Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Чем питаться во время поста простому русскому человеку, в частности, студенту, на Урале? Если не ошибаюсь, устав поста был написан в Греции, где фрукты и все разнообразие витаминов, соответственно, растет бесплатно на улице, а что у нас? Одни макароны и каша. Скажите, пожалуйста, что полезного можно сделать на такой пище? От однообразия, от одних углеводов голова, особенно на экзаменах, ничего не соображает. Второй аспект - покупать фрукты, овощи, грибы, орехи, кукурузу, фасоль и другие постные продукты простому человеку невозможно. Ладно, еще у некоторых бабушек свои огороды, а что делать студентам? Получается, либо весь пост питайся макаронами и порти желудок, ходи сонный от обилия углеводов, либо - греши и не постись. Может, при нашем уральском климате нужно немного видоизменить устав? Проблема серьезная. Знаю, что ею отягощены многие студенты православные. В материальном смысле пост в современных условиях - это дорогое удовольствие.
- А что фрукты и другие растительные продукты дороже, чем мясо и продукты животные? Я вот вспоминаю себя лично, но, правда, я тогда не учился, а работал, но Великим постом брал батон хлеба, килограмм или полкило яблок, например, и мне хватало. Съел батон хлеба с яблоками, и все, я целый день сытый. Даже хлеб и вода бывало... Вот взял бутылку воды газированной, “Буратино” называлась, или что другое, батон хлеба и все, я был сыт. Я даже помню, как во время Петровского поста я поправился даже. И это на воде и хлебе только. Кто хочет, - нет проблем поститься. Ведь, казалось бы, хлеб и вода - это что-то унизительное для человека, это самолюбие затрагивает. Как это я буду на хлебе и на воде жить? Но живут. И я работал, трудился, физически работал. Конечно, пост - это тоже труд большой, энергии много требует, но все было нормально. Учился в Семинарии, в Академии... Там тоже нагрузка очень большая умственная. И ничего страшного, пост соблюдали, от рыбы даже отказывались... Так что, было бы желание...
- Прошу ответить, Владыка, как можно воздействовать на жену, если она не проявляет, как мне кажется, сил и желания к спасению? Что можно предпринять в данной ситуации? Ведь супруги должны поддерживать друг друга... Меня интересует именно мера воздействия, так как молитвенно я как могу прошу Господа, чтобы Он на нас проявил свою милость.
- Трудно сказать, я же не семейный человек. Но надо воздействовать разными путями: своим личным примером, во-первых. Показать себя на высоте, в первую очередь. И воздействовать где-то, наверное, какой-то строгостью, где-то милостью, где-то снисхождением... Нужно смотреть на характер этого человека и потом применительно к нему и меры воздействия находить. Но очень важно, конечно, удержать самого себя в духе Православия и никогда перед нею не показать себя слабым в том, что ты исповедуешь. Какие-то послабления самому себе как раз могут воздействовать на нее так, что она посчитает, что ты принадлежишь к Церкви ради моды какой-то, а не с твердым убеждением.
Конечно, сложные бывают характеры у людей, бывают капризные, некоторые стараются вовлекать в какой-то свой грех настойчивым лукавством, чтобы потом сказать: вот видишь ты какой. Сама вовлечет человека в преступление, отступление от норм нравственной жизни, а потом сама и осуждает этот грех. Такое есть в характере человека. И надо быть очень внимательным к своей жизни, твердо стоять на своей позиции, как бы она тебя не увлекала, как бы там ни старалась испытывать твою веру, испытывать с целью осуждения. И тогда, когда она испытает тебя во многом и увидит, что не преуспевает, тогда она уже сама подумает, что надо по-другому жить.
Полезно также с духовником побеседовать, если есть какие-то проблемы. Ну и, конечно, самое важное, нужно молиться и просить о молитве других, чтобы Господь смягчил ее сердце, и она воспринимала урок своего супруга, воспринимала без какой-то подозрительности. Думая, что он только со мной так, а с другими он такой же, как и я, или хуже меня. Есть такое чувство подозрения у человека, очень тяжелое состояние, когда человек человека подозревает во всем. Тогда сложно бывает что-то доказывать.
- Я недавно стал крестным отцом сына моего лучшего друга. Позже я узнал, что по некоему обычаю первым крестником у мужчины должна быть женщина (девочка), и наоборот. То есть, в моем случае, мне нужно было первым крестить девочку, а не мальчика. Согласно этому же обычаю, если у мужчины первый крестник - мальчик, это, якобы, может отрицательно повлиять на судьбу крестного отца (т. е. меня). Можно узнать, есть ли действительно какие-либо ограничения на этот счет и, если они есть, что мне в этом случае делать?
- Это какие-то суеверия. На самом деле это не имеет значения - как случилось, так и есть. Попросили тебя быть крестным отцом, будь. Скорее наоборот, есть традиция мужчине быть крестным отцом у мальчика, а женщине - крестной матерью у девочки.
- Какие книги читать? Какие книги о вере может читать современный человек, далеко не темный и не невежественный? Ну конечно уж не “В помощь кающимся” - примитивно написанные. Вера-то живая, сухие скучные и примитивные трактаты на тему “как молиться, как креститься, как поститься, биться головой о пол или не биться” - не приведут к ней! Живого, его почти нет в церковных лавках!
- Это не так! Есть очень актуальные и хорошие книги, по-настоящему современного содержания. Можете посмотреть книжную лавку Иоанно-Предтеченского собора, например. Там много можно найти и интересного, и полезного. А конкретно – это, смотря, какой человек. Я думаю, что нашей газете нужно будет регулярно делать обзор литературы, которая сейчас у нас выпускается: краткий обзор содержания и для кого она может быть более всего полезной. Много раз этот вопрос мне уже задавали, что много литературы, а неинтересно. А нужно сказать, что вот эта книга - для одного человека, эта - для другого. Чтобы полезным было чтение. Мы одну страничку нашей газеты обязательно будем посвящать такому обзору современной литературы.
- Почему все православные христиане единомысленно определяют свою веру единственно правильной? А, к примеру, большая часть земного шара - католики, и у них - Папа Римский. Так у них вера неправильная, что ли? Лбом об пол не бьются потому что? Я не приверженец католической веры, но вот догматиков, которые кричат “наша вера лучше, потому что она наша, родная, русская, а все другие неправильные, плохие” - и в грудь себя бьют - не люблю.
- Мы говорим о том, что Вера Православная есть истинная и самая истинная, потому что она - та, которая ведет прямым путем человека ко спасению, в Царство Божие. Есть свидетельства тому, что многочисленный сонм святых угодников Божиих, которые прошли по пути Веры Православной, достигли спасения. Ведь главная цель жизни человека на земле - это достижение спасения и Царствия Божия. В каждой вере есть стремление человека к возвышенному, верному, правильному, но пути ко спасению указываются как бы окольные. А нередко опасные и пагубные. Не до конца человек может дойти, шествуя по этим путям, а может заблудиться и погибнуть. Вот можно привести такой простой пример из жизни: человек может войти в дом только тогда, когда у него есть ключ, а может и ходить вокруг да около и все никак не войти в этот дом. Так же и мы в Царствие Божие идем: если мы не знаем правильный путь, то мы не можем войти в Царствие Божие, а будем ходить вокруг да около. Поэтому мы должны искать этот правильный путь и найти. Люди находят его в Православной вере, которая ведет прямым путем в Царствие Божие.
- Утверждение - русская вера самая правильная, а все другие - плохие - примитивно. Бог един для всех, и Мень выступал за слияние всех христианских конфессий мира!
- Мы не говорим о том, что наша вера правильная, вера спасительная, вера отеческая, горделиво превозносясь. Мы не говорим о том, что только Русская Православная вера правильная, а весь Православный мир. И этот Православный мир есть не только в России, он есть и в других странах. Поэтому мы не говорим, что только русское Православие - это правильное и настоящее, а все остальные неправильные и ненастоящие. В то же время мы знаем некоторые отступления от догматических и нравоучительных истин, аскетических направлений у католической Церкви, которые не созвучны с православной точкой зрения и которые не ведут человека ко спасению, а ведут к заблуждению. Поэтому мы говорим, что это неправильно. А там, дальше, как Господь будет судить - это уже суд Божий. Мы не можем знать в точности, как Господь будет оценивать ту ли иную религию, и мы сейчас говорим о том, что нужно идти вот по этому пути, Православному пути, по пути правды, истины, который ведет к правильной, духовной жизни, правильному вероучению, правильному понятию о Боге и достижению правды в Царствии Божием.
- Будет ли строиться храм в районе ЖБИ? Такой огромный район, а молодежь, нуждающаяся в духовном воспитании, не охвачена. Много и немощных, престарелых людей...
- Мы хотим строить храмы во всех районах города, где нет церквей, в том числе и на ЖБИ. В районе ЖБИ мы будем строить храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского. Но пока ничего определенного там, к сожалению, не вырисовывается, потому что не определено конкретное место для строительства.
- Жила была одинокая женщина по имени Нина. Была она врач по образованию, работала, лечила людей, а потом вот заболела и получила инвалидность. Никого на всем свете у нее не было, ни семьи, ни детей, ни влиятельных знакомых... Но она была верующая женщина и у ней был духовный отец - старенький священник из церковки на окраине города. Жила, жила так себе тихо и спокойно бедная Нина, а потом вдруг решила послужить Богу - и пошла в монастырь. Была она уж немолода - годков 50 стукнуло, да и здоровьем несколько слабовата. Около года прожила бедная Нина в монастыре женском - то около озера, воздухом дышала, то в центре города... И было ей там очень тяжело - почему-то ей давали самую тяжелую и сложную работу, с просьбами ее не считалось монастырское начальство... Но она все старалась выполнять смиренно... А монахини - не общались с ней почти, не любили ее почему-то... И вот заболела от всего этого бедная Нина. И попала она в больницу и долго лежала там и думала она там безутешно: “Почему же так плохо мне в монастыре?” Так ничего не могла понять бедная Нина... Вот вышла она из больницы и пришла опять в монастырь... Вызвала ее самая главная монахиня, и говорит ей: “Ты, Нина, будешь хорошо у нас жить, и не будет тебе непосильных трудов назначено, и монахини будут к тебе хорошо относиться, все это будет, но только при одном условии - если пожертвуешь ты, Нина, нам свою квартиру, т. е. принесешь ее в дар монастырю”. Совсем закручинилась бедная Нина: “Как же я им отдам свою квартиру? Где же я жить буду, если не смогу жить в монастыре... Так я и быстрее помру там, заболею совсем”. Долго она переживала... А потом с горечью решила, что нет, видно, не удастся ей послужить Богу, как она хотела и мечтала. И ушла бедная Нина из монастыря того женского с горечью в душе. Нет, думала она, пусть я буду жить на маленькую свою пенсию, просто нищенскую, но уж буду жить в своей квартире - до самой своей смерти. Так и живет бедная Нина и посейчас, все в храм ходит к старому священнику - своему духовному отцу... И с обидой и горечью вспоминает - как она хотела всем сердцем своим и душою своей послужить Богу... Ваш комментарий?
- Если человек идет в монастырь, то он отрекается от всего мирского. Он полагается только на волю Божию и все. Что бы там ни случилось, как бы ни было, он весь отдается Богу для того, чтобы через это отсечение своей воли тем самым достигнуть Царства Божия. Вот это - главная цель. Он не смотрит на то, что там будет, как будет, будут кормить, не будут кормить, будет где жить, не будет где жить… Пока монастырь есть, никто его не выгонит. Даже если может случиться так, что человек там не сможет жить, потому что не сможет привыкнуть к монашеской жизни, я не думаю, что монастырь скажет: “Иди на улицу”. Ту же вернет квартиру, ту же, в которой она жила, пусть даже она переписывается на монастырь пока она живет там. Был у нас такой инцидент: одна женщина передала квартиру, ушла в монастырь, потом что-то ей там не понравилось. Пришла ко мне, я и сказал: “Ну отдайте вы ей ее квартиру, не хочет она в монастыре жить, что же ее заставлять”. Отдали квартиру и все. С учетом всяких оплат за оформление документов мы еще и в накладе оказались. Но завещание монастырю своего жилья, сбережений, имущества - это древняя традиция, которой следовали и бедные люди, и богатые. В ней нет ничего предосудительного.
- Как-то на Пасху пришли мы в храм. Заходим, тут к нам подскакивают монашки и, как опытные менеджеры, начинают предлагать нам помощь в выборе той или иной продаваемой вещи. Смотрим - вода налита в пластиковые бутылки и на них написано: “Вода из Святого источника Симеона Чудотворца”. Цена – 10 р. И вода какая-то уж слишком прозрачная - а я была у источника и видела - что воды там всегда очень мало и она мутная такая. На эту как-то мало походящая. Далее. Смотрим, свечи лежат странного такого вида, видно, что самодельные, и на них написано: “Cвеча из Иерусалима”. Ну кто докажет, что она именно из Иерусалима, а? Цена - 35 руб. Монашка долго меня упрашивала купить свечу. Нет, думаю, цена совсем не по моему карману... Далее. Опять же целый набор в красивой упаковке - масло освященное (почему-то налито всего 1/3 флакона), вода из Верхотурского источника (прозрачна как слеза - опять же) и в мешочке, из золотой парчи - земля опять же с могилы Верхотурского чудотворца. Цена всего добра – 40 р. Ну и другие разные вещи. Смотрим - берет народ, и все благодаря деятельному маркетингу и менеджменту монашек… Тут и задумаешься: вот Иисус гнал бичом торгующих из Храма. Ну хорошо - там торговали скотом, что совсем уж к церкви неподходяще. Здесь же торгуют чем только возможно - и, главное, - какие цены!! А как же сам Святой Симеон - видя, как торгуют поддельной водой якобы из его источника, будет ли он помогать храму сему? Обидится, наверное... Монах должен быть подобен ангелу Божьему... И то, что приемлемо в миру - ну не вяжется никак с Церковью Христовой... Эх, дурят народ, дурят!
- Наличие в храме святынь, которые можно приобрести за пожертвование, дает возможность человеку, находящемуся здесь, в городе, приобщиться великой благодати святых мест. Эти святыни излечивают людей, с верою их принимающих. Поэтому тут с какой стороны смотреть: “дурят” или “не дурят”. Человеку дают возможность иметь такую святыню у себя дома и приобщаться к ней. Поэтому, если человек имеет веру, то он благодарен и даже жертвует больше денег, только чтобы иметь такую святыню. Так что, по сравнению с тем, что предлагает эта святыня, какое ее действие, 10 рублей ничего не значат. Конечно, человек, который не имеет этих 10 рублей, ему кажется, что это очень дорого, даже оскорбительно как-то, что его заставляют платить такие большие деньги за святыню. Но когда обитель находится в бедствующем положении, когда монастырю грозит разрушение и его нужно срочно восстанавливать, то нужны средства. И сбор пожертвований на эту реставрацию, когда вам за ваше денежное пожертвование жертвуют такие великие святыни, те или иные духовные предметы, - это великое благо. Ведь эти деньги идут не на какое-то баловство, безнравственные дела, а идут на восстановление храма, который был разрушенным в течение нескольких десятилетий. Нужно восстанавливать и монастырь, и здания монастырские, и духовную жизнь, на это все средства нужны. Человек, который это понимает, он не так оценивает, что тут “дурят”, а так, что он жертвует на монастырь для того, чтобы он восстановился. Такой человек творит большое дело - дело милосердия. За это милосердие Господь воздаст ему сторицею, Своим, уже божественным, милосердием. Вот как надо смотреть на это. А если смотреть так, что “дурят”… То ни святыня пользы не принесет, ни жертва Богу не будет угодной. Все и всех можно обвинять... И Бога можно обвинять, всех можно обвинять, поголовно... А когда посмотреть на смысл, значение, почему и для чего это все делается, то все становится на свои места.
- В храмах Русской Православной Церкви не только торгуют товарами, но и требы совершаются за плату. Господь Иисус Христос, через своих Апостолов, а они уже через священников дает нам грешным благодать свою, и пристало ли торговать этой благодатью?
- Торговля благодатью - это грех симонии, подлежащий каноническому наказанию. И мне в нашей Епархии на сегодня таких случаев не известно. Но всегда было, что священнику за его служение человек сам в знак благодарности Церкви, церковнослужителю дает, жертвует какую-то часть денег, которые он сам может дать на содержание церкви, на ремонт церкви, в общем, на церковные нужды. А нужды церковные различны. Даже, чтобы содержать священника. Потому что священник - тоже человек, он тоже нуждается в содержании, пропитании. Он ведь не ангел, чтобы жить воздухом. Почему-то думают, что священник не должен получать деньги, зарплату, он должен жить воздухом - духовный, мол, человек… Церковь всегда существовала и существует на пожертвования. - Я потеряла нательный крестик. Будет ли это грехом и надо ли в этом исповедоваться? - Это грех, если это нерадение о святыне. И надо исповедоваться в этом и каяться, что по своему нерадению, по невнимательности совершилась такая неприятность.
- Говорят, что церковно-славянский язык нетрудно научиться понимать. В том-то и дело, что трудно. Если бы найти где-то тексты служб, чтобы были на церковно-славянском и перевод был на русский, тогда, наверное, будет легче. Но мне такие книжки еще не встречались. Как быть?
- Есть у нас очень хорошие словари церковно-славянского языка. Их можно взять и почитать. Когда мы читаем церковно-славянский текст и нам незнакомы два-три слова, их можно найти в словаре и быстро их освоить. Так и выучим церковно-славянский язык. Только нужно немножко приложить усилий. Есть и толковые молитвословы с параллельным переводом. Они переиздаются регулярно.
- Мне бы очень хотелось познакомиться с православной молодежью. Я думаю, что не только мне интересно было бы пообщаться с людьми своего возраста, а главное - вероисповедания. Друзей и знакомых, конечно, много у всех, а вот православных - увы.. Мне 23 года, учусь на 6 курсе Медицинской Академии, прихожанка храма Св. Александра Невского.
- Если вы прихожанка этого храма, то там ведь есть молодежь, сейчас очень много молодежи ходит в храмы Божии. Наверное, можно познакомиться с этими прихожанами и прихожанками и завязать с ними дружественные отношения. Так и положено, и так нужно, чтобы среди прихожан были братские отношения. Чтобы знали друг друга, помогали, участвовали в жизни прихода, помогали во всем. Но если вы там не можете найти, то есть и в других храмах молодежь. Есть у нас и православный молодежный отдел, к отцу Александру Уракову можно подойти в Вознесенский храм, в Отдел культуры к отцу Андрею Каневу, там тоже очень много молодежи. У отца Владимира Зайцева в Миссионерском отделе... Ведь эти отделы основаны на деятельности молодежи, а не бабушек. Молодежь у нас, слава Богу, сегодня есть.
- Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу такого важного события в жизни нашей Епархии, как пребывание Почаевской иконы Божией Матери. Конечно, всем понятно значение этого для души каждого православного христианина. Но как Вы думаете, насколько пребывание иконы способствует распространению Православия, приходу людей к вере? То есть, сейчас в Ивановский храм приходят люди, некоторые впервые после крещения, кто-то из любопытства, кто- то по зову сердца. Придут ли они в храм, когда Почаевской иконы там не будет?
- То, что икона Божией Матери была в нашей области - это великое событие и это еще и благоволение Божией Матери к нашей Епархии. Пребывая этим образом среди нас и помогая нам в наших нуждах и болезнях, исцеляя, этим самым Божия Матерь призывает нас к себе, к Богу, к Церкви, к церковной жизни, к исправлению своей жизни. И если мы не послушаемся этого голоса Божией Матери, нашей чадолюбивой Матери, которая зовет нас к другому образу жизни, то мы, получившие эти милости, если останемся в прежнем состоянии и не начнем жить церковной жизнью, то, конечно, это будет большой минус. А если строже говорить, то гнев Божий будет на нас, потому что Господь и Божия Матерь все делают для того, чтобы призвать людей к Богу, к покаянию, к исправлению жизни. А люди все не хотят откликнуться на голос Божией Матери. Пребывание иконы - это великое событие, великое, если помыслить глубоко. Сама Божия Матерь пришла к нам, чтобы нас разбудить от греховного сна. Разбудить, чтобы мы уже жили трезвой жизнью, а если мы не хотим это делать, то мы сами будем себя осуждать. Все было сделано: и Божия Матерь пришла, и исцеления совершились, и чудеса совершились - все на виду, а человек не хочет верить, не хочет отстать от современной культуры греховной, от цивилизации, живя все той же жизнью современного падшего человека, и это будет только во осуждение.
- Почему люди идут в секты? Часто это молодые, неискушенные, одинокие... Там они находят друзей, избавление от одиночества, которого так много в нашей жизни. В нашей Православной Церкви человек тоже одинок. Он с Господом, но он одинок. И удивляемся - ну почему тот или другой обратился к секте, а не пошел в церковь?! Как сделать, чтобы верующие - православные люди - могли общаться друг с другом, находить друзей, себе подобных... Что нужно для этого? А так каждый одиноко стоит в храме... Может, нужно подумать об этом - а не о правилах, нормах, традициях, предписаниях... Нужно смотреть на наше время применительно к нему. Церковно-славянский язык, догматы - ведь все это отпугивает особенно молодых. Опять же, церковь - она для людей... Ей нужно приблизиться к ним, как Иисус был всегда близок обычным простым людям...
- В нашей Церкви никто не запрещает общаться друг с другом - пожалуйста, общайтесь и это даже нужно и полезно. Просто, к сожалению, десятилетиями старались закрывать уста нашим верующим, чтобы они не общались, чтобы не распространялась вера, это же рассматривалось как религиозная пропаганда. Поэтому, может быть, в церкви так и сложилось в последнее время, что мы приходим и уходим молча. А раньше было так, что люди общались, и знали друг друга, и понимали. И сегодня нам нужно возвратиться к этой традиции, к этой жизни. И сейчас во многих храмах идет такой процесс, когда прихожане храма встречаются за чаем, беседуют, рассуждают, помогают друг другу, приходя на внебогослужебные встречи, помогают в строительстве, реставрации храма, делают какие-то хозяйственные дела вместе. Многое, конечно, зависит от настоятеля, чтобы он так организовал своих прихожан, чтобы приучить их к общительности и взаимопомощи. Но и сами люди должны проявлять к этому инициативу.
(Окончание в следующем номере)
Березовский. Город готовится к закладке часовни. Уже готов котлован, далее последует заливка его бетоном. После этого на месте строительства будет проведено освящение и заложен первый камень. Все работы ведутся при активном участии и помощи попечительского совета. Деньги на строительство выделяются добровольными жертвователями. Свое название будущая часовня получит позже – через благословение Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Владыки Викентия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.