Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Слава Тебе, Господи! — Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! — Святая церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтоб вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том однако ж она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и удовольствиям плотским. Но исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святые дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа родившегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия: Христос рождается — славите и прочее. Славьте же Христа, — и славьте так, чтоб сим славословием усладилась гортань, душа и сердце и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.
Славьте Христа. Это не то что — составляйте длинные хвалебные песни Христу. Нет... Но если помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос; этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет однако ж небеса и внидет во уши Божии. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом, и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для вас легче, приравните к сему следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенник день, другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро; внимание его изощряется, он слышит шум приближающихся с веселым говором; вот спадают запоры дверей — и входит избавитель. Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! — Другой случай. Больной, покрытый ранами и расслабленный всеми частями переиспытал все лекарства и много переменил врачей. Терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Говорят ему: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает, и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его, обещал придти. Поверив, больной возникает в надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более, беспокойство снова начинает точить душу... Под вечер уже кто-то подъехал... идет... отворилась дверь, — и входит желанный... Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай. Нависла грозная туча, и мрак покрыл лице земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, будто настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит: слава Тебе, Господи!
Приблизьте сии случаи к себе и увидите, что в них наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами... Вот пришел Господь — Примиритель и разогнал тучу сию. Мы были покрыты ранами грехов и страстей. Вот пришел Врач душ, — и исцелил нас... Были мы в узах рабства... Вот пришел Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все сие к сердцу своему и воспримите чувствами своими, и, думаю, не можете удержаться, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — Услышал сию весть отец Предтечи — Захария и воззвал: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим, и воздвиже рог спасения нам и прочее (Лук.1,68). Услышала Пречистая Дева, и воспела: величит душа моя Господа; и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем (Лук.2,46): Услышала Елисавета и младенец во чреве ее... и возрадовались. В самый же час рождения Господня небо все подвиглось на славословие, и всякая тварь — разумная и неразумная. Пастыри, волхвы, Симеон праведный и Анна пророчица воспели славу, Богу рождшемуся, восприняв сердцем, что рождением Своим Он сотворил избавление людям. Воспримите и вы ее чувством, и возрадуется сердце ваше, и радости сей достанет вам не на эти только дни, но и на всю жизнь, — такой радости, при которой не захотите искать других радостей, и если сами придут, будете встречать их и останавливаться на них мимоходом, как на деле придаточном и случайном, если не излишнем.
Не усиливаюсь словом моим привить к вам такую радость, это не доступно ни для какого слова. Дело, совершенное Господом рождшимся, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним, приемлют от Него свободу, врачевство, мир; — обладают ими, и вкушают сладость их. Тем, кои испытывают их в себе, незачем говорить: радуйтесь.., ибо они не могут не радоваться, а тем, кои не испытывают — что и говорить: радуйтесь; ибо они не могут радоваться. Связанный по рукам и ногам, сколько ни говори ему: радуйся избавлению — не возрадуется; покрытому ранами грехов, откуда придет радость уврачеваны? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таковым можно только сказать: пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, — и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо это Спас мира Христос.
Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостью и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся и у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь, — они затыкают уши свои и не внемлют, — и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать, мерзость Мне все эти празднества ваши. И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, т.е., одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: — что сделал Ты мне рождеством Своим, воскресением?!.. все ко мне идут! Но, братья, чаще да проносятся в глубине сердца вашего слова 50-го псалма, что оправдится Господь во словесах Своих и победит, внегда судити Ему.
Нас увлекает просвещенная Европа! Да там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним 12-й год. Зачем это приходили французы?.. — Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Тогда покаялась Россия, и Бог помиловал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, голосом церкви утверждаемое, как ныне же услышите вы в молитве на молебне. Ведайте, что Бог поругаем не бывает, и ведая сие веселитесь и радуйтесь во дни сии со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища незнающих Бога — нечестивцев и развратников. Аминь.
Можно ли это стерпеть? Можно ли снести? С вами самими я хочу судиться против вас же. Так и Бог поступил с евреями; обращаясь к ним против них же самих, Он говорил: людие Мои, что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам? Отвещайте Ми (Мих. 6, 3); и еще: кое обретоша отцы ваши во Мне, погрешение (Иер.2, 5)?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.