Носители духа Святителя ИгнатияДуховное наследие Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и бесовскую прелесть губит...
По учению отцов, жительство.., единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно поверять по писанию отцов.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Схиигумен Иоанн (Алексеев):
- В данное время мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам, совсем не то; говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но, когда вкусят, яко благ Господь, тогда познают свои ошибки.
- Руководитель должен быть бесстрастным и иметь дар рассуждения – именно знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение.
- Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он, как опытный в духовной жизни, советовал руководствоваться просто с единомысленными: беседовать и вместе читать святоотеческие книги.
- Твое письмо я получил и отвечаю на него, только мои советы принимай не как повеление или закон, а как простой совет – можешь и не принять его, если усмотришь, что несогласно со Святым Писанием и с поучением святых отцов.
- ...скажу ...свое мнение и потом всегда говорю: «Впрочем, усматривай сам или сама» ...как я могу советовать правильно, когда сам иду ощупью?
- По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни.
- Некий старец сказал: «Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плоды». Чудный ты старец, как хорошо объяснил в кратких словах духовную жизнь. Ибо цветы прельщают только глаза – отошел от них и забыл цветы, а плод от древа насыщает человека и дает силы для поддержания жизни. Так и говорящие, которые «говорят от дел»: глаголы их ложатся на сердце, точно пластырь на раны. А если говорящий от обучения, то чувствуется, что словеса их рассудочные. Ибо вода и уксус имеют цвет один, но гортань различает брашно.
- Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобный (Пс. 1, 2), а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами. Это все равно что в аптеке, не учившись медицинскому искусству, вместо полезных лекарств возьмешь отравляющие. Однако унывать не надо. В основание положим мытарево смирение, и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути, а в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние.
- Если советник неопытен в духовной жизни, он только покривит дело. В данное время у тебя есть в руководство книги о духовной жизни, вот и черпай оттуда живительную духовную воду.
- В святоотеческих книгах всесторонне объяснена духовная жизнь. Вот ими и надо руководствоваться. Если найдете человека, близкого по духу, тогда вам можно поговорить и посоветоваться с ним. Такой способ в наше время самый лучший.
Игумен Никон (Воробьев):
- Люди должны только облегчить послушание Евангелию, а не требовать послушания себе. К послушанию «во всем» теперь никто не способен. Покаяние все заменит.
- [Вопрос: к кому обращаться после смерти духовника? – Сост.] Я полагаю, что к любому духовнику. Исповедоваться по книжке, не говоря ничего в подробностях, и все. А духовного руководства нечего теперь искать от людей. ... Надо читать книги духовные, не оправдывать себя в грехах, по силе бороться с ними, каяться, не осуждать никого, быть милостивым ко всем, сохранять мир со всеми и чаще взывать: «Боже, милостив буди ко мне грешной». Вот и вся наука.
- ... не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? – Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного «чада», способного к послушанию и к жизни под руководством духовного «отца». Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей.
- Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия (Брянчанинова) и многих других, что их в настоящее время едва ли можно найти. Хорошо, если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах, главным образом. Если же найдутся единомысленные и более опытные, хотя бы в силу возраста, то их советом нужно воспользоваться, и то с рассуждением и проверкой.
- ... того руководства, в котором и вы, и я нуждаемся – едва ли можно теперь где-либо найти. Я за всю жизнь не нашел и руководствуюсь только книгами...
- Теперь в лучшем случае можно найти лишь единомысленного, идущего тем же путем, и с ним советоваться, но и то его советы надо уметь проверять словом Божиим и святых отцов.
- В полное, всецелое руководство теперь нельзя отдаваться никому.
- Советы более важные надо проверять и со словом Божиим, и, если можно, с кем-либо уже вышедшим из периода бурных страстей и более или менее духовным. А опытного друга, которому можно довериться «поступать во всем по его советам» – ты не найдешь. Благодари Бога, если найдешь более или менее порядочного спутника.
Игумения Арсения (Себрякова):
- Вы все уповаете на руководство людей и даете ему много цены. Конечно, оно было бы так, если бы имелись духовные руководители, теперь же, в наше время, видимо, Сам Господь руководит души, ищущие спасения.
Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)