Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Вот здесь часто спрашивают о том - когда нужно креститься, как венчаться... Все правила, правила, предписания... Как много этого в Церкви! Как одеваться, когда поститься, как стоять, как молиться... А человек приходит в храм, чтобы прикоснуться к неизмеримо высокому... И все происходит в глубинах нашей души, неявно, незаметно, невидимо для глаз... Тот, кто не имел надежды и желания жить - обретает их... Тот, кто имел только бесконечную печаль - обретает радость... Какие просветленные лица у людей, выходящих из храма после службы... И как легко потом весь прошедший день... В этом и есть непостижимость, тайна бесконечная... И правила тут не годятся. Правила отпугивают людей - зачем отдавать им столько внимания? Один мой знакомый говорит: все-таки я не понимаю Церковь: там - то нельзя, это нельзя, так нужно, а по-другому - уже грех... Он за правилами не видит Веры или возможности ее. Это грустно. За засильем обрядов он не может разглядеть неоценимую возможность приблизиться к Богу, возможность укрепить свой дух.
- Как же жить без правил? Человек имеет такую особенность, что он удобопреклонен ко греху. Природа человеческая испорченная, она всегда уклоняется от норм нравственной жизни. Без правил жить нам тяжело. Правила основаны на Священном Писании, на традиции Церкви, основаны на духовном опыте нашей Церкви, поэтому эти правила как раз помогают человеку правильно относиться к нашей вере, к Церкви нашей, традициям нашим. Поскольку человек удобопреклонен ко греху, то он всегда будет вносить в церковную среду какие-то неподобающие Церкви дела и поступки. А эти правила как раз удерживают человека в том русле, в котором должен находиться человек, принадлежащий к Православной Церкви. Правила церковные нужны, они удерживают Церковь на той высоте духовной жизни, которую мы видим, особенно у Русской Православной Церкви. К сожалению, некоторые Православные Церкви имеют к правилам церковным более, может быть, либеральное отношение, и это сказывается на их церковной жизни. Попустительство и ослабление оно не приводит человека к хорошему, к доброму. Поэтому правилам нужно следовать и считать их даже большой святыней. Отступать от них очень опасно и для всей Церкви, и для каждого отдельного человека.
- Почему женщине нужно ходить только в длинной юбке, а, к примеру, уже в брюках - нельзя? Ну ведь прихожанки-то не монашки - а современные женщины...
- Одежда дана человеку для того, чтобы не соблазнять ближнего своего. Одежды даны для того, чтобы покрывать тело человека, покрывать те места, которые возбуждают в человеке страсти. И мы знаем, что в Священном Писании говорится о том, что горе тому человеку, через которого соблазн в мир приходит. И вот одежда, которая открывает большую часть человеческого тела, она возбуждает в человеке различные блудные и прелюбодейные страсти. Поэтому и Церковь призывает к тому, чтобы человек так одевался, чтобы не быть предметом соблазна для своего ближнего. Тем более, он идет в церковь для того, чтобы там молиться, для того, чтобы каяться в своих грехах, а не для того, чтобы, стоя в церкви, человек присматривался к красоте человеческого тела и чтобы услаждался в этих греховных мыслях и тем самым соблазнялся, находился в соблазне даже в самой церкви. Поэтому и рекомендуется, чтобы в церковь человек приходил в свободной одежде, а не в обтяжку и не полуобнаженным. Тем более что брюки являются мужской одеждой, и в Священном Писании говорится о том, что женщина, одевающаяся в мужские одежды, то есть брюки, она мерзка пред Богом. И вот чтобы отвратить женщин от гнева Божия, чтобы они не стали “мерзки пред Богом”, вот мы и говорим, чтобы женщины одевались прилично и чтобы они не стали тем, через кого идет соблазн. Надо, чтобы от женщин шла доброта, милосердие, доброе воспитание своих детей и вокруг нее живущих людей, а не греховные соблазны.
- Хорошая статья была в “Православной газете” № 8 - “Поколение.ru”. Действительно - зависимость от интернета может быть очень сильной. Я знаю людей - прекрасных программистов, которым ничего не нужно кроме выхода в интернет и сидения в нем ночами и днями. Это серьезно настораживает - а что же будет с детьми? Уже сейчас их тянет к машине - к играм и т. д. И, видя их отрешенные лица, пустые глаза - задумываешься, что же будет с ними?
- Мы всегда говорим о том, что человек всегда должен быть человеком, то есть он должен быть господином над самим собой и ничего не должно его полностью увлекать, им овладевать. Конечно, сейчас интернет очень популярен, все к этому тянутся. Но в интернете есть и всякое зло, грязь человеческая туда внесена, и человек должен быть внимательным, чтобы не приобщиться к этой греховности, которая там есть. Мы должны быть всегда, как пчелка, которая облетает все цветы и берет самое полезное, самое лучшее для того, чтобы был вкусный мед, ароматный и сладкий. Также и каждый православный человек, если он пользуется интернетом, он должен там искать только доброе и полезное для себя, хорошее, что дает обогащение духовное. А если это будет пристрастие к чему-то или возбуждение греховных страстей, то должен воздерживаться, так как он является разумным человеком, и поэтому разум должен преобладать над чувственностью.
- Какой батюшка у нас в городе - наилучший? Вот я считаю - это отец Георгий. Лучше не встречала. Ну, отец Сергий еще ничего - от других знаю. Самые лучшие священники - самые малозаметные и тихие - тихо исполняющие свой долг.
- Все у нас батюшки хорошие. Все облечены благодатью священства, благодатью Божией, и каждый старается по мере своих способностей, сил нести свой пастырский долг, принести пользу для Церкви, для общества, для нашего Отечества.
- Вот проблема: как и где найти своего духовного отца?
- Этот вопрос очень всех интересует. Нужно искать своего духовного отца, найти его и постоянно руководствоваться его советами в духовной жизни. Находить можно по тому принципу, как душа к этому человеку больше лежит, больше тянется и больше способна открываться, чтобы в таинстве покаяния, исповеди можно легко было поисповедоваться, раскрыть свою душу, чтобы поисповедоваться чистосердечно, глубоко в своих грехах.
- Как определить истинность веры у человека? А то говорить можно много и красиво, что свойственно некоторым нашим батюшкам, а дела их, увы, далеко не так красивы. Я, например, видела, как людей крестил (где, не будем уточнять) - несколько нетрезвый и очень-очень дородный батюшка с красным лицом, на котором совсем не высвечивался интеллект... Крещение - святой обряд, а выполнять его в нетрезвом виде - это плохо, не правда ли? И не только я, но и другие это видят. Вот вы верно пишете - христиане должны нести Слово и Истину в мир делами и образом жизни - как это верно! Именно образом жизни. А не просто формальным хождением в храм.
- Да, к сожалению, есть у нас такие явления, когда священнослужитель не совсем ведет добрый образ жизни, как хотелось бы. Но священник тоже приходит из этого мира, он тоже может быть поражен слабостями этого мира. К сожалению, с этими слабостями человеческими он несет пастырское свое служение и иногда бывает, что своим появлением в таком виде среди прихожан, совершая те или иные требы, таинства, он соблазняет людей. Это очень опасно для нас и неприятно.
Священники такие же люди, ну и, конечно, они имеют те же человеческие слабости, с которыми они должны бороться и искоренять из своей души. Священник облечен благодатью священства, имеет дар Божий совершать таинства, совершать те или иные чинопоследования в храмах Божиих и вне храма и поэтому от него больше требуется. Ответственность у него больше перед Богом, перед людьми, и он должен отвечать своим предназначением, к которому он призван. Быть более внимательным к своей жизни, чтобы быть примером для своих прихожан. Но иногда бывают и искушения от диавола, что он не может их преодолеть, потому что действительно, чем больше благодать, тем больше и борьбы идет, тем больше искушений, и иногда он, по своей слабости, не может преодолеть эти искушения и те или иные грехи. По-всякому бывает с человеком. Бывает и по неосторожности совершает какой-то грех, но потом чистосердечно кается и старается больше к этому не возвращаться, понимая, что это было вражье искушение, нападение и что он не смог владеть собой. Но, конечно, от священников требуется особое внимание к себе, к своей жизни, к своим словам, поступкам, делам. Но он не лишен человеческих слабостей, он тоже имеет эти слабости и падает, восстает, и в практике церковной бывают разные случаи и падения священнослужителей, и их восстания.
- Везде есть люди «чистые» и «нечистые», и в церкви, наверное, тоже. Осуждать нельзя, а критиковать? Где здесь та грань, за которую нельзя переступать? Нужно ли вообще критиковать, хоть и видишь иногда в церкви плохое? Нужно ли видеть это плохое или, если пришла молиться, просто на плохое не смотреть. Но честно ли это будет? Оставить это на совести нетрезвого священника или надо куда-то пойти и сказать или позвонить? Но, может быть, в таком случае сказать кому-то, это будет действенно, потому что этот человек печется о батюшке, чтобы он исправился?
- Лучше, конечно, не смотреть на плохое, а лучше прийти в церковь молиться и понимать глубину своего падения и глубину своих грехов, глубину своей немощи. И если мы видим у других какие-то немощи, то должны снисходительно к ним относиться, понимая, что он такой же человек, который сейчас падает, а я вчера падал, а может быть, и завтра упаду. Потому что я не знаю, какая ситуация сложится в моей жизни, что я могу в любое время споткнуться и впасть в тот или иной грех. Поэтому больше всего нужно обратить внимание на свое духовное возрастание, на свою духовную жизнь, на свои недостатки и слабости и с ними бороться. Но если есть возможность помочь исправить своего ближнего, то это нормальное явление. Но не критиковать, не осуждать. Критиковать - это значит, человека гневить, то есть его недостатки выявлять и все, больше ничего. Что он плохой, такой-сякой, это очень легко. Критиковать и осуждать - это ничего полезного и самому человеку не приносит. Просто он больше приносит себе скорбей и болезней душевных и телесных. А главное - исправить самого себя и других, а если не можешь это сделать, зная как это самому тяжело исправиться, то нечего осуждать.
- Крещение мое организовала бабушка, как говорили, тайком от родителей. Хотя сами мои родители крещеные. Но росли они в то время, когда считалось, что ходить в церковь - удел бабушек. Так что с воцерковлением у нас была и есть проблема. Маме уже 70 лет, отца и бабушки уже нет. Мама иногда ходит в церковь. И хотя мы все не детского возраста, я понимаю, что начинать надо с нуля, с православных книг для детей. Если наш путь труден, но есть надежда на спасение, то что можно сказать про другую мою родню? Мой муж и сын некрещеные. Что важнее - жить по заповедям или быть православным и при этом грешить и каяться?
- Если человек живет в Церкви, то, конечно, он будет стараться жить по заповедям и будет стараться не грешить, а если, в силу своих немощей, недостатков и слабостей будет совершать какие-то грехи, то он будет в церкви каяться, для этого и дано таинство покаяния. Но мы не живем для того, чтобы грешить, а мы живем для того, чтобы жить праведной жизнью. В процессе своей деятельности, если мы совершаем какие-то грехи по своим немощам, то есть таинство покаяния, и мы должны притекать к нему для того, чтобы получить прощение за содеянное, получить силы, чтобы больше не грешить, ведь в этом весь смысл таинства. То, что мы согрешаем, значит, что мы не применяем к себе усилий для того, чтобы воздерживаться от того или иного греховного поступка, который уводит нас от той жизни, которой должен жить православный христианин.
- Мой крестный отец давно покончил с собой. У него были страшные головные боли после армии. Родственники говорят, что он служил на Новой Земле и своими глазами видел ядерный взрыв. Что я могу для него сделать? В какие дни можно заказать службу, когда можно поставить свечку о самоубиенных? Какие молитвы есть за тех, кто не крещен?
- В Православной Церкви мы не поминаем и не молимся за самоубийц, так же как и не молимся за некрещеных. Единственная возможность помочь самоубийце - это подавать милостыню, молиться дома, чтобы Господь помиловал, простил и облегчил его страдания в потустороннем мире. Очень важно, чтобы те, которые его знали - родственники, ближние - старались жить благочестивой жизнью, чтобы своей жизнью помочь ему в том, чтобы Господь помиловал его. Если мы жалеем своего собрата, который впал в такой тяжкий грех, особенно родители, братья, сестры, жена, должны жить такой благочестивой церковной жизнью, чтобы исправлением своей духовной жизни как бы принести в жертву себя для блага своего собрата. А с некрещеными тоже также: если он умер, молиться дома (в церкви мы не можем этого делать), также подавать милостыню и своей благочестивой жизнью помочь этой душе в том, чтобы Господь помиловал ее.
- Как расценивается баптизм с точки зрения Православной Церкви?
- Как секта расценивается.
- В определенные периоды в церкви говорят, что земные поклоны класть нельзя. А дома, келейно можно?
- Если есть такое желание, порывы сердца, что ли, чтобы покаяться, помолиться более усердно и класть поклоны дома, в этом не будет никакого, я думаю, греха. А в церкви, поскольку это будет смущать людей, лучше этого не делать, а жить по уставу.
- Слышала несколько раз, что собаки «нечистые» животные. Сын спрашивает: что делать, если собака живет с нами давно, насколько это плохо?
- Нельзя сказать, что это нечистое создание, ведь все создания Божии. Но просто жить вместе с собакой это, с моей точки зрения, как-то неэтично, что ли. Потому что у человека своя жизнь, у собаки - своя. В доме православного человека стоят святые иконы, другие святыни, и возле них будет собака бегать? И совместимость жизни собаки и человеческой семьи… Это, мне кажется, не совсем совместимо. Поэтому у собаки свое место в этом мире, у человека - свое место в мире. Все должно быть по определенному порядку. Смешивать это не хорошо. - Возможно ли крещение без крёстных? - Возможно. Бывает такое на практике, когда сам священник является как бы крестным отцом в таком крещении, если нет крестного отца или матери. Но лучше было бы, чтобы были крестные, которые помогли бы крещающемуся человеку в духовной жизни, помогли в жизни по Православной вере. Была бы поддержка в жизни.
- Где я могу узнать как мне жить? Я хочу во всём разобраться. Подскажите, куда и к кому пойти?
- Разобраться, как жить? Надо идти к священнослужителю, к своему духовнику. И разобраться, как устроить свою жизнь по определенным правилам духовной жизни.
- Прошу Вас подсказать, в какое время лучше всего совершать таинство брака?
- Есть определенные дни, когда можно совершать таинство брака, они определены уставом. Не заключаются браки во время постов, а также во дни церковных праздников.
- Существует мнение о том, что Господь и Бог наш Иисус Христос по плоти не происходит от иудейского колена народа израильского, а имеет якобы совершенно нееврейское происхождение, что он был галилеянином?
- А что, галилеяне не были евреями, что ли? Еще есть в Священном Писании, что Иисус Назарянин, из Галилеи Иудейской... Есть такое выражение. Но если он жил в Галилее, то он же не жил где-нибудь там в Индии, а жил в Иудее.
- Во многих изданиях публикуются гороскопы на неделю, месяц и т. д. Их чтение наносит ли вред человеку?
- Ну конечно, гороскоп - это неправославная точка зрения, и очень плохо, что люди верят всем этим явлениям, приметам и прочему. Даже вопросы бизнеса тоже решаются через гороскоп. Это очень печально, что люди меньше верят в Бога, в промысел Божий, меньше молятся Богу и святым угодникам Божиим, чтобы Господь помог им в преодолении тех или иных трудностей, а верят так глубоко и очень сильно в то, что есть какие-то силы, какие-то явления, которые могут на них воздействовать. Есть Господь Всемогущий, Всесильный, Который может нам в любой ситуации и помочь, и чудесным образом избавить от всяких бед и напастей, помочь в разных жизненных ситуациях. Есть угодники Божии, которых Господь наделил особой благодатью, которые помогают во всех наших нуждах: и в работе, и в учебе, и в болезнях. Нет такого времени, когда нельзя делать что-то, как гороскопы предписывают, ведь каждый день благословлен Господом. Все зависит от нас, от того, как мы относимся к нашей жизни. И если мы неправильно себя ведем, неправильно относимся к своим обязанностям, тогда бывают и неудачи. Потом неудачи бывают и потому, что Господь испытывает и нашу веру, и наше терпение, не дает нам чего-то тогда, когда мы бы хотели, и дает столько, сколько нам полезно, а мы хотим больше, чем нужно. Других сил на земле нет, кроме божественных и диавольских, и если мы не к Богу обращаемся, то, значит, к диавольской силе, которая под разными благовидными предлогами нам вроде бы и помогает, а на самом деле уводит от истины, от той нормы благочестивой жизни, которой мы должны жить под покровом Божиим, под благодатью Божией, под верой в Бога и Его промысел о нас.
- Меня попросили быть крестной у новорожденной девочки сотрудники - родители (крещеные, но невоцерковленные). Как мне в таком случае быть? Ответственность я осознаю, потому, как родители не церковные я не смогу выполнить свои обязательства в плане воспитания ребенка и воцерковления его. Я на распутье: не хочу огорчать родителей, в основном маму девочки, и в то же время боюсь взять на себя ответственность перед Господом как крестная мать.
- Если вы крещеная, то значит, и за вас в свое время кто-то взял на себя ответственность быть крестной матерью. А значит, и вы должны быть ответственны за другого человека, который тоже нуждается в таинстве крещения и в человеке, который бы мог поручиться и взять ответственность, чтобы отвечать за жизнь, помогать, воспитывать в духе Православной веры эту душу, этого человека. Не нужно бояться взять на себя ответственность.
- Откуда пошло благословение священническое?
- С самого раннего времени появления Церкви Христовой на земле. Еще в Ветхом Завете благословение получали от патриархов, от родоначальников, первосвященников на то или иное дело. И так же эта традиция была воспринята и в новозаветном священстве. Через благословение священника человек получает благословение Божие на добрые дела, и мы видим, что многие, получая благословение от священников, получают большую пользу, поэтому люди с особым благоговением притекают к священническому благословению на те или иные дела, которые они хотят исполнить.
- Если я являюсь крестным дочери моего друга, то сможет ли он стать крестным моего ребенка?
- Думаю, что да.
- Мой муж страдает алкоголизмом. Перепробовали все мыслимые способы лечения, месяцами он жил в монастырях, его трезвость длилась не больше 2 месяцев. А потом все начинается сначала, причем с удесятеренной силой. Умом понимаю, что я, венчанная жена, должна терпеть, но не могу. Волей Божьей во время запоев муж не живет дома (в рабочей мастерской), но после запоя он возвращается домой, тихий, «смиренный», а я его ненавижу, я не могу с ним больше жить! Разрешен ли развод Церковью в таких случаях, и решит ли это проблему спасения моей души и души моего сына?
- Желательно, чтобы вы еще потерпели, может быть, мало еще предпринято усилий к тому, чтобы помочь ему побороть вот эту страсть. Надо постараться каким-то образом найти пути, чтобы помочь ему выйти из этого состояния, страсти к винопитию. Если жена уйдет, то какая польза этому человеку будет. А сын… Но ведь сын видит не только папу. Если бы только один его папа пил, то это был бы соблазн, а то ведь пьяных много на улице и везде, поэтому и сын должен извлечь из этого урок - как плохо быть пьяницей.
- Видели в воскресение в храме Кирилла и Мефодия группу молодых людей, поведение которых несколько удивило. Почти все они причастились. И после причастия все друг с другом поочередно трижды целовались. Два вопроса: 1) Что это за группа молодежи в храме Кирилла и Мефодия? 2) Разве можно сразу после причастия целоваться? Мы слышали, что даже к иконам сразу после причастия не рекомендуется прикладываться...
- Если их священник допустил до причастия, значит - это православные молодые прихожане. После причастия они не целуются, а лобызаются, приветствуя и поздравляя друг друга с принятием Святых Христовых Таин. А традиция не прикладываться к святым иконам, идет от того, чтобы не оставить частицы Тела и Крови Христовых - вот это главный смысл. А во-вторых, поскольку человек уже принял такую большую святыню, то выше уже святыни нет, даже и иконы.
- Если «кочетковцы» - такие же православные христиане, то зачем им нужно отделяться, создавать свою организацию, тем более придумывать какие-то новые правила? Похоже, что для них Бог - это отец Георгий Кочетков. Я склоняюсь к мнению, что это секта, которая теперь уже пролезла (к огромному сожалению) в Православную Церковь.
- Что касается кочетковцев, то есть у них некоторые отклонения от православных истин. Даже если судить по тем книгам, которые выпускает отец Георгий, то там наша богословская комиссия нашла некоторые отклонения от догматических истин. Сейчас идет обсуждение этого вопроса. Но поскольку эти люди привержены к идеям отца Георгия, то, конечно, есть какая-то настороженность, чтобы те отклонения от нравственных или догматических норм не распространялись повсеместно в нашей Церкви, чтобы мы остались в той традиции, в той практике, которая у нас существовала, существует и будет существовать в нашей Церкви. Это, конечно, православные христиане, они причащаются, исповедуются, каются, живут такой же жизнью, но некоторое есть желание внести какие-то что ли обновления в нашу традицию, в наши обряды.
- Меня очень интересует, можно ли крестить ребенка во время Поста? Если да, то какие существуют ограничения?
- Нужно крестить, но только чтобы не делать какие-то пиршества или вечеринки, где бы нарушался пост.
- Женщина после родов считается «нечистой». Что необходимо сделать для очищения, какой необходим обряд, что для этого нужно?
- Церковью определено для очищения женщины после родов 40 дней. После этого прийти нужно в храм, священник вам прочитает особую молитву, и вы станете обычной прихожанкой.
- Часто смешивают понятия оккультизм, целительство, знахарство, магия в одну кучу. Хотелось бы прояснить эту ситуацию. Формулировка каждого из понятий мне ясна, не понятно отношение Церкви. Многие из верующих людей обращаются к «бабкам», практически в каждой деревне есть знахарки, которые именно помогают в болезнях людских, часто не берут ничего взамен, и веет от них добротой какой-то. Почему Церковь причисляет таких к колдунам и записывает их деяния в смертные грехи? Часто человек идет к Церкви долгим и тернистым путем. Кто-то не может принять Церковь сразу, и часто наставляют на путь христианства и веры именно целители, пробуждая в человеке понятия добра и зла, объясняя, что от грехов болезни людские. Часто говорят, что не целитель должен решать - болеть человеку или быть здоровым - все в руках Божьих. Но врачей никто не наказывает за помощь людям.
- К врачам мы идем, потому что они помогают в исцелении недугов обычным, естественным путем, благословленным Богом. Но у нас же даже в правилах Святых Отцов запрещается ходить к бабкам или различным ворожеям - это является смертным грехом, это возбраняется церковными правилами. Потому что человек больше верит в силу этой бабки, чем в силу Божию. Ведь Господь может нас исцелить, может нам помочь и Он посылает нам недуги тоже для нашей пользы, для того, чтобы привести человека к покаянию. И эти бабки зачастую совершают свои излечения силою не божественной, а силой бесовской - мнимые излечения. Ненадолго бывают эти излечения. Даже если что-то вроде получается у них, облегчение в какой-то мере, то другая болезнь появляется, еще страшнее и тяжелее.
- Сомнительным представляется недавнее отречение от оккультизма Мельниковой. Фотография в Епархиальной газете вместе с правящим Архиереем более похожа на рекламу. Теперь этот оккультный центр будет использовать церковный авторитет. Отрекся ли он истинно от оккультных практик - неизвестно.
- Пока не было таких суждений, что там продолжается оккультная практика. Наоборот, там сейчас открылась православная церковь при центре, совершаются богослужения, таинства церковные. И все, кто там пребывал, кто молился, чувствуют особую помощь Божию, благодать от приобщения к таинствам. Люди говорят, что очень хорошо, что через Церковь они получают исцеление от духовных болезней, а от врачей центра от телесных болезней исцеление и профилактику. Пока нет таких отзывов, которые говорят о том, что там плохо. Кроме того, Центр окормляет один из самых грамотных священников нашей епархии - отец Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук. Он тоже осуществляет контроль за тем, чтобы никакие оккультные практики не использовались.
- Библия и Евангелие - одно и то же?
- Библия - это книги Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет рассказывает о человеческой истории до пришествия в мир Христа Спасителя. Новый - о земной жизни Господа Иисуса Христа. Новый Завет состоит из четырех Евангелий, написанных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Поэтому Новый Завет еще и называют Евангелием, что означает “благая весть”. Благая весть - о пришествии в мир Христа-Спасителя.
- Через месяц я заканчиваю Медицинский институт. На выпускном, а вернее, его торжественной части, у нас есть такая традиция - все выпускники встают и произносят Клятву российского врача. Не противоречит ли это канонам Православной Церкви?
- Нет, это не противоречит канонам. И священник дает клятву перед тем, как получить сан, и военные присягу принимают, и врачи… Это хорошо, что человек осмысленно отдает себе отчет, какую деятельность он начинает и дает очень серьезные обещания, что будет честным, добросовестным, что будет помогать человеку до последней минуты своей жизни.
Э. Россель побывал 26 июля в строящемся мужском монастыре Царственных Страстотерпцев, который возводится возле Ганиной ямы — места уничтожения останков семьи и приближенных последнего российского императора Николая II.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.