Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (592) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№31 (592) / 11 августа ‘10

Архипастырь

– Можно ли отпеть человека, умершего скоропостижно от винопития? Он был крещен, ходил с крестом, но не воцерковлен. И как за него молиться?

– Конечно, если строго опираться на наши канонические правила, нельзя отпевать, если человек скончался будучи пьяным, потому что это рассматривается как самоубийство. Хотя, конечно, есть люди, которые хотят оставить винопитие, но не в состоянии это сделать, поэтому употребляют алкоголь; организм не выдерживает, и сердце останавливается.

Предыдущий вопрос был, что такое нехристианская и постыдная смерть – вот это и есть постыдная смерть, когда человек ушел из жизни, находясь в состоянии тяжкого греха пьянства. Тем более что в церковь он не ходил, не исповедовался, не причащался. Поэтому мы, православные христиане, должны очень много потрудиться, чтобы, пока человек еще жив, помочь ему отвратиться от этого зла, от греха. Мы сами должны показывать пример добродетельной христианской жизни и пытаться других возвратить от их греховной к добродетельной жизни. Это наша с вами задача.

Человек скончался – конечно, на душе скорбно, что не смогли отвратить его от зла. Конечно, Господь милосерд, и нужно надеяться на милосердие Божие, за усопшего молиться дома, совершать дела милосердия. Я всегда говорю, что нужно постараться отвращать людей от ложного пути, чтобы Господь покрыл Своей любовью множество грехов наших и избавил нас от смерти. Когда мы ради усопшего совершим подвиг отвращения ближнего от ложного пути, то, надеемся, Господь покроет его грехи и избавит его от вечной смерти.

– Владыка, а как в таком случае отвращать? Ведь слово не всегда действенно – одно дело, когда Вы говорите, другое дело, когда, например, я говорю. Это же совершенно другое слово, и человек иначе к нему относится...

– Нет, каждый христианин должен говорить. Во времена апостолов они пришли в один город, сказали проповедь, побыли там один-два дня и ушли. Но все люди, которые были на этой проповеди, пошли по своим домам, в свои села и города и обо всем увиденном и услышанном говорили всем людям – говорили о том, что сказали апостолы о Христе, о Царстве Божием, о вечной жизни. И это очень быстро распространилось по всему миру. Люди отвращались от языческой веры и начинали жить по-христиански.

И если мы сейчас тоже будем стараться, то, конечно, ситуация в стране изменится намного быстрее. Мы порой стоим в недоумении: что сказать и как сказать. А что думать? Надо молиться, и Господь все положит на сердце так, как нужно для этого человека, чтобы он отвратился от зла. Труд этот нелегкий, потому Господь и дает Свое милосердие: отвративший от ложного пути спасает душу свою от смерти и покрывает множество грехов.

Не так все просто, конечно; здесь надо стараться находить разные возможности: это и слова, и поведение; нужно найти ключи, чтобы как-то повлиять на ближнего, чтобы он стал христианином и начал жить по-христиански. Здесь, конечно, нужен большой подвиг личной безупречной христианской жизни – быть христианином не только на словах: можно сидеть и говорить очень много интересного, но не всегда тебя будут слушать, потому что некоторые люди говорят очень красиво, а ведут себя совершенно по-другому, и это отвращает многих людей от веры и Церкви. А вот когда они увидят, что ты живешь по вере, по-христиански – будут уважать тебя и стремиться брать с тебя пример. Не зря же многие говорят: «Мы не видим примера настоящего».

– Владыка, а как лучше поступать, если ты знаешь за собой какую-то неправду: лучше воздержаться от советов ближнему или все равно говорить?

– Все равно надо говорить, потому что если человек поймет нас и исправится, это будет и нам в помощь, чтобы и мы избавились от того или иного злого дела, от которого избавиться никак не можем. А через исправление ближнего своего мы сами будем исправляться. Подумаем: я ему сказал, и он исправился, так почему же я не могу этого сделать? И это тоже побудит нас к исправлению. Святые отцы говорят, что есть христиане, верующие, но они согрешают, и души их находятся в грехах. Но, несмотря на это, нужно говорить: «Братья и сестры, я грешный человек, но вы идите спасать свои души своим путем, не живите так, как живу я, а живите по-другому»; и это тоже идет на пользу ближнему. Человек сам уже погибает, но другим говорит: «не идите по этому пути, потому что он очень опасен для жизни, нужно идти другим путем. Я, к сожалению, погибаю, так хотя бы вы не погибнете».

– Владыка, я из Алма-Аты. У меня мама была в Православной вере, потом стала баптисткой и так умерла. Я не знаю сейчас, как за нее молиться, как вымолить ее душу.

– Мы об этом сейчас говорим. Можно, конечно, за нее молиться дома. Поскольку она была в другом направлении веры христианской, мы не можем поминать ее в Церкви. Но если вы ради своей матери будете делать добрые дела, приведете кого-то из своих близких, родных к вере христианской, то Господь помилосердствует, покроет множество грехов и избавит душу вашей матери от смерти вечной. Есть выход из положения: надо трудиться – и самому жить церковной жизнью православной, и помочь другим, чтобы они тоже отвратились от зла. Тем более если вы сможете оградить от баптистской веры тех людей, которые ее раньше исповедовали, и обратить их в веру христианскую – это и будет деяние, которое позволит вашей матери избавиться от вечных мучений.

– Александр из Салавата задает вопрос: как уберечься от сект?

– Нужно хорошо изучить Православие, для этого сейчас имеются все возможности. Читать святых отцов нашей Православной Церкви, знать основы нашей веры. Если мы будем хорошо знать основы нашей веры, то, конечно, никакие секты не смогут нас одолеть. Мы должны быть тверды и крепки в нашей вере, знать ее отличия от сект. Если нас что-то смущает и мы пытаемся узнать, где лучше, то нужно внимательно изучать Православие, сравнивать его основы с догматами других вер и видеть в Православии все ценное, чего нет в других верах, видеть причины, которые могут препятствовать сподобиться вечной радостной и благодатной жизни в Царствии Божием.

– Владыка, возможно ли программы «Архипастырь» показывать чаще, а не раз в месяц?

– Мы выдержки из этой программы показываем, по-моему, еженедельно, можно услышать повтор нашей беседы. По мере возможности и необходимости мы и так увеличиваем выпуск этой программы.

– Для чего нужна запивка теплой водой после Причастия, и обязательно ли нужно запивать?

– Нужно обязательно запивать. Это необходимо, потому что мы причащаемся Тела и Крови Христовых, и их частицы остаются в полости рта; поэтому есть традиция: после того как мы причастились, брать кусочек антидора или просфорочки, вкушать его и полоскать рот теплотой – в водичку наливают немного вина, кагора, чтобы наша ротовая полость лучше очистилась от оставшихся частиц Тела и Крови Христовых. С такой целью мы после Причастия обязательно производим запивку.

– Владыка, я из Ставрополья; помогите, пожалуйста, разобраться. Сейчас и в светском, и в православном мире придается очень большое значение семье в воспитании и становлении человека. У меня есть знакомая семья, в которой и муж, и жена из очень неблагополучных семей. Но они живут праведной, правильной жизнью. Они еще достаточно молоды, но у них уже четверо деток. И наоборот, мы знаем немало примеров, как у благочестивых родителей дети становятся на неправедный, опасный путь. Как быть, ведь это дело случая: каждый пытается привить своим детям только добро. А что потом будет? Это дело случая или как?

– Да, к сожалению, бывают и такие случаи, когда, казалось бы, в благочестивой семье дети не совсем восприняли сердцем то, что они видели у своих родителей, и решили пойти по другому пути. Но, я думаю, рано или поздно, пройдя через горнило испытаний, они поймут свои ошибки и вспомнят, как родители жили, как их учили, и вновь возвратятся к благочестивой жизни.

Конечно, сейчас нам неприятно, скорбно, но мы надеемся, что рано или поздно Господь по молитвам родителей вразумит их. Нам нужно молиться за них, чтобы Господь их вразумлял и направлял на путь истинный, на путь спасения, путь добродетельной христианской жизни. Я думаю, это будет, потому что Господь хочет всем помочь спастись и в разум истинный войти, чтобы люди знали и видели этот путь.

К сожалению, случилось такое диавольское искушение, и дети пошли по другому, ложному пути, но этот путь – временный, потому что все равно страх Божий появится в их сердцах, они это почувствуют, поймут необходимость оставления греховной жизни и начнут жить по правилам христианским.

– Что такое вечные мучения, если Господь любит нас?

– Да, Господь любит нас и старается сделать все для нашего спасения – даже через Свои Крестные страдания искупил нас Своей Кровью. Но если человек по своей воле не хочет идти по тому пути, к которому Господь нас призывает, – это выбор самого человека. Но это не говорит о том, что Господь такой нехороший, злобный, не имеющий любви, – это выбор каждого человека. На протяжении всей нашей встречи мы говорим о том, что есть добродетельная христианская жизнь, чтобы потом, переходя в другую жизнь, там быть в радости и утешении. Если же человек не живет добродетельно, по-христиански, а живет в грехах, в пороках, в наслаждениях греховных, то его ждут страшные тяжелые и вечные мучения.

Это сказано абсолютно всем людям, до единого человека. И если человек разумный, он понимает, что все это очень серьезно, не просто так, и он начинает думать, как ему устроить свою жизнь, чтобы она была не мучительной и горькой, не в страданиях и мучениях, а в радости и утешении. Поэтому человек старается устроить свою жизнь так, чтобы она была и здесь хороша, и там было хорошо.

Мы знаем из жизни святого равноапостольного Великого князя Владимира, крестителя Руси, что когда к нему пришли православные христиане и рассказали о Страшном Суде, показали даже картину Страшного Суда, это произвело на него очень большое впечатление. Он был так поражен, что сразу же отказался от всего греховного и стал жить совсем по-другому. Так и мы в нашей жизни должны отказаться от всего греховного, зная о том, что нас ждет другая жизнь, справедливая, которую может уготовать для себя каждый человек, в зависимости от того, какой жизни он хочет.

Человека, который упражняется всю жизнь в грехах, пороках и наслаждениях, хоть в рай посади, он все равно будет мучаться. Нельзя сказать: «Господь меня так не любит, что я мучаюсь». А почему человек мучается? Да потому что его мучают угрызения совести за его греховность. Не совершай грех, и будешь в радости, мире и согласии со своей совестью. Не надо противиться проявлению совести, и будет хорошо, и мы увидим проявление любви Божией к нам. А когда мы противимся голосу совести, голосу Божиему, и все делаем по-своему, и делаем это сознательно, да еще с таким рвением и озлобленностью против всего, что мы имеем в душе, против своей совести, то, конечно, мы сами себе готовим мучения. Здесь человек мучается, а там будем мучиться еще больше. Так что все зависит от самого человека – а Господь по Своей любви все сделал для него: воссоздал, воскресил, преобразил человеческое естество, дал все, открыл двери райские – пожалуйста, идите. А если человек не хочет? Ведь в этом виноват не Бог, сам человек. И сейчас, в настоящей современной нашей жизни никто не может оправдаться, что он не знал, не понимал, не слышал. Да хоть то же наше телевидение посмотрите, которое говорит по всему миру о важных, серьезных вещах, которые должен знать каждый человек. Для того он и живет на этой земле, чтобы помнить, что он здесь временно и что после его ждет вечная жизнь и нужно к этой жизни готовиться. Жить надо так, чтобы и здесь Господь нам дал много всяких благ и радости, но это можно получить только в добродетельной жизни. А в грехах жить очень опасно. И человек должен все это понимать, сознавать и сокрушаться о своем сердце, если он никак еще не понял, что его ждет и как он должен строить свою жизнь.

Сейчас об этом говорят, и сейчас об этом можно услышать и увидеть во всех православных средствах массовой информации, поэтому мы должны очень серьезно относиться к своей жизни.

– Как часто надо причащаться? Кто-то говорит: чем чаще, тем лучше; кто-то говорит, что раз в месяц…

– В Священном Писании есть такие слова, что человеку так надо причащаться, чтобы таинство не было ему в суд и осуждение. Потому многие из вас и болеют, и умирают, что неправильно причащаются. Такой есть критерий. А чтобы достойно причащаться, конечно, нужно вести очень внимательную христианскую жизнь, жить в добродетели, в церковной жизни, по заповедям Божиим. И когда мы так живем, то можно и причащаться почаще. Но ведь цель Причастия не просто причащаться, цель Причастия – получить от Бога силу, которая помогает нам избавиться от тех или иных страстей, каких-то привязанностей греховных. Это сила, которая должна нас укреплять, ею мы должны побеждать свои слабости и немощи. Конечно, это сила, которая ограждает нас от всякого зла, от бесовской силы, поэтому необходимо относиться к Причастию очень серьезно.

Преподобный Серафим Саровский говорит: причащаться-то можно, может быть, и часто, но если мы имеем сокрушенное и смиренное сердце, когда мы не превозносимся и не считаем, что достойны Причастия, достойны каких-то благ Божиих, а сознаем свою немощь, свою слабость, каемся и с таким чувством покаяния приступаем к таинству Причащения. Если у человека такой настрой, то, конечно, можно причащаться почаще; но лучше всего прислушаться к голосу своего духовника, который мог бы посоветовать, как лучше поступить в данном случае каждому отдельному человеку. Не надо стричь под одну гребенку всех – тут надо индивидуально подходить к каждому человеку: каждый человек имеет свои особенности.

– Владыка, когда откроется храм Георгия Победоносца в екатеринбургском микрорайоне Сортировочный, и к кому нужно обратиться, чтобы помочь?

– На Сортировке строится очень красивый и хороший храм во имя Великомученика Георгия Победоносца. К сожалению, строитель этого храма, бывший директор завода Владимир Яковлевич скончался, но продолжают его дело новый директор и заводчане. Сейчас экономическая ситуация на предприятии очень сложная, и строительство храма немного приостановилось, хотя работы осталось очень мало – осталось купол покрыть нитротитаном, покрыть крест и поднять его на купол. Конечно, нужно помочь; можно подойти к новому директору этого предприятия, переговорить с ним, какая ему необходима финансовая помощь, чтобы закончить строительство храма. Можно подойти к отцу Андрею Каневу, настоятелю храма в честь Владимирской Иконы Божией Матери на Семи Ключах. Он окормляет этот строящийся храм и может познакомить вас с директором, поможет узнать все проблемы, которые необходимо решить для окончания строительства.

– Владыка, вопрос из Еревана, от Елизаветы: «У нас в Армении не продают литературу, о которой говорит телеканал «Союз». Где купить те книги, о которых рассказывают в ваших программах?»

– Да, от нас из Екатеринбурга или из Москвы передать литературу очень сложно. Если у вас есть здесь какие-то знакомые, то мы могли бы передать вам через них эту литературу, чтобы они могли переслать вам ее по почте или передали через родственников.

– В интернете сейчас очень много православных сайтов, на которых размещается много нужной и полезной информации…

– Тоже можно, только нужно удостовериться, что этот сайт создан по благословению Православной Церкви и содержит достоверную информацию.

– Вчера мы ездили на Ганину яму – храмы там работают только с 12 до 17 часов; хотелось бы, чтобы они были открыты подольше.

– В храме в честь Святых Царственных Страстотерпцев всегда допоздна служба идет, там правило читают, и всегда можно войти. А остальные храмы можно посетить днем. Вечером, конечно, они закрываются.

– Владыка, каковы плоды христианства, если вся история от Рождества Христова – это история войн?

– Даже в войне, если посмотреть глубже, проявляются христианские ценности. Проявляется любовь к ближнему своему, если война происходит для защиты своего Отечества от врагов – мы защищаем своих соотечественников. Мы проявляем так любовь к своему народу, и отдаем всего себя, чтобы защитить весь народ. В то же время мы защищаем веру нашу христианскую, Православную, потому что если будет порабощение иноверцами, они принесут нам другую веру. Поэтому мы боремся и проявляем свое мужество, свою любовь к ближнему, своему Отечеству, своей вере. И это тоже плоды нашей христианской Православной веры.

Но не всегда же войны бывают, поэтому верность нашей вере мы должны проявлять и в мирное время. Слава Богу, что сейчас мы живем в мирное время, прошло уже 65 лет со дня победы, и мы должны проявлять христианские плоды свои в делах милосердия, сострадания, в кротости, смирении и послушании воле Божией, в терпении и во многих других добродетелях, которые являются плодами нашей христианской жизни.

И во время войны есть возможность и смирения и терпения, и послушания воле Божией, и в мирное время мы можем проявлять эти добродетели.

– Во время богослужений когда можно подпевать? Есть какие-то общие правила или в каждом храме они свои?

– Традиционно во время богослужений, особенно за Литургией, мы поем «Отче наш», «Верую» поем вместе со всеми людьми, находящимся в храме. Но некоторые приходы есть, где существует практика, что верующие поют больше песнопений, чем того требует богослужение. И антифоны народ поет на Литургии, и «Господи, помилуй», и другие – действительно, в каждом приходе имеются свои особенности.

– Я работаю в магазине, продаю водку, сигареты, мясо в пост. Грех ли это?

– Конечно, нарушать пост – это грех. Но, к сожалению, мы еще не достигли такого времени, когда постом не продаются мясные и молочные продукты, сигареты и спиртные напитки, чтобы дать возможность человеку воздерживаться и больше проявлять духовные труды для возделывания своей души. Надеемся, что будет такое время, когда все будут православными и будут иметь возможность создать условия для жизни православной, где можно будет и постом, и вне поста трудиться так, чтобы работа служила для проявления христианских ценностей.

Беседовал Илья Юков
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова


Смотрите программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного телеканала «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мы должны уметь слышать голос Божий»

Патриархия. Ру

Из Патриаршего слова после Божественной литургии в новоосвященном Покровском храме города Лукоянова Нижегородской епархии

 
Церковь и общество

Архиепископ Иоанн: «Верю, каждый найдет утешение у Патриарха Алексия II»

В Йошкар-Оле по инициативе местных властей установлен первый памятник Предстоятелю Русской Православной Церкви…

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс