Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Поленове иереем Алексием Дарашевичем в прямом эфире телеканала «Союз»
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», с вами Михаил Карелин. Здравствуйте, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! Гость нашей студии – настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове иерей Алексий Дарашевич. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
– Добрый день, мир вам да благословение Божие, дорогие братья и сестры.
– Дорогие друзья, сегодня мы с отцом Алексием продолжаем тему о покаянии и смирении. Поговорим о смиренном противостоянии искушениям. Отец Алексий, начнем, наверное, с горячей для Вас темы. Нам стало известно, что недавно у вас случилась большая беда. Сгорел ваш, насколько я понимаю, приходской дом в Поленове, рядом с Вашим храмом.
– Это был не просто приходской дом, в нем были и моя келья, и трапезная братская, и детская воскресная школа, и братская гостиница. То есть это был дом, который обеспечивал, по сути, наше существование при храме. Дело в том, что храм находится в заповеднике. Там люди вообще не живут, там живут звери, а в древнем маленьком селе осталось только несколько стариков и старух. Из них самостоятельно добраться до храма могут только две бабушки, бывает, только одна добирается. А храм стоит для тех, кто приезжает сюда. И если у нас не будет возможности принимать паломников, поддерживать, хранить храм, то и храм не сможет просуществовать тогда.
Наша община состоит из молодых семей, есть маленькие дети. И каково приехать за 120-150 километров и не иметь возможности ни даже где-то присесть, ни детей покормить? Вот сейчас у нас такой возможности нет. И насколько мы сможем сохранить службу в храме, чтобы в храме горела лампада веры Христовой, зависит от того, насколько быстро сможем сейчас восстановить то, что потеряли. А это очень тяжело.
– Дорогие друзья, вы тоже можете сделать пожертвования на восстановление приходского дома. Как вы понимаете, храм – это сердце общины, там проходит вся жизнь прихожан. Тем более что храм находится очень далеко от города. Отец Алексий, впору говорить об искушении, конечно же, но Ваше мнение: для чего человеку, для чего Вам как священнику, как настоятелю храма посылается искушение? Ведь Господь есть любовь, а тут неприятности, потери, пожар, в конце концов...
– Такие вещи, конечно, нужно воспринимать как посещение Божие. Ведь не случайно слово «искушение» значит «испытание». Все знают слово «искусство». А ведь это слово не имеет значения какой-то красивой жизни. Нет, оно означает – переживать искушение, переживать испытание. А испытание – это ключевое понятие жизни христианина. Без испытания невозможно нам войти в Царствие Небесное по нашей греховности. Каждый человек – это некая руда. Она в земле, она добра, но она перемешана с грязью, с какими-то ненужными абсолютно примесями. И вот есть эта руда, а из нее нужно сделать клинок. Вот какими должны мы войти в Царствие Небесное. Мы – воины, и у нас должен быть хороший клинок – Божий, совершенный, прекрасный клинок. А чтобы он получился, что с этой рудой нужно сделать? Ее нужно бросить в огонь. И вот когда готовят этот клинок, тот материал, из которого должна выковаться человеческая душа, должен пройти огромные, может быть, даже страшные испытания.
Что такое огонь? Это то, что сжигает тебя полностью, а не только твои вещи или то, что находится рядом. Он выжигает все внутри тебя, выжигает все ненужное и греховное, есть даже такие вещи, которые просто тебе не нужны, и они должны сгореть. Как царь Давид говорил: «Золото очищено седмерицею», то есть оно должно быть переплавлено. А чтобы ему переплавиться, нужно, чтобы огромные какие-то температуры упали на человека, и он попал бы в них и в муках мог бы все это пережить. А потом, вы знаете, что железо, которое из руды выплавляется, вынимается из огня и бросается в ледяную воду. А когда оно достается оттуда, то опять бросается в огонь, и из огня, раскаленное, бросается на наковальню. И там дальше должны быть удары, молот должен бить, бить, бить. А потом – опять в огонь, в воду, на наковальню, и опять в воду. И так до тех пор, пока не становится эта грязная руда замечательным клинком дамасской стали.
Вот такими мы должны быть. Если кто-то пришел в храм и думает, что в храме только пение, тишина, красота, нежность, то он ошибается. Настоящая духовная жизнь начинается только тогда, когда есть испытания. И они должны быть. Если не будет этих испытаний, то я не буду очищен, я так и останусь куском железа, который еще не сформирован, который еще не был в руках Божиих, не был под молотом Божиим. Поэтому человек должен даже просить испытаний, просить и входить в них. Как говорил тот же царь Давид: «Искуси меня, Боже, испытай меня, Господи», и он брал эти испытания, которые градом сыпались на него. Он ведь и терял свое царство, и царь, которого он спас и которого любил, пытался его уничтожить, и сын его восставал против него и пытался убить его, и он бежал в беде, в позоре, в потере всего – и он молился, и все равно говорил: «Господи, испытай меня». Он не говорил: «Дай мне жизнь тихую и спокойную, такую, которую я бы проводил в неге, в нежности». Нет: «Господи, испытай».
Испытание и есть, по сути, жизнь человеческая. Не бойтесь испытаний – все дело только в том, как человек принимает эти испытания. Или он ужасается и говорит: «Я не хочу, за что, почему, не нужны мне такие испытания, пускай другим, пускай грешникам будут такие испытания, только не мне», тогда он забывает, что Господь сказал: «Если ты хочешь быть Моим, то возьми свой крест и следуй за Мной. Крест, настоящий, тяжелый, страшный крест возьми сам на себя и иди за Мной. Куда иди? На Голгофу. Я же шел на Голгофу, – говорит Господь, – и если ты Мой ученик, последователь, ты должен за Мной идти. Я иду на Голгофу, и ты иди на Голгофу со своим крестом. Принеси этот крест, поставь его и дай, чтобы тебя распяли. Вот тогда ты – Мой ученик».
– У нас звонок из Волгограда.
– Меня зовут Андрей, я хочу задать такой вопрос. Если человеку, например, выпадают трудные минуты, и в это время он не молится, то может ли ему Бог помочь?
– Может, конечно. Господь ведь видит все, Он может и такому человеку помочь. Но если это случится раз, другой, третий, четвертый, пятый, то человек уже становится как будто мертвым. Он уже перестает быть даже человеком, он уже труп живой; тот человек, который не молится, не дышит, потому что молитва – это дыхание души. Это не просто слова, это мое дыхание, которое я посылаю Господу и от Господа принимаю его. И этим оживает моя душа, и я живу. И человек, который не молится, – мертвец, потому что ему уже не важно, как он живет, что он ест, что он пьет. О таких людях Господь сказал: «Оставьте мертвецам погребать своих мертвецов»
Мы должны им помогать, мы должны их поднимать, вразумлять, делиться, но если он не хочет, значит, это, действительно, добровольный мертвец. И с таким уже ничего не сделаешь.
– Отец Алексий, Вы говорите, что искушение – суть испытания. Но мы ведь зачастую сетуем на жизненные неприятности, а Церковь учит нас, что искушения даются по силам. И здесь есть какое-то несоответствие: по силам, а мы сетуем.
– Действительно, нам почти всегда кажется, что испытания нам даются не по силам.
– Отчего?
– Мы слишком жалеем себя. А жалеем, потому что не очень понимаем, насколько грешны. Господь ведь посылает испытания для исцеления нашего и для укрепления нас в воле. Бывает, даже не столько для исцеления от грехов, сколько для того, чтобы человека сделать более совершенным. Вот та руда, о которой мы вначале говорили, она же сама по себе вроде бы неплохая. Но она должна стать лучше, она обязана лучше стать, если она Божия. А если человек просто смотрит по сторонам и говорит: «А вот тот – грешник, но у него нет же таких испытаний, как у меня, а вот тот – еще хуже, но они благоденствуют. А я почему-то наказан, я ведь десятой доли не делаю того, что они делают, мне-то почему?». А Господь говорит: «Милый Мой, они-то уже мертвецы, уже не слышат Меня. А ты способен еще услышать, и Я хочу, чтобы ты стал сильнее, крепче, совершеннее духом своим, чтобы ты был просто щедрее – Божиим стал человеком».
Понимаете, можно ведь кроме того, чтобы самому принимать испытания и стоять в этих испытаниях, служить Господу. И говорить: «Господи, от Тебя эти испытания, я же с Тобой, значит, эти испытания нужны мне, Ты ведь любящий. И если мне так трудно и больно от того, что Ты даешь, значит, Ты должен сделать из меня какого-то другого человека, и Ты не смотришь, что я оказался немножко лучше других». А Господь говорит: «Я тебя не по ним меряю, Я тебя по другим меряю. Вот видишь – святыня, святой человек, вот он, батюшка Сергий Радонежский, вот он, Серафим Саровский, вот матушка Матрона – посмотри на них. Ты до них-то почему не растешь? Расти, вставай, живи так, будь к себе более суров, более жесток, не жалей себя. И тогда ты станешь другим человеком».
А мы-то почему все время плачем и ужасаемся от наших испытаний? Потому что нам кажется, что они сверх наших сил, а Господь просто тянет нас, как будто за плечи, за волосы, и говорит: «Поднимайся, не спи!». Ты взошел на десять ступеней и говоришь: «О, все остальные остались там, внизу, а я так много достиг, я сейчас отдохну». А Господь говорит: «Нет, тебе отдыхать не надо, иди дальше, смотри, кто еще есть вокруг тебя, поднимай их, веди за собой и говори: поднимайтесь, двигайтесь, это испытание не только мое, но и ваше, мы должны взяться за руки и идти». Вот еще испытание: возьмите за руку ближнего человека, родного своего, и это испытание совершенно по-другому увидится. По-другому вы сможете их пережить и оцените эти испытания совсем по-другому. Как милость Божию.
– Санкт-Петербург на связи.
– Отец Алексий и Михаил, передача ваша всегда очень трогает и хочется как-то отреагировать на нее. Отец Алексий, я хотела бы Вас ободрить в связи со случившимся горем. Но я вот сейчас слушала Вас и понимаю: Вы сами кого угодно ободрите, Вы понимаете, что это послано большое и серьезное искушение. Взбодритесь и постарайтесь быть здоровым и служить Богу, как Вы служите сейчас! Еще мне хочется попросить Вас сказать более простой адрес, по которому можно перечислить пожертвование на восстановление приходского дома.
– Я дам номер телефона, по которому можно со мной связаться: 8-903-686-04-40. Позвоните. Даст Бог, мы вместе, может быть, поднимемся и что-то сделаем всем миром.
– Батюшка, вопрос по Евангелию. Каково духовное значение искушения дьяволом Спасителя в пустыне? Он же – Сын Божий, неужели Господь испытывал любовь и верность Собственного Сына – они же суть Одно?
– Да, там так и сказано: «И ведом был Господь Духом в пустыню на искушение». И этим Господь показывает: настолько необходимо искушение, что без него никто, даже Сын Божий, не может служить Господу. Почему? Да потому что ведь Он тоже воплотился и стал Человеком, таким же, как мы. Ему так же было тяжело, трудно, Ему хотелось отдыхать, Он хотел пить, хотел есть. Отчего происходит множество наших грехов и слабостей? От того, что силы наши не беспредельны, и поэтому мы можем просто что-то забыть, просто устать и уснуть или малодушно сказать: «Нет, я уже выбился из сил, и я на службу не пойду». И Он таким же был, и вот Господь должен был нам показать, что сил человеческих достаточно для любых искушений, для любого испытания. Он для того и воплотился, чтобы все пройти вместе с нами и сказать: «Вот, Я иду с тобой, ты жаждешь, ты хочешь пить – и Я хочу пить. Ты шел со Мной целый день на солнцепеке, ты устал – и Я не меньше устал».
Но в усталости, в трудах, в боли, в болезни мы все равно должны быть Божиими. В этом и есть наш завет и наша задача. Он не просто прошел, а прошел до предела, Он пришел, чтобы принять добровольно унижения, испытания, грязь, которая на Него лилась, клевету. Он просто шел по улице с крестом на Голгофу, а стояли толпы народа, которые еще неделю назад прославляли Его, а теперь плевали в Него. И Он Сам это выбрал, Он же ведь знал все: Он мог одним движением Своим убрать все абсолютно, но Он принял все на Себя. И принял даже смерть.
Если уж Господь не только сжег дом Сына Своего, а у Господа никогда и дома-то Своего не было, если уж Отец излил всю Кровь Сына Своего за нас, то мы должны понимать, что здесь надо благоговеть даже перед испытанием. Благоговеть и участвовать в испытании, не отстраняться, а душу свою вкладывать в него и говорить: «Господи, мне кажется, что это невыносимо больно, но это Ты делаешь, это Ты испытываешь, продолжай испытывать». Вот как мы должны жить.
– Батюшка, но зачем нам все-таки эта закалка, если Господь про нас все ведает, знает наши мысли, знает наши сердца, видит так, как мы не видим себя сами?
– Миша, Он – ведает, а мы – не ведаем. Мы же не знаем себя, как правило.
– А зачем нам это знание?
– Затем,что мы должны знать, насколько не соответствуем тому образу, который на себе носим. Смотрим в зеркало и только поправляем прическу, одежду, любуемся собой. А Господь говорит: «Разорви, войди внутрь, войди в сердце свое, войди в душу. Войди и посмотри, что делается у тебя в сердце: какая же там грязь, сколько там застарелой лукавой грязи. Войди в это во все».
А ведь это больно, даже порезаться мне больно, а мне нужно самому грудь свою разорвать, сердце свое плотское разорвать, чтобы войти и эту грязь вытащить оттуда. Вот тогда-то я увижу, насколько я грешен.
– Хорошо, батюшка, все мы грешные. А святые, те, которые любили Господа, их Он зачем искушал? Они и так шли к Нему...
– Да, это одна и та же природа – только они смогли это сделать, а мы не можем.
– Они святыми были до искушения, до противостояния греху? Или стали ими только в результате искушения?
– Давайте определимся в самом понятии «святой». Мы говорим, что святой – это просвещенный, светлый человек. А само слово «святой» обозначает «отделенный, выделенный» от Господа. И вот Господь действительно кого-то выделяет и говорит: «Вот это Мое, Моя душа». Так оно и есть, Господь все знает про нас. Но Он-то знает, а мы нет. И если уж Сам Господь должен был не просто явиться в 33 года и не сесть сразу на Престоле, а быть распятым, то Он ведь родился. Как у каждого маленького ребенка, у него были разные болезни, Он все абсолютно перенес, чтобы и Его Тело очистилось.
Все дело в том, что тело наше – греховное. Когда-то мы, в Адаме еще, согрешили, и после этого наше тело все пропитано грехами. И когда мы смотрим на маленьких детей и считаем их ангелами, в которых нет греха, мы ошибаемся. Родители, родив этого маленького человечка, вложили в него грех. В нем он есть, и значит, его надо выжить оттуда. Не просто вынуть, а выжить. Кто-то сгорает в огне, кто-то кровью омывается, как мученики, а кто-то, как преподобные отцы, ежедневные мученики; они ведь себя тоже мучают, они себя очищают ежедневно, а это бывает еще труднее, чем один раз помучаться.
Поэтому все, каждый из нас, любой святой, приняв это тело и приняв все его страсти, должен их переплавить, должен их сжечь в огне.
– Батюшка, поговорим еще о смиренном противостоянии искушению. Ведь противостоять – значит «быть против», а такое противление не является ли знаком отсутствия кротости, смирения? Ведь любое искушение – это воля Божия?
– Давайте определимся, а чему здесь противиться? Искушение нужно принять, а противиться своей слабости, жалению себя. Мы должны противиться самим себе, своей мелкой душонке, которая часто навязывает нам свои мысли и поведение: «Вот, там стоит какой-то грязный бомж, я лучше обойду его, потому что запах от него неприятный... Там кого-то бьют, кто-то кричит, взывает к помощи, не побегу – а вдруг и меня тоже ударят...». И вот этому своему малодушию мы должны противиться, должны быть воинами, так Господь нас призывал. А воин – тот, который противостоит врагу.
Ведь кто делает все эти вещи? Попускает ведь Господь испытания, но уничтожает нас сам дьявол. И как противостоять дьяволу? Верой. Принятием воли Божией, принятием и стоянием, когда со мной случилась беда. Если у меня умерли дети, я должен это принять, должен противиться той жалости, когда буду жалеть ближних своих, жалеть себя. Я должен противиться саможалению, эгоизму своему, должен говорить: «У меня осталась жизнь, у меня остались руки, здоровье, и я могу помочь другому человеку. Инвалиду могу помочь, несчастному, забитому, тому же погорельцу. Я могу помочь – в этом и есть мое воинство, моя брань. И брань против себя, против саможаления, грехов своих, и против того, чтобы мне устраняться от трудностей мира – я должен брать их на свои плечи, когда я вижу чужую беду,то подставляю свое плечо. Вот как я противлюсь беде. Не Господу, не испытанию, а именно себе самому».
– Вопрос из Орловской области.
– Батюшка Алексий, это раба Божия Нина. Скажите, пожалуйста, как человеку можно побольше дать смирения?
– Смирения дать невозможно, его можно только получить, просить можно. Мы слышали в церкви, что смирение – «яко миро, сходящее на браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» – на главу Ааронову сходит миро, и по браде стекает, вот так и смирение опускается на человека, входит в душу, омывает ее. И лучше смирения, благоуханней, дороже в этом мире нет ничего. В смирении – любовь, покой, в смирении Господь.
Вспомните, как говорил Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». О смирении надо просить, и если вы будете просить, Господь его даст. Просить-то просите, но еще и смотрите, что в вас есть несоответствующего смирению. Ведь каждый из нас – тот скульптор, который высекает из огромной бесформенной глыбы скульптуру Божиего человека. Который из своей руды выплавляет, выжигает и выбивает молотом ненужное и делает достойное. Я сам должен это все делать – в этом и есть смирение. В чем? Когда меня укоряют, я принимаю, когда меня обличают, я принимаю. И это укорение и обличение – самое лучшее лекарство для меня. «Пей поношение, друже, как воду жизни», – когда-то сказал святой. Это вода жизни – поношение, и в этом поношении и будет твое исцеление.
– Следующий вопрос – от Оксаны с нашего интернет-форума: «Как побороть желание незамужней девушки стать немного привлекательней внешне, используя декоративную косметику, и как смириться с тем, что, решив не краситься даже немного, ты понимаешь, что мужчины на тебе обращают еще меньше внимания?».
– Знаешь, Оксаночка, мужчины действительно будут меньше обращать на тебя внимания. И это замечательно. Ведь кто обращает на тебя внимание? На тебя обращают внимание те, кто ищет легкого удовольствия. Ведь когда женщина красится, она, по сути, пишет красками: «Обратите на меня внимание, я хочу, чтобы вы увидели, какая я приятная, как я хороша собой, и меня можно взять, мной можно пользоваться». А вот если вы хотите выйти замуж, то вам другое нужно посылать. Вам нужно в мир посылать обещание, что «я буду хорошей женой. Не любовницей, не девушкой на час, на месяц, на период отдыха. Нет, я буду настоящей, хорошей, честной женой. Я не крашусь – а мне не надо лгать».
Мы же знаем, что такое приукрасить себя. «Я не столько солгала, – иногда говорит женщина, – как приукрасила». Она решила: эта правда не очень хорошо выглядит, дай-ка я ее подкрашу. Она солгала. И вот то же самое происходит, когда мы подкрашиваем себя. Мы ведь лжем, говорим, что это лучше, чем у меня есть.
А часто женщина честно говорит, что «мне не нужно приукрашивать себя, и вот оно – то, что у меня есть, и я ни в чем не лгу». Конечно, многие женщины могут сказать: «ну, это же такая малость, это же не главное». Я тоже скажу: «да, малость, да, не главное». Но Господь ведь сказал: «Верный в малом и в великом будет верен». И мужчина говорит женщине: «ну, раз ты в этом приукрашиваешься, хочешь немного приврать, то за тем, как ты выглядишь, о чем ты говоришь, как ты себя ведешь, может быть что-то другое». Вот ведь как смотрят на тебя тогда люди.
Главное, не бойся. Это и есть малодушие, это и есть наша испорченность. Потому что мы смотрим и стараемся быть как все. И весь мир лжет, и даже в мире на сегодняшний день стало уже правилом, что без лжи нельзя, ложь, оказывается, уже нужна, уже люди не слышат слова Господа, что отец лжи – дьявол. Они этого не понимают. Но мы-то должны это понимать, нам нельзя лгать. Поэтому не бойся быть такой, какая ты есть, и все будет хорошо. Тот, кому нужна жена, тебя увидит.
– Отец Алексий, благодарю Вас за беседу; благословите наших телезрителей.
– Я сегодня молился, и, наверное, мы все сейчас должны молиться, и Псалтирь, по крайней мере, Давидову читать. Где укреплять нам силы свои? В молитве. «К Тебе, Господи, воздвигну душу мою, Боже Мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеются врази мои» – «К Тебе, Господи, я воскресил душу мою, я надеялся на Тебя, и пусть мне никогда не станет стыдно». Мы должны терпеть Господу, и в этом терпении во всем, что происходит с нами, ради Отца нашего Небесного и есть наше счастье, наша Божественная жизнь. Большое спасибо вам за то, что вы откликнулись, мир вам и благословение Божие.
Беседа с клириком Богоявленского кафедрального собора в Елохове, протоиереем Борисом Обрембальским – Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры!
Общественное обсуждение документа «Вечные ценности – основа российской идентичности», предложенного Русской Православной Церковью, должно завершиться до мая, заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.