Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (523) → Совместный труд и молитва – основа жизни обители-братства

Совместный труд и молитва – основа жизни обители-братства

№10 (523) / 8 марта ‘09

Духовное чтение

  В истории социального служения Русской Православной Церкви есть славная страница: трезвенническое движение конца XIX – начала XX веков; яркий пример комплексной организации церковной социально-педагогической работы, опыт и традиции которых можно с успехом использовать и в наши дни. Ныне идет процесс возрождения православных трезвеннических традиций – в Екатеринбургской епархии действует 17 обществ трезвости, в том числе в городах Первоуральске, Каменске-Уральском, Кушве, Невьянске, Талице, Тавде, поселках Юшале, Обуховском, Восточном, Красногвардейском, Полуночном.

 Как ведется работа по пропаганде здорового и трезвого образа жизни, рассказывает настоятель храма во имя Святителя Николая поселка Юшалы Тугулымского района отец Игорь Онкин.

  – Наверное, нет необходимости говорить, что успешность лечения человека от алкоголизма во многом зависит от того, насколько он сумеет реабилитироваться в обществе. Если в большом городе человек может выбрать себе храм, где ему интересней, участвовать в каких-то приходских проектах, сменить круг общения и выбрать какое-то другое сообщество, то в селе такой возможности нет.
  Изыскание путей отказа от алкоголя и ведения трезвого образа жизни привело нас к тому, что мы создали при храме обитель-братство. Это – довольно новое явление, новая церковная структура. Ее идея состоит в том, что вокруг храма в некоторое сообщество объединяются семьи, которые посвящают себя служению храму, миссионерской и просветительской работе. Здесь создается определенная среда общения, в которой люди и реабилитируются, и воздерживаются от употребления алкоголя и табакокурения в дальнейшем, и воспитывают своих детей уже в обстановке абсолютного трезвения и благочестия.
  Справедливости ради надо отметить, что создание такой обители-братства – не наша собственная идея. Однажды мы увидели документальный фильм «И в поте лица Твоего, Господи» – про церковную общину, которая существует в Калужской области – в Свято-Алексиевской пустыни. Этот фильм дал нам яркий пример православного общинного движения. Эта община существует уже несколько лет, и ее деятельность широко освещается в средствах массовой информации. Недавно я прочитал об этой общине новый материал в журнале «Фома». На сегодняшний день в общине состоит более 200 человек, имеются три школы, кадетский корпус, корпус сестер милосердия, гимназия, библиотека, которой могут позавидовать даже многие московские библиотеки, два музея… То есть создан целый народный университет на базе Свято-Алексиевской пустыни. В то же время это очень открытое общество, куда могут приехать все желающие перенять опыт работы, свободно пообщаться между собой.
  А если люди общаются в обстановке образованности, интеллекта, творческого состояния, возможно ли вообще говорить о курении, злоупотреблении алкогольными напитками или наркомании? Эта идея нас заинтересовала, и мы попытались реализовать ее в своем приходе.
  В нашей общине, которую мы называем обитель-братство, состоит семь семей и несколько одиноких граждан, есть люди молодые и пожилые. Самое необходимое условие общинной жизни – соблюдение устава. Устав предусматривает ежедневную общую молитву, общую культурную и экономическую жизнь. Если одна из этих составляющих выпадает, никакого успеха нет. Если люди работают где-то в других местах, зависят от других начальников или мирских структур, они не могут в общине просто выживать. Если они удовлетворяют свои культурные запросы где-то на стороне, они выпадают из контекста наших культурных ценностей. Если они молятся в другом храме и не участвуют в наших совместных молитвах, то речи об общении с ними даже не идет. Эти составляющие должны быть как триединое целое.
  Для этого нужно, чтобы семьи, состоящие в общине, имели собственный семейный бизнес или какой-то общий экономический проект, чтобы они ежедневно были завязаны друг на друге, решали общие вопросы. А когда такое общение происходит постоянно, создается определенный фон для борьбы со страстями, в том числе и курения и винопития. Создавая общину при храме, мы не ставили задачу бороться за трезвость; мы просто хотели спасаться и искали соратников по спасению.
  Для деятельности общины не нужно никакого особого финансирования, не нужны особые специалисты, нужно просто объединить по общим интересам православных людей, подружить их между собой и занять их одним общим делом. Сообща встречать праздники, терпеть общие скорби, вместе зарабатывать на жизнь и вместе молиться друг о друге.
  У нас есть общее вечернее правило, каждый день читается молитва, Евангелие, проходит обсуждение прочитанного, проводится помазание маслом от святых мощей, совершается крестный ход вокруг обители, для желающих проводится частная исповедь или беседа со священником.
  Основной костяк церковного братства составляют местные жители, но это не значит, что наша община закрыта для приезжих. Люди приезжают из других сел, сначала снимают жилье, становятся прихожанами храма, знакомятся с общинной жизнью… Кому наши условия кажутся приемлемыми – остаются в общине. Нередко на молитву в общину приходят на правах наблюдателей или временных участников прихожане храма. Конечно, есть и такие люди, которые пожили в общине какое-то время, а потом уехали.
  Экономическая жизнь общины-братства завязана на сельском хозяйстве – имеется собственная земля, небольшой скотный двор, пасека. Кроме того, каждая семья занимается еще какими-то ремеслами. Конечно, средства от народных промыслов невелики, но они все-таки дают возможность чувствовать себя человеком, не зависящим от экономических кризисов. Люди занимаются изготовлением лекарств на основе пчеловодства, сбором лекарственных трав, резьбой по дереву, столярными работами, швейным делом.
  Для детей членов общины при храме работает приходская школа, все члены общины занимаются миссионерской деятельностью, у всех есть церковное послушание. При храме имеется небольшая гостиница, поэтому мы всегда будем рады принять гостей, поделиться опытом работы.

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

«Не обманывайтесь, пьяницы Царствия Небесного не наследуют»

  Проблема пагубных пристрастий в наши дни актуальна как никогда. В настоящее время, когда демографическая ситуация в стране характеризуется как кризисная, большинство экспертов определяют главную причину снижения численности населения, в первую очередь трудоспособной части его, как следствие алкоголизации.

 
Духовное чтение

Особенности трезвеннической деятельности в сельском приходе

  В приходе храма в честь Святой Троицы поселка Красногвардейский Артемовского района особое внимание уделяется вопросам трезвеннической деятельности. Как отмечает настоятель храма отец Николай Трушников, даже название поселка говорит само за себя, напоминая, какой былой славой он был овеян.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс