Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (623) → Курганская и Шадринская епархия

Курганская и Шадринская епархия

№14 (623) / 4 апреля ‘11

Епархия

Архиепископ Курганский и Шадринский Константин

Дата рождения: 23 марта 1951 г.
Дата хиротонии: 16 июня 1991 г.
Дата пострига: 14 апреля 1986 г.
День ангела: 3 июня

Биография:

  • Родился в ауле Кэнессы Свердловского р-на Джамбульской обл. Казахстана.
  • В 1974 г. окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института и работал участковым врачом, затем старшим врачом бригады интенсивной терапии в районной больнице, в 1980-1982 гг. – ассистентом, затем старшим преподавателем в Брянском педагогическом институте.
  • В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию в Смоленском медицинском институте.
  • В 1983 г. поступил в МДС, продолжал заниматься медицинской практикой. 14 апреля 1986 г. пострижен в монашество, 4 мая рукоположен во иеродиакона, 12 июня – во иеромонаха.
  • В 1989 г. окончил МДА, получил степень кандидата богословия (1990), был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем Священного Писания Ветхого Завета в МДС.
  • 2 марта 1990 г. возведен в сан игумена, 3 марта зачислен в братию Жировицкого монастыря.
  • 20 марта 1990 г. назначен ректором Минской Духовной семинарии. В сентябре 1990 г. возведен в сан архимандрита.
  • 16 июня 1991 г. хиротонисан во епископа Новогрудского, викария Минской епархии.
  • 19 февраля 1992 г. назначен управляющим Новогрудской и Лидской епархией.
  • 17 июля 1996 г. назначен ректором Санкт-Петербургских Духовных школ с титулом «епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии».
  • С 1999 г. профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин.
  • 25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.
  • 6 октября 2008 года решением Священного Синода освобожден от обязанностей ректора Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии и назначен архиепископом Курганским и Шадринским.
  • Член Синодальной богословской комиссии, редколлегии «Богословских трудов», член нескольких академий (РАЕН, АПОБ и др.).

Образование:

  • 1974 г. – Винницкий медицинский институт.
  • Московская Духовная семинария.
  • 1989 г. – Московская Духовная академия.

Награды
церковные:

  • 2011 г. – орден Прп. Серафима Саровского II степени;
  • орден Св. Блгв. Кн. Даниила Московского II степени;
  • орден Прп. Сергия Радонежского II степени;
  • медаль Прп. Сергия Радонежского II степени;
  • медаль Прп. Сергия Радонежского I степени;
  • Св. Ап. Марка II степени Антиохийской Православной Церкви;

светские:

  • орден Петра Великого II степени;
  • орден Георгия Победоносца I степени.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Курганского и Шадринского Константина с 60-летием со дня рождения


Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Константину,
архиепископу Курганскому и Шадринскому


Ваше Высокопреосвященство!


В день Вашего 60-летия шлю Вам поздравления вкупе с пожеланиями крепости сил, терпения и помощи Божией в служении Святой Церкви.


Получив богословское образование в Московских Духовных школах и приняв священный сан, Вы почти четверть века трудитесь в винограднике Христовом. За минувшие годы Вам суждено было исполнять различные послушания, возлагаемые на Вас Священноначалием.


Ныне Вам надлежит проявлять Архипастырскую заботу об устроении и развитии приходской жизни во вверенной Вашему попечению Курганско-Шадринской епархии. Надеюсь, что с чувством ответственности Вы будете совершать это нелегкое, но весьма важное дело.


Во внимание к Архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена Преподобного Серафима Саровского II степени.


Да хранит Вас Господь в добром здравии на многая лета.


С любовью во Христе,


КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ.


Чимеевский образ Пресвятой Богородицы

Первое упоминание о селе Чимееве относится к 1681 году, это год смерти Патриарха Никона. Именно в это время на берегу реки Нияп (приток Тобола) поселился раб Божий по фамилии Чимеев. Он был каторжником, за что отбывал наказание, точно неизвестно, но когда кончился срок приговора, он решил остаться в Зауралье. Вскоре после этого к нему стали присоединяться другие люди, и со временем образовалось поселение, которому власти присвоили статус слободы. Слобода, которую назвали в честь первого поселенца – Чимеево, разрасталась, и перед жителями остро встал вопрос о необходимости православного храма. Вскоре было получено благословение Тобольского Архипастыря, и в Чимееве был построен и освящен новый храм в честь Святых Равноапостольных Царя Константина и Царицы Елены. Сколько после этого прошло времени неизвестно, но предание сообщает о совершенно чудесном событии, которое полностью изменило дальнейшую историю Чимеевской Слободы.

В каком это было году остается неизвестным, предположительно в первой половине XVII столетия. В один светлый и солнечный день дети, игравшие недалеко от реки, увидели, как по ней медленно, стоя вертикально и против течения плывет большая икона Пресвятой Богородицы и Богомладенца Христа. Икона остановилась напротив места, где играли дети, которые к этому времени уже успели позвать взрослых посмотреть на чудо. С благоговением и молитвами святую икону достали из реки и торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены.

Икона Царицы Небесной и Богомладенца Христа довольно большого размера – 108 на 89 см. Написана на трех досках, скрепленных сквозными шпонками. На полях иконы изображены два предстоящих святых, это Иерусалимский патриарх Модест и пророк Илия. Чимеевская икона относится к иконографическому типу Богородичной иконы «Казанская».

Узнав о чудесном обретении иконы Пресвятой Богородицы на реке Нияп, из ближайших сел, деревень и слобод в Чимеево потянулись люди. Одновременно с пришествием иконы Пресвятой Богородицы случилось еще одно чудесное явление. Вода в чимеевской округе всегда была неважного качества, так как вокруг много болот. И вдруг недалеко от Чимеева в сосновом бору заметили появление родника, который забил из-под холма. Водица этого родничка вкуса и чистоты необыкновенной. Было замечено, что вода помогает и от разных немощей, а если облиться ею, снимает усталость, обдает жаром и вселяет в сердце радость. Поэтому появление источника связали с пришествием в эту местность иконы Царицы Небесной.

Наступил ноябрь 1770 года. По неосторожности истопника храм в честь Равноапостольных Константина и Елены сгорел. Так как к тому времени река уже покрылась льдом, возможности потушить пожар у людей просто не было. Когда же они пришли разгребать пепелище, то обнаружили святую икону Царицы Небесной, которая по милости Божией осталась цела и была совершенно не тронута пожаром.

Сразу после этого жителями села Чимеева было принято решение построить новый храм. В 1774 году церковь была построена. Чин освящения нового храма совершил 9 октября игумен Далматовского монастыря Маргарит. Храм был освящен также в честь Константина и Елены, а в 1797 году к храму был пристроен придел, который освятили в честь Казанской Иконы Божией Матери. В этом приделе и находился чудотворный образ Царицы Небесной, чудесным образом сохраненный в огне.

От святого образа продолжали происходить разные чудотворения, и в знак благодарности и любви к Царице Небесной жители Чимеева и близлежащих сел и деревень пожаловали для святой иконы ризу, украшенную дорогими камнями.

В 1887 году церковь совершенно пришла в ветхость, и на приходском собрании в августе того же года было принято решение обратиться к епископу Тобольскому Авраамию с просьбой дать благословение на строительство нового храма.

7 мая 1889 года совершилась закладка нового храма, а 21 мая 1890 года состоялось торжественное освящение храма в честь Казанской Иконы Божией Матери в селе Чимееве.

В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад. Иконы срывали и сбрасывали в алтарь. Когда дело дошло до чудотворного образа, то несколько человек не могли сдвинуть икону с места. Председатель местного сельсовета Гурьян Гладков хотел топором разрубить образ Богоматери, но невидимой силой был отброшен назад, у него открылось сильное кровотечение из носа и рта, и через три дня он умер.

В 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим.

В 2002 году Казанский храм указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, был преобразован в Казанско-Богородицкий мужской монастырь.

В 2003 году, по просьбе Преосвященнейшего Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского, образ Чимеевской Божией Матери находился в Нижнем Новгороде в древнем Вознесенском Печерском мужском монастыре. В этом же году на территории монастыря началось строительство храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В девяностых годах стали собираться и записываться чудотворения от Чимеевского образа Пресвятой Богородицы.

В 2004 году все эти документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации святых. В том же году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божией Матери.


Святыни

  • Чудотворная икона «Абалацкая» (г. Куртамыш).
  • Чудотворная икона святителя Николая, явленная в 1749 году водами реки Тобол в районе села Утятского.
  • Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы».

Накануне Русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу – участнику обороны Севастополя, повелела написать Свой образ и срочно доставить его в крепость Порт-Артур, обещая покровительство русскому воинству. После этого в 1904 году матрос Феодор поехал в Киево-Печерскую Лавру, где образ безвозмездно написал известный иконописец Павел Штронда. Но до Порт-Артура из-за начавшихся военных действий икона не доехала, а Россия вступила в полосу революционной смуты. После окончания Русско-японской войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы» находилась в Успенском кафедральном соборе Владивостока, но в 30-е годы прошлого века была утрачена. Только в 1998 году подробный, исторический список чудотворной иконы обнаружили русские паломники в одном из антикварных магазинов Иерусалима и доставили в свой родной город – Владивосток. «Вратарница Дальневосточная» – так любовно называют эту икону, которая является покровительницей российского Дальнего Востока, но еще больше икона известна как «Порт-Артурская». Это первая явленная в ХХ веке чудотворная икона и единственная, где Матерь Божия изображена как воительница, попирающая оружие; с платом, как св.Вероника, всегда готовая прийти к нам на помощь; со Взрослым Сыном, акцентируя наше внимание на образе Спаса Нерукотворного. В 2008 г. установлен праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» 16/29 августа. На данный момент в России известно только о четырех чудотворных, исторических списках Порт-Артурской иконы, выполненных до 1917 г. По Божиему Промыслу два из них находятся в Курганской и Шадринской епархии.


Святой мученик Аркадий Боровский

В 2007 году в небольшом курганском селе Боровском в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в женском монастыре в честь Похвалы Божией Матери состоялось редкое и радостное для любого православного событие – обретение мощей святого мученика, убиенного в 1918 году настоятеля монастырского храма пресвитера Аркадия (Гаряева).

Пресвитер Аркадий, как повествует его житие, составленное архивариусом Екатеринбургской семинарии историком и краеведом Галиной Александровной Кротовой и учащимся семинарии Андреем Печериным, родился 16 января 1878 года в Верхне-Туринске. Отец его, священник Николай Гаряев, служил в храме Святителя Николая Чудотворца Верхне-Туринского завода. Семья отличалась глубокой верой и благочестием. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, его послали получать образование в Екатеринбургское Духовное училище, а затем в Пермскую Духовную семинарию. Но в семинарии он проучился всего около полутора лет и выбыл по состоянию здоровья. Стал служить псаломщиком, женился. В 1905 году епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром (Соколовским) был рукоположен в сан диакона, а через два года – в сан иерея, и направлен служить в храме Петра и Павла села Петропавловского (ныне город Североуральск). Тогда же началась его миссионерская деятельность по просвещению коренного населения – вогулов. Приход отца Аркадия занимал самую большую территорию в Екатеринбургской епархии. Он включал в себя множество отдаленных деревень, в том числе таких, которые находились более чем в 100 верстах от Петропавловского.

Видимо, активная миссионерская деятельность молодого батюшки произвела благоприятное впечатление на членов Екатеринбургской Духовной консистории, и 21 декабря 1909 года пришел приказ о переводе отца Аркадия на должность священника походной церкви. Походный штат был особенностью 5-го округа Верхотурского уезда, он помогал местному духовенству духовно окормлять разбросанное по рудникам и приискам население края.

Отец Аркадий всей душой предался возложенному на него делу. Несмотря на суровые погодные условия, он посещал отдаленные поселения, чтобы совершить там таинства Крещения, Исповеди и Причастия над людьми, годами остававшимися без духовного окормления.

Но самым тяжелым для отца Аркадия было неодобрение, непонимание, насмешки со стороны людей, в том числе и других священников. Многие из них считали, что молодой миссионер, располагая большими суммами, которые выделяет ему Миссионерский комитет, присваивает если не все, то хоть какую-то часть из них себе. Между тем после каждой миссии отец Аркадий писал в Епархиальное управление подробные отчеты о проделанной работе, в том числе ее финансовой стороне.

Тяжелые условия служения, непонимание и отсутствие поддержки от Миссионерского комитета привели к тому, что отец Аркадий подал прошение о переводе, и 3 октября 1912 года был направлен в храм села Никито-Ивдельского, Верхотурского уезда.

После ухода отца Аркадия с должности походного священника миссионерская работа начала стремительно угасать, а с 1915 года поездок к кочующим вогулам уже вовсе не делалось, причт походной церкви стал жить оседло. Отец Аркадий же и теперь не оставлял своих вогулов. Двор о. Аркадия зимой 1913 года часто служил местом временной стоянки вогульских оленей, а вместе с тем и аудиторией для бесед с вогулами.

Последним местом служения священномученика Аркадия стал Свято-Никольский храм села Боровского Камышловского уезда (ныне Катайский район Курганской области). Он был переведен сюда 27 февраля 1914 года, через два месяца после смерти отца.

1 июля 1918 года отец Аркадий совершал Венчание, когда, привлеченная звоном колоколов, в храм ворвалась банда красноармейцев. Они схватили священника и, обвинив его в контрреволюционной деятельности, повели в сторону Катайска. В ближайшем лесу бандиты жестоко расправились с батюшкой: по свидетельству местных жителей, он был поднят на штыки. Не позволив хоронить священника, тело его красноармейцы велели снести в паденник – место, куда сбрасывали падший скот. Некоторое время спустя четыре пожилые местные жительницы тайком извлекли его оттуда и перезахоронили. Отпевание и погребение было совершено после прихода Белой армии, 11 июля, – торжественно, в присутствии всего местного духовенства. Отец Аркадий был погребен в церковной ограде, в склепе за алтарем Свято-Никольского храма.

В 1986 году настоятель Свято-Никольского храма, ныне почивший о. Николай Покровский, благословил ископать колодец для слива остатков святой воды. Когда наткнулись на кирпичную кладку гробницы, в воздухе, по свидетельствам очевидцев, разлилось благоухание. Место вновь засыпали землей и поставили крест. Из рассказов местных жителей узнали имя почившего, а благодаря данным Зарубежной Церкви стала известна и дата его мученической кончины.

В 2001 году священником Свято-Никольского храма отцом Александром Никулиным склеп был открыт для поклонения. В 2002 году Синод причислил священномученика Аркадия Гаряева к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Работы по обретению святых мощей начались 6 июня 2007 года, за два дня до праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. За это время нужно было добраться до склепа, который окружал гроб, и устроить к нему удобный подход. За лопаты взялись клирики храма и приехавшие заранее, по благословению настоятельницы монастыря игумении Вассы, паломники из Челябинска.

10 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, после торжественной Литургии состоялся Крестный ход к месту погребения святого. Под торжественное пение гроб был открыт. Мощи священномученика облачили в красные Пасхальные ризы и переложили в новый гроб, после чего Крестным ходом священники перенесли мощи в храм.


Храмы епархии

  • Два кафедральных собора: Св. Блгв. Кн. Александра Невского в г. Кургане (настоятель – архиепископ Курганский Константин) и храм Свт. Николая в г. Шадринске (настоятель – благочинный протоиерей Михаил Тихонов).

Монастыри епархии

  • Свято-Успенский Далматовский. 641730, Курганская область, г. Далматово, ул. Советская, 194; тел.: (35252) 3-15-92, 3-17-71; e-mail: gorodische@dalmatovo.ru; сайт: dalmat.su, наместник игумен Варнава.
  • Свято-Казанский Чимеевский. 641354, Курганская область, Белозерский р-н, с. Чимеево; тел.: (35232) 2-84-46, 2-84-91, наместник иеромонах Серафим.
  • Свято-Введенский. 641724, Курганская область, Катайский р-н, с. Верхняя Теча; тел. (35251) 2-91-42, настоятельница схимонахиня Серафима.
  • Похвалы Божией Матери. 641709, Курганская область, Катайский р-н, с. Боровское; тел. (35251) 2-81-43; e-mail: borovskoye@mail.ru, настоятельница игумения Васса.

Средства массовой информации

  • «Православная газета» (ежемесячно) – официальное издание Курганской епархии;
  • Журнал «Русское поле Зауралья» (ежеквартально).
  • Православные разделы существуют в ряде светских изданий: ежемесячная страница «Православие» – в газете «Далматовский вестник»; страница «Благовест» – в газете «Сельская новь» (один раз в два месяца) и др.
  • Телевидение:

передача «Благая весть» (областное вещание);
передача «Церковные праздники» (Каргапольский район);
передача «Благовест» (Катайский район).

Учебные заведения:

  • православная школа во имя Св. Блгв. Вел. Кн. Александра Невского, 640000, г. Курган, ул. М. Горького, 79; тел.: (3522) 46-59-67, 42-14-51;
  • православный класс в МОУ СОШ № 29, г. Курган, ул. С. Васильева.

Социальное служение

При Епархиальном управлении образованы общества:

  • трезвости;
  • православных следопытов;
  • православных психологов, педагогов, врачей.

Web-сайт Курганской и Шадринской епархии: www.kurgan.orthodoxy.ru

 
Великий пост

Великий пост – это паломничество к Пасхе, а Пасха – это новая жизнь

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: – Четыредесятница, Великий пост предваряет Святую Пасху. Каждый христианин должен подготовить себя к встрече с Воскресшим Господом. Поэтому Церковь и учредила Великий пост.

 
Наш приход

Поставьте памятник деревне на Красной площади, в Москве…

Алевтина Лежнина, редактор журнала «Трезвое слово»

Как возродить жизнь на селе? О селе Полдневая Свердловской области Рассказывая о старинном селе Полдневая Свердловской области, мы хотим вызвать интерес к нашему прошлому

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс