Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
13 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских. Обычно в этот день в Алапаевск, где члены Дома Романовых провели последние дни своей земной жизни, приезжает множество богомольцев. Помимо богослужения в храме, они непременно посещают мемориальную комнату Напольной школы, где некоторое время содержались под стражей преподобномученицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова и инокиня Варвара, Великий князь Сергей Михайлович, князья Императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого князя Феодор Ремез.
О духовно-нравственном воспитании детей и юношества на примере Алапаевских мучеников и работе Мемориальной комнаты во имя Святой Великомученицы Княгини Елисаветы рассказывает хранитель Татьяна Васильевна Заворотищева.
– Я работаю здесь только два года. Приступая к работе, я долго решала: с чего начать духовно-нравственное воспитание наших детей? И решила начать с исполнения пятой заповеди – хотя она стоит по счету пятой, она нисколько не менее важна, чем все, предшествующие ей.
Елисавета Феодоровна и все наши Алапаевские мученики, которые вместе с ней пострадали, пришли к святости. Вы знаете, что преслушание первых людей Адамы и Евы принесло с собой вселенскую катастрофу. И последствия её мы испытываем по сей день – ко всем, ныне в мире живущим, пришли смерть, скорбь, катастрофы.
И только за соблюдение одной заповеди из десяти Господь обещает людям блага уже на земле – за соблюдение пятой заповеди: «Чти отца и матерь твою, да благо будет тебе и долговечен будешь на земле». Нет больше ни одной заповеди, за соблюдение которой нас ждет какая-то награда на земле.
Поэтому все святые отцы и ученые считают послушание царицей детских добродетелей; именно за ним следует развитие всех остальных: «Послушание, – как писал епископ Ириней, – это растение, которое произрастает и приносит плоды не в каждом доме, а только там, где есть для этого благодатная почва». Исходя из этих предпосылок, я и начинаю беседу с детьми. О том, какая была «почва» в доме Елисаветы Феодоровны, какие у нее были родители, какие у них были взаимоотношения, характеры у всех членов семьи.
Особое внимание обращаю на то, что в этой семье царили любовь детей к родителям и между детьми, мир, согласие и взаимоуважение. Пятая заповедь относится не только к родителям, но и к наставникам, к ближним, к Отечеству – ко всему этому нужно проявлять любовь, уважение и послушание. Дети любили и наставников, и учителей, и всех своих дальних и ближних родственников. Об этом красноречиво свидетельствуют их детские письма. Ведь недаром Элла (так звали Елисавету Феодоровну в детстве) писала своей матери после рождения нашей будущей Императрицы Александры Феодоровны письмо, в котором спрашивала, как милая мамочка себя чувствует, как чувствует себя сестренка-малышка, заканчивая словами: «Твоя любящая и послушная дочь Элла». И это не просто дань этикету, а истинное понимание и название вещей.
Дети росли, а вместе с ними рос и круг окружающих, всех, кого они одарили своей заботой и вниманием. Поначалу это были не только братишки и сестренки, но и уточки, и пони, и раненая косуля… И все это было в круге их забот, они делились своей любовью к ним.
В семье строго соблюдался режим. Вставали дети очень рано – первый урок у них начинался уже в семь утра. Когда я говорю об этом современным детям, всегда заостряю их внимание: какой же надо характер проявить, чтобы все гигиенические процедуры вовремя совершить и к семи часам быть уже на первом уроке! В любую погоду в этой семье совершались прогулки, еда тоже всегда была общей, сидели за столом все вместе – и взрослые, и дети. Никогда в семейном меню не присутствовал шоколад, да и сама еда была очень простой, без всяких излишеств. И дети не выказывали никакого своеволия, никаких капризов. Когда я говорю нашим ребятишкам об укладе и устоях жизни этой семьи, всегда заостряю на этом их внимание. А когда им бабушки (одна была королева, а вторая герцогиня) посылали подарки к Рождеству или дню ангела, то родители детям оставляли только по одному подарку, а все остальное раздавалось другим детям, в том числе и детям слуг.
Каждый вечер в семье проходили доверительные беседы детей с мамой: в шесть вечера был «час мамы», все дети по очереди приходили к маме и делились с ней всеми своими радостями и горестями. То есть дети не были «книгой за семью печатями» для своих родителей. Мама часто говорила Элле во время таких бесед: «Помни, чье имя ты носишь». Она часто спрашивала детей, что они знают о своих святых, в честь которых названы, какими они были, какие духовные подвиги совершали?
Элла старалась неукоснительно следовать жизни своей святой. Сначала были маленькие, детские попытки, но с каждым шагом она поднималась все выше и выше к образу своей святой. Мама ее была очень образована, умна и преизобиловала милосердием. И дочь тоже, как и все в этой семье, была милосердна. По субботам семья всегда посещала госпиталь и оказывала помощь больным и раненым.
Милосердие и послушание не могли не принести очень обильных плодов. Четырнадцатилетняя Элла была потрясена кончиной матери, но она находила в себе силы и утешала и бабушку, и отца, и младшего брата, и сестренок.
В 1884 году, после помолвки с Великим князем Сергеем Александровичем, перед тем как поехать жить в Россию, она написала бабушке: «Как бы мне хотелось оставаться такой же скромной, какой я была в Дармштадте, и быть такой хорошей, какой хотела меня видеть моя мама» – мамы уже нет, но для нее очень важно быть такой, какой ее хотела видеть мама; послушание идет не на уровне какой-то боязни: послушание – любовь.
При ангелоподобной внешности у Елисаветы Феодоровны был очень сильный характер, крепкая воля. Но после бракосочетания с Великим князем в России она с радостью преклонилась перед авторитетом своего супруга, и вся ее последующая жизнь была сориентирована на его мировоззрение: «А что бы хотел Сережа? А как бы он поступил в такой ситуации?» Эти вопросы она всегда задавала себе, когда его не было рядом, и даже после его смерти. Все она старалась делать так, как хотел Сергей Александрович.
Сергей Александрович был для нее непререкаемым авторитетом и примером. Он был глубоко верующим человеком. Я рассказываю детям и о его детстве. О том, как он сначала тяготился службой, опирался на косяки, а его воспитатель говорил ему, что негоже без страха Божия предстоять в храме. И как постепенно этот мальчик, не переча, не ропща, пришел к Богу и так полюбил Его, как полюбила, глядя на своего супруга, Бога и сама Елисавета Феодоровна.
После перехода в Православие у Елисаветы Феодоровны появились новые послушания. Она беспрекословно и непопустительно следует Православию, не только внимательно выслушивая советы старцев и духовных отцов, но и все их неукоснительно выполняя, ничего не делая без их советов. У нее был такой характер, что она никогда не принимала скоропалительных решений, но если уж принимала, то шла до конца – то есть это тоже было своего рода послушание.
Преподобный Варсонофий Великий говорил: «Держись послушания, ибо оно возведет тебя на небо, и ты станешь подобен Сыну Божию». Именно эти слова стали итогом духовного восхождения, итогом всей жизни Елисаветы Феодоровны и тех, кто ее окружал. Последние слова, которые она произнесла перед своей мученической кончиной, были слова Спасителя: «Отче, отпусти им, не ведают они, что творят».
Таким образом, через непопустительное послушание Елисавета Феодоровна, исполняя пятую заповедь, вошла на первую ступень святости.
У детей можно спросить: а была ли она похожа на вас в детстве? Рассказываю, в какие игры она играла, как они с сестрами лечили и перевязывали кукол, Элла назначала лечение, а сестры исполняли его… Как она молилась, когда осталась без мамы, одна… Она общалась с Господом как с живой Личностью, она Ему сообщала, что она сделала в этот день – если у неё что-то получилось хорошо, она благодарила Бога, если что-то не удалось, просила у Господа прощения и вразумления, как ей поступить, что нужно сделать в первую очередь, а что можно сделать попозже? И в ответ на эту живую веру она слышала откровения в своем сердце и знала уже, как поступить в том или ином случае.
Я рассказываю детям, какой послушной девочкой была Елисавета Феодоровна, что она очень любила играть в куклы, рисовать – была очень похожа на них. Это детям очень близко, и они, знакомясь с ее житием, постепенно проникаются к ней любовью и уважением. Они начинают понимать, что жизнь с Богом в сердце доступна каждому.
На примере жизни Великих князей Дома Романовых можно вести духовно-патриотическое воспитание: они горячо любили свое Отечество, а это тоже исполнение пятой заповеди. Им предлагали покинуть Россию, обезопасить себя, но они не сделали этого. Пять боевых офицеров, георгиевских кавалеров, которых охраняли простые солдаты, необученные крестьяне, могли бы, наверное, совершить побег. Но никто не бежал, потому что они ждали справедливого суда; все они были послушными.
А потом можно задать детям вопросы: какой характер у послушного человека – слабый или сильный? Трудно ли быть послушным? И еще, применительно уже к нашему времени: а если все будут непослушными, своевольными, могут ли вырасти из таких детей люди, которые смогут в будущем поднять Россию?
Вот на таких примерах я и строю свои беседы с детьми. Абсолютно одинаковых детей не бывает, у каждого свои взгляды, свои мысли и суждения, но все они очень хорошие слушатели. Особенно интересно проходят экскурсии, когда экскурсоводами выступают дети из нашей воскресной школы. Ребятам понятнее и ближе, когда о детстве Елисаветы Феодоровны им рассказывают сами дети.
Бывают у нас такие дни, когда мало экскурсоводов, а наплыв паломников огромный. И здесь очень стараются наши дети, которые берут на себя проведение экскурсий. Напольная школа до сих пор функционирует как начальная школа, поэтому Сам Бог велел воскресной приходской школе сотрудничать с этой общеобразовательной школой. В школьном классе на пианино стоит портрет Елисаветы Феодоровны, и ребятишки говорят: «Она и к нам в класс заходит. Потому что когда мы что-то хорошее сделаем, хорошо напишем контрольную, она заходит и гладит нас по голове».
Схиигумен Иоанн (Алексеев): Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение: насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит. Еще замечу, пишут святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых – для их смирения.
Русская земля изобилует святынями.Рассмотрим лишь небольшой ее участок – дорогу от Екатеринбурга до поселка Старопышминска длиной всего в двадцать километров. Православный паломник, увидев карту этой дороги, захочет отправиться в путь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.