Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Проблема пагубных пристрастий в наши дни актуальна как никогда. В настоящее время, когда демографическая ситуация в стране характеризуется как кризисная, большинство экспертов определяют главную причину снижения численности населения, в первую очередь трудоспособной части его, как следствие алкоголизации.
В современном нам обществе каждый третий мужчина трудоспособного возраста страдает от чрезмерного употребления алкоголя. Растет потребление пива и, как следствие этого, пивной алкоголизм. Просвещение – важнейший из путей утверждения трезвости в обществе. Для поиска оптимальных возможностей трезвеннического просвещения имеет смысл обратиться к истории.
Несмотря на то, что трезвенническое движение в России было практически уничтожено революцией 1917 года, архивные документы сохранили много информации, рассказывающей об их истории и деятельности. Эти документы позволяют нам воссоздать картину работы православных обществ и братств, чтобы заимствовать этот богатый опыт в современном трезвенническом движении.
В наше время идет процесс возрождения православных трезвеннических традиций. В приходах появляются общества трезвости – сейчас таковых в России более 50, возобновилась практика обетов трезвости. Председатель Всероссийского православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» – клирик Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга иерей Игорь Бачинин; екатеринбургское Общество трезвости входит во Всероссийское братство и по праву считается одним из самых крупных и активных в России.
О проделанной работе и планах на будущее сегодня рассказывает священник Игорь Бачинин.
– Я благодарен государственным органам, общественным организациям Свердловской области, всем нашим жителям, которые присоединились к деятельности Екатеринбургской епархии и общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости». Проблема пьянства и алкоголизма далеко не праздная, и от того, как мы сумеем правильно сформулировать и определить причины происходящего, во многом зависит, как мы будем действовать дальше и какие усилия будем предпринимать, чтобы эту проблему решить.
Алкогольная ситуация в современном обществе характеризуется несколькими основными факторами. Остановлюсь на некоторых из них. У нас растет количество потребляемого алкоголя на душу населения, увеличилось количество людей, страдающих алкоголизмом, снижается продолжительность жизни, в худшую сторону меняется качество жизни и здоровья нашего населения, увеличивается потребление суррогатного алкоголя, наблюдается рост алкогольных отравлений, алкогольных психозов и самоубийств.
Настораживающей тенденцией в последнее время для нас является увеличение количества алкоголезависимых людей за счет женщин и подростков. Это говорит о том, что в ближайшей перспективе все негативные явления, связанные с алкоголизацией нашего общества, будут просто-напросто нарастать и увеличиваться. Я уже не говорю о том, что у нас разрушается институт семьи и что у нас очень много разрушенных семей, что от этого страдают и сами родители, и дети. Посмотрите, сколько у нас брошеных детей, сколько родителей, лишенных родительских прав. Хочу обратить особое внимание – нетрезвенническая жизнь в семье оборачивается негативной стороной не только для детей, но и взрослых.
Очень печально констатировать, что пьянство и алкоголизм в большей степени отражается именно на русском народе, на русском этносе. Сколько мне приходилось бывать в домах престарелых, я всегда замечал, что там нет представителей из мусульманских семей, там в основном находятся наши русские старики и старухи, от которых отказались их собственные дети и которым больше некуда деваться. И это тоже одно из проявлений негативных факторов, которыми характеризуется состояние нашего нынешнего общества, связанного с алкоголизацией населения нашей страны.
Я уже не говорю, что у нас падают нравы и, к сожалению, мы являемся свидетелями того, что в обществе, в котором мы живем, трезвое поведение человека как норма жизни находится в каком-то… провисании. И человек, который ведет трезвый образ жизни, считая для себя возможным вообще воздерживаться от алкоголя, что естественно для человека как для творения Божия и вполне естественно для православных церковных традиций, становится «белой вороной» в обществе. Это надо коренным образом изменить, вернувшись к нашим исконным истокам.
Если бы на Руси существовали «пьяные» традиции, то наш народ никогда бы не создал такую великую державу, занимающую 1/6 часть мира, с такой крепкой экономикой и высокими нравственными и духовными традициями.
Активную работу по утверждению трезвой жизни всегда вела Православная Церковь. В дореволюционной России при приходах создавались общества и братства трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину и одновременно обеспечивали возможность психической реабилитации. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности. Праздного (свободного) времени не оставалось, чем обеспечивалось отвлечение от мыслей о вине. Существовало множество трудовых домов, артелей – сельскохозяйственных и промышленных – в которых трудились мужчины, желающие исцелиться от пьянства. Основной их деятельностью была просветительская работа среди взрослых людей, имеющих пристрастие к алкоголю и табаку.
В годы советской власти в нашей стране образование и просвещение считалось синонимами, потому что в внимание основном уделялось образованию ума без просвещения души светом Христовым. В результате сейчас мы наблюдаем моральный, психологический и мировоззренческий вакуум в сознании людей, особенно молодежи. Все мы – свидетели размывания общечеловеческих ценностей, падения нравов, результатом чего стали рост насилия, социально обусловленных болезней, сексуальной распущенности, преступности, наркомании, алкоголизма.
Характеризуя факторы алкоголизации общества, я хотел бы сказать: уже понято всем нашим сообществом и руководством страны в том числе, что главная причина демографического кризиса, вырождения нашего народа – душевое потребление алкоголя. В преддверии оставления президентского поста в октябре 2007 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ по демографической политике до 2025 года, и там прямо указывается, что главная причина снижения численности населения нашей страны – алкоголизация общества, и разработаны меры, направленные на снижение употребления алкоголя.
Охарактеризовав таким образом ситуацию, хотелось бы несколько поразмышлять, что же для нас главное в нашей работе. В 1912 году, когда проходил Первый съезд практических деятелей по борьбе с пьянством, в резолюции прозвучала первым пунктом, характеризуя истоки алкоголизации нашего общества, религиозно-нравственная причина. То есть причина кроется как раз в религиозной и нравственной жизни народа. Народная трезвость как некая нравственная ценность, как ценность вообще для поведения человека в настоящее время находится в каком-то поругании, о чем я уже говорил.
И то, что религиозная жизнь в нашем обществе длительное время была как бы «на задворках» нашего общества, привело к определенным негативным результатам. В конце XIX – начале XX века, когда в стране понималось, что главная причина пьянства кроется в религиозно-нравственной жизни, душевое потребление было не более 4, 9 литра на душу населения в год. Сейчас эта цифра в некоторых регионах составляет более 20 литров. Но если тогда народ и Церковь говорили о необходимости срочных мер решения этой проблемы, и не просто говорили, а предлагали конкретные решения, то сейчас эта проблема замалчивается. Церковь в лучшем случае пытается ее обнажить, но от того, что мы ее обнажаем, говорим, что она существует, реально, к сожалению, мало что меняется.
На мой взгляд, это связано с тем, что Церковь, начиная с известных событий начала XX века, была отдалена от решения каких бы то ни было социальных вопросов и от участия в социальной жизни общества. В силу того, что наша православная традиция является для российского народа культурообразующей, Церковь, удаленная от влияния на формирование человеческой личности, была упразднена и от того, чтобы воспитывать в народе трезвость. Потому что именно трезвость первоначально присутствовала в духовно-нравственном становлении россиянина как человека с православным мировоззрением. Потому что винопитие и пьянство всегда осуждалось в Священном Писании: «Не обманывайтесь, пьяницы Царствия Небесного не наследуют».
Нравственное отношение нашего народа к винопитию было именно в осуждении как преступления, лишающего человека Царствия Небесного. В таких традициях и воспитывался наш с вами народ. Обратимся к истории. В 1914 году, с началом мобилизации на Первую мировую войну, было принято решение, подписанное Императором Николаем, о прекращении казенного производства виноводочных изделий и закрытии казенных питейных заведений. Отрадно отметить, что 84 % населения поддержало такие радикальные меры. Этому предшествовала, конечно же, большая просветительская работа, которая велась в то время, начиная с конца XIX века, когда было создано Попечительство о народной трезвости, когда Церковь активно занималась просветительской деятельностью. Существовало около 3 тысяч обществ трезвости, причем 95% из них были религиозными обществами, из них 96, 5% – православными обществами трезвости.
Можно сказать, что в основе трезвеннического движения Русская Православная Церковь по праву занимала лидирующую и позицию и была, как я уже говорил, культурообразующей конфессией для российского народа. После того как Церковь была удалена от влияния на социальную жизнь, формирования духовно-нравственных ценностей нашего народа, ситуация стала коренным образом меняться. После того как проблема перестала рассматриваться как религиозно-нравственная, уже в 1931 году в системе МВД появились так называемые ПОЗы – пункты охраны здоровья алкоголиков. Так религиозно-нравственная проблематика решения этих проблем переводится в силовое решение. В 70-х годах были введены лечебно-трудовые профилактории. Но это не дало никаких результатов: потребление алкоголя на душу населения возрастает с каждым годом.
Существенный перелом в сложившейся ситуации дали события 1985 года, так называемые «горбачевские меры». В то время душевое потребление алкоголя значительно снизилось, и надо сказать, что к этому приложило руку государство, которое силовыми методами и методами государственного законодательного регулирования попыталось повлиять на эту ситуацию. То есть, говоря современными терминами, государство попыталось снизить доступность алкоголя для населения. К чему это привело? Это привело к тому, что невиданными ранее темпами стало увеличиваться самогоноварение и употребление суррогатных алкогольных продуктов и государственная противоалкогольная кампания потерпела крах.
Но, как бы ни критиковали сейчас этот «горбачевский» период, тем не менее нужно признать, что были в то время и некоторые позитивные моменты, которые принесли положительные результаты. И после 1987 года, когда эти меры начали давать сбой, душевое потребление алкогольной продукции неуклонно начало расти и сейчас дошло до такой критической отметки – более 20 литров на душу населения в год. В то время как Всемирная организация здравоохранения говорит, что 8 литров – это уже критическая мера для государства.
В существующем положении мне видятся два основные фактора, которые в течение XX века помогли нам повлиять на алкогольную ситуацию. Первый – это религиозно-нравственное просвещение, второй – меры государственного регулирования потребления алкоголя, о чем я уже говорил. Отсюда можно сделать вывод: выход из сложившейся ситуации должен решаться именно этими путями. Во-первых, необходимо трезвенническое просвещение народа, во-вторых, государственное регулирование доступности алкоголя.
Снижение доступности алкоголя – вполне оправданная в международном сообществе практика снижения негативных последствий от злоупотребления алкоголя – факт известный. И здесь уже наработан, в первую очередь в скандинавских странах, определенный опыт решения этой проблемы. Кстати, нужно отметить, что именно протестантские религиозные организации в свое время выступили инициаторами таких ограничительных мер со стороны государства. Меры эти давно известны. В первую очередь, сокращается количество точек по продаже алкогольной продукции в зависимости от количества жителей в том или ином районе; сокращается время продажи алкоголя; накладываются определенные ограничения на места употребления алкоголя… И эти меры в совокупности приводят к позитивным результатам.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что у нас есть только два пути трезвения нашего общества: трезвенническое просвещение (на мой взгляд, оно является приоритетным), и государственное регулирование этого вопроса – вопрос о возвращении государственной монополии на производство и торговлю виноводочными изделиями. Эти меры наиболее своевременны и актуальны.
В современном мире, который склоняется к построению общества потребления, существует масса соблазнов, как для души, так и для тела. Сегодня как никогда важно использование и исторического, и современного опыта государства, Православной Церкви, общественных организаций в деле утверждения трезвости в нашей стране.
Сохранение России как самобытной цивилизации, восстановление ее статуса мировой державы невозможно без отрезвления народа и в первую очередь его наиболее социально активной части – молодежи. Отрезвление страны есть фундамент духовного, нравственного, экономического и демографического возрождения России. Необходимо пропагандировать трезвый, здоровый образ жизни, делать его привлекательным для самых широких слоев населения. Важно консолидировать усилия всех здоровых сил общества и направить их на возрождение сильной, трезвой России.
Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Статья 3. Борьба с помысламиОтсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.
В истории социального служения Русской Православной Церкви есть славная страница: трезвенническое движение конца XIX – начала XX веков; яркий пример комплексной организации церковной социально-педагогической работы, опыт и традиции которых можно с успехом использовать и в наши дни. Ныне идет процесс возрождения православных трезвеннических традиций – в Екатеринбургской епархии действует 17 обществ трезвости, в том числе в городах Первоуральске, Каменске-Уральском, Кушве, Невьянске, Талице, Тавде, поселках Юшале, Обуховском, Восточном, Красногвардейском, Полуночном.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.