Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (622) → Протоиерей Борис Обрембальский: «Настоящее Покаяние – это обещание Богу своего исправления»

Протоиерей Борис Обрембальский: «Настоящее Покаяние – это обещание Богу своего исправления»

№13 (622) / 1 апреля ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с клириком Богоявленского кафедрального собора в Елохове, протоиереем Борисом Обрембальским

– Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин. Гость нашей студии – клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей Борис Обрембальский. Здравствуйте, отец Борис, благословите наших телезрителей.

отец Борис Обрембальский– Дорогие друзья, вера приходит в сердце через слово. Это слово наше, надеюсь, Господь благословит, чтобы оно прошло через эфир и коснулось каждого сердца. Поэтому Бог нас благословит на это общение обоюдное.

– Спаси Господи. Дорогие друзья, в беседе с отцом Борисом мы попробуем ответить на вопросы, касающиеся нашего с вами воцерковления. А начну я с вопросов, присланных на форум нашей программы на сайт телеканала. Отец Борис, воцерковление – что это? Это путь человека от оглашения до Крещения, или от Крещения – всю оставшуюся жизнь, до перехода в иной мир?

– Мы даже скажем: это – от начала и до конца, это включает и первое, и второе, и это очень важно. Воцерковление – это вхождение человека в Церковь. Церковь – это не только, как мы себе представляем, храм или какая-то община. Это Богом установленный организм, Тело Христово. Человек, который уверовал в Бога, пожелал креститься,– уже сделал первый шаг к храму. Это начало его воцерковления.

Он идет в храм не только узнать о Боге, но и принять Его в свою жизнь. Ведь «знать» и «принять» – это две совершенно разные вещи. Мы можем знать закон и его нарушать, можем знать что-то хорошее, но жить по-другому. Поэтому здесь все от начала и до конца – воцерковление. Даже самое главное таинство Церкви, Литургия разделена на две части: Литургии оглашенных и верных. Она – одно целое, но одна предваряет другую. Крещение является как бы залогом, когда человек уже член Церкви и Тела Христова. А человек некрещеный готовится к этому, как ученик готовится к экзамену, он уже выучил уроки, а экзамен – это его принятие в вуз.

Очень важно, чтобы мы понимали, что само слово «воцерковление» идет от двух слов, «церковь» и «во» – то есть вход в Церковь, состояние, когда мы становимся членами Церкви, братьями друг другу, и в то же время Глава нашей Церкви – Христос, звено, которое всех нас объединяет. Есть много вопросов по этому поводу – например, почему человек должен быть в Церкви, почему нельзя спастись вне Церкви? Может ли человек спастись в той жизни, которой он живет? Почему он должен что-то изменять в ней? Христианство не предполагает изменять свою жизнь – как сказано в Священном Писании, человек не должен оставлять то действо, которым он занимается, если оно не греховно, не порочно, а в нем становиться лучше, добрее, то есть стараться преображать свою душу.

Церковь для того и существует, чтобы преобразить душу человека. Но мы часто живем так, как будто нет ни Бога, ни души, ни Страшного Суда. Чтобы принять Бога, человек должен сначала понять, что у него есть душа, и эта душа требует внимания, заботы, у нее есть потребности – очень большие. Ведь душа тоже может скорбеть, она может даже быть в таком страшном состоянии, как состояние душевной смерти. Церковь хочет привить человеку эту заботу о душе. Это одна из главных задач Церкви – обратить человека на что-то более важное в его жизни, расставить приоритеты – что главное, а что второстепенное. Церковь хочет, чтобы человек узнал самого себя: кто он, откуда, зачем в этом мире существует?

– А может ли человек спастись в этом мире вне Церкви? Многие говорят: «Живу с Богом в душе, зачем мне ходить в Церковь?»

– Конечно, это очень распространено, с самых древних времен было очень много вопросов, которые человек задавал и себе, и другим. Безбожие появилось не потому, что человек вдруг узнал, что «нет Бога, нет души». Просто у человека, который живет в этом мире, есть какая-то своя система ценностей, он всегда к чему-то стремится.

К сожалению, когда цель человека превращается в порок, в грех, тогда Бог мешает ему жить и человек становится Ему врагом. Почему безбожники так страшно воюют с Церковью? Потому, что, как сказано было в «Братьях Карамазовых» Достоевского, «если Бога нет, так, значит, все позволено». То есть безбожие появляется, когда человек хочет вычеркнуть из своей жизни Бога – тогда ему все позволено. А когда человек говорит, что у него Бог в душе, он вроде бы не отвергает Бога, но здесь происходит подмена: человек забывает о том, что апостол Иаков говорит в своем Послании: «Ты веруешь, это хорошо, но помни, и бесы веруют и трепещут». И часто создается впечатление, что это бесовская вера. Человек может знать, что такое культура поведения, но вести себя безобразно. То есть он свои представления о Боге часто путает с нравственностью.

Хотелось бы особо поднять этот вопрос, потому что есть люди неверующие, но ведут они себя более нравственно и чисто, чем иные верующие. И мы понимаем, что это происходит оттого, что Господь вложил этот закон в сердце человека. Мы спрашиваем себя и других: а по каким законам эти люди будут судиться? Апостол Павел говорит, что мы будем судиться по суду, по тем заповедям, которые Господь дал.

Мне часто задают вопросы: «а как индусы спасутся, жители тех стран, где нет Бога, и прочие?». Мы должны понимать, что люди, которые не узнали Христа, – это касается и живущих сейчас, и будущих, и тех, кто жили до Христа, – будут судиться по совести, по закону, который записан в скрижали их сердца.

К сожалению, и древние философы, и современные немножко затушевывают такое понятие, как совесть. Совесть – согласованность с вестью Христа. И человек, может быть, не зная Христа, живет с этой вестью. То есть Господь каждому народу, каждому человеку дал Закон, которому они должны следовать. И по этому Закону они будут судиться.

Поэтому, когда человек говорит, что у него вера в душе, он, прежде всего, хочет сказать, что он не отвергает Бога. Но мы должны четко определить: а Кто мой Бог? Как Он хочет, чтобы мы жили? Ибо слово «религия» в переводе с латыни означает «связь», это связь с Богом. Сущностью Бога является любовь, и Он хочет, чтобы человек отозвался на эту любовь. А когда мы говорим, что «Бог у меня в душе», это означает, что мы игнорируем этот призыв. Конечно, для Бога не бывает обиды и прочего, но то, что мы не отвечаем на Его любовь, касается нашего жестокого сердца.

– Батюшка, есть первый звонок.

– Вот человек кается, идет на Исповедь, а потом опять грешит и опять идет каяться за это. Как Господь к этому относится? Что человеку сделать, чтобы не повторять одних и тех же грехов?

– Вопрос очень актуальный, потому что уже началась наша духовная весна – началось время покаяния, время Великого поста. Давайте вспомним, что же такое покаяние? Когда человек хочет в чем-то покаяться, он должен помнить, что в покаянии нужно иметь мужество и решимость. Без этих двух важных качеств человек никогда не сможет победить грех. Почему мы просим Бога помогать нам в покаянии? Потому что часто у нас ни того, ни другого нет. Вспомните, что говорит апостол Павел: покаяние и Крещение – это обещание Богу доброй совести. Возьмем, к примеру, ребенка, который себя плохо ведет. Мы ему говорим: попроси прощения и скажи, что так больше не будешь делать. И если маленький ребенок опять нарушает закон, то приходит и говорит: «Мама, прости меня». И сколько бы ребенок ни приходил к своей матери, и насколько бы страшен ни был грех, всегда прощают его. Я знаю, что многие матери, даже зная о том, сколько народу погубил их ребенок, все равно любят своих детей и говорят: «Да, мне больно, но я все равно хочу увидеть своего ребенка». Это о чем говорит? Это говорит о том, что Бог любит нас больше, чем родная наша мать, о том, что мы, падая, все время должны вставать. Это большой труд, и в то же время это большой наш настоящий крест. Это то, что называется духовная брань.

Есть такое понятие «брань» – это битва, а есть такое понятие, как православная аскетика. Это удивительные слова. Ведь «аскет» в переводе с греческого на русский означает «гимнаст». Аскет – как спортсмен, человек, который постоянно совершенствуется. Поэтому я считаю, что если человек, согрешив, просит опять у Бога прощения с твердой решимостью больше не повторять этот грех, это уже хорошо. Если ты покаялся, то Господь хочет, чтобы ты заполнил это место чем-то другим, ведь свято место пусто не бывает. Вспомните притчу, когда бес уходит от человека, а, возвращаясь, видит: там уже его место чисто... Заполним себя добродетелью, и тогда бес уже не вернется.

– Вопрос из Москвы...

– Батюшка, как можно раскаяться в грехах своих?

– Кто кается часто, тот должен знать, что вначале надо увидеть свой грех. А их очень много. Церковь говорит: пока мы не увидим своих грехов в суете мирской, мы ничего не поймем в своей жизни. Все становится видно при свете. Свет – это источник жизни земной. А у нас есть духовный источник света – Христос. И чем ближе Он к нам, тем мы больше видим свои грехи, чем мы дальше от Него, тем мы меньше видим свои грехи. Святые отцы в конце своей земной жизни плакали о своих грехах. Мы знаем Серафима Саровского, который при жизни уже творил чудеса, но он плакал о своих грехах в конце жизни. Его святые отцы спрашивали, почему он плачет, а он отвечал: я еще не начинал каяться, потому что я еще не увидел свой грех. Поэтому надо увидеть свой грех. Вы спросили: как каяться? Когда мы подходим уже к Христу, когда священник стоит уже перед аналоем с Евангелием, мы каемся Богу. Ко мне иногда обращаются так: «Батюшка, я хочу покаяться, простите меня», я всегда отвечаю: «Вы просите прощения у Бога, я только свидетель вашего покаяния». Но повторю то, что я уже сказал: покаяние – это обещание Богу доброй совести, обещание исправления.

– Следующий вопрос.

– Батюшка, Вас беспокоят из Липецкой области. Можно ли смотреть телевизор в Великий пост?

– Давайте немного поразмыслим о том, что такое телевидение или тот же компьютер? Это средства, через которые мы получаем информацию. Кажется, как хорошо: постом можно смотреть хорошие передачи – допустим, канал «Союз», или передачи, которые развивают человеческую личность, или интересные программы о животных. Тогда спрашиваем дальше: а когда пост закончится, вы все подряд будете смотреть? Я считаю так – когда поста нет, смотрите все хорошие передачи; но пост начался, и, насколько бы это ни было удивительно, давайте на время поста просто выключим телевизор и останемся наедине с Богом. Есть время – в храм сходим, нет времени – встанем на колени и помолимся.

– Следующий вопрос – от Светланы с нашего форума. «Сегодня часто из уст священников можно услышать призыв к покаянию за грех цареубийства. Некоторые старцы говорили, что Великую Отечественную войну Господь послал нам за этот грех. Можно ли считать этот грех уже искупленным или за него надо все равно каяться? Но как тогда ощутить в себе этот грех, чтобы раскаяние не было лицемерным?», – спрашивает Светлана.

– Вопрос очень глубокий. Я считаю, всегда покаяние было чувством индивидуальным. Покаяться – значит принести свое сердце Богу, в покаянии исправиться. Как мы можем себе представить, что мы покаялись за людей, которых уже нет? Как мы можем изменить их путь? Здесь можно привести еще и другой пример: а можно ли покаяться за человека неверующего или крещеного, но отошедшего от Бога? Он грешен, но не хочет сам покаяться.

Нужно не каяться в грехах, которые совершили наши предки, а молиться за них. Ведь молитва – это дань и дар нашей любви за того, за кого мы молимся. Покаяться же может только сам человек.

– Слушаем вопрос из Москвы.

– Здравствуйте, батюшка, меня зовут Артем, мне пять лет. У меня такой вопрос: как мне себя в храме вести, чтобы меня ничего не отвлекало от Господа?

– Я священником служу уже 17 лет, но первый раз слышу такой прямой вопрос. Во-первых, тебе самому нужно принять решение, когда подходишь к храму, что все, что тебя отвлекает в жизни, остается за порогом храма. И, заходя в храм, ты должен понимать, что здесь – начало вечности, здесь Бог, ангелы, здесь люди, которые были нашими предками. И в этот момент, когда стоим в храме, мы должны понять, что наша жизнь пролетает как мгновение и, пока Господь дает нам время, мы должны как можно дольше находиться в храме. Прежде всего, надо сосредоточиться на том, что ты любишь своих близких, что любишь Бога, который сотворил эту Землю. Ты должен остановиться не на своих мыслях, а на своем сердце, и тогда тебе Господь все Сам подскажет. Ведь в храме нет святых, в храме – кающиеся грешники, и каждому из них нужно работать над собой до самого конца своей жизни. Это большая забота, поэтому трудись, и Господь обязательно даст тебе это внимание и усердие.

– Псков на проводе.

– Батюшка, на Исповеди мы каемся в грехах, но я все время боюсь обещать Господу, что я не буду грешить. Я каюсь, сознавая, что могу согрешить в очередной раз. Не лицемерие ли это?

– Очень приятно, что вы не назвали свое имя. О лицемерии – это вообще-то немножко бесовская мысль. Понимаете, ни один человек не может быть уверенным в том, что если он в чем-то покаялся, то он уже в этом больше никогда не согрешит. Ведь мы же в покаянии не только просим прощения, а просим у Бога помощи. Господь понимает, что мы очень слабые люди и иногда можем сделать только один шаг, но Он хочет, чтобы мы сделали этот шаг. Он нам помогает, Он несет нас на Своих руках. Но мы должны сказать: «Господи, Ты видишь, что я не могу, помоги мне». Это самое важное, что нам нужно. Поэтому мы не должны зарекаться, что мы не будем никогда что-то делать, не думайте об этом. Идите опять, просите опять.

– Слушаем еще один звонок.

– Я хотел бы спросить о самом понятии покаяния. На протяжении всей истории Церкви оно как-то менялось или нет? Одно дело, когда каялся царь Давид, каялись ветхозаветные пророки, потом наша история... Глубина покаяния осталась та же, или наши современные святые каются глубже, чем ветхозаветные пророки?

– Знаете, покаяние на протяжении всей истории одно и то же. Каждый христианин, кто молится, знает, что мы каждый день читаем слова пятидесятого псалма. Он находится в утренних молитвах, и каждый, кто соблюдает утреннее правило, читает слова пророка, который Христа не видел, но он где-то внутри себя ощущал это покаяние. Ведь практически они верили в грядущего Мессию, и каялись так же. Мы знаем грех Давида, и мы знаем, что он действительно каялся, ведь его слова и чувства с тех пор передаются каждому из нас. Это образец покаяния, и нельзя говорить о том, что Давид меньше каялся, чем современный праведник.

Во все времена человечество, принимающее Бога, понимало, что грех – это вражда пред Богом, это болезнь нашей души. Ведь если мы переведем с греческого языка на русский слово «грех», дословно это означает «лучник, стреляющий из лука в цель, промахивается», то есть – недостижение цели; мы понимаем, что здесь происходит что-то не просто на словах, а происходит внутреннее перерождение. Потому что у нас отцами по вере считаются не новозаветные праведники, у нас есть примеры ветхозаветной веры, редчайшего глубокого благочестия. И новозаветные, и ветхозаветные праведники каются одинаково.

– Слушаем еще один вопрос.

– Это снова Артем. Батюшка, вот Вы сказали, что в храме нет святых, а только грешники. А иконы, а Святой Дух, а Господь, а Богородица?

– Замечательно, Артемка. Я не имел в виду, что есть мир видимый и невидимый, конечно же, мы говорили только о людях, которые в храме находятся. В храме – грешники, а ангелы – на небесах. Поэтому здесь во время богослужений происходит слияние двух миров. Когда идет богослужение, то это означает, что небо спускается на землю, и мы уже начинаем общаться с теми людьми, которые являются небожителями. Они незримо присутствуют в храме, а иконы напоминают о видимом присутствии Божией Матери, ангелов, святых. Святость в церкви, конечно же, присутствует, потому что в это время здесь вся Небесная Церковь, все предстоят перед Троном Божиим. И если человек открывает свое сердце, он прикасается к такому понятию, как вечность.

– Слушаем Москву.

– Меня зовут Иван. Раньше я очень сильно верил в Бога, но в определенный момент что-то во мне сломалось. У меня умерла бабушка, и я перестал особо в Него верить, а где-то с 1999 года перестал ходить в церковь. И после этого у меня в жизни начались случаи какого-то провидения. Например, я во сне вижу то, что случится завтра или послезавтра. Я даже не могу понять, что со мной происходит, и не знаю, что мне делать: идти в церковь или нет?

– Вы говорите, что раньше верили в Бога, то есть правильно расставили приоритеты в своей жизни: что главное, что второстепенное, вера была смыслом вашей жизни. Если бы было так, тогда бы вряд ли произошел такой надлом. Это с одной стороны. Но вы поймите, что в жизни часто происходит то, что с вами произошло. У любого человека бывают сомнения, колебания, бывает, что человек теряется и чувствует, что у него вера куда-то исчезает. Поэтому нужно постараться понять, что происходит.

Вы вообще перестали быть верующим? А что вы имеете в виду, так говоря? Вы перестали верить или вообще перестали жить по вере? Это разные вещи. Если перестали верить во что-то, в какую-то истину – это одно. Вы говорите, что потеряли веру после того, как умерла ваша бабушка. Удивительно, потому что очень часто с людьми происходит обратная вещь, из своей практики знаю, что многие люди приходят к Богу через какие-то страдания и испытания. Именно в такое время у них происходит какой-то надлом в душе, и они понимают, что без Бога вся наша жизнь бессмысленна.

Вам нужно самому себе задать вопрос: а что я хотел, что в моей вере было самым главным? Что в моей вере казалось верой, а что суеверием или просто знанием? У нас часто люди говорят: «Я знаю, что Бог есть, я верующий» – это бесовская вера. Мы говорим, что верить – означает быть верным и доверять. Быть верным заповедям Божиим и доверять Божиему Промыслу. Если такая вера у вас была, я считаю, что только вы переступите порог храма и скажете: «Господи, я пришел опять к Тебе», то увидите, как ваше сердце отзовется и вера вернется.

– Слушаем вопрос из Смоленска.

– Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. Я знаю, что когда готовишься к Исповеди, нужно прочитать три канона. Их нужно читать в один день все сразу или каждый день по канону?

– Когда мы готовимся к Причастию, то читаем молитвы, каноны. По православному обычаю должно говеть, если поста нет, три дня. Вот когда начали говеть, можете читать по одному канону в день. Время чтения канонов не является каким-то препятствием. Вы говеете, значит, уже готовитесь: говение есть подготовка к Причастию, как и молитва.

– Батюшка, коль уж мы затронули тему Исповеди и Причастия, скажите, как часто во время поста Вы рекомендуете причащаться и исповедоваться?

– Нужно к этому подходить каждому индивидуально, для этого священник есть, чтобы он, увидев каждого человека, пообщавшись с ним, понял, как часто ему нужно исповедоваться и причащаться. Теоретически, так скажем, если человек достоен Причастия, он может причащаться хоть каждый день. Тогда подумаем: а достойны ли мы этого? Не превратим ли мы это таинство в обыденность? Мне говорили: «Знаете, батюшка, вот до революции люди причащались только раз в году». Но это же была страшная катастрофа! Мы часто идеализируем дореволюционную Русь, но она, к сожалению, в 30-40 годы XIX века, начиная от наших либералов, западников и прочее, начала отходить от Бога. Страшное было безбожие. Я читал книгу, которая была написана в 1914 году, и там было сказано, что в Тамбовской губернии были села, где не было ни одного православного человека, а только одни сектанты. В России 1917 год был годом испытания, через горнило прошли почти все, кто остался верующим. Мы знаем, как сжигали иконы, рушили храмы. Кто? Иностранцы? Да сами мы. Это говорит о духовной деградации.

Поэтому желательно маленьким детям до семилетнего возраста причащаться каждую неделю, а с 14-15 лет – два раза в месяц. А когда человек стал взрослым, нужно причащаться каждый месяц. Приведу такой пример. Есть регулярное питание, а есть такой минимум пищи, только для поддержания жизнедеятельности человека, только бы человек не умер. Так и для поддержания необходимого духовного здоровья нужно причащаться каждый месяц, минимум – пять раз в году: во все посты и в день ангела. Если есть возможность, и священник может причащать чаще – пожалуйста. Это уже на усмотрение священника.

– Отец Борис, благодарю вас за подробные ответы. Благословите наших телезрителей.

– Я благодарю всех за ваши вопросы, и очень рад, что вы ищете ответы на те вопросы, которые вас волнуют. Ищите всегда, и Господь всегда придет в ваше сердце. Есть ведь и такие вопросы, на которые даже батюшка не ответит, а вы испрашивайте у Бога, и Господь ответит вам... И благословит вас всех Господь, Божия Матерь, святые, по вашим молитвам, дай Бог, чтобы Великий пост прошел благочестиво, чтобы расцвела наша духовная весна, наша духовная жизнь. И дай Бог, чтобы каждый из нас был достоин носить имя христианина.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Переименование улиц имеет воспитательное значение»

– Телекомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий программы – Евгений Зызин. Владыка, здравствуйте.

 
Беседы с батюшкой

Иерей Алексий Дарашевич: «Наше счастье – в терпении»

Беседа с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Поленове иереем Алексием Дарашевичем в прямом эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», с вами Михаил Карелин.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс