Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Православие нередко упрекают, что оно, дескать, унижает человеческое достоинство. Именовать себя рабом Божиим, молить о прощении грехов и давать им (а заодно и себе как их носителю) трезвую, нелицеприятную оценку – по мысли оппонентов, это и есть унижение. Многих смущают и коленопреклоненные молитвы, и традиция целовать руку духовенству или прикладываться к иконам. Однако стоит копнуть поглубже, и выяснится: то, что на первый взгляд казалось унижением, на самом деле возвращает человеку утраченное достоинство. Не эфемерное, надуманное, раздутое, как мыльный пузырь, а истинное – то, которое предназначено нам Творцом.
И раб Божий оказывается свободным от любого другого владычества, а честная оценка своего духовного состояния – первый шаг на пути к выздоровлению; коленопреклоненная молитва дает и телу понять: не одна душа впадала в грехи, оно тоже виновато; а целуя святыню или руку человека, совершающего священнодействие, мы имеем возможность соприкоснуться с благодатью. Православие видит в человеке образ Божий – что может быть выше этого? – и бережно относится к тайне души человеческой, носящей его в себе.
«Тайна человека» – книга, представленная сегодня на нашей книжной полке.
Так в чем же заключается эта тайна? В поисках ответа составители книги собрали труды известнейших богословов и проповедников разных времен. Преподобный Макарий Великий говорит о спасительном для человека пути и дает наставления о христианской жизни. Нам, со школьной скамьи привыкшим ассоциировать со словом «первобытное» нарисованных в учебнике истории обезьяноподобных и малосимпатичных людей и их орудия труда (а, кстати говоря, нет никаких оснований полагать, что Адам и его ближайшие потомки выглядели так), весьма полезно прочесть рассуждения святого отца о светлом первобытном состоянии и мрачности падшего и о путях возвращения от второго к первому, от мрака к свету.
Творение преподобного Иустина (Поповича) начинается такими словами: «Люди осудили Бога на смерть, Воскресением Своим Он осудил их на бессмертие. За побои воздал им объятием, за оскорбление – благословением, за смерть – бессмертием. Никогда люди не явили такой ненависти к Богу, чем тогда, когда распяли Его; и никогда Бог не явил большей любви к людям, чем тогда, когда Он Воскрес. Люди хотели даже Бога сделать смертным, но Бог Воскресением Своим соделал людей бессмертными. Воскрес Распятый и убил смерть. Нет больше смерти. Бессмертие окружило человека и все миры» – осознать это как реальность и жить в соответствии с ней он призывает читателей.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже напоминает нам о факте, значение которого мы или недооцениваем, или забываем, – об образе и подобии Божием в человеке. Святитель живописует достоинство, к которому призван человек, громадный потенциал, который заложен в каждом. В конце он пишет: «Ободримся, маловерные! Подвигнемся, ленивые! Подобно нам страстный человек, сперва гнавший Церковь Божию, бывший противником, врагом Бога, так исправил в себе по обращении богоданный Божественный образ, так усовершенствовал подобие, что с дерзновением возвещает о себе: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20)». В новозаветном примере обращения гонителя Савла в апостола Павла святитель видит надежду для каждого человека, устремившегося ко спасению.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) размышляет на страницах книги о путях земной и загробной жизни христианина.
Митрополит (на момент издания книги – епископ) Иларион (Алфеев) пишет о фаворском свете, могущем преобразить и нас самих, и все окружающее.
Протопресвитер Александр Шмеман предлагает читателю «Спор о человеке» – прав ли был немецкий философ-материалист Фейербах, написав свою знаменитую фразу: «Человек есть то, что он ест»?
Митрополит Антоний Сурожский в статье «Принятие самого себя» приводит читателя к мысли, что никакой камуфляж во взаимоотношениях с Богом невозможен, строить эти отношения можно только на честности и доверии, и лишь не замутненный самооправданием взгляд на самого себя помогает избавиться от того, чего мы не хотели бы иметь в своей душе. В книге опубликованы статьи Владыки Антония «О святости и духовности» и «О болезнях».
Епископ Александр (Милеант) глубоко раскрывает тему, знакомую каждому с детства, – совесть. Ее чистота приносит нам радостное спокойствие. Угрызения же не зря обозначены таким словом – они именно грызут провинившуюся душу, подвигая ее к покаянию. В главе о совести мы находим подробнейшее рассмотрение этого внутреннего нравственного закона и пастырские советы.
Русский мыслитель и философ Иван Ильин делится с читателем своими размышлениями о свободе и ответственности; в век огромных прав и ничтожных обязанностей, неверно понятой свободы и совсем не понятой ответственности это более чем актуально.
В книге «Тайна человека» читатель встретится и с обширной статьей архимандрита Софрония (Сахарова) «Благословение знать путь», и с творениями архиепископа Иоанна Сан-францисского. Говоря о тайне жизни человека, Владыка цитирует стихотворение Маргариты Алигер «Двое»:
«Они опять поссорились
в трамвае,
Не сдерживаясь, не стыдясь
чужих…
Но, зависти невольной
не скрывая,
Взволнованно глядела я
на них.
Они не знают, как они
счастливы,
И некому им это подсказать.
Подумать только! – рядом,
оба живы,
И можно все исправить
и понять…».
В предисловии к книге мы читаем: «Одна из тайн человеческой души – мудрость. Что же она такое? За нее часто принимают образованность или начитанность. Но мудрыми бывают и люди совсем мало ученые. Мудрость – не сумма сведений, а правильное отношение к жизни и своему месту в ней. Мудрость – это способность любить ближних не по каким-то причинам, а просто потому, что они – рядом и нуждаются в помощи. Мудрость – это и знание своих недостатков, и умение признать свою вину и просить прощения… Мудрый человек – это не тот, кто много знает, а тот, кто себя видит». Мудрость – очень точное понятие, если говорить о трудах, опубликованных в этом сборнике, и по отдельности, и в целом: как же иначе можно искать разгадку тайны человека?
Освящение первого храма города состоялось 11 марта 1726 года.Первый храм во имя Небесной покровительницы города на Исети был заложен 1 октября 1723 года, в период бурного строительства Исетского завода.
Олимпиады для школьников и студентов год от года набирают все большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно – ведь количество их растет как снежный ком?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.