Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь:
– Четыредесятница, Великий пост предваряет Святую Пасху. Каждый христианин должен подготовить себя к встрече с Воскресшим Господом. Поэтому Церковь и учредила Великий пост. Как можно вступить в этот Великий пост, когда ты чувствуешь, что кого-то обидел, или кто-то из соседей, из семьи имеет что-то против тебя – постоянно дуется и не может простить твоих провинностей?
Может ли такой человек вступить с покаянием в душе своей в пост? Конечно, нет. Поэтому, если вы заметили такую ситуацию, а я надеюсь, что да, вспомните, что есть молитва «Отче наш», где говорится «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Вот если эти долги будут прощены, то Господь простит нам согрешения наши.
То есть православный христианин должен вступать в пост с чистой душой, с чистым сознанием, с чистой совестью, чтобы можно было подойти к алтарю святому, поклониться, у священника исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Митрополит Калужский и Боровский Климент:
– Великий пост – период особого отношения человека к самому себе. Не эгоистического, а критического. Человек должен проанализировать свою жизнь, увидеть, что удаляет его от Бога, мешает ему на пути добра и совершенства.
Ведь не случайно Церковь заблаговременно готовила верующих к этому периоду. Она привела нам образы мытаря и фарисея, показав, как правильно нужно молиться. Приходя в храм, человек должен быть участником молитвы, таинства, которое там совершается, – не просто стоять и ждать конца службы, а молиться, с покаянным чувством просить у Бога прощения грехов, чтобы Господь дал силы узреть свои прегрешения и не осуждать брата своего, ближнего своего. А если человек не увидит свои грехи, то не может достойно приступить к Исповеди, достойно принести покаяние. Только через зрение грехов человек приносит покаяние.
Великий пост как раз и направлен на то, чтобы мы очистили душу, ибо «чистые сердцем Бога узрят» – Господь это особо подчеркивает. И пусть дни Великого поста пойдут на пользу – научимся молиться, поститься, воздерживаться от греха, научимся любить ближнего. И любить Бога своего. Поздравляю вас с этим великим периодом нашей жизни, пусть Христос Спаситель каждого укрепит в дни Великого поста.
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий:
– Дорогие братья и сестры, рад приветствовать вас в дни Великого поста. Это особое время для каждого христианина, и, наверное, уже пора определиться, насколько мы вошли в этот пост, насколько соответствуем тому, чтобы сказать о себе «я пощусь».
Вы прекрасно знаете, что пост – не только воздержание от пищи, пития, но, прежде всего, это духовное воздержание. И критерий этого духовного изменения, здоровья души – молитва святого Ефрема Сирина. Мы должны сверять каждое слово этой молитвы и думать: соответствуем ли мы тому?
Если на душе и в сердце злоба, всякие суетные мысли, то следует обратить на это особое внимание. И исправиться. Причем мы должны знать, что путь к исправлению – не только физический пост, но постоянная работа ума, молитвенное состояние. Мы с вами должны трудиться духовно во время поста и стараться как можно меньше совершать грехов, критически оценивать состояние души и сердца. И если мы видим, что мы стали хуже, то пост – как раз время, осуждая свою греховность, обратиться к Богу с молитвой, чтобы Господь послал нам силы исправить эту ситуацию.
Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон:
– Дорогие братья и сестры, мы вступили в дни Великого поста, в дни, как говорит Церковь, Святой Четыредесятницы. Это время определено для несения христианами особого воздержания перед праздником Светлого Христова Воскресения – Святой Пасхи. К этому главному событию, главной встрече мы готовим, прежде всего, свою душу, чтобы она очистилась и смогла вместить радость этого великого дня.
В чем же заключается пост, какими должны быть наше воздержание, наш телесный и духовный труд? Нельзя воспринимать воздержание только как ограничение в какой-либо пище. Воздержание должно восприниматься как отказ от того, что нам нравится, к чему мы привязаны или очень привыкли.
Время Великого поста – время совершения добрых дел. Наконец, Великий пост – это время, когда мы можем больше молиться, размышляя над поступками и мыслями. Это поможет нам проделать серьезный духовный труд, встретиться с самими собой, узнать, каковы мы на самом деле, а не какими мы себе кажемся, и в результате мы сможем положить начало исправлению своих не совсем хороших привычек.
Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий:
– Дорогие братья и сестры, в жизни всякого верующего православного человека особое место занимает пост, особенно Великий. Он воспринимается как подвиг молитвы, покаяния, очищения, как наше приношение Богу. И, подходя к этому подвигу, Церковь призывает примириться со всеми, с кем мы живем, со всеми, с кем мы порой, может быть, теряем свой мир, чтобы в нашей душе не было никакой неприязни, никакой обиды. Поэтому дни Великого поста начинаются с Прощеного воскресенья.
Пост – это воздержание. Воздержание и в пище, и в различных увеселениях. Пост, как говорит преподобный авва Исаия, назначен, «чтобы тело повиновалось душе, а душа повиновалась духу». Действительно, немножко смиряя свое тело, мы ободряем свою душу и свой дух. Душа – это дыхание Божие, ведь она в молитве соединяется с Творцом.
Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона:
– Великий пост – время, когда человек углубляется в свое сердце, анализирует свою жизнь: что он сделал, кого обидел? Вот это и есть покаяние.
Между прочим, многие сейчас очень полюбили пост. Как-то пост ободряет человека духовно. Человек усиливает контроль над своими поступками. И хорошо, что у нас есть идеальные образцы молитвы, потому что пост требует особую молитву.
Архиепископ Егорьевский Марк, г. Москва:
– Мы называем это время Великим постом, однако в Православной Церкви существует и другое название, которое более глубоко отражает суть этого святого времени – Святая Великая Четыредесятница. Иначе говоря – сорок святых великих дней. Вдумайтесь в эти слова. Мы чаще говорим о необходимости воздержания. Да, конечно, воздержание необходимо, без него невозможна гармония души и тела. Но очень часто Великий пост ограничивается лишь постной диетой, а наши мысли далеки от того, чтобы быть в молитве, быть с Богом.
И вот это название, по церковной традиции, помогает осознать величие этого святого периода. Дай Бог всем нам обновиться, очиститься, освятиться и в таком радостном состоянии встретить праздник Пасхи Христовой.
Епископ Гродненский и Волковысский Артемий:
– Чтобы быть здоровым, нужно понимать, что мешает здоровью. Если ты не видишь своих болезней, ты говоришь: да, я, как и все, недостатки имею, но если вы говорите, что я болен – так это вы все больные, а я самый здоровый и самый умный. А человек, истинно работающий над собой, видит себя со стороны. И пост как раз упражнение, когда человеку предлагается взглянуть на себя со стороны, почувствовать, что он от Бога очень далеко отстоит, никакого отношения к христианству не имеет, не знает самой сущности христианства, а только по верхушкам прыгает в этой жизни. Поэтому чин прощения начинается с того, что я обращаюсь к Богу: «Прости меня, что я к Тебе безразличен». Это подобно притче о блудном сыне, которой подготавливался Великий пост, подобно плачу детей. Родители нам всю жизнь «мешают», заставляют нас делать то одно, то другое: то учись, то занимайся, то работай над собой, то еще что-то делай. И вот когда уже приходит возраст и немножко разума добавляется, мы начинаем понимать, сколько потеряли в жизни, потому что не было родителей, которые нам отдавали себя, свою любовь. И возмущаемся, почему наши дети тоже нас не слушают.
И если ты, став взрослым, не понимаешь, насколько ты был неблагодарным перед Богом, насколько ты потерял смысл своей жизни, превратив ее просто в существование, ты начинаешь каяться перед Богом. И у тебя появляется желание: «Господи, измени меня, я не могу это сам сделать. Вот Ты, как Врач духовный и телесный, исцели и уврачуй меня, помоги мне делать то, на что я не способен». Сила Божия совершается в немощи.
Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил:
– «Пост это не гастрономическая диета, это не значит, что постится один орган, который называется желудок. Это значит, что поститься должны все наши органы, – пишет Иоанн Златоуст. – И глаза чтоб меньше смотрели, и чтобы уши меньше слушали, и язык чтоб меньше говорил». И чтобы на сердце как можно меньше было всякого рода негатива: раздражительности, неприязни, обидчивости, гневливости, ругливости и так далее. Вот это как раз и называется настоящим постом.
Посту еще свойственна, конечно же, молитва. Но часто можно услышать от людей, что они не умеют молиться. На самом деле, молиться по-настоящему редко кто умеет. Наша молитва несовершенна, но она принимается Богом. Что такое молитва? Это обращение к Богу. Обращение может быть в словах. Какая самая краткая молитва? Она состоит из двух слов: «Господи, помилуй!» Это самая краткая христианская молитва. Молитва может быть в уме, да, она несовершенна, но принимается Богом, когда мы примирились с нашими ближними, когда мы в таком покаянном настрое, в чувстве собственного недостоинства пред Богом. Потому что никто из нас не достоин общаться с этим Всесовершеннейшим Существом по имени Любовь.
В нашем сердце помимо любви живут страсти, но мы хотим с ними бороться, хотим очистить свое сердце; мы хотим быть совершенными. И поэтому пост – это время подвига, молитвы, время сосредоточения, смотрения в глубь своей души, своего сердца.
Епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин:
– Великий пост – особый, но, как все посты, направлен на наше покаяние, исправление, на наш духовный рост. Великий пост – это пост перед Светлым Христовым Воскресением, и цель его в том, чтобы мы поднялись над грехом, победителями явились и с чистым сердцем могли поклониться Пасхе Христовой. Ибо пост – это время нашего покаяния, нашего совершенствования, когда мы творим добрые дела и стараемся исправиться, избавиться от своих плохих поступков, своих плохих дел и стать лучше и милосерднее.
Вот именно это нам дано Великим постом. Великий пост, как и любой другой, приятный пост; в одной из стихир, которую будут петь, есть такие слова: «Постимся постом приятным». То есть он радостен, приятен, легок для человека верующего. И хотелось бы, чтобы все православные люди провели Великий пост в мире, единомыслии, в духовном подвиге, очистились от греховной скверны, стали добрее и милосерднее. И с чистым сердцем встретили и поклонились Светлому Христову Воскресению.
Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл:
– Каждый должен знать о том, что пример Великого поста дал нам Сам Господь Иисус Христос, Который перед выходом на общественное служение, на Свои страдания крестные, совершил сорокадневный пост на горе Сорокадневной, которая так сегодня и называется в Палестине. И мы с вами, следуя Самому Спасителю, берем время для особого покаяния, особого поста, во время которого мы не вкушаем какой-то отягощающей пищи, стараемся не проводить шумные праздники и особенно думаем над своей жизнью, совершаем молитвы особые постовые, исповедуем свои грехи и причащаемся Святых Христовых Таин.
Каждому человеку должно быть ясно, что без духовного труда невозможны ни духовное преуспеяние, ни духовный праздник души. Пасха является этим величайшим праздником победы над смертью Самим Спасителем Господом Иисусом Христом. Но вот подойти к празднику Пасхи, победить смерть духовную возможно только в большом подвиге.
Конечно, не только Великим постом ограничивается духовный подвиг христианина. Каждый день можно следить за своей жизнью: за каждым своим словом, за каждой своей мыслью. Но поскольку мы все отягощены земными заботами, трудами, то Церковь установила особое время для такого духовного подвига.
Поэтому давайте, дорогие братья и сестры, использовать это время для великой пользы. И тогда, пройдя Великий пост в покаянии, в молитве, в приобщении всех Христовых Таин, мы действительно подлинно почувствуем великорадостный праздник Пасхи Христовой, Светлого Христова Воскресения.
Игумен Герасим (Буняев), наместник Свято-Михайловой Афонской пустыни, Республика Адыгея:
– Великий пост подобен высокой горе, и чем больше мы трудимся, тем выше мы поднимаемся в эту гору, а чем выше мы поднимаемся, тем больше мы видим красоту Божия мира. А на вершине этой горы – Христос Воскресший.
И если мы потрудимся и поднимемся на эту высокую гору, то в сердце наше войдет Христос, и воссияет в нас свет Христа Воскресшего.
Великий пост тем благодатен, что вся Церковь едиными устами, единым сердцем молится о прощении наших грехов, и укрепляет нас молитва Церкви. Поэтому, как и высоко в гору подниматься одному тяжело и трудно, так и мы вместе со всей Церковью трудимся и поднимаемся. И надеюсь, что с Божией помощью мы достигнем этой вершины, которая есть Царствие Небесное.
Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук, г. Екатеринбург:
– Разрешите поздравить всех с наступлением Великого поста. Недаром монашествующие говорят, что это время веселое. Потому что в это время человек обновляется телесно и духовно. Но самое главное – это не только сохранить себя, свою целостность, но и возродить гармонию между духом, душой и телом.
Вот для этого и существуют посты в Православии. Для православного человека пост не представляет собой что-то необыкновенное, и все-таки каждый раз, когда мы находимся в ожидании этого поста, мы чувствуем себя значительно лучше. Мы чувствуем себя значительно здоровее, когда постимся. Во время поста уменьшается количество холестерина в крови, организм перестраивается, ведь сейчас, когда нет такого обилия пищи, что делать? И он начинает очень хорошо различать: вот это не нужно, это надо выбросить. И из организма удаляются токсические вещества. А вот это нужно, это было отложено про запас, это нужно переработать. И вот такое изменение в организме крайне полезно для человека.
Поэтому посты не просто имеют чисто религиозное значение, они еще дают возможность очистить наш организм. Это хорошая профилактика болезней, а в некоторых случаях даже и лечение.
Протоиерей Валерий Швецов, настоятель храма Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Лигове, г. Санкт-Петербург:
– Мы должны помнить, что пост – это десятина Богу: если мы не будем считать воскресенья Великого поста, то этих дней будет 36, а в году 365 дней, так что это десятая часть Богу. Мы для того должны отдать ее на служение Богу, чтобы души наши спасались, чтобы мы были благословенны на целый год вперед.
Пост – это время, когда мы с вами должны совершить посильный подвиг, затвориться от этого мира, от всего внешнего и начать внутреннее делание. Мы должны учиться в посте правильно внутренне настраиваться, чтобы наше сердце было отдано Богу.
Дорогие мои, пост – это паломничество к Пасхе, а Пасха – это новая жизнь во Христе. Мы когда-то все были крещены в честь Святой Троицы, и нам была дана эта полнота благодати и полнота жизни во Христе. Но мы утеряли эту жизнь, разорвалась наша связь со Христом, и потому мы и должны в посте воссоединиться со Христом, вернуться к нашему Крещению; пройдя через Святую Четыредесятницу, должны войти в праздник Пасхи и вернуться к этим новым началам жизни.
Священник Алексий Кушнеревич, клирик Богоявленского собора, г. Полоцк:
– Идет Великий пост, и это время всеобщего покаяния. Сейчас мы особенно должны задуматься, что ждет нас за порогом смерти. Каждый должен продумать все, что происходило в течение всей нашей жизни: может быть, мы кого-то обидели словом, кого-то делом. Нужно задуматься над тем, что творится у нас в душе, потому что как для тела каждого человека необходима пища, так и душе человека необходима пища духовная. Необходимо очистить нашу душу, чтобы мы смогли принять благодать Божию. Без этого очищения, как говорят святые отцы, в «злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси, повиннем греху». Мы как истинные православные христиане должны в эти дни прийти на Исповедь, покаяться и очистить свою душу, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
Только тогда мы сможем ощутить радость Пасхи, которую каждый, наверное, ждет. И ждет не только человек, ждет вся природа, каждая травинка, каждый листик на дереве чувствует приближение этой великой радости – Пасхи. Но перед этим Великий пост – дни очищения души, нашей совести; мы должны покаяться в содеянных грехах, потому что нет человека, который жил и не согрешил. Безгрешен только Иисус Христос, и мы, подражая нашему Небесному Учителю, братья и сестры, в эти дни Великого поста со смирением придем в храм, покаемся с сокрушенным сердцем, чтобы встретить великую радость, которая войдет в наши дома, в наши сердца в день Светлого Христова Воскресения.
Беседа с руководителем Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидатом богословия протоиереем Димитрием Беженарем – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин.
Архиепископ Курганский и Шадринский КонстантинДата рождения: 23 марта 1951 г. Дата хиротонии: 16 июня 1991 г. Дата пострига: 14 апреля 1986 г. День ангела: 3 июняБиография: Родился в ауле Кэнессы Свердловского р-на Джамбульской обл. Казахстана. В 1974 г. окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.