своих церковных владений, но не впускать в активную церковную жизнь вновь прибывших.

– Почему? Чего они боятся?

– Разница в представлении, что такое церковная жизнь, разница в требовательности в церковной жизни. Потому что, удивительное дело, но очень многие, прибывающие из бывшего Советского Союза, страны, казалось бы, с атеистическим воспитанием, считают, что пост должен быть более строгим, богослужения более длинными, священник должен иначе обращаться с паствой. Может быть, меньше должно быть такой привычной для Америки раскованности и так называемой демократичности.

– Что еще отличает американское восприятие от нашего?

– Берите в расчет, что в Америке большая часть духовенства православного обязательно имеет какую-то профессию. Они все трудятся, чтобы обеспечивать себе пропитание, ведь большая часть священников не содержится приходами. Так что для богослужения большая часть священников может выделять только воскресенье.

– Это традиция, или так сложилось из-за бытовых условий?

– Из-за бытовых условий в первую очередь, потому что экономическая несостоятельность большинства приходов – это факт. И второе – нужно понимать, что накладывает отпечаток протестантское окружение. Потому что в протестантизме священство как таковое отсутствует или оно весьма своеобразно, так что вольно или невольно православные говорят: вот, смотрите, у протестантов священнослужители трудятся, а почему у нас какое-то сверхпиететное отношение к ним? То есть для многих людей примером для подражания является протестантская среда. И тогда мы сталкиваемся с тем, что очень часто в православных общинах священник не является харизматическим духовным лидером. Он, по сути дела, к сожалению, очень часто всего лишь требоисполнитель. Когда мы жили в Советском Союзе, думали, что таких всевластных церковных комитетов на Западе нет. И вот сейчас мы приехали и увидели: то, что было в Советском Союзе, – цветочки по сравнению с тем, как живет Православная Церковь в западных условиях. Это всевластие организаций мирян, которые, порой очень плохо, направляются властью священников. Это псевдодемократия, или, так сказать, светская демократия, которая пытается вершить свои дела и внутри Церкви. Это не соборность, а попытка навязать Церкви нецерковный путь управления и развития.

– Правильно ли я понимаю, что на православных приходах в Соединенных Штатах нет духовничества, а есть управление общины светскими людьми?

– Близко к этому. Дело в том, что очень часто теряется понятие, что является источником власти в Церкви. Потому что перед глазами пример устроения светского общества, где источником власти является воля народа. Но в Церкви-то ведь совсем иное происхождение власти. Это власть Святого Духа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», – говорит Господь; не христиане избрали апостолов, а апостолы шли и просвещали этих людей, делали их христианами. А в условиях жизни на Западе этот принцип подчас забывают.

Сравнивая жизнь нашей Русской Православной Церкви внутри канонических территорий и в Америке, могу сказать: то, что есть у нас такой институт церковной жизни, как Межсоборное присутствие, это замечательно и может быть образцом для всех других Православных Церквей. Это очень широкое народное представительство, очень широко выразить свои мнения могут и духовенство, и миряне. И какие-то разумные выводы предложить для обсуждения Архиерейским Собором. Вот это для меня – образец и мерило того, как должна строиться жизнь христианина и христианского общества. В Америке, к сожалению, я вижу, как она во многом расползлась по горизонтали, а иерархичности, устремленности к Небу и понимания того, что от Неба идет сила и власть Церкви, нет, или в меньшей степени ощущается.

– Намерены ли Вы каким-то образом (если да, то каким) вернуть американской православной общине ортодоксальное, православное восприятие порядка в Церкви?

– Во-первых, могу сказать, что религиозная практика во всем мире доказывает, что время церковного духовного либерализма прошло. Сейчас всякий мыслящий религиозный человек видит, что без здорового консерватизма невозможны духовная жизнь и устройство церковное. Это общая тенденция. Все религиозные организации, где не осознали это, будут обречены на разрушение и исчезновение. Я бы сказал так: религиозное сознание наигралось в либерализм и стремится к тому, что всегда было сердцевиной – к традиционности, к каноничности, к догматичности жизни своей Церкви.

Так, в Америке создана Епископская ассамблея, когда епископы православные разных юрисдикций собираются вместе, сохраняя верность своим каноническим Церквам-Матерям, для решения проблем православной жизни, организуют свои рабочие структуры. В мае у нас будет уже второе заседание Всеправославной епископской ассамблеи Соединенных Штатов Америки. Я думаю, что это и есть выход из положения, когда нет Поместной всеобъемлющей Православной Церкви.

– Сколько приходов Вы окормляете?

– Наших приходов в Соединенных Штатах немного – 32.

– Как складываются отношения с Американской Православной Церковью?

– Хотел бы объяснить, что такое Патриаршие приходы. Сорок лет тому назад наша Русская Православная Церковь бывшей своей митрополии предоставила статус автокефальной Церкви. То есть мы сознательно пошли на то, чтобы Американская Православная Церковь стала отвечать за судьбу развития Православия на Американском континенте. Поэтому не мыслилось вообще, что будут какие-то приходы, подчиняющиеся нашей Церкви. Но буквально за день до подписания этого документа приехали ходоки из нескольких приходов – тогда их было 43, – которые сказали: мы не хотим идти в Американскую Православную Церковь, а хотим остаться в подчинении Патриарха и хотим иметь связь с Московской, с Русской Православной Церковью. Вообще это удивило всех, так что существование даже этого относительно небольшого количества Патриарших приходов – чудо Божие, я бы сказал. За прошедшие сорок лет количество уменьшилось – кто-то ушел в другие юрисдикции, иные приходы прекратили свое существование. В Америке часто происходит внутренняя миграция, когда население уезжает в другое место и храмы пустеют. Конечно же, есть желание, чтобы наша жизнь церковная была более насыщенной и более развитой, но проблема в том, что сорок лет тому назад, подписывая Томос об автокефалии, мы сами себе связали руки – по букве Томоса, мы не имеем право создавать новые приходы. Но в семидесятые годы не было такого обилия русскоязычных эмигрантов, как сейчас. К нам обращаются, просят создать новые приходы, а я как епископ им отказываю, потому что не имею права. И этот вопрос, естественно, надо здраво решить. В Русской Зарубежной Церкви происходит процесс постепенного осознания того, что мы – единая Церковь; для этого необходимо время – семьдесят лет жизни в разных церковных организмах наложили свой отпечаток. Не следует даже повода давать тем, кто пытается выступить раскольником, кто не пошел на воссоединение.

– Если невозможно увеличивать число приходов, может быть, увеличивая уже существующие можно решить проблему притока новых прихожан? Но, наверное, важна не столько количественная составляющая, сколько качественная. Сегодня в Русской Православной Церкви здесь, в Москве, в центре внимания как раз миссионерская работа на приходах – это катехизация, ведение различных курсов, которые могли бы помочь прийти к осознанию веры неофитам. Тут очень важно качество преподавания, нужны подготовленные люди... Как дела с катехизацией в Америке?

– К сожалению, еще и еще раз повторяется ситуация, о которой сказал Спаситель: жатвы много – делателей мало. Проблема в том, что внутренняя приходская жизнь уже сложилась, нет горения и желания миссионерствовать. И в очень малых приходах внутренняя церковная жизнь могла бы быть горячим ядром, чтобы катехизировать вновь прибывших. Порой вновь прибывшие имеют больше ревности к более активной духовной жизни. А во многих американских приходах, в том числе и православных, структура приходская – во многом еще и воскресный клуб, место досуга. После богослужения народ идет на традиционное чаепитие, на какие-то игры, на какое-то совместное времяпрепровождение. То есть в таких приходах нет того огонька веры, который мог бы христианизировать вновь прибывших. А новые приходы, я повторяю, мы создавать не можем. Вот это и беспокоит. Есть смысл, чтобы не раздирать приходскую жизнь, создавать новые приходы из вновь прибывших людей, чтобы они были более однородны. А создавать на базе уже существующих гораздо сложнее.

– В нашей беседе мы только обозначили те проблемы, с которыми Вы столкнулись в Соединенных Штатах Америки; работы очень много, и она очень трудная, и я желаю Вам, Владыка, помощи Божией на этом поприще. Пусть все сложится наилучшим образом.

– Благодарю Вас, благодарю.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Семейная жизнь

Союз в единомыслии и любви

Священник Павел Гумеров

– Жена ждет третьего ребенка, сидит дома; говорит, что ей скучно, не хватает общения. Я много работаю и еще пишу диссертацию, свободного времени остается мало… – Да, недостаток общения из-за отсутствия свободного времени или потери близости – очень распространенная проблема семейных пар.

 
В узах

«Надежда, Прощение, Восстановление, Свобода»

Очень интересная и увлекательная по содержанию конкурс-выставка прошла в ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области – начальный этап VI-го Художественного конкурса-выставки тюремного творчества заключенных всего мира, намеченного на июнь 2011 года в Торонто (Канада).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс