Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (478) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№13 (478) / 1 апреля ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня в эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших зрителей и начало беседы.


 – Бог благословит всех вас, дорогие братья и сестры.
 – У нас звонок в прямом эфире.
 – Здравствуйте. Это Василий из Екатеринбурга. Владыка, у меня такой вопрос к Вам. Во-первых, хочу поблагодарить Вас за вашу передачу и за Ваши православные канал и радио, хочу пожелать вам успехов…

 – Спасибо большое.
 – А вопрос такой: мама у меня православная, а папа, к сожалению, умер уже давно, но он относился к староверам. Приходя в храм, я могу молиться о его упокоении, подавать записки?
 – Поскольку он не был крещен в Православной Церкви, мы не можем поминать его в церкви, подавать записки. А дома, конечно, можно молиться за него, чтобы Господь миловал его, помогал ему. И, конечно, можно подавать милостыню, чтоб Господь его помиловал.
 – Но в частной молитве даже нужно молиться…
 – Да.
 – Вероника из Нижнего Новгорода спрашивает: «Как относиться к страхованию? Особенно к обязательному?»
 – Сейчас есть тенденция добровольно-принудительного страхования; сначала было добровольное, а теперь уже принудительное – ставят человека в такое положение, чтобы он обязательно страховал и все свое имущество, и дом, и свою жизнь. Я думаю, ничего страшного нет в этом, поэтому смущаться или недовольствовать не нужно. Это не препятствует нашему спасению.
 – Следующий вопрос, звонок в прямом эфире. Говорите, пожалуйста!
 – Это раба Божия Нина. Владыка, у меня в июле умер сын от передозировки, но он лечился все время. Это считается самоубийством?

 – Когда мы что-то делаем против нашего здоровья, мы сами себя уничтожаем – это курение, наркотики, пьянство. Господь дал нам здоровье, дал нам жизнь, и мы должны беречь здоровье, чтоб оно было крепкое и можно было совершать дела благие. Здоровье дано нам не наслаждаться жизнью и грешить, а чтобы можно было делать много добра ближним, накопить как можно больше добрых дел для своей души.
 В данном случае – что касается наркотиков… Конечно, человек пошел по пути удовольствия и этим себе укоротил жизнь, сам себя уничтожил. В какой-то степени это самоубийство, хотя, может быть, и несознательное. Просто человек попал в тяжелую зависимость и сам выйти из нее не смог. Это очень тяжелая страсть, поэтому к страстям нужно относиться очень серьезно: они, как дикие звери, нас терзают и уничтожают. Поэтому очень опасно играть со страстями, думать, что «ничего страшного». Нет, нужно быть очень внимательными к своей жизни, не пристраститься ни к чему, быть свободным от всех привязанностей, чтобы нами ничто греховное не обладало, мы были бы свободными и могли контролировать себя, знать меру всех своих жизненных направлений. В данном случае человек не смог контролировать себя и попал в такую зависимость, что не смог себя сдерживать, и эта страсть водила человека по своему пути и довела до тяжелого исхода. Поэтому сейчас нужно молиться за него, чтобы Господь помиловал, помогал. И, конечно, нужно всем говорить и отвращать людей от наркотиков, пьянства, курения – это очень страшные страсти, которые приносят нам много вреда и ведут к нашей гибели, к тому, чтобы мы здоровье свое губили – а это и есть самоубийство. Поэтому мы должны очень серьезно к этому относиться и жить жизнью Божией, жизнью Христовой, жизнью по заповедям Божиим, которые помогают нам не быть в зависимости от всех удовольствий и пороков.
 – Нужно ли православным верующим ходить на мирские выборы? Ходит ли сам Владыка Викентий голосовать? И за кого?
 – Сейчас такое время, когда мы не должны быть пассивны к происходящему в нашей стране. Пассивность может привести к тому, что выберут человека, который будет нам много вредить и мешать жить по-христиански, жить по-церковному, жить стабильной жизнью, которая сейчас у нас уже намечается или существует. Мы должны молиться, чтобы Господь послал нам доброго, хорошего человека, и, конечно, выражать свое отношение к тому или иному человеку тем, что прийти на избирательные участки и сказать свое слово, чтобы потом совесть нас не мучила, что был избран какой-то человек, который вновь на нас надвигает разные напряженности, приносящие много скорбей и болезней. От нас многое зависит, от нашего активного действия, мы должны быть в нашей православной стране…
 – Хозяевами…
 – Да, хозяевами. Должны как-то решать вопросы, а не оставлять их на произвол судьбы. Если мы оставим, то другие силы воспользуются этим и будут направлять людей против России, против веры и против нашего государства.
 – Следующий звонок из Первоуральска. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Раба Божия Нина из города Первоуральска. Во-первых, разрешите Вас поблагодарить за все, что Вы для нас делаете.

 – Спасибо.
 – Мы часто смотрим передачу «Архипастырь», читаем Вашу книгу. Благодаря Вашим усилиям, мы наконец обрели духовного водителя, который близок сердцу, которому можно открыться в таинстве Покаяния. Мой вопрос от имени многочисленных прихожан, которые обрели духовника в лице отца Александра из храма Успения в Новой Утке. На сегодняшний день батюшка лишен служения, а мы лишены Исповеди и Причастия, духовника. Скажите, Владыка, что нам сейчас делать? Где взять духовника?
 – К сожалению, ситуация с отцом Александром сложная. Ко мне многие обратились с подобными просьбами, и я всем говорю, чтобы отец Александр сам пришел ко мне, и мы все эти вопросы решим, потому что от него очень многое зависит. Он лишен возможности служить в Новой Утке по его вине. Если бы он прислушивался к голосу, как нужно себя вести, этого бы не случилось. Поэтому жалко, что он, имея столько духовных чад, повредил им своим не совсем правильным поведением, себе и всей нашей епархии нанес такую неприятность. Пусть он сам придет ко мне, он знает мой телефон и знает, куда прийти, – пускай приходит в любое время, и мы сможем этот вопрос решить. Я нескольким так говорил, но, к сожалению, уже больше месяца он не приходит.
 – Теперь уже даже по телевизору приглашают…
 – Да, приглашаю.
 – Владыка, у нас сегодня очень острые вопросы и в эфире, и те, которые заранее пришли. Вот такой вопрос: почему во многих храмах на клиросе у певчих на голове шляпки, кепочки, беретики – все что угодно, но не платочки?
 – К сожалению, люди гоняются за модой, а не за благочестием. Слава Богу, что хоть что-то надевают, не оставляют голову совсем непокрытой. Но лучше были бы, конечно, наши традиционные женские головные уборы, которые присущи церковной жизни. Я тоже это заметил и вижу, что не только на клиросе, но и в храме уже пожилые женщины ходят не в платочках, как это принято у нас, но в каких-то кепочках, причем частенько «чем страшнее, тем лучше». А ведь мы должны своей внешностью показать добродетели наши: и целомудрие, и кротость, и смирение, и благочестие, и повиновение воле Божией, и так далее – много чего мы можем показать одеждой, внешним видом. И мы должны это показывать, потому что мы призваны быть примером для других в христианской жизни. Но мы подражаем, к сожалению, людям, имеющим манеру распутных женщин, и их одежду носим, а не целомудренную женскую одежду, которая присуща серьезной женщине, думающей о своем спасении и о том, чтобы не быть соблазном для других. Соблазн – это величайший грех, про который Господь сказал: «Лучше повесить мельничный жернов на шею и броситься в море, чем кого-то соблазнить». А сейчас идет огульный соблазн со всех сторон. И почему-то мало кто задумывается, что поведение, внешний вид могут быть соблазном для окружающих, и сотни людей губятся, развращаются. И от этого соблазна возбуждаются страсти, которые мучают человека, и его тянет на какие-то грехи и пороки, разврат… Поэтому получается, что мы сами ввергаем человека в грех, в беззаконие вместо того, чтобы своим поведением отвращать от греха и приводить к добру, к благочестивой жизни, хотя называемся православными христианами и ходим в церковь.
 – Есть звонок, Владыка. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Добрый вечер. Владыка, у меня к вам два вопроса. Первый: я читала православную книгу, ответы священника на вопросы прихожан. Там написано, что в период женской нечистоты женщина может читать дома Евангелие и использовать воду с малого водосвятия, не крещенскую. Действительно ли это так? Простите за мое недоверие.
 И второй вопрос. Я понимаю умом, что наш грех детоубийства, аборт, очень тяжел, и он влияет на всю нашу страну. Но вот как быть, можно ли читать правило схимонахини Антонии? Мы с батюшкой, который окормляет наш поселок, разговаривали на эту тему. И меня, и его насторожило, что там мы просим Бога окрестить души убиенных младенцев. Но опять же, в молитве, которую дал мне духовный отец, есть такие слова: «Окрести, Господи, по множеству щедрот Твоих эти души». Я читала книгу, не помню название, – подобное правило было у схиигумена Саввы, которое он давал своим чадам. Спаси Вас Господи, Владыка. Разрешите наши недоумения.

 – Что касается второго вопроса – о крещении душ, загубленных в грехе аборта, то это недопустимо, неправильно: никто не может крестить эти души, потому что они у Бога, и мы можем только молиться, чтобы Господь помиловал их. Мы уже несколько раз говорили, что этот грех можно искупить своей добродетельной жизнью и молитвой, благочестием, духовным и нравственным совершенствованием в разных добродетелях. И особенно тревожно, что мы теряем в нашей стране, к сожалению, добродетель милосердия. Господь говорил: «Суд без милости не сотворшим милость». Если мы хотим быть помилованы на Страшном Суде за этот тяжкий грех, нужно совершать дела милосердия, а дела милосердия есть материальные и духовные – можно и то, и другое делать на каждом шагу. Это во-первых. А во-вторых, конечно, одно из важных дел милосердия – это помощь страждущим, особенно брошеным детям. Можно их взять к себе домой и воспитывать их в Православной вере, тем искупая грех, который совершили в свое время по неразумию. Сейчас возможностей очень много, поэтому нужно молиться, чтобы Господь открыл, дал силы – взяться и делать.
 Что касается первого вопроса, то действительно, я помню, еще у отца Кирилла спрашивал, что делать в таких случаях, что посоветовать женщине? Читать Евангелие или не читать? Пить святую воду или не пить? Он мне говорил, что первые 2–3 дня, когда большой кризис, можно воздерживаться от употребления крещенской воды, а Евангелие читать нужно всегда: это хорошо. И молиться тем более нужно.
 – А с малого водосвятия?
 – Даже с малого водосвятия воздержаться.
 – Алексей тоже острый вопрос задает: «Профессор Осипов говорит, что за некрещеных и самоубийц в Церкви не молятся. Почему тогда в церквах молятся о правительстве, об армии – «о властех и воинствах», где есть не только некрещеные, но и, судя по некоторым делам, даже и сатанисты?»
 – Мы молимся о властях, потому что это повеление Божие, которое написано в Священном Писании Нового Завета. Когда об этом говорилось, еще в первом веке христианства, власть была языческая. И поэтому Господь благословил нам молиться за власть, чтобы нашими молитвами Господь обратил эту власть в благочестие, в веру Православную. Так же и воинство – тоже не все там безбожники и сатанисты, там есть очень много верующих и добродетельных людей, поэтому молимся мы и за них. А кто еще не стал православным, – мы молимся, чтобы стали. Мы молимся о мире всего мира, о всех людях молимся, чтобы Господь их посетил и привел в Церковь, к церковной жизни. Вот это наша задача. В советское время, например, у нас власть была богоборческая, атеистическая, но мы молились за эту власть. И благодаря молитве сейчас жизнь в нашей стране совсем другая, отношение к Церкви совсем другое. Нельзя сказать, что вся власть стала православной, верующей в Бога, но все равно многое изменилось к лучшему. Поэтому молитва о власти очень важна – Господь знает важность такой молитвы, поэтому и дал нам такое повеление.
 – Из Смоленской области звонок в прямом эфире. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как относиться к ИНН? Я из Смоленской области звоню; на работе у нас, возможно, сейчас будут требовать, чтобы приняли ИНН. Я написала отказ от ИНН – уже давно, потому что наш священник говорил: нельзя принимать ИНН. А вот недавно я слышала, что митрополит Кирилл сказал: ИНН не имеет никакого отношения к религии. Скажите, пожалуйста, как мне поступить? Спасибо.
 – Митрополит Кирилл много раз говорил об ИНН и очень активно участвовал в решении этого вопроса на государственном уровне, потому что многие люди смущаются ИНН, хотя он к нашей вере не относится совсем. Это больше государственный вопрос, который должно решить государство. И были заседания Синода нашей Церкви, на которых говорилось, чтобы власть имущие приняли решение: если люди не хотят или смущаются ИНН, чтобы могли тоже платить налоги, зарплату получать и так далее. Но сейчас мы видим, что большинство приняли ИНН и нет никакого недовольства по этому поводу. Нужно прислушиваться к голосу нашей Церкви, которая призывает не смущаться и не выражать резкие недовольства, не считать, что это повод для расстройства в отношении к нашему спасению. Некоторые люди говорят, что ИНН – это путь к принятию антихриста. Господь сказал и пророчествовал в Свое время, что будет Второе Пришествие Христа Спасителя, будет пришествие антихриста. Это должно будет случиться. Но случится оно тогда, когда оскудеют вера наша, любовь наша к Богу, к людям, к добродетельной жизни. И если некоторые люди считают, что это признаки пришествия, то у нас есть возможность не прятаться от ИНН, а идти больше в народ и показывать людям пример христианской, добродетельной жизни, чтобы не оскудели вера наша, любовь к Богу, а преумножались. Поэтому нужно потрудиться активно, чтобы по всей нашей стране было больше благочестия, добродетельной жизни, больше добра, любви, милосердия, больше добродетелей христианских, которые нас созидают. И если мы все возьмемся за труд преображения нашей души, изменения жизни к лучшему, ко Христу, к христианской жизни, то, конечно, вопрос об ИНН не будет стоять; он просто исчезнет.
 – Владыка, благословите добавить, что по действующему законодательству ИНН обязаны принимать частные предприниматели и нотариусы. Если вы не частный предприниматель и не нотариус, не частный юрист, то на работе вас в принудительном порядке заставлять принимать ИНН не имеют права. Это уже действительно вопрос не богословский, а юридический. Вам просто нужно обратиться в какую-нибудь юридическую консультацию, и если вы считаете нужным свои права отстаивать, то отстаивайте таким образом…
 Людмила из Самары спрашивает: не странно ли в Екатеринбурге одновременно помнить и чтить и Святых Царственных Страстотерпцев, и их палачей – область носит имя Свердлова, есть улицы, площади, памятники палачей, в том числе недалеко от Храма-на-Крови. Делает ли Церковь что-нибудь для переименования? Даже в Самаре возникает у людей такой вопрос.

 – Это не дело Церкви – заниматься переименованием улиц, области. Конечно, мы понимаем и знаем, кем был Свердлов. И сейчас есть много документов, статей ученых, историков, академиков, которые говорят, кем был Свердлов, чем он занимался, какие дела совершал. Всем ясно, но, видно, еще не созрел наш народ, чтобы принимать решение о переименовании области из Свердловской в Екатеринбургскую, как она была названа. Великомученица Екатерина – величайшая святая нашей Церкви, и для нас должно быть большой радостью, что мы можем называться именем такой великой святой.
 – Всемирно известной…
 – Да, всемирно известной. Это была мудрейшая девушка, грамотная, очень образованная. Она достигла очень высоких нравственных совершенств. И нравственность святой великомученицы Екатерины должна нас подвигать к добру и ко всему благому, посылать нам от Бога ходатайства и милость Божию. Это очень хорошо было бы. Но это решает народ, люди. Поэтому я и говорил о важности участия народа в выборах – человек выбирает, он имеет право сказать свое мнение. Это не значит, что нужно войной или оружием вставать против власти, и делать, как мы хотим. Можно цивилизованно, спокойно изложить свои пожелания, и тогда власть, которую мы избрали, должна слушаться, потому что мы ее предложили на такой пост. И тогда вопрос решится быстрее. А мы не ходим на выборы, не выбираем никого, не боремся и хотим, чтоб у нас все было хорошо…
 – Владыка, в Свердловской, все еще Свердловской, области есть маленький поселок, называется Белоречка. Там очень активные и радиослушатели, и телезрители; по-моему, там даже храма нет в самой Белоречке, и поэтому люди смотрят телеканал «Союз», слушают радио «Воскресение». И вот сейчас дозвонились в прямой эфир из Белоречки. Говорите, пожалуйста!
 – Здравствуйте. Еле-еле дозвонилась. Благодарю Вас за все. У нас, конечно, нет храма; ничего, батюшка ездит, нас окормляет. Вот я спросить хотела: некоторые батюшки приезжают на богослужения и не дают руку целовать. Это положено или не положено? Вот я смотрю когда службы по телевидению, батюшки и Вы подставляете руку. А вот некоторые батюшки не дают. Объясните, пожалуйста.

 – Конечно, батюшка, может быть, по своей скромности не дает, но традиционно после получения благословения от священника целуется рука. Но, к сожалению, есть еще отголоски советского периода нашей жизни, когда людей верующих унижали и оскорбляли, что они целуют руки…
 – Попам…
 – Да, что попов всяко величают – зачем их так величать? Поэтому, чтобы не смущать некоторых (ведь считалось унижением человеческого достоинства – как человек может целовать руку у человека?!), некоторые священники так поступают.
 Конечно, сейчас потерян смысл целования. А почему целуют руку благословляющего священника? Потому что через эту руку подается благодать Божия, благословение Божие. И человек в благодарность целует руку, благодаря Самого Бога и священника, носителя благодати священства – вот такое чувство благодарности. Конечно, если священник видит, что человек хочет целовать руку, то он не должен препятствовать. Но есть такие люди, которым даешь руку, а они отвращаются, ставят священника в неловкое положение. Сейчас такое время, когда люди вновь возвращаются к нашим традициям, глубже понимают все действия христианина по отношению к Церкви и священнику, так что все встанет на свои места; но пока что есть такое раздвоение. Не все знают и понимают, а некоторые даже обижаются, что им протягивают руку, чтоб целовали ее, отвращаются. Вот такая бывает ситуация, поэтому иногда священник, чтобы не попасть в такое положение, не дает руку.
 – Елена Ивановна из Волгоградской области задает такой вопрос: «Я старообрядка, но так как рядом нет старообрядческой церкви, хожу в православную. Правильно ли я делаю?»
 – Конечно, правильно; всегда так люди делали.
 – И вот вопрос немного от обратного – Татьяна из Екатеринбурга спрашивает: «Моя внучка долго не решалась креститься, а теперь решилась, но в старообрядческой Церкви. Что делать? Лучше отговорить и пока не креститься? Или Крещение в старообрядчестве равнозначно православному? Или пусть сначала покрестится в старообрядчестве, как первый шаг к Богу?»
 – Если она православный человек, то лучше креститься в Православной Церкви, чтобы потом не перекрещиваться. Сейчас ведь не те времена, когда не было церквей рядом. Что было – то и было: старообрядчество было – там и крестились, хотя корни православные, давние. А сейчас такой проблемы нет – пожалуйста, можно пойти в церковь, есть у нас огласительные беседы, есть церковно-приходская школа. Можно услышать беседы о таинстве Крещения, узнать смысл и значение этого великого таинства, что требуется от христианина. И после такого собеседования и выяснения своих личных вопросов осознанно уже можно прийти в церковь и покреститься в купели. Сейчас для взрослых у нас есть специальные купели, куда можно окунуться полностью, с головой, как положено было по Уставу Церкви. Препятствий к этому нет. Это было бы хорошо, если бы человек сразу пришел в Церковь Православную
 – Николай из Челябинской области: «Я вел аморальный образ жизни, пил, вызывал духов, а теперь слышу голоса – то женские, то мужские, то они есть, то их нет, они то смеются, то запугивают. Я лежал в психиатрии, но врачи шизофрении не признали. Сейчас я начал захаживать в храм, но все равно то ухожу в запой, то начинаю работать. Врачи ничем мне помочь не могут. Может ли мне чем-то помочь Церковь? И что мне делать?»
 – Это показатель того, что шутить с бесами нельзя. Поначалу думали, что это хорошо: вызывать духов, спрашивать и так далее. Это приманка, чтобы примкнуть к общению с бесовской силой, а эта сила злая, она приносит неприятности. И вот мы видим результат такого действа, которое совершил человек. И сейчас бесы его мучают, не дают покоя ни днем, ни ночью. Поэтому всем вам, дорогие братья и сестры, советую: не увлекайтесь оккультными делами, вызыванием духов, потому что это очень, очень опасно: потом враг будет мстить в течение всей жизни, покоя не даст.
 Конечно, есть средства, есть возможность освободиться, но для этого нужен очень сильный подвиг самоотречения, подвиг молитвы Богу, святым угодникам Божиим, чтобы Господь помиловал и простил этот тяжкий грех и освободил от бесовской силы. Чем чаще человек будет ходить в церковь, чем больше будет приступать к таинству Покаяния, чем больше приблизится к исполнению воли Божией, отрекаясь от своей греховной воли, тем больше надежды на освобождение. Почему человек пошел по греховному пути? Потому что он хочет выполнять свою волю и отрекся от воли Божией. А сейчас надо наоборот – отрекаться от своей воли и больше совершать волю Божию. И Господь помилует и простит, отгонит от человека силу бесовскую, которая его сейчас мучит. Есть возможность освободиться, но нужно потрудиться.
 – Сергей из Екатеринбурга спрашивает: «Правда ли, что Спаситель уже ходит по земле в образе простого человека?»
 – Нет, неправда. Господь ходил по земле простым Человеком 2008 лет тому назад, когда Он родился. И жил на земле в течение 30 лет с половиной, потом был распят, воскрес, вознесся на небо с пречистой Плотью, и сидит одесную Бога Отца. Но Он, конечно, с нами, он всегда нам помогает, Он содействует нашему спасению, потому что без Него мы не сможем спасаться от греха и порока, достигнуть вечных благ. Да, Господь с нами, и мы, по Его слову, знаем, что Он придет со славою во Втором Своем Пришествии, чтобы судить весь мир. Будет судить весь мир и определит вечную участь каждого человека.
 – Наверное, Сергею можно порекомендовать почитать Новый Завет…
 – Конечно. К сожалению, есть секта виссарионовцев, где почитают Виссариона за Христа. И если почитать Евангелие, то там как раз об этом говорится, что придут последние времена, когда будет много лжехристов. Обо всем этом – о нашем времени, о Виссарионе – говорилось еще 2000 лет назад. Поэтому не нужно соблазняться этими движениями; к сожалению, я слышал, и в нашей области где-то есть приверженцы секты Виссариона, и в других местах. Не попадайте в секты и не губите свою душу, а идите по пути нашей Церкви, которая уже 2000 лет вещает о нашем спасении и призывает к совершенствованию. Не ищите что-то другое, особое – не найдете; найдете только заблуждение, которое приносит нам и пагубу, и неприятности.
 – Александр из Карелии спрашивает: «Возможно ли сейчас наложение таких строгих епитимий, как в древности? Почему практика священнослужителей изменена в сторону очень сильного смягчения?»
 – Да, сейчас если быть строгими, как это было несколько сот лет назад, то многие бы даже и не ходили в церковь. Мы привлекаем людей к церковной жизни с большим трудом, и они трудно удерживаются в церковной жизни, потому что срываются и живут опять своей обычной жизнью, не ходят в храм. А если мы за то, что человек не ходит в церковь, отлучим его от Церкви на 30 лет, например, как это было положено, то он с радостью скажет: «Хорошо, через 30 лет я приду, и буду ходить, если захочу». Отлучение в старые времена было наказанием – люди к этим вещам относились очень серьезно, боялись, что будет наказание Божие, какие-то трудности в жизни. Поэтому человек, боясь получить такие наказания, ходил в церковь и трудился во славу Божию. А сейчас у людей ослабли вера, благочестие и преданность воле Божией. Поэтому такими прещениями, строгостью привлекать к церковной жизни сложно, тяжело и, может быть, даже невозможно.
 – То есть надо сначала научить, а потом уже судить по всей строгости…
 – Да, когда человек будет понимать, что такое церковная жизнь, ее нарушение, что оно несет за собой, и будет отлучен хотя бы на год – он уже будет содрогаться, бояться. А когда он этого не знает, что ему? Хоть на сто лет отлучай – ему все равно.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий: «Церковь влияет на жизнь страны не через политическую борьбу, а через укрепление духовно-нравственных основ бытия человека и народа»

Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «Русская мысль» 21 марта 2008 г.   — В России недавно прошли очередные президентские выборы.

 
Интервью

Протоиерей Артемий Владимиров: «Сегодня очень важно, чтобы в школах и детских садах педагоги вновь восприняли все богатство отечественного наследия педагогики, чтобы родители были рады доверить им своих детей»

Беседа в прямом эфире телеканала «Союз» 13 февраля 2008 года.  – Здравствуйте, дорогие друзья.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс