Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с руководителем Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидатом богословия протоиереем Димитрием Беженарем
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин.
Гость нашей студии – руководитель Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидат богословия протоиерей Димитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
– Добрый день, мир вам да благословение Божие.
– Тема нашей сегодняшней беседы – Православие и уклонение от него. Отец Димитрий, под православием принято понимать некое целостное, неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах. Но что доказывает их истинность? Ведь нередко их рождение сопровождалось даже гонениями одних христиан на других?
– Прежде всего хотелось бы сказать, что Православие выше любых определений. Любое определение Православия, какое бы мы ни привели, – все равно не определит во всей полноте то, чем оно является на самом деле: это жизнь Духа Святого, действие Духа Святого в разумно сотворенных существах. То есть это живая проповедь апостолов, благодать, данная через рукоположение епископам, священникам, это жизнь Духа Святого. А благодать Духа Святого, живущая среди людей на земле, и созидала святоотеческие творения, канонические постановления. Святой апостол Иоанн Богослов в своем Послании говорит: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все». То есть в Святой Церкви есть полнота Истины.
А на вопрос, действительно ли истина – благодать Духа Святого, действительно ли истинно Православие, ответ мы можем найти в Евангелии. Ведь Сам Господь говорит: «По плодам их узнаете их». Надо посмотреть на плод, который являют миру православные святые. Это именно плод Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, кротость, воздержание.
– Почему же Православие зачастую проигрывает протестантизму в глазах современных людей?
– Да, действительно, в глазах многих современных людей Православие проигрывает, несмотря на то, что оно неотмирно, прекрасно, возвышает и преображает человеческую душу. И феномен этот объясним несколькими причинами. Дело в том, что в России исторически Православие пользуется большим уважением, чем, например, протестантизм, чем новые религиозные объединения, которые иногда называют сектами. Секты – это термин социологический, здесь нет ничего оскорбительного: секты – это сообщества людей, которые отделяют себя от некоей полноты. И для людей внешних, которые только интересуются религией, присматриваются, Православие по целому ряду признаков может проигрывать, например, в сравнении с баптистами, мормонами, со «Свидетелями Иеговы», с представителями самых разных нетрадиционных для России религиозных образований.
Почему? Ну, во-первых, обратите внимание, что чаще всего говорят люди, интересующиеся религией. Они говорят: посмотрите на православных – они и курят, и пьют, и порой ведут безнравственный образ жизни, и выглядят мрачными. А посмотрите, например, на баптистов или мормонов. Они подтянутые, аккуратные, жизнерадостные, друг другу помогают, выглядят позитивными, ходят от дома к дому, предлагают изучать Библию под их руководством. И внешне, конечно, православные, о которых я только что сказал, проигрывают в глазах светских людей. Почему? Потому что о протестантах мы чаще всего судим только по тем, кто действительно является протестантами – баптистом себя называет только тот, кто регулярно ходит на собрания, регулярно читает Священное Писание, толкует его, проповедует, привлекает последователей.
А как судят о православных? Сколько сейчас людей, которые лишь номинально считаются православными, лишь по факту Крещения в детстве. Хотя они не православные уже по образу жизни. И тут важно подчеркнуть, что значит «не являются по образу жизни православными», и почему Святая Церковь официально никого не отлучает. За редким исключением, как Льва Толстого и еще нескольких исторических личностей. Потому что тот человек, который не живет православно, то есть не приобщается к таинствам Церкви, не участвует в богослужении, не молится, не кается, невидимой благодатью Божией от Церкви отсекается, то есть и так становится вне Церкви. К сожалению, те люди, которые живут не по-христиански, но себя православными считают, могут везде говорить, что они верующие. И, глядя на них, люди внешние судят и о православных. Один-два примера увидят, а делают выводы обо всей Церкви. Это одна из причин.
А вторая – вообще протестантизм направлен на внешнюю шлифовку. Наверное, вы обращали внимание, что протестантские миссионеры приходят в дома, пристают к людям на улицах, но выглядят очень респектабельно, подчеркнуто вежливы, всегда улыбаются...
Или часто бывает так. Приходит в храм человек, ему хочется, чтобы на него сразу обратили внимание. Он видит, что все стоят, молятся, потому что в храме церковная дисциплина, все обращены в сторону алтаря, обращены к Богу, все участвуют в совместной молитве. Мне лично рассказывал один человек, который ушел из Православия и около шести лет ходил по неохаризматическим группам, а потом, милостью Божией, вернулся в Православие. Он подчеркнул самый первый момент, что лично его от Православия оттолкнуло. Говорит: «Я захожу в храм, смотрю, взгляды всех людей устремлены к какой-то золоченой стене, увешанной иконами. Я подхожу к одной женщине и говорю: «расскажите мне о Послании апостола Павла к Коринфянам». Она посмотрела на меня с недоумением и отошла в сторону. Подхожу к другой, пожилой женщине, опять говорю: «а вы не могли бы мне растолковать Послание апостола Павла?». Она говорит: «Замолчи, ты не видишь, что служба идет?». И, конечно, этот человек обиделся и ушел из церкви.
Это лишь один из частных примеров, который свидетельствует, что люди приходят в храм и сталкиваются с тем, что совершенно справедливо Священноначалие наше называет отсутствием миссионерской приветливости у православных.
И третий очень важный момент. Протестантизм в целом всегда работает на внешнюю рекламу. Вы, наверное, обращали внимание, как сектантские миссионеры рассказывают о своем приходе в Церковь (свою деноминацию они называют Церковью)? Как правило, это такое черно-белое восприятие действительности. Человек говорит: «я был пьяница, вор, прелюбодей, привозил в Россию наркотики, их распространял, но вот я встретил… (и дальше уже неважно кого: мормонов, баптистов или «Свидетелей Иеговы»)... И как только я познал истину, я стал совершенно другим».
Можно ли встретить в православной святоотеческой литературе, в житиях подвижников благочестия или просто услышать из уст православного верующего человека, чтобы он рассказывал о себе: «был великим грешником, а теперь стал православным и стал великим святым, стал добродетельным»? Как раз наоборот.
Вот несколько причин, по которым внешние люди, не понимая глубин духовной жизни, делают вывод, и в их глазах протестантизм, конечно, выигрывает по отношению к Православию.
– Отец Димитрий, попрошу Вас ответить на звонок из Казани.
– Если я, например, забуду грех свой, как мне его вспомнить?
– «Грех» по-гречески – «амартиа», то есть преступление перед Богом. Не все свои грехи мы, к сожалению, помним. Поэтому, когда приходим каяться, то каемся в грехах вольных и невольных, ведомых и неведомых, а также в забытых.Часто дети забывают. Ну, а в детском возрасте какие самые основные грехи? Это непослушание родителям. И какое самое главное общее правило? Слушаться родителей и хорошо учиться. Отсутствие послушания родителям – это источник всех грехов в детском возрасте.
– А соблюдение пятой заповеди? Это еще и формула счастья.
– Да, да. Потому что пятая заповедь как раз и говорит: «Чти отца и матерь и долголетен будешь на земле».
– Давайте продолжим разговор о протестантизме.
– Кроме этих трех названных причин, есть еще немаловажная причина, почему в протестантизме происходит сразу хорошо заметное нравственное изменение. Вы, наверное, обращали внимание на то, что кто-нибудь из ваших близких, знакомых говорит: «Вот я был плохим человеком, а теперь стал баптистом и перестал курить. Как будто кто-то тумблер выключил, и у меня даже нет желания курить, сквернословить, пить или поднимать руку на свою супругу»? В чем феномен, почему резко меняется жизнь протестантов и почему такого нет в Православии? Потому что враг нашего спасения дьявол перестает искушать тех, кто попал в еретические сообщества. Логика здесь достаточно проста: зачем врагу искушать человека, если он может использовать его как орудие привлечения в еретические сообщества множества других людей? Человек почувствовал, что страсти как бы, я подчеркиваю это слово, как бы перестают действовать. Но остается одна самая главная страсть, которая именуется гордость, и ее достаточно, чтобы человека погубить.
А православный человек, который в сознательном возрасте, после долгих лет скитаний, может быть, исканий духовных вернулся в лоно Матери-Церкви, замечает, что только теперь начинается настоящая борьба со страстями. Люди, встав на путь Православия, на путь исправления и спасения, видят, как страсти начинают еще сильнее на них действовать, и они должны понимать: такое происходит потому, что теперь начинается настоящая духовная брань, а вне Церкви ее не было.
– То есть это добрый признак того, что человек встал на правильный путь?
– Да, совершенно верно.
– Еще один звонок – из Сыктывкара.
– Воцерковленный человек встречается со свидетелем Иеговы, и начинается полемика по Священному Писанию. Продолжать с ним разговор или сказать, что священник не благословил на эту тему разговаривать, – как поступить?
– Спасибо за очень хороший и актуальный вопрос. Дело в том, что едва ли сейчас священники могут не благословлять вступать в диалог с представителями сектантских образований. Потому что Священноначалие – и Предстоятель нашей Церкви, и правящие архиереи во всех епархиях – заинтересовано, чтобы Церковь Православная шла в мир и несла свидетельство истины. Поэтому едва ли вам может кто-то благословить категорически с сектантами не разговаривать.Тут нужно ориентироваться на ваши духовные силы, знания, возможности. Второй немаловажный момент: не всегда сама ситуация располагает говорить о вере. О том, что для нас свято, мы не можем говорить в подъезде, на площади или возле мусорного бачка. Священные понятия предполагают, что о них надо говорить в соответствующих местах и с соответствующим отношением к священным предметам. А для «Свидетелей Иеговы» – это просто работа, их задача – во что бы то ни стало привлечь вас в свои ряды.
Как поступать, когда к вам приходят «Свидетели Иеговы»? Разные есть варианты. Допустим, вы сидите дома, звонят в дверь. Вы смотрите в глазок: стоят два улыбающихся хорошо одетых незнакомца. Скорее всего, это «Свидетели Иеговы». Если еще кто-нибудь дома есть, можно поступить следующим образом: осените себя крестным знамением, помолитесь, как можете, своими словами, открывайте дверь широко и с улыбкой на лице говорите: «Здравствуйте, дорогие «Свидетели Иеговы»!». Они, конечно, опешат, потому что не ожидают такого приема. А вы продолжайте: «Благодарю вас, что вы пришли именно ко мне! Что проделали такой труд, хотя меня совсем не знаете. Вы хотите рассказать мне, что есть такая замечательная книга Библия? Благодарю вас, я знаю, что есть такая замечательная и, не забудьте подчеркнуть, православная книга. Вы хотите поговорить со мной о православной книге, я вам сразу задам вопрос: а какое вы имеете к ней отношение?».
Можете, если у вас есть дома образа, вынести их на порог и сказать: вот, у нас есть иконы Христа Спасителя, Пречистой Преблагословенной Девы Марии, если вы люди верующие – осените себя крестным знамением.
Это один из вариантов. Но чаще всего сектанты встречают со стороны не только верующих людей, но и людей, далеких от всякой религии, враждебность. И это совершенно обоснованно, потому что сектантская, простите за выражение, назойливость уже многим надоела. Поэтому они внутренне готовы, что им, скорее всего, резко откажут или сразу закроют дверь. Они будут поражены, когда увидят с вашей стороны расположенность к диалогу, увидят, я подчеркиваю это слово, истинную радость в ваших глазах, что вы рады видеть их как людей, созданных по образу Божию. Они ведь пришли не ограбить вас или оскорбить, они пришли, чтобы напомнить о Библии. Так встретьте их с радостью и скажите, что о Библии вы знаете. И сразу надо сказать: «Дорогие друзья, если вы не православные люди, а представители какой-то иной традиции или религиозной деноминации, то вынужден вас огорчить – под вашим руководством читать и изучать Священное Писание не буду». А если они спросят, почему, сразу скажите: «потому что я – человек православный». Вот один из возможных вариантов беседы со «Свидетелями Иеговы».
– Батюшка, вот Вы говорите, они пришли не убить и не ограбить – как же не ограбить? Они пришли украсть спасение, потому к ним такое негативное отношение.
– Вы совершенно правы, Михаил.
– Сыктывкар на проводе.
– У меня такой вопрос. Сектанты платят десятину, такое правило действует в старообрядчестве. В Православной Церкви десятина не платится, но все таинства – и Крещение, и Венчание – проводятся за деньги. И нас в этом укоряют. Правы ли укоряющие? Господь ведь изгнал из храма и продающих, и покупающих...
– Я бы обратил внимание вот на что. Таинства, которые совершаются в нашей Святой Церкви, это не наша собственность. Мы, как священники, рукоположенные Архипастырем, носителем Божественной благодати, все таинства, по благословению архиерея, совершаем бесплатно. Таинства – это не наша собственность, это действие Духа Святого посредством человека рукоположенного.
Таинство бесценно. Эту мысль важно понимать. И та малая жертва, которую стараются внести для поддержания священника, человека, живущего в этой земной реальности, для поддержания храма, на содержание воскресных школ и проведение миссионерской работы, – это очень малая плата.
– Батюшка, а если у человека вообще нет денег?
– Конечно, только об этом нужно сказать батюшке. Каждый священник может вам привести множество примеров, хотя чаще всего по смирению, по скромности пастыри не говорят, сколько в нашем пастырском опыте таких случаев, когда мы совершаем таинства и требы бесплатно. Собственно, само слово «треба» к этому обязывает, раньше даже книга такая была – «Потребник». То есть все то, что потребно для спасения, мы совершаем, не прося никакой награды, платы или пожертвования. Все совершается именно во славу Божию, и если кто-то во славу Божию же хочет как-то священника отблагодарить, это не плата. Это совершенно разные вещи.
– Еще звонок, Новокузнецк на связи.
– Я в принципе не приветствую ни Церкви, ни секты, но хочу сказать, что Церковь – это собрание людей. Православная – это «правильно славить». А что плохого в том, что и протестанты, и иеговисты, и «Живое слово» славят Бога, как и вы?
– Очень хороший вопрос вы задали. Господь наш Иисус Христос – Глава Церкви. Он есть одновременно и Глава, и Краеугольный Камень Церкви. Господь сделал максимально возможное для спасения людей. Господь Сам стал Человеком, то есть Он воплотился, открыл людям всю волю Божию, пострадал на земле. Сколько Он терпел насмешек и оскорблений, но продолжал творить людям добро, исцелял и учил их Евангельским заповедям! Сколько раз над Христом Спасителем измывались, издевались, называли Его бесноватым, – хотя бы раз Он ответил на эти оскорбления? Он лишь смиренно говорил, что «Мое дело – творить волю пославшего Меня». Наконец, зависть и неприязнь людей привели Христа Спасителя на Крест. Он умер на Кресте, пролил Свою Пречистую Кровь за всех людей, Он Воскрес на третий день и вознесся на Небо к Богу Отцу.
С какой целью я вспомнил известные человеку любого вероисповедания истины? Что главное Господь оставил на земле? Ведь Господь ни одной строки Сам не написал, не оставил Писания – Господь оставил на земле Церковь. И Сам Господь говорит: «Я создам Церковь Свою едину, и врата ада не одолеют ее». Обратите внимание на эти слова: Господь один – Богочеловек Иисус Христос, и Церковь одна.
Вы задали очень важный вопрос: а что плохого, что они славят Бога? То, что они славят Бога, это неплохо, но право ли они славят Бога? Мы, православные, право славим Бога, то есть правильно, как Господь Сам заповедал. Тут есть вопрос, который нам часто задают: какие есть основания считать, что мы, православные, правильно славим Бога, что истина стала только нашим достоянием? Ведь неохаризматы и пятидесятники могут сказать, что они тоже правильно славят Бога. Для ответа на этот вопрос опять же надо обратиться к Первоисточнику – к Самому Христу Спасителю. Он, обращаясь к Своим ученикам, к апостолам, говорит такие слова: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и послал вас, чтобы вы проповедовали в мире Евангелие Царствия». То есть инициатива избрания принадлежит Богу, это именно Господь Сам на берегах Галилейского озера избрал рыбарей: будущего апостола Петра, Андрея Первозванного, сыновей Зеведеевых, потом Филиппа…
Если какая-то деноминация считает, что эта истина у них, и они правильно славят Бога, то еще не факт, что они правильно славят Бога. Приведу один пример. Если царь для своих детей напишет правила придворного этикета, то есть определит, как его сыновьям и дочерям одеваться, как вести себя за столом, как ходить, танцевать и так далее, а разбойники украдут книгу, где описан весь этикет царского двора и у себя где-нибудь в логовище такие же правила установят для своих детей, как вы думаете, дети этих разбойников вправе ли прийти к царю и сказать: «мы твои законнорожденные дети». Признает ли их царь?
Может ли Царь Небесный признать Своими детьми тех, кто у единой Святой Апостольской Церкви, которую Господь создал, украли Священное Писание и на основании этой книги создали свои Церкви? И еще дерзают говорить, что они правильно исповедуют и веруют в Бога. Вправе ли они требовать у Бога, чтобы Он признал их Своими законнорожденными детьми? Ответ очевиден. Чтобы быть законнорожденными чадами Небесного Царя, надо принять Его условия.
– Следующий вопрос – с нашего интернет-форума. Анна из Воронежа спрашивает: «Как относиться к людям, которые хулят Православие, не общаться с ними? А если это близкие люди? Слышала, что молиться за нераскаявшихся грешников очень тяжело и, может быть, даже опасно».
– Очень хороший вопрос. Для начала хотел бы сделать небольшую преамбулу. Что значит «хулят Православие и истинного Бога»? Давайте определимся с терминологией. Есть немало людей, которые себя именуют атеистами; в недавнем советском прошлом многие, в душе своей будучи верующими, вынуждены были себя называть атеистами. Что такое атеизм, и бывают ли атеисты на самом деле? По этой терминологии, атеист – это человек, который отрицает бытие Бога.
Но обратите внимание: человек, который убежден, что Бога нет, должен бы, наверное, спокойно относиться к тому, что кто-то в Бога верит. Заметьте, сколько злобы, враждебности проявляется у людей, которые себя называют атеистами, когда они только слышат упоминание о Боге, о Христе Спасителе, о Святой Церкви или каком-либо таинстве. Почему такая враждебность? Ведь они убеждены, что Бога нет. А раз Бога нет, ты должен быть спокоен. Эта враждебность как раз и показывает, дорогие друзья, что атеистов не существует.
– Теперь слушаем Тамбов.
– У меня подружка пятидесятница. Она спрашивает, почему у нас в Церкви не происходит омывание ног?
– У меня один очень хороший друг много лет был в секте неохаризматов (я поясню, что есть традиционные пятидесятники, а неохаризматы – это уже поколение третьей волны). Как сейчас говорят специалисты-религиоведы, у них вообще от христианства уже ничего не осталось, даже какой-то терминологии или внешней оболочки. И этот человек шесть лет был в секте неохаризматов. Он так внимательно изучал Священное Писание и так хорошо его знал, что беседовать с ним даже иногда было страшно. Потому что ему приводишь цитату, он эту цитату продолжает и говорит: «Это Послание апостола Павла к Римлянам, глава такая-то, такой-то стих». То есть текст Писания он знал прекрасно, а смысл не мог понимать. И вот он мне однажды задал такой вопрос: «Вот у меня в общине спрашивают: почему в Православии не говорят на других языках? Почему в Послании апостола сказано, что Богом дан дар других языков, а в православных богослужениях на других языках не говорят?». А я его спросил, что это за языки? Он очень честный человек, и был вынужден признаться, что некоторые языки, которыми говорят у них на собрании, совершенно невозможно понять, потому что нет на Земле таких языков. И когда он спросил своего пастора, почему кто-то что-то бормочет на языке, который не похож ни на английский, ни на немецкий, ни на китайский – ни на какой на Земле, тот ответил, что это – язык ангельский. И привел цитату из Писания: есть языки человеческие, а есть языки ангельские.
Почему я привел этот пример? Со стороны самых разных протестантских деноминаций может быть очень много претензий к Православию. Поэтому не спешите отвечать на все вопросы, а лучше посоветуйте своей подруге: приходи в храм, помолись как можешь, или просто встань где-нибудь в сторонке, когда молятся другие, чтобы тебе никто не мешал, и просто сама, своими словами обратись к Богу. Искренне, по-детски, с детской простотой скажи: «Господи, если Ты есть, а я знаю, что Ты есть, я Тебя люблю, – вразуми меня, помоги мне найти истину». И Господь обязательно откликнется и обязательно ее вразумит. И тогда она поймет, что Православие – это полнота истины.
– Слушаем еще один вопрос – из Подольска.
– Батюшка, мне очень близка тема сегодняшней передачи. В свое время я попала в такую секту. Я тогда похоронила сына, мне было 33 года, я искала Бога. И попала в одну так называемую церковь. Очень быстро изучила Библию, мне это было очень интересно и близко, по душе. Но было какое-то внутреннее чувство, что чего-то не хватает. А сейчас, слушая вас, я поняла, что не хватало мне полноты. В какой-то момент я вышла из этой церкви, потому что не нравилось, что там о Православии говорили не очень хорошо. Зная истину о том, что не судите, да не судимы будете, я не понимала, почему осуждают Православную Церковь. Поэтому вышла из этой церкви с душевной травмой. В тот момент мне приснился сон с иконой святого Георгия Победоносца, это было в декабре. Мне сказали, что это знамение, и в результате в мае я пришла в православный храм, попросила батюшку, чтобы он выслушал мою историю, и сказала о своем желаниии вернуться в лоно Православной Церкви. Он мне сказал, что я могу это сделать, если схожу на Исповедь и покаюсь. Я пришла в церковь и исповедовалась. Через неделю после моей Исповеди узнала, что 6 мая – празднование Георгию Победоносцу. У меня конкретного вопроса нет, просто хотела поделиться своим опытом с православными людьми.
– Спаси Господи вас, матушка, видите, какое чудо Господь в вашей жизни совершил по молитве святого великомученика Георгия Победоносца. Вам желаем помощи Божией, крепости сил, преуспевайте, возрастайте в Православной вере и благочестии.
– В завершение программы вопрос – каковы же характерные признаки тоталитарного культа или религиозного движения? Как не попасться на подделку, на уловку?
– Этот вопрос мне очень часто задают люди. Давайте опять же определимся с терминологией. Сектой или деструктивным культом религиоведы называют сообщество людей, занимающих позицию отрицания всей совокупности человеческой культуры, знаний и опыта за своими пределами. То есть это группа людей, которые убеждены, что истина только у них, а все, кто за пределами этого сообщества, находятся во мраке.
– А христианство предполагает, что люди могут спастись вне Православной Церкви?
– Это вопрос таинственный, и мы все понимаем, что есть вопросы, на которые на земле вообще ответить невозможно. Но на этот вопрос Святая Церковь ответ нам дает. Мы веруем во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Обращаю ваше внимание, дорогие друзья, что отцы II Вселенского Собора 381 года как раз именно девятым членом Никео-Цареградского Символа веры именно это исповедуют: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». А раз Церковь это предмет нашей веры, раз она едина, раз это догмат, который принят на Вселенском Соборе, значит мы, православные верующие люди, убеждены, что вне Православия спастись невозможно. Что будет с теми, которые по той или иной причине не слышали проповеди, с теми, кто не стал членом Святой Соборной Апостольской Церкви в земной жизни? Апостол Павел в своем Послании очень четко об этом говорит: «Внешних судит Бог». Вот это ответ, который мы можем давать любому. Это аксиома для нас, что есть единая Святая Соборная Апостольская Церковь, Церковь – как единое Тело Христово. Спастись можно только в ней, потому что ей дана благодать Пятидесятницы. А тех, кто вне ее, будет судить Бог. Мы можем только уповать на Его милосердие и желать всем приобщиться к святой Православной вере.
– Отец Димитрий, благодарю Вас за поучительную и очень полезную беседу. Благословите наших телезрителей.
– Храни вас Господь на многая лета, дорогие друзья.
Беседа с преподавателем Московской Духовной академии кандидатом богословия диаконом Георгием Максимовым в эфире православного телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой», с вами Михаил Карелин. Гость нашей студии – преподаватель Московской Духовной академии кандидат богословия диакон Георгий Максимов.
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: – Четыредесятница, Великий пост предваряет Святую Пасху. Каждый христианин должен подготовить себя к встрече с Воскресшим Господом. Поэтому Церковь и учредила Великий пост.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.