Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (540) → «Царская семья – выдумка и реальность»

«Царская семья – выдумка и реальность»

№27 (540) / 15 июля ‘09

Духовное чтение

Множество людей побывало в православной библиотеке Екатеринбурга на выставке, посвященной Святым Царственным Страстотерпцам. Выставка включает несколько разделов, на ней представлены интересные книги о Николае Втором и его Семье, о канонизации Венценосной Семьи, о последних днях их жизни и расстреле. Параллельно с выставкой здесь прошла беседа «Царская Семья – выдумка и реальность». С читателями и работниками библиотеки встретилась Галина Игоревна Степанова – архивный работник с большим стажем и опытом. Она приоткрыла некоторые завесы тайны над основными мифами и легендами, которые возникают о Царской Семье. Ее судьба тесно переплелась с историей Семьи последнего российского Императора.

– К счастью, я в этой аудитории выступаю не первый раз, поэтому очень рада видеть знакомые лица, а еще больше – новых слушателей, которых интересует поднятая тема. Последние 38 лет я работала в бывшем партийном архиве, а до этого – семь лет в органах цензуры. Так что, можно сказать, всю свою трудовую деятельность работала, и теперь мы можем об этом четко говорить, в двух карательных органах.

Не все действия этих организаций были, естественно, карательными, были они и на пользу государству, и на пользу людям…

Впервые познакомилась с этой темой, когда приехала на Урал и стала работать в цензуре. Тема расстрела Царской Семьи в 1918 году на Урале всегда волновала не только Россию и Советский Союз, но и весь мир. Но она всегда была закрытой. И хотя есть такое расхожее выражение, что все тайное всегда становится явным, но по опыту 50-летнего трудового стажа я не могу сказать, что тайна расстрела Романовых станет когда-нибудь явной.

Поверьте мне на слово. Я не имею права говорить вам многие вещи в силу доступа к секретным документам, и скажу только о том, о чем могу говорить. Я пока не верю, что все имеющиеся документы с появления этой темы еще в 1917 году, с момента отречения Царя Николая от престола и передачи власти его брату Михаилу, когда-нибудь будут открыты. Вот с этого и начинается все или почти все тайное, и что-то новое раскрыть, рассказать очень-очень трудно.

Потому что сам факт расстрела Семьи Романовых – это преступление. Административные органы стараются раскрыть все преступления, и это преступление фактически уже раскрыто. Многие должностные лица, историки, специалисты, архивные работники знают, что происходило в доме Ипатьева, как происходило… поскольку есть документы об этом. А судьба этих людей, и даже судьба других, кто был расстрелян впоследствии, всегда останется тайной.

Последнее сообщение в прессе: приехал американский эксперт, и найденные в окрестностях Екатеринбурга кости двух людей – юноши и девушки якобы «по генетической экспертизе» принадлежат Марии и Алексию Романовым. В первом сообщении журналисты сказали о стопроцентной уверенности, что эти останки принадлежат царским детям, но уже в следующих публикациях объявлялось: вероятность полученных данных составляет 99, 9%. Это во-первых.

Во-вторых, в силу своих профессиональных обязанностей я постоянно сталкивалась с прессой, и прекрасно знаю, как пишутся такие заметки, как они готовятся по определенному заказу. Поэтому в них и бывает в большей степени не то, что есть на самом деле. Вы знаете, что предыдущие документы на захоронение «Царственных останков» Алексий II не подписал, хотя правительственная комиссия во главе с Немцовым, назначенным Борисом Николаевичем Ельциным, подписала эти документы. И только когда Церковью это будет признано, когда новый наш избранный Патриарх увидит документы эти и подпишет их, можно будет поставить в этом деле точку. Лично для меня информация может стать достоверной только после того как эти два человека: один – председатель правительственной комиссии, а другой – Патриарх всея Руси подпишут эти документы.

Я долго работала с документами, и знаю, как иногда составляются некоторые документы. Можно составить любой документ «так, как надо», а не так, «как есть на самом деле». К сожалению, на истории Царской Семьи очень многие работают только для политики, чтобы завоевать себе какую-то славу, политический авторитет. Не говоря уже о том, что сейчас отдельные граждане Екатеринбурга начали приносить даже… кирпичи – якобы из разрушенного дома Ипатьева. Я спрашиваю: дом-то был разрушен в 1977 году, а что же вы только сегодня их принесли, тридцать-то лет почему он у вас лежал, этот кирпичик? Вот так даже отдельные люди хотят «присоединиться» к истории.

Я вам не открою никаких новых особенных тайн, я просто расскажу, как возникают эти легенды. В принципе, кто занимается «Царской темой» или хочет заниматься ею очень подробно, может просто читать литературу, сравнивать, что написано в одной книге, что в других. Я не думаю, что кто-то из читателей или моих слушателей может прийти к определенному, точному, истиному мнению. По-моему, извините меня, это нам не дано. У нас на Урале всю жизнь занимаются этой темой профессор доктор исторических наук Иван Федорович Плотников, академик Вениамин Васильевич Алексеев, занимаются ею московские историки и профессора. Вот проходила недавно конференция по гражданской войне, где выступали екатеринбургские, московские историки, известные специалисты из многих городов России. Интересуются очень многие, и у каждого – свое мнение.

Как архивист я могу сказать, на что нужно обращать внимание – а на что не обращать, что читать – а что не читать. Поскольку расстрел Романовых произошел в Екатеринбурге, то, естественно, все документы были здесь, у нас. Все это так или иначе, плохо или хорошо, но все-таки оформлялось. Поскольку за границей сразу же с 1918 года после гибели Романовых поднялась волна изучения этого вопроса, шла гражданская война, в Екатеринбург вступила армия Колчака, документы были спрятаны настолько надежно, что они просто не попались в руки колчаковцам. Поэтому следователь Соколов мог заниматься только тем, что ему попалось: свидетельскими показаниями крестьян, которые видели, как увозили тела погибших, либо тех, которые раскапывали место, где, как им показалось, были закопаны тела, но они ничего не нашли.

Документы все-таки были, но партийные и советские органы всегда закрывали эту тему – у нас даже Свердловск был закрытым для посещения иностранцев до 1991 года: сюда приезжали только иностранцы из стран социалистического содружества, которые были как-то связаны с уральскими заводами. А раз иностранцев не допускали, то за границей возникали всевозможные домыслы и сомнения, за рубежом пресса писала о расстреле Романовых все, что можно было писать. Тем более что многие из армии Колчака, кто были тогда в Екатеринбурге, остались живы, бежали из Сибири в Китай, где они рассказывали, что видели или слышали.

Каждый прибавлял все, что хотел, что ему было особенно интересно или больше всего запомнилось. Вот так легенды и создавались. Легенды начали создаваться сразу, как только Царскую Семью из Царского Села решили вывезти в Тобольск. С их путешествия почти по половине России и начинаются мифы и легенды. Потому что Николая Александровича, Александру Феодоровну, всех их детей вместе с четырьмя слугами и несколькими приближенными привезли в Тобольск. Брата Императора Михаила вместе с некоторыми Великими князьями оставили в Перми, Елисавету Феодоровну с Великими князьями отправили в Алапаевск.

А люди-то везде живут… Вот и начались разные разговоры. В Тобольске у Царской Семьи были относительно хорошиее условия проживания, которые не сравнить с теми, какие у них оказались в Екатеринбурге. Поэтому шли разговоры, что Императорскую Семью можно как-то освободить, организовать побег. И это вполне естественно, потому что охрана была в основном из молодых красноармейцев, а тут – четыре молодых красивых девушки. Они все равно общались между собой, гуляли, беседовали. Царские дочери были очень общительны, дружелюбны, занимались рукоделием, шитьем, кулинарией, пели, танцевали… А раз красноармейцы всегда находились рядом, то они многое видели, слышали, знали. Рассказали своим родственникам – и молва пошла.

Когда обстановка в стране изменилась, Царскую Семью решили перевезти в Москву. Сначала о всей Семье ничего не говорилось, но Николая II хотели обменять на немецкого посла Мирбаха. В разработке плана участвовали Ленин, Свердлов и другие видные политические фигуры. Из Москвы в Тобольск был отправлен работник ОГПУ, известный по документам под фамилиями Стоянович, Мячин и Яковлев. Он и должен был привести в Москву одного Царя.

Семья, естественно, воспротивилась этому, особенно Александра Феодоровна. Начались долгие переговоры, которые слышала и охрана, которая стоит у дверей. Кое-что в пересказе услышанного искажается, передается в следующий раз третьим лицам совсем иначе – вот и опять легенда. Но в конце концов Александра Феодоровна настояла на своем, и было решено, что с императором поедет она: они хотели ехать все вместе, но Алексий был тяжело болен, и три сестры остались с ним в Тобольске.

И вот тут начинается следующая легенда. По пути из Тобольска Яковлев-Стоянович-Мячин постоянно получал на железнодорожных станциях шифровки из Москвы за подписью Свердлова. А дальше некоторые документы исчезают, они не обнаружены, но мы можем судить о их наличии по изменившимся действиям. По первоначальному плану, состав с Николаем II должен был ехать по южной дороге, минуя Екатеринбург, но почему-то повернул именно туда. Еще когда только сказали, что императора должны везти в Москву, он поставил условие: чтобы поездка была не через Екатеринбург, не через Урал.

Документы, определяющие изменение маршрута, должны быть, но их нет. Следователь Соколов проверил все телеграфные ленты по номерам – они есть, но вот тех лент, которые получал Яковлев-Стоянович-Мячин, не обнаружено. Значит, что получается? Либо он знал заранее, что привезет Императора в Екатеринбург, либо телеграммы были так зашифрованы, что по их содержанию невозможно было что-то понять. Позднее Яковлева обвиняли, что он принял самостоятельное решение привезти Романовых в Екатеринбург, но доказать это до сих пор никто не может. И в своих воспоминаниях он пишет, что получал все распоряжения только из Москвы.

Группа документов, которые были в Тобольске, а потом в Екатеринбурге, со временем оказалась в бывшем партийном архиве – сейчас он называется Центром документации общественных организаций. Но в 50-х, после очередной волны на Западе по поводу того, чтобы открыли доступ к Ипатьевскому особняку в Свердловске, где люди могли бы поклониться памяти расстрелянной царской семьи, КГБ распорядилось о сносе этого дома – чтобы не было никаких разговоров и домыслов, попыток и причин ездить и поклоняться месту гибели Царя и его Семьи.

Решение о сносе дома принималось в Москве, Свердловск тут не при чем. Подписали документы начальник КГБ Андропов и все члены Политбюро ЦК КПСС. Многие документы, которые были в партийном архиве в Свердловске, забрали в Москву. На сегодняшний день на Урале остался один-единственный документ – оригинал. Это расписка великих князей, в том числе и Елисаветы Феодоровны, о том, «что постановление областного Совета нам объявлено, и мы, нижеподписавшиеся, обязуемся быть готовыми к 9 часам утра для отправки на вокзал в сопровождении членов Уральской областной чрезвычайной комиссии 19 мая 1918 года». На документе имеются личные подписи Великих князей Дома Романовых.

Но имеется немало копий документов, в том числе и личных воспоминаний тех, кто участвовал либо в охране царской семьи в Ипатьевском особняке, либо в расстреле, либо в захоронении. Эти воспоминания были написаны одними и теми же людьми несколько раз. Сначала в 20-е годы, когда окончилась гражданская война и началась мирная жизнь, но все-таки вопрос о расстреле Царской Семьи, как я уже говорила, стоял очень остро. И тех, кто был здесь, тогда еще в Екатеринбурге, а не в Свердловске, собрали, и они написали воспоминания. И все вроде бы утихло. В 1934 году на Западе поднялась наиболее сильная волна по поводу расстрела Романовых, и было проведено так называемое «совещание старых большевиков», где велась стенограмма их воспоминаний. Эта стенограмма через некоторое время была расшифрована, каждому из присутствовавших на совещании дали распечатку, и они лично ее поправили. Причем некоторые поправили так, что я как историк и архивист вижу, что их слова можно читать и так, и по-другому. Это вполне понятно, потому что в 1924 году они все были герои, которые расстреляли Царскую Семью. А в 1934 году к этим событиям имели уже несколько другое отношение. Они уже начинают перекладывать некоторые события на кого-то другого, чтобы себя как-то обелить. Вот такое было двойственное положение. И так еще третий раз было.

Участники тех событий все три раза пишут по-разному. Конечно, все мы – живые люди, они тоже были живые люди. Сегодня то или иное произошедшее событие каждый оценивает по-своему. А через некоторое время грядут другие события, мероприятия, оценки, другое воспитание, другое отношение к этим фактам, и человек начинает меняться. И он меняется.

Что же с этой стенограммой? Эта стенограмма существует в архиве. Я тогда уже работала там, сама занималась этим делом и была допущена к первому списку секретных документов. Мы ее отдали в КГБ, чтобы стенограмму расшифровали, а мы бы потом сравнили новый вариант с прежними документами. Она у них очень долго была, но никто не взялся расшифровывать. Потому что тот, кто хоть сколько-нибудь знает стенографию, знает и то, что стенограмму нужно расшифровывать сразу после ее окончания или через очень короткое время. Это – как почерк: у каждого стенографиста – свой почерк. Самый незначительный, на первый взгляд, элемент письма может оказаться значимым и важным. К примеру, только автор стенограммы может с точностью сказать, есть в записи отрицание «не» или нет, а это, простите, уже совсем разные вещи.

Видимо, тогдашние стенографисты не смогли справиться с этой работой, потому что в те времена органы КГБ были подчинены партии и не сделать ту работу, которую им дали партийные органы, ослушаться они не могли. Значит, они действительно не смогли расшифровать ее. Вот вам, пожалуйста, и возникновение следующей легенды – что, как, почему было написано или поправлено в этой стенограмме?

Все документы, забранные у нас в конце 50-х – начале 60-х годов находятся сейчас в Москве, в Президентском архиве. Вот, например, академик Вениамин Васильевич Алексеев, директор нашего института истории, который занимался этой темой, получил допуск в архив. Но даже ему не все документы дали для работы… Легенды о Царской Семье и ее расстреле были, есть и будут. Легенды возникают везде. Если побольше почитать литературы, то можно узнать много различных версий. Так, к примеру, на Алтае вдруг появился молодой человек, очень похожий на цесаревича Алексия. И его так убеждали и убеждали, что он согласился: он действительно царевич. И прихрамывает так же, и лицом похож. Конечно, ОГПУ заинтересовалось им, пригласили его, поработали с ним. Это ведь выясняется очень просто. Цесаревич Алексий знал два языка, а этот «лжеалексий» не очень грамотно говорил даже по-русски, не говоря уже о других языках. Он не знал очень многих вещей, которые должен был знать и знал, естественно, цесаревич.

Затем появилась легенда, что Николай Второй живет где-то в горах на Северном Кавказе. Точно так же органы занялись этим человеком, все эти экспертизы проводятся четко и ясно, и, конечно, было обнаружено, что никакой это не Император.

«Анастасий» было несколько десятков и в нашей стране, и за рубежом. Но, к сожалению, это все только легенды, домыслы, это только желания некоторых людей. А желания бывают разные. Может, кто-то стремился как-то приспособиться в жизни. А может быть, некоторые люди, которые переживали за то, что случилось, хотели таким образом выразить свою любовь к невинно замученным Святым Царственным Страстотерпцам. Но это – мое личное мнение.

Моя судьба сложилась так, что я долгое время работала в названных органах. И сейчас я благодарю Бога, что настали в нашей стране такие времена, когда я могу говорить людям правду, хотя и дозированную. И думаю, что многие люди, не имея ни малейшего отношения к тем трагическим событиям, чувствуют свою вину. И я даже в то время, когда об этом нельзя было открыто говорить, пыталась вести беседы о расстреле Царской Семьи. Правда, больше с приезжими чиновниками, которые хотели познакомиться поближе с историей, побывать в «расстрельной комнате» Ипатьевского особняка. Может быть, именно этим я какую-то часть вины с себя снимаю, но вместе с тем я просто по-человечески чувствую, что это – огромная вина, которую Россия несет. И может быть, страдает от того, что нет у нас настоящего, искреннего покаяния в совершенном преступлении. Кто-то на «Царской» теме защитил докторскую, кто-то подтвердил свой академический статус, кто-то стал заметным журналистом…

Я не раз говорила, что о самом расстреле я никогда больше не буду рассказывать. Потому что это очень тяжело, это очень страшно, неприятно. Сам факт расстрела – это настолько безнравственный и нечеловеческий поступок, что рассказывать о нем просто невозможно. Но всегда с удовольствием буду говорить об этой удивительной Семье, о легендах, окружающих имя Романовых. Мне кажется, что люди, которые выдают себя за кого-то из Царской династии, хотят проявить свое какое-то участие, загладить свою вину.

Легенды были, есть и будут, и мы, наверное, никогда не узнаем правды, никогда не будут раскрыты все документы. Мне кажется, что в последние годы наше общество немного очищается духовно. Да, надо рассказать правду, раскрыть многое в истории гибели Романовых, но документы, связанные с самим фактом расстрела и этой процедурой, раскрывать не надо. Может быть, я не права, простите меня, пожалуйста. Но когда по телевизору показывают кадры грабежей, жестокости, насилия, убийств – это не говорит о том, что люди не будут этого совершать. Потому что люди мы все разные: один переключит канал и будет смотреть что-нибудь другое. А кто-то наоборот начинает воспринимать это как инструкцию.

Поэтому рассказывать подробности расстрела – это значит возбуждать нездоровый интерес к кровавому насилию. Если человек милосердный – ему тяжело это воспринимать. Стоит ли это делать? Я считаю, что не стоит. Если человек жестокий – он может совершить подобное преступление по отношению к кому-то другому… Я не знаю всей правды.

Тема Царской Семьи – тема, достойная внимания, изучения, исследований. Безусловно. Но мне кажется, что лучше изучать ее с другой стороны. Например, постараться как можно больше узнать о Семье Романовых. И вы увидите, что это была идеальная семья, каких, к сожалению, на сегодняшний день очень мало. Говорить о том, что Император Николай II – кровавый, тоже огульно не следует. Это еще надо посчитать, сколько людей погибло при нем, сколько – после… Я к чему все это говорю? Потому что тяжелые, неприятные вещи всегда негативно действуют на психику людей, особенно на молодую, несформировавшуюся психику детей. Поэтому восприятие негативных сведений происходит у каждого по-разному. Многие, к счастью, воспринимают это как осуждение. Но, к сожалению, бывает и так, что воспринимают это как пример, как какую-то науку.

Эта тяжелая тайна висит над нашей страной долгие 90 лет, потому что с расстрелом связаны и другие события истории династии Романовых и России, с октябрьского переворота. И эта драма над Россией будет висеть еще много лет. Поэтому новое поколение надо учить, ну не в светлых, розовых очках, как раньше говорили, воспринимать жизнь, а все-таки объективно подходить к оценке исторических фактов, событий, личностей. И лучше всего в этом помогут архивные документы. Это я говорю как специалист, много лет отдавший архивному делу.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Святитель Тихон, Патриах Московский и всея Руси: «Да омоется вся русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветет снова плодами духа…»

  В цикле бесед о почитании Святых Царственных Страстотерпцев на Урале с составителем и редактором книги «Един от царей» Алексеем Анатольевичем Кузьминым мы рассказали об истории Вознесенской горки, Ипатьевского дома, Храма-на-Крови, монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Но за всеми этими великими православными святынями Екатеринбурга стоят его жители, а также тысячи православных, которые были не только свидетелями рождения истории, но и ее активными участниками.

 
Духовное чтение

«Нравы портятся легче, чем исправляются»

  Проведение ежегодных научно-практических конференций для педагогов области в областном Дворце молодежи стало доброй традицией. На нынешнюю конференцию была заявлена актуальная тема, посвященная вопросам нравственности, и называлась она «Нравственное воспитание подрастающего поколения.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс