Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (620) → Олимпиады для школьников. Будем участвовать?

Олимпиады для школьников. Будем участвовать?

№11 (620) / 15 марта ‘11

Наталья Зайцева, г.Екатеринбург Воспитание

Олимпиады для школьников и студентов год от года набирают все большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно – ведь количество их растет как снежный  ком? Кто и когда их придумал, какая от них польза современному абитуриенту? Попробуем разобраться.

Первые шаги олимпиадного движения

Сложно сказать, когда началось олимпиадное движение – интерес к загадкам и головоломкам сопровождает человечество с незапамятных времен, равно как и вопрос «ну и кто здесь самый умный?».

В Средневековье интеллектуальные соревнования, проводившиеся, между прочим, исключительно в университетах, были посвящены богословию и естественным наукам. В эпоху Ренессанса интерес сместился на «королеву наук» – математику. До XIX века наука вообще  воспринималась в обществе как одна из областей философии, поэтому интеллектуальные соревнования были прерогативой только взрослых, профессионалов.

Затем ситуация изменилась: уже в XIX веке Астрономическое общество Российской империи проводило «Олимпиады для учащейся молодежи» – к сожалению, подробности до нас не дошли, и трудно сказать, насколько те олимпиады были похожи на сегодняшние. Зато известно, что в конце XIX века «Журнал элементарной математики» предлагал своим читателям – то есть, собственно, любому желающему, – «задачи на премии», решение которых требовало творческого подхода и нестандартного мышления. «Вестник опытной физики и элементарной математики» пошел дальше, предложив «задачи на премии с фамилиями решивших» – видимо, исходя из того, что страна должна знать своих героев.

И все же первой в современном олимпиадном движении традиционно считается олимпиада по математике, организованная в 1934 году Ленинградским университетом под председательством  выдающегося математика (вполне логично), члена-корреспондента Академии наук СССР Б.Н. Делоне. Борис Делоне – не только легенда олимпиадного движения в нашей стране, но в неменьшей степени – легенда альпинизма. Вот так любовь к науке и тяга к покорению новых вершин слились и породили советские школьные олимпиады.

Московские (конечно же, под руководством МГУ) математические олимпиады начались с 1935 г. (немного статистики: в самой первой московской олимпиаде  участвовало 314 человек, причем школьников среди них было 227, остальные рабфаковцы, учащиеся школ взрослых и курсов подготовки в вуз). Позже появились олимпиады для школьников по физике (1938 г.) и по химии (1939 г.).

Значительный рост олимпиадного движения произошел в конце 50-х – начале 60-х городов прошлого века, когда к вузам-организаторам присоединился знаменитый МФТИ и впервые были проведены так называемые «большие» олимпиады. Самой первой «большой» олимпиадой считают математическую, состоявшуюся в Москве в 1960 году. Ее условно называют иногда «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой. Официальная нумерация началась со следующего года.

В 1964 г. министр просвещения СССР М.А. Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников, и повсеместно начали проводить единые Всероссийские олимпиады. Тогда же было  решено создать объединенный оргкомитет олимпиад, первым председателем которого стал академик П.Л.Капица. Но уже через год Капица предложил, чтобы  руководителем Центрального оргкомитета Всероссийских (позднее Всесоюзных, ведь с 1967 года олимпиады вышли на всесоюзный уровень) физико-математических и химических олимпиад стал  академик И.К.Кикоин – тот самый, по чьим учебникам в школьные годы чудесные мы постигали азы физики (они до сих пор переиздаются, не утратив за столько лет своей актуальности). Именно в «эпоху Кикоина» олимпиадное движение охватило всю страну, были выработаны принципы и структура олимпиад, получили развитие и многие другие формы работы вузов со школьниками.

Позже стали появляться олимпиады  по другим предметам – биологии, географии, информатике. Приятно подчеркнуть, что первая Всесоюзная олимпиада по информатике, состоявшаяся в апреле 1988 г., проводилась не в Москве или Ленинграде, а в Свердловске.

Гуманитарные олимпиады завоевали себе место под солнцем уже позже, в 90-х, после триумфального успеха телепередачи «Умники и умницы», разыгрывавшей счастливые билеты в МГИМО прямо на глазах  изумленной публики.

Наряду с проведением очных туров постоянно проводились заочные олимпиады. В них мог участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей (серьезное преимущество!), предлагались задачи в нестандартной форме, кроссворды, чайнворды, вопросы, выходящие за рамки программы. Заочные олимпиады проводятся и по сей день, превратившись в интернет-олимпиады.

Олимпиады сегодня

Вместе с распадом Советского Союза исчезли и Всесоюзные олимпиады. Некоторое время в олимпиадном движении наблюдались «разброд и шатания». В результате  сейчас мы имеем две альтернативные разновидности олимпиад: олимпиаду школьников под эгидой Российского союза ректоров (каждый ректор стремится укомплектовать свой вуз хорошими абитуриентами) и Всероссийскую олимпиаду – преемницу Всесоюзной, со всеми ее достоинствами и недостатками, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки.

Эти олимпиады не зависят друг от друга, но проводятся по общим стандартам, принятым приказом Минобрнауки в 2007 году.

Всероссийская олимпиада  по каждому предмету (а их теперь немало – почти два десятка) проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Школьный этап проводится в октябре – ноябре; участвуют ученики 5–11 классов.

Муниципальный (городской) этап организуют органы местного самоуправления; проводится он в ноябре – декабре; участвуют школьники 7—11 классов, ставшие победителями  и призерами предыдущего этапа.

Региональный этап проходит в январе – феврале уже только для старшеклассников (9–11 классы), ставших победителями или призерами муниципального тура. Лучшие из них в марте – апреле отправляются на заключительный этап, где и выясняют, кто же все-таки самый умный.

Альтернативные Всероссийским  олимпиады школьников под патронажем союза ректоров не имеют единой структуры и проводятся отдельно каждым вузом. Список этих олимпиад, дающих существенные льготы при поступлении в вуз, ежегодно утверждается министром образования и науки.

Проект перечня олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год уже можно найти на просторах интернета. Участвовать в них может любой школьник подходящего возраста. Количество этапов в каждой олимпиаде разное (но обязательно не меньше двух: отборочный этап в сентябре – январе, заключительный –  в феврале – марте), весомость выигранного в итоге диплома тоже отличается – все «вузовские» олимпиады поделены на три так называемых уровня качества, которые будут определяться уже по итогам проведения и оценки экспертных комиссий. От этого будут зависеть бонусы при поступлении, предоставляемые победителям.

Не все олимпиады одинаково полезны

Хотя, наверное, каждая  чем-то полезна по-своему. Вопрос только в том, чего именно вы от них хотите – исходя из этих соображений и надо выбирать свой вариант.

Если в первую очередь надо, чтобы олимпиада была для вас альтернативой ЕГЭ, то либо участвуем во Всероссийской олимпиаде, либо выбираем строго по «Перечню олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год», собственноручно подписанному министром образования РФ Фурсенко, – в этом списке 77 пунктов (в прошлом учебном году было больше).

Встречаются даже такие экзотические олимпиады, как по математике и криптографии, организуемая академией ФСБ, по основам православной культуры или «Нанотехнологии – прорыв в будущее!». Последняя бьет все рекорды как по составу участников – от школьников (и не только старшеклассников) до студентов, аспирантов, молодых ученых и даже педагогов (и школьный учитель, и вузовский преподаватель может почувствовать себя здесь «играющим тренером»), так и по количеству всевозможных творческих конкурсов, сопровождающих основные задачи  (тоже, надо заметить, более чем оригинальные) олимпиады.

Выбирать для участия  логично олимпиады тех учебных заведений, которые вам интереснее.

Понятно, что первенство стабильно удерживают столичные вузы – МГУ, МФТИ и СПбГУ, но вполне можно начать и с местных.

В прошлом году олимпиады для набора толковых абитуриентов (не доверяют вузы новомодному ЕГЭ!) проводились и в УПИ, и в УрГУ. А можно участвовать и в нескольких олимпиадах одновременно, если энтузиазма хватит, – это не возбраняется. Например, абсолютным рекордсменом прошлого «олимпийского сезона» стала москвичка Анна Андреева, победившаяв  в 13 различных олимпиадах.

То, что олимпиады действительно могут существенно помочь при поступлении в вуз, подтверждается статистикой, приведенной председателем Российского Совета олимпиад школьников (и по совместительству ректором МГУ)  академиком В.А. Садовничим в докладе «Олимпиады школьников: синтез традиций и новаций» 25 октября 2010 года: «В прошедшем учебном году льготы победителям и призерам олимпиад предоставляли 208 вузов. Из них 35 вузов зачислили по 100 и более олимпиадников. Основные вузы, которым отдали предпочтение абитуриенты-олимпиадники при поступлении в 2010 году: МГУ, СПбГУ, МГТУ имени Баумана, Высшая школа экономики, Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский и Томский политех, Физтех, ИТМО, МПГУ. Всего было 23 тысячи дипломантов. Из них воспользовались льготами при поступлении всего 16 392 человека. И 8 114 человек были зачислены вообще без вступительных испытаний».

Если же поступление в вуз с помощью олимпиады не самоцель, то возможностей продемонстрировать неординарность мышления и творческий подход значительно больше благодаря тем олимпиадам, что не входят в Перечень, подписанный Фурсенко. Их тоже немало. Это и Международная олимпиада по основам наук (на сайте заявлено, что олимпиада в Перечне присутствует, но мне ее там найти не удалось),  и  эвристические олимпиады, и конкурсы проекта «Познание и творчество», и олимпиада по русскому языку «Светозар». Онлайн-олимпиада УГГУ «Путь к успеху» дает возможность будущим студентам Горного заранее познакомиться со своим вузом и позаботиться о своей стипендии, а Московская открытая олимпиада по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн  – найти достойное приложение своим патриотическим порывам.

Сегодня существуют викторины и  олимпиады даже для младших школьников. Отношение к ним со стороны учителей и родителей неоднозначное: можно встретить как восторженные отзывы, так и совершенно разгромные.

Думаю, при правильной организации олимпиады и адекватном настрое детей пользы от таких интеллектуальных упражнений все-таки больше, чем вреда. Другое дело – не стоит уповать, что наличие в детском портфолио бумаги об участии в такой олимпиаде как-то впечатлит приемную комиссию. Это вряд ли. А вот навык соображать в экстремальных условиях, каковыми обычно представляются детям любые соревнования, будет полезен всегда.

Должно ли участие в олимпиаде быть платным?

Не должно, но может таковым оказаться. Вузовские олимпиады чаще всего бесплатны для школьников – они финансируются либо из  бюджета и грантами (чаще), либо спонсорами (реже, но тоже бывает). Олимпиады, организуемые не вузами и не школами, скорее всего будут платными – и в этом случае надо заранее уточнять, как оплачиваются следующие туры и дипломы-сертификаты участников – включены ли в первоначальную стоимость «входных билетов», или раскошеливаться придется неоднократно.

Как подготовиться?

Для подготовки к олимпиадам обычно используют задания прошлых лет. Раньше они издавались в книжном формате, сейчас проще воспользоваться сайтами олимпиад – там обычно выкладываются и предыдущие задания, и их решения. Для подготовки к олимпиаде «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» участникам предлагается зарегистрироваться заранее, чтобы получить доступ к образовательным ресурсам сайта (специальным подготовительным курсам с возможностью «обратной связи» – форумом).

На сайте студенческих интернет-олимпиад есть специальный тренажер для подготовки – не исключено, что в обозримом  будущем такая опция появится и для школьников. По крайней мере, онлайновые игры-тренинги уже практикуются.

Существуют и специальные сайты по подготовке к олимпиадам.

Ну и никто не отменял старые добрые пособия для подготовки.

Желаю успехов!

 
У книжной полки

«Тайна человека»

Светлана Ладина

Православие нередко упрекают, что оно, дескать, унижает человеческое достоинство. Именовать себя рабом Божиим, молить о прощении грехов и давать им (а заодно и себе как их носителю) трезвую, нелицеприятную оценку – по мысли оппонентов, это и есть унижение.

 
Церковь и общество

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Универсальная электронная карта может сделать уязвимой не только личность, но и страну»

Русская линия.ru

Глава Синодального отдела протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Церковь будет отстаивать право граждан на отказ от принятия новых электронных форм идентификации личности

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс