Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа в прямом эфире телеканала «Союз» 13 февраля 2008 года.
– Здравствуйте, дорогие друзья.
В эфире программа «Беседы с батюшкой». В студии ведущая, Полина Митрофанова. И сегодня наш гость – протоиерей Артемий Владимиров, настоятель Всехсвятского храма в Красном Селе города Москвы, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, автор многочисленных книг для детей и взрослых. Здравствуйте, батюшка!
– Приветствую вас, приветствую, дорогие друзья.
– Я предлагаю поговорить, отец Артемий, на тему, которая актуальна всегда – это традиции и современный взгляд на воспитание детей. В Екатеринбургской епархии только что прошла конференция «Семья и будущее России». Действительно, будущее России – это семья, традиционные семейные ценности. Но почему-то так в нашей жизни получается, что слово «традиции» становится немодным, непопулярным. Мы считаем, что мы, люди XXI века, свободны от таких «предрассудков», как традиции. Почему так происходит?
– Мы с вами за модой не гоняемся, а традиция – это нечто глубокое. Помните Александра Сергеевича Пушкина, который говорил о том, что самостояние человека – в любви к отеческим гробам, то есть святыням национальным, и родному пепелищу? Что мне было очень отрадно на нынешней конференции, а она уже пятая по счету, – что она была освящена ореолом Царской Семьи, 90-летие злодейского убиения которой будет отмечаться грядущим летом. И именно в Царской Семье замечательно сочетались традиции и новаторство. Это была, как вы знаете, крепкая семья, где дети безусловно благоговели перед нравственным авторитетом отца и матери. Больше всего на свете Княжны и Цесаревич Алексий боялись огорчить своих августейших родителей. Их не били, не ругали, но достаточно было одного взора, строгого взора Царицы Александры Феодоровны (которая сама и учила Закону Божию своих детей) и милостивого, отеческого, теплого взгляда Государя-батюшки… При этом дети скакали на конях, разбирались в технике, говорили на всех европейских языках, осваивали новые современные им технологии.
– И были трудолюбивыми и бережливыми, а не изнеженными барышнями…
– Вот это особенно важно. И поражает нас то, что Царские дети, которые владели Уральскими горами и приисками, были очень сдержанны, скромны. У них не было безумной тяги к удовольствиям, они понимали, что жизнь – это труд, и труд тем более ответственный, что страна взирала на них как на продолжателей Государева дела. Думаю, сегодня для нас – священников, педагогов, телеведущих – очень важно, говоря о семье, о детях, опираться на опыт Царской Семьи: чтобы маленькие детки, равно как и отроки, и юноши имели возможность прикоснуться к великому нравственному богатству, которое оставлено нам в наследство. Эта традиция воспитания – вместе и новаторство Царской Семьи, которая сохранила любовь «всем смертям назло».
– У нас звонок в эфире. Слушаем вас, добрый вечер!
– Добрый вечер! Хотелось бы (не знаю, батюшка, в Вашей компетенции или нет) узнать что-то о детских православных садиках. В школьные учреждения уже вроде бы начинают внедрять, а в детские садики приходит Православие или нет? Или, может, будут специальные садики для православных?
– Очень актуальная идея; она носится в воздухе. И в северной столице, и в Москве. Дошкольные учреждения не так-то просто открыть. И советская традиция держит их до поры до времени крепко замкнутыми, как терем-теремок. Однако сегодня многое меняется к лучшему. Я знаю немало детских садов, в которых есть православная группа. А что еще важнее – сами воспитатели, педагоги, восходя к традиции, обретая свои истоки, взращивая в своей души цветы веры, надежды и любви, становятся в государственных садиках носителями атмосферы доброты, целомудрия, умения заставить не принуждая, порадовать не распуская. И сегодня очень важно, чтобы в государственных школах и детских садах мало-помалу педагоги понимали, что невозможно оставаться на прежних позициях бездушной и безбожной школы, вновь воспринимали все богатство отечественного наследия педагогики, чтобы родители были рады доверить им своих детей.
– Это действительно очень важно – православные детские сады, школы. Но ведь раньше все-таки детей – дошкольного возраста, по крайней мере – воспитывали в семьях. Это была традиция – всей семьей в воскресенье пойти в храм на богослужение. Все церковные праздники – это были замечательные семейные традиции, как это описывал Иван Шмелев. Может быть, с возвратом духовных, православных ценностей вернется такое традиционное и мудрое воспитание. Может быть, не стоит сейчас все перекладывать на плечи государственных образовательных учреждений?
– Плечи эти могут вынести многое. «Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную; вынесет все, что Господь ни пошлет…». Но я должен утешить наших телезрителей, потому что не только в Москве, а в Екатеринбурге я вижу полные семьи со многими детишками. Это не только семьи священнослужителей, которые всем задают тон, как офицеры на передовой. Но это семьи обыкновенных тружеников: кто-то банкир, кто-то компьютерщик, кто-то вольный художник, а кто-то продавец. В эти праздничные дни (а минувшее воскресенье – день новомучеников и исповедников Российских) полный Храм-на-Крови, и множество молодежи и детей. Да, сегодня многие понимают и вспоминают, что оселком нравственного бытия семьи является простая и древняя как мир заповедь. Шесть дней делай дела твои – не бездельничай, не лоботрясничай, не стой на бирже, выжидая предложения. А давай-ка, брат, трудись, не ленись, «не пропадет твой скорбный труд» в сибирских рудах, уральских копях – добывай минералы. Я эту тему сейчас вспоминаю, потому что посетил чудный музей минералов геологического университета, у меня в глазах стоят эти рубины, бирюза…
– Богатство уральских недр…
– Да. Мне кажется, что демидовская традиция не должна умирать, но, дай Бог, чтобы жители Екатеринбурга и его окрестностей умели сочетать труд и день седьмой, Господу посвященный.
Когда в воскресный день ты поставишь свечу пред иконой Богородицы и помолишься за своих милых детей, то трудовые будни потекут как по маслу, задержки жалованья не будет.
– У нас еще звонок. Здравствуйте, слушаем вас!
– Здравствуйте. Раба Божия Елена из Смоленска, благословите.
– Очень приятно. Мир вам.
– Батюшка, у меня такой вопрос: как объяснить четырехлетнему ребенку, что такое душа?
– Очень просто.
– И еще вопрос. У меня двое деток, младшей девочке 8 месяцев. Можно ли совершать утреннее и вечернее правило с ребенком на руках?
– Прекрасно.
– И последний вопрос. У меня невоцерковленный муж, он говорит, что у нас есть сыночек и лапочка-дочка, хватит детей. Как ему объяснить, что можно и третьего, и четвертого ребенка рожать? Он категорически против. Спасибо Вам большое.
– Если он такой противник рождаемости в России, думая, что исполнил свой долг, подарите ему на день рождения штангу. Пусть приходит домой после рабочего дня и ставит рекорды в поднятии тяжестей. Можете подарить ему гетры и пакистанские кеды – пусть бегает от Смоленска к Екатеринбургу и обратно. Пусть свою энергию в спортивное русло переключает. Вы же не должны страдать из-за него. Женщина – это не муляж, здоровье женщины во многом зависит от правильной супружеской жизни. Это особая тема для разговора.
А что касается четырехлетнего малыша и его бессмертной души, попросите милого папочку купить лилию живую благоуханную. Эту лилию покажите ребеночку, пусть он втянет воздух, обонянием аромат этот лилии почувствует. Спросите его, красивый ли цветок? Он скажет: «Очень!». «Пойми, милый дружок, что еще прекрасней человеческая душа. Она так же хрупка, благоуханна, свежа, как этот цветок. Как важно, чтобы душа не завяла! Вот почему нужно беречь свою душу от малейшей нечистоты, дабы лепестки души – ум, чувства, сердце – были так же белоснежно прозрачны, как эта лилия».
Ну, я чувствую, у вас семья спортивная, и если вы никогда не устаете держать малыша на руках, то совершайте ваши долгие утренние и вечерние, дневные правила, как мать-героиня, с дитем на руках. Наверное, нашим телезрителям будет понятно выражение «всосать благочестие с молоком матери». Ведь в древности учили, что кормление ребенка – это дело святое, и пока дитя прижимается к материнской груди, она поет замечательную молитву, ту самую, о которой Михаил Юрьевич Лермонтов нам написал: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть…». Что это за молитва, дорогие телезрители? Я бы хотел задать вам вопрос в прямом эфире. Вот слышу ответ: «Отче наш». Тепло, но не совсем правильно. «Верую…» – нет, слишком длинно. Нет, это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою…». Пусть ваш малыш, почивающий у вас на руках, исполняется Духа Святого. Ну, а за папочку мы помолимся. Кормилец, понятное дело; чувствует ответственность за рожденных детей. Как ему объяснить то, о чем вы говорите? Скажите ему словами старинных добрых людей: «Милый, месяц мой, бисер ясный, будет зайка – будет и лужайка». Сейчас Владимир Владимирович, дай Бог ему здоровья, покуда еще не сошел со своего кресла президентского, заботится о семье…
– И лужайка будет…
– Будет. У нас в Москве мэр Лужков буквально недавно в парке Победы учредил такое замечательное предприятие – собрал все московские семьи, в которых не менее 7 детей…
– Таких много?
– При условии, что старшему еще нет 16 лет. И каждой семье подарил минивэн отечественного производства – то ли «Соболь», то ли «Куницу». У нас на приходе было две таких семьи. Я освящал эти машины. Ну, а всего, по-моему, около 250 машин раздал.
– Слава Богу! У нас звонок, отец Артемий… Здравствуйте, слушаем вас!
– Здравствуйте. Батюшка, благословите.
– Мир вам.
– Батюшка, у меня вопрос, касающийся всей моей семьи, потому что мне приходится мужу, детям объяснять все о Православии…
– Не забудьте их и покормить еще, особенно мужа. Слушаем дальше.
– Спасибо. Вот скажите о соединении ума и души – как осознать эту грань: раскрытие души?
– Понял ваш вопрос. Рекомендую вам раскрыть роман-эпопею «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Найдите и закладочки там оставьте: описание дома Болконских и дома Ростовых. Одни, как говорят школьные учителя, жили более умом, а другие – сердцем. Бессмертное описание старика Болконского с его математическими способностями и души-человека Ростова, который вложил в своих детей любовь, эмоции, чувства, дают понимание, что гармония находится где-то посередине. Русская женщина – это не синий чулок, вместе с тем это и не водопад чувств, который опережает мысль… Но вы мне задали вопрос о соединении ума и сердца так, чтобы не действовали вразнобой душевные силы по басне Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: воля хочет одного, ум стремится к некоему идеалу, а сердце вопреки всему что-то чувствует. Соединяет разрозненные силы души молитва. Особенно хороша молитва Иисусова. Только со вниманием начнешь произносить ее: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй моего замечательного мужа, просвети его ум, согрей его сердце, сохрани детей от компьютерных ужасов XXI столетия, Иисусе Христе, помилуй мя» – ум просвещается, сердце умиряется и обретается золотая середина… говорят, «мера». Знание меры – одно из самых драгоценных нравственных достижений человека.
– Отец Артемий, мы в вопросах воспитания, да и вообще во всех вопросах зачастую любим «изобретать велосипед», считая, что можем открыть и придумать что-то новое. Но можно и нужно ли сегодня придумывать что-то в такой традиционной сфере, как воспитание детей, ведь за нас уже все давным-давно придумано? Не получается ли, что все это новаторство – новые программы, психологи, игры – это все уже от лукавого?
– Давайте, друзья, вспомним: не все, что блестит, золото. Не все, что сладко, сахар. Вот сейчас говорят: надо воспитывать лидеров; а в результате кто из этих доморощенных лидеров получается? Зазнайки, люди с комплексом личной непогрешимости. Нам достаточно Римского папы в этом отношении. Вот сегодня такое новаторство стучится к нам в двери, как ювенальная юстиция, а за ней – ювенальная полиция. Нет, русский народ достаточно уже оплакал «подвиг» Павлика Морозова, который во имя «высоких» интересов предал своих родителей. И мы уже хорошо знаем, что Запад сейчас страждет от этих новаторств, когда подростки в переходном возрасте не хотят ни учиться, ни жениться. Мама только за ушко возьмет такого Митрофанушку: «Ну когда ж ты образумишься? Баранкин, будь человеком!». А он уже тянется за мобильным телефоном, вызывает ювенальную полицию, говорит, что попраны его детские права. Маму заключают в тюрьму, папу увольняют, ребенка уводят в детский дом. Мне скажут: батюшка, страшные сказки на ночь глядя вы рассказываете! К сожалению, это не сказки. Будем держаться, дорогие друзья, нашей отечественной традиции воспитания, образования. А это какие традиции? Кнут пусть висит на стенке – как наглядная агитация, а пряники давайте откусывать. То есть на положительных эмоциях воспитывайте наших детей, не загоняя их, как тушканчиков, в чувства страха, собственной неполноценности и не разбаловывая. Нам достаточно одного «вождя краснокожих», который напугал всю прогрессивную общественность.
– У нас звонок в эфире. Слушаем вас, здравствуйте!
– Здравствуйте. Это раба Божия Татьяна. Хотелось бы такой вопрос задать: если нет православного детского сада, как лучше поступить? Мы хотим отдать в детский сад ребенка, чтобы не ошибиться и ему там было хорошо.
– Обратитесь в детский сад, внимательно поговорите с заведующей, постарайтесь понять, какого духа этот человек. Если она стоит на здравых позициях педагогики и дети для нее – это сокровище, если в детском саду нянечки не выражают свои мысли подзаборной лексикой, если хорошо организована будничная жизнь детского сада, есть бассейн – новаторство, есть какие-то хорошие фильмы советской эпохи или зарубежные с нравственной изюминкой. Просто входите в жизнь детского сада, будьте активнее, пусть будет родительский комитет, так сказать, миротворческие силы. Родители должны знать, кто, как и чему учит их детей. Доверяй, да проверяй. Может быть, и сами запишитесь в этот детский сад, если вам позволяет время и полученное образование, чтобы на собственном опыте потихонечку постигать азы сокровищницы нравственной педагогики.
– Действительно, мы часто, отдавая ребенка в школу или в детский сад, считаем, что все сделано…
– Да, «теперь проблема решена».
– Что там его воспитают. А ведь мы можем и узнавать, и вмешиваться в процесс воспитания и образования наших детей. Это полное право родителей. Уж если у детей теперь есть права, то у родителей они тоже пока существуют в вопросе воспитания своих детей…
– Помогать, творчески вдохновлять. Мы, учителя (я говорю от имени педагогов, будучи сам преподавателем русского языка и литературы), немножко унываем, встречаясь с родительской пассивностью и именно с тем отношением, о котором вы упомянули. Отдал ребенка – и все, я могу быть спокойным. Нет, сообща, всем миром. Семья в конечном счете остается тем храмом, в котором только и можно вырастить упомянутый нами нежный цветок детской души. А школа и детский сад лишь помощники. Дай Бог, чтоб помогали, а не разрушали.
– Батюшка, а как Вы относитесь к тому, что сейчас родители, заботясь, чтоб дети у них выросли всесторонне образованными и развитыми, с молодых лет начинают отдавать детей во всевозможные школы: «драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота», и английский язык, и бассейн, и танцы…
– В общем-то положительно, если исходить из принципа, что лучший отдых – это перемена занятий. Известно, что самые бессмысленные и жестокие преступления совершаются лентяями и лежебоками, которым некуда приткнуться и свою энергию направить. Лишь бы дети не получали эклектичного образования, только бы родители имели в виду какую-то нравственную идею, потому что сегодня, к сожалению, многочисленные самозванные лицеи и гимназии могут предложить вам «спецкурс по общению с гуманоидами». Ну надо же понимать, о чем идет речь – это не для нас занятия!
– Еще звонок, и осталось пять минут до конца эфира. Послушаем; здравствуйте, вы в эфире!
– Я звоню из Севастополя. Хотелось бы задать такой вопрос. Я знаю, что Вы часто посещаете города и России, и Белоруссии. Возможно ли Вас увидеть когда-нибудь в нашем городе?
– Вы знаете, для меня это мечта. Я люблю море, Айвазовский – мой любимый художник. И если мы с вами договоримся, постараюсь послужить и детям, и взрослым, и пенсионерам, лишь бы только подышать воздухом Черного моря, посмотреть на остатки отечественных эскадр, пообщаться с матросами. Меня с детства влекла к себе морская романтика.
– И еще, батюшка, второй вопрос: когда мы познакомились с мужем, я была еще невоцерковленной, и он – соответственно. Я пришла к вере, муж пока, к сожалению, нет. Что бы Вы посоветовали, чтобы помочь ему прийти к вере, хотя бы немножечко. Может, какую-то молитву почитать, какой-то акафист?
– Молитву мы уже с вами слышали: «Господи, просвети ум, умягчи сердце моего милого суженого» – кормите его повкуснее. Мужчины – это одноклеточные существа. И если он увидит, что хозяйка каждый день что-нибудь новенькое, вкусненькое: вчера был гоголь-моголь, сегодня – крем-брюле, послезавтра – суперфлю, то он не выдержит, он сдастся. Скажет: «Я не могу выдержать волн твоей любви! Как челнок, я поплыву туда, куда ты меня поведешь…». А батюшка уже стоит с венцами, надел их на главы, помолился – и дело сделано. До встречи в Севастополе!
– Спаси Вас Господи, батюшка. Наше время в эфире подходит к концу. И просим Вашего благословения столь широкой по географии аудитории телеканала «Союз».
– Мне очень приятно, я-то думал по простоте душевной, что одна-две горы уральские нас с вами смотрят и слушают, а тут действительно весь «союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь»! Дай Бог, дорогие друзья, всем нам мира в наших семьях, чтобы дети были вменяемы, нас слышали и слушались. Ну а мы не были бы занудами и научились говорить с ними на русском литературном языке, чтобы детям было интересно общаться с родителями. Как, помните, пелось в старой песне: «Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори…»
– Спасибо Вам большое, батюшка! Надеемся увидеть Вас вновь, и не только в Севастополе, но и в прямом эфире телеканала «Союз».
– Конечно, дай Бог. До скорых встреч.
– Спасибо. Всего доброго.
Беседовала
Полина МИТРОФАНОВА
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия МЕДВЕДЕВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня в эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших зрителей и начало беседы.
Ранним утром 16 марта 2008 года, в Неделю Торжества Православия, отошел ко Господу митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Кончина митрополита Лавра последовала в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.