Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (455) → Гибель Византии — урок для России

Гибель Византии — урок для России

№38 (455) / 8 октября ‘07

История

  (Окончание. Началов № 36–37)

  Держава приобрелаогромный вес на международной арене.

Вступила в союзы с Болгарией, германскимимператором. Даже татаро-монголы, сокрушив сельджуков, на Никейскую империюне пошли, заключили с ней договор о мире и дружбе. Ватаци допустил в свои портыи итальянцев, но ввел закон – всем подданным под страхом «бесчестья» предписывалосьпользоваться только изделиями отечественного производства. Был создан мощныйфлот, для ограждения от соседей построена система крепостей со складами оружия.На службу в богатую Никею стали переходить и западные рыцари! Хотя основой оставаласьнациональная армия. Войска Ватаци совсем очистили от крестоносцев Малую Азию,переправились в Европу, заняли Фракию, Македонию. Штурмовать КонстантинопольВатаци не спешил во избежание больших жертв. Считал, что он никуда не денется,рано или поздно падет.
  Но политикой «народныхцарей» была очень недовольна знать, магнаты — ведь при Ласкарях выдвигалисьне родовитые и богатые, а способные. Неоднократно возникали заговоры. И третийимператор этой династии Феодор II в 1258 г. скончался от странного недуга. Очевидно,был отравлен. Знать тут же учинила переворот. Музалон, регент при 8-летнем царевичеИоанне, был убит, его место занял глава заговора Михаил Палеолог.
  А в 1261 г. случилосьто, чего давно ждали. Никейский отряд всего из тысячи всадников ехал по другимделам, попутно узнал, что охрана Константинополя слаба, и внезапным налетомзахватил город. Но это стало началом не возрождения Византии, а ее агонии. Въехавв столицу, Михаил Палеолог на волне торжеств провозгласил себя единовластнымимператором, а мальчика Иоанна велел ослепить и заточить. Это вызвало волнувозмущения, и патриарх Арсений отлучил Михаила от Церкви, а малоазиатские «казаки»восстали. Но царь уже успел сформировать наемное войско, привлек турок и подавилмятеж жесточайшей резней населения.
  Перенос столицыознаменовал и резкий поворот в политике. Вернулись на круги своя прежние византийскиенравы, амбиции, зло-употребления. Царь транжирил огромную казну, накопленнуюЛаскарями, на восстановление былого имид-жа Константинополя, своего двора. У руля государства снова оказались магнаты, олигархи, жулики. Восстановилась и западническая ориентация. Только вместо венецианцев Михаил зазвал генуэзцев– и рядом с Константинополем возник их экстерриториальный город Галата. А оппозиционногопатриарха император сместил, обратился в Рим и в 1274 г. заключил с папой первую,Лионскую, унию. На тех православных, кто отказывался признать ее, обрушилисьрепрессии.
  Результаты былиплачевными. Западные короли Византию все равно не признали, поддерживали латинскиекняжества, сохранившиеся в Греции. Зато Михаил смертельно поссорился с Болгариейи Сербией. В эти страны началось повальное бегство православного византийскогонаселения. После смерти Михаила в 1282 г. его сын Андроник II постарался выправитьположение. Расторг унию. Но выяснилось, что его отец успел растратить всю казну.Андронику пришлось расформировать флот, сокращать армию. И вернуть прежние владенияВизантия так и не смогла.
  Усугубило разброди то обстоятельство, что Палеологи в угоду знати ослабили централизацию – перенялиот Латинской империи систему феодальной раздробленности. И на Балканах пошлаполная мешанина. Ромеи, сербы, латиняне, болгары увязли в драках друг с другом.Причем у латинских баронов шли свои разборки, у сербов, болгар, византийцевтоже; заключались самые причудливые союзы. То латинские князья признавали себявассалами Палеологов, то ромейские архонты или претенденты на престол вступалив альянс с врагами Константинополя.
  А в это время в Малой Азии возникла новая турецкая общность – османы. В отличие от сельджуков(и византийцев), они строго поддерживали политическое единство, дисциплину.И охотно инкорпорировали в свою среду посторонних, если те принимали османскиепорядки. Никакого «турецкого завоевания» империи фактически не было. Османыпросто начали заселять пустующие земли, которые обезлюдили сами Палеологи, уничтоживвосставших «казаков». Остатки местного населения добровольно переходили в ислами умножали ряды турок – ведь Константинополь только драл с них три шкуры, не давая взамен ни безопасности, ни справедливости, ни порядка, а в рядах османовлюди получали защиту, чувство общности, спайки.
  Правительство этотпроцесс поначалу не тревожил. Оно было занято проблемами «европейской политики»,борьбой с соперниками на Балканах. Османы же казались не опасными и весьма полезными– за неимением национальной армии Палеологи привлекали их для участия в своихвойнах. Но в 1354 г. турки на лодках вдруг переправились через Дарданеллы, обосновалисьв Галлиполи и стали заселять Фракию и Македонию, перед этим опустошенные гражданскойвойной между Иоанном V Палеологом и Кантакузеном. Только тогда правительствосхватилось за головы, но сделать уже ничего не могло. К османам стали переходитьгреческие архонты, превращаясь в турецких беев. Или даже сохраняя христианство– султаны в то время были веротерпимы. Без боя сдавались города. И оказывалисьв выигрыше. Например, захолустный Адрианополь (Эдирне) с 15 тыс. жителей султанМурад сделал своей столицей, и вскоре он разросся в роскошный центр с населением200 тыс.
  О том, до какойстепени упал престиж византийских императоров, говорит поездка Иоанна V в Европу– молить о помощи. В 1369 г. он явился в Рим. Не лично, а через секретарей представилграмоту о согласии принять унию. Лишь после этого папа принял его, позволилпоцеловать туфлю и принести присягу на верность. Потом Иоанн отправился к французскомудвору, но ничего не добился, кроме новых унижений. А на обратном пути венецианцыарестовали императора за долги. Благо сын Мануил выручил, прислал денег. Нуа когда Иоанн вернулся, султан цыкнул на него и указал: то, что за стенами Константинополя– твое, а вне стен – мое. И император смирился. Признал себя вассалом Мурада,стал платить дань. Даже участвовал в походах на свои же города, которые не желалисдаться султану. Турки поочередно подчиняли враждующие между собой балканскиенароды. Сперва болгар, затем разделенных на четыре княжества сербов — толькоодин раз они смогли объединиться, но были разгромлены в 1389 г. на Косовом поле.У Палеологов же остались лишь Константинополь, Морея и еще несколько клочковвладений. О национальном сопротивлении в Византии теперь даже не помышляли.Шла борьба между партиями – пораженческой «туркофильской» и «западнической»,уповавшей на спасение со стороны Европы. Государство, несомненно, погибло бына полвека раньше, когда «западники» понадеялись на антитурецкий крестовый поход.Однако султан Баязид в 1396 г. разбил рыцарей под Никополем и осадил изменившийКонстантинополь. Спасла случайность – из Азии вторгся другой завоеватель, Тимур(Тамерлан), и сокрушил Баязида. При этом император Мануил признал себя вассаломТимура, согласился платить ему такую же дань, как султану. Но Тамерлан ушел,а турки остались. История последних Палеологов вообще жалка. Они продавали оставшиесяу них города и острова, формальные права на земли, которыми уже не владели.Императоры, их братья и сыновья грызлись между собой за уделы. Судились у султана,жаловались ему друг на друга и подкупали визирей, чтобы добиться решений в своюпользу. Западная ориентация очередной раз взяла верх при Иоанне VIII. Была отправленаогромная делегация в Италию, и в 1439 г. вторично заключена уния, Флорентийская.
  Но и это ни к чемухорошему не привело. В Европе начиналась эпоха Возрождения, и в Риме уже царилополное разложение нравов. На папском престоле оказывались взяточники, гомосексуалисты,убийцы. Лоренцо Медичи называл Рим «отхожим местом, объединившим все пороки»,а Петрарка писал: «Достаточно увидеть Рим, чтобы потерять веру».
  О том, до чегодокатилось католичество, в Византии знали. Большинство населения и священниковунию отвергло, от нее отреклись даже те иерархи, которые подписали ее. Вместонационального единения получился раскол. В главный храм Святой Софии народ пересталходить. Дошло до того, что униатский патриарх Григорий Мелиссин предпочел сбежатьв Рим, а замену ему не решались поставить, и в критический момент страна осталасьбез патриарха. Этим воспользовались турки, объявили себя покровителями Православия.Поль-зовались и проходимцы – царевич Димитрий провозгласил себя главой православнойпартии и под этим предлогом просил у турок посадить его на престол (хотя одновременнозаключил тайный договор с латинянами об оккупации остатков Византии). Западникакой реальной помощи не оказал. Правда, папы подталкивали европейских королейвыступить против турок, но собственные средства тратить не спешили, расходуяих на строительство в Риме, на свой двор и развлечения.
  Последним императоромВизантии стал Константин XII – храбрый солдат, но политик никудышний. Он тожерассчитывал на поддержку Европы. А в 1451 г., когда умер султан Мурад II, переоценилвнутренний разлад у османов, попытался шантажировать нового монарха МухаммедаII, угрожая принять сторону его конкурентов. Но султан быстро навел порядоксреди подданных и решил наконец-то ликвидировать гнездо интриг посреди своихвладений. В 1453 г. турки обложили Константинополь с суши и моря. Западные «друзья»,венецианцы и генуэзская Галата, поспешили заверить султана в своей лояльности,чтобы их владений не трогали. Не подали помощи и братья императора Фома и Димитрий,деспоты уделов в Морее, – они в это же время, призвав в союзники турок, пыталисьотхватить земли у албанцев. Когда же Константин призвал к оружию население столицы,из 200 тыс. жителей откликнулось лишь 5 тыс. Византийцы совсем утратили воинскийдух, даже и не представляли себя в роли солдат. Кроме добровольцев, на оборонувышли дружина наемников и отряд из иностранных моряков – вместе 2 тыс. Эта горсткасражалась доблестно, отбила несколько атак. Но силы были слишком неравны, рядызащитников таяли, а замены им не было. 29 мая турки ворвались в город. Императори его соратники погибли. А остальные жители на самозащиту оказались уже не способны.Забились по домам и ждали, когда их кто-нибудь выручит или вырежет. Их и вырезали,а 60 тыс. продали в рабство. После чего Мухаммед II без труда раздавил осколкиимперии в Морее и Трапезунде.
  Но обвинять турок,что они «варварски» уничтожили великую Византию, совершенно несправедливо. Еепогубили собственные правители, олигархи, воры, апатия и деградация населения.Даже Константинополь достался завоевателям в полном упадке. Большинство дворцов,храмов, общественных сооружений уже давно лежало в развалинах – для их ремонтане находилось ни средств, ни желания. Островки обитаемых кварталов перемежалисьобши-рными пустырями и зонами руин, заросших травой и кустарником, где пасликоз и овец.   Красивыебольшие дома успели смениться неуклюжими грубыми лачугами. Для их постройкижители воровали камни и кирпичи из аварийных памятников архитектуры. Мраморпережигали на известку. Древние медные и бронзовые статуи переплавили на монеты.Так что турки отнюдь не разрушали Константинополь, а наоборот, заново его отстраивали,превращая в свой Стамбул.
  Что ж, Византия– это «дела давно минувших дней». Куда печальнее, что история повторяется. И наш «третий Рим», увы, следует по пути «второго». Причем находится сейчас где-то на уровне эпохи Комнинов, а то уже и Ангелов. После чего, напомню, последовалираспад, интервенция, кратковременное национальное возрождение и окончательнаякатастрофа. Но пойдет ли Россия и дальше по этой дороге в пропасть, суждено ли Москве извлечь уроки из горького опыта Константинополя, конечно же, будетзависеть не от «роковых совпадений», а от самих россиян.

Валерий ШАМБАРОВ
Фото игумена Димитрия (Байбакова)


© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
События в России и мире

Служба коммуникации ОВЦС опровергает появившиеся в ряде СМИ сообщения о якобы имевшем место совместном православно-католическом богослужении в Соборе Парижской Богоматери

  В связи с появлениемв ряде средств массовой информации сообщений о якобы имевшем место совместномбогослужении православных и католиков в cоборе Парижской Богоматери, Службакоммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступилас официальным заявлением.  «В ходе своегопребывания в Париже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонилсявеликой святыне христианского мира – Терновому венцу Господа Иисуса Христа,хранящемуся в cоборе Парижской Богоматери.

 
Образование и воспитание

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет славится традициями и людьми

  Свято-Тихоновскомугуманитарному университету в нынешнем году исполняется 15 лет, а его отделению,которое находится в Екатеринбурге, – 13 лет. За прошедшее время это учебноезаведение несколько раз меняло свое название: сначала это был экстернат, затемЦентр дистанционного обучения, а сейчас Пункт дополнительного консультирования.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс