Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Проведение ежегодных научно-практических конференций для педагогов области в областном Дворце молодежи стало доброй традицией. На нынешнюю конференцию была заявлена актуальная тема, посвященная вопросам нравственности, и называлась она «Нравственное воспитание подрастающего поколения.
Ценности и ориентиры».
Открывая конференцию, директор Дворца молодежи Вера Николаевна Почечихина, в частности, отметила:
– Тема нашей сегодняшней конференции достаточно значима для нас всех. Наверное, сколько существует профессия педагога, столько же существует и проблема нравственного воспитания детей и подростков. Мне бы хотелось, чтобы данная конференция была не единственным актом, когда мы говорим о нравственности, о нравственном воспитании детей, а чтобы эта тема красной нитью прошла по предстоящему 2009–10 учебному году. Чтобы, проанализировав по результатам этого года свою работу, мы могли определить, как усилия, которые мы прилагаем – нередко совместно с Екатеринбургской епархией для организации образовательного процесса, для образовательных программ и областных акций, проявляются в формировании нравственных основ наших подрастающих детей.
Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, заместитель директора Дворца молодежи Лидия Александровна Пересторонина также подчеркнула актуальность заявленной темы:
– Я хочу, чтобы на этой конференции обсуждались не только проблемы, но и рассказ о конкретных действиях, которые совершали наши педагоги в учебном году в данном направлении работы. Я считаю, что это – существенный вклад в нравственное воспитание и развитие наших детей, и нужно поделиться своими идеями и накопленным опытом с коллегами. На каждой такой конференции мы всегда узнаем друг о друге все больше и больше, с каждым годом все шире раскрываются различные вещи, те практические действия, которые происходят в нашем образовательном учреждении.
Все материалы конференции будут систематизированы и изданы отдельным методическим пособием или сборником тезисов конференции, которые впоследствии станут добрым подспорьем всем педагогам Свердловской области, в том числе и воскресных приходских школ, где нередко работают преподаватели общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей и подростков.
Когда мы ведем разговор, посвященный нравственным, ценностным ориентирам, мне кажется, что, может, каких-то очень сложных тем прятать не надо. Потому что все достаточно давно уже приобретено нашими предками, бабушками, прабабушками, давно жившими поколениями. В воспитании нравственных ценностей у детей самый главный принцип: делай, как я. Нужно всегда «жить набело», чтобы твой пример был примером для подражания тем, кто находится рядом.
Пленарное заседание по теме «Образование, ребенок, нравственность: ценности и ориентиры подрастающего поколения» ставило задачу актуализировать и расширить представления о нравственной составляющей современного образования. С приветственным словом к собравшимся обратилась заведующая психолого-педагогическим отделом Дворца молодежи Надежда Анатольевна Штырц.
Она отметила, что согласно национальной доктрине образования, одобренной правительством Российской Федерации, воспитание высоких нравственных принципов является одной из приоритетных сфер. И хотя на федеральном уровне сегодня пока еще целостной системы духовно-нравственного воспитания не существует, 2 июня 2008 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, где были представлена концепция государственной политики духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и принят документ, подготовленный Общественной Палатой и депутатами Государственной Думы.
Сегодня имеется уже ряд территорий, где накоплен опыт нравственного воспитания школьников и у которых есть чему поучиться. Это Краснодарский край, Чувашская Республика, Новосибирская и Белгородская области. А в Белгородской области в штатное расписание государственных должностей даже введена должность главного специалиста по духовно-нравственному воспитанию.
А 20 марта 2009 года состоялся съезд Российского союза ректоров при Президенте Российской Федерации, где наряду с актуальными вопросами, посвященными единому государственному экзамену и мировому кризису, поднимался вопрос нравственности в системе образования. И Патриарх Кирилл акцентировал внимание на том, что на нравственное образование подрастающего поколения нельзя обращать внимание по «остаточному принципу» – оно должно быть в центре нашей жизни.
В рамках конференции был рассмотрен опыт, который существует в ведущих образовательных учреждениях дополнительного образования Свердловской области по духовно-нравственному воспитанию детей.
По итогам работы конференции была принята резолюция, в которой, в частности, отмечалось, что осуществляющиеся государственные меры по защите нравственности детей, их духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию пока не обеспечили достижения целей и результатов, показали свою неэффективность.
Духовно-нравственное состояние детей в Российской Федерации и ситуация в сфере их нравственного воспитания характеризуется сегодня специалистами различных сфер деятельности наличием следующих проблем. Резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, деформация сферы семейного воспитания. Это порождает кризис семейных ценностей в российском обществе, в том числе системы нравственных представлений о браке и семье и соответствующих им установок; утрату представлений о необходимости верности супругов, навыков нравственной и психологической сопричастности в семейной жизни. Негативно отражается падение социального престижа материнства и отцовства, потеря супругами понимания ценности жизни друг с другом, восприятие супружества и воспитания детей как обузы и нежелательного бремени.
Разрушение традиционных духовно-нравственных основ и уклада семейной жизни, иерархии семейных взаимоотношений, нарушение межпоколенческих родовых и семейных связей, усиление взаимной отчужденности супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколений, неготовность и неумение членов семьи прощать недостатки друг друга и проявлять участие, снисходительность и милосердие друг к другу тоже дают негативные результаты в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения – они выражаются в утрате традиции понимания родителями обязанности по воспитанию своих детей как целенаправленных повседневных усилий по установлению и поддержанию духовной общности с детьми; утрате навыков воспитания детей, замене духовного общения с детьми формальным поверхностным подходом.
Кризис отношений в семье приводит к росту и усугублению проблем детской беспризорности и безнадзорности, к ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию детей. Также отрицательно сказывается неготовность и неспособность представителей старшего поколения к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, к соответствующей помощи и наставничеству, а отсюда – неподготовленность молодежи к ведению совместной хозяйственно-бытовой деятельности в семье.
Нравственная деградация российского общества в целом и подрастающего поколения в частности приводит к росту среди детей пошлости, эгоизма, культа потребления и вседозволенности, иных негативных установок и явлений. Вытеснение традиционных отношений послушания, почитания и уважения старших, их подмена активным противостоянием авторитету, игнорирование мнения родителей, педагогов приводит к печальным последствиям, в том числе и повышению уровня детской преступности.
Отсутствие эффективной государственной поддержки духовно-нравственного воспитания детей выражается в неспособности государственно-общественной системы внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи, воспитание в детях целомудрия, любви, верности, других семейных ценностей. Негативную роль в сложившейся ситуации играет полное отсутствие в социокультурном пространстве, в средствах массовой информации темы позитивной семейной, воспитательной направленности, а также необоснованное препятствование изучению православной культуры и аналогичных учебных курсов других исторически представленных в России религий в общеобразовательных учреждениях, подмена такой формы нравственного воспитания атеистически-религоведческим учебным курсом «История религий России».
Разрушительное и бесконтрольное воздействие телевидения, сети Интернет на сознание детей, пропаганда безнравственности, насилия, разврата, половой распущенности, бегства от реальной жизни в мир иллюзий приводит к утрате семейных ценностей и устоев.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно длительное (начиная с 1917 года) систематическое разрушение традиционных национально-культурных и духовно-нравственных ценностей русского и других народов России, вытеснение этих ценностей из личной, семейной и общественной жизни значительно подорвало возможности сохранения и преемственности национально-культурных и духовно-нравственных ценностей.
Основными причинами духовно-нравственного кризиса российского общества можно назвать мировоззренчески-ценностную деградацию российской системы образования в 90-х годах прошлого столетия, которая сопровождалась отрицанием традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе патриотизма и гражданственности, и утверждением искаженного понимания свободы личности как полного отсутствия любых ограничений, обязательств и ответственности. Фактически происходила подмена традиционно реализуемых в России подходов и методов воспитания детей явно деструктивными для российской культуры, интеллектуального и духовного развития подходами и методами.
Несоответствие государственной информационной политики национальным интересам России, фактический уход государства от целенаправленного регулирования теле- и радиовещания, обеспечивающего, в частности, защиту нравственности детей от информации, наносящей вред их здоровью или развитию, несовершенство законодательства, обусловливающее недостаточно эффективную защиту общественной нравственности, прав, законных интересов и нравственности детей со временем и дало те «всходы», которые мы сегодня видим.
Развитие предпринимательства, основывающегося на использовании недостатков человека, его дурных наклонностей обеспечило быстрый и масштабный рост незаконных рынков алкогольной и табачной продукции, наркотических средств и порнографии, привело к появлению предпринимателей, зарабатывающих на порнографии, проституции, приучении детей к повседневному употреблению алкогольной продукции, растлению детей посредством систематической демонстрации пропагандирующей жесткость, безнравственность и культ потребления продукции средств массовой информации.
Ценностный, духовно-нравственный кризис российского общества в целом является причиной негативных явлений среди детей и молодежи России, в том числе существенного падения нравственности подрастающего поколения. Согласно опросу Института социологии Российской академии наук, 55% молодежи, то есть большинство, готовы переступить моральные нормы для достижения успеха. При этом молодежь устойчиво демонстрирует существенно меньший уровень осуждения аморальных и неэтических поступков, критически низкий уровень нравственности и ответственности, нигилизм по отношению к традиционным нравственным и культурным основам.
За последние 15 лет в общественном сознании обесценились такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть», «патриотизм».
Сейчас, слава Богу, найдены некоторые точки соприкосновения Церкви и государства, и многие священнослужители поддерживают Концепцию государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защите их нравственности. Конечно, впереди – непочатый край работы, ведь, как говорил известный философ Вовенарг, «нравы портятся легче, чем исправляются».
Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Множество людей побывало в православной библиотеке Екатеринбурга на выставке, посвященной Святым Царственным Страстотерпцам. Выставка включает несколько разделов, на ней представлены интересные книги о Николае Втором и его Семье, о канонизации Венценосной Семьи, о последних днях их жизни и расстреле.
Чему бы жизнь нас не учила,Но сердце верит в чудеса:
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.