Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
18 июля – дата,русским людям хорошо известная. В этот день в 1918 году в Екатеринбурге большевистскойвластью было совершено одно из величайших злодеяний – убийство православногоЦаря и его Семьи.
Однако далеко не каждому из нас известно, что почти в то жесамое время в 180 километрах от Екатеринбурга в городе Алапаевске произошлаещё одна трагедия…
Элла родилась20 октября 1864 года. Она была второй дочерью Великого герцога Гессен-ДармштадтскогоЛюдвига IV и принцессы Алисы, внучкой английской королевы Виктории. Её младшаясестра Алиса позднее стала российской императрицей Александрой Феодоровной.
С детскихлет девочка была религиозна, вместе со своей матерью участвовала в делах благотворительности.Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Тюрингской,в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских,прославилась делами милосердия.
Элла считаласьодной из первых красавиц среди европейских принцесс, обладала очень приятнымголосом, хорошо пела, рисовала, составляла с большим вкусом букеты цветов. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата российскогоИмператора Александра III. После замужества жила с супругом в его подмосковномимении Ильинском, где по её настоянию была устроена больница, а также периодическипроходили ярмарки в пользу крестьян.
Элла в совершенствеовладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя протестантизм– веру своих родителей, – она посещала православные богослужения. В 1888 годувместе со своим мужем Элла совершила паломническую поездку в Иерусалим, послечего вскоре написала своему отцу: «Я всё время думала, читала и молилась Богу— указать мне правильный путь. И пришла к заключению, что только в православиия могу найти настоящую и сильную веру, которую человек должен иметь, чтобы бытьхорошим христианином».
13 апреля1891 года, в Лазареву субботу, над молодой княгиней был совершён чин принятияв Православную Церковь с именем Елисавета Феодоровна. В том же году её супругбыл назначен генерал-губернатором Москвы.
В 1892 годукнягиня Елисавета организовала благотворительное общество, чтобы «призреватьзаконных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права,в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Со временем «Елисаветинские»комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездныхгородах Московской губернии. Кроме того, Елисавета Феодоровна возглавила Дамскийкомитет Красного Креста, а позднее она была назначена председательницей Московскогоуправления Красного Креста.
С началомрусско-японской войны княгиня Елисавета организовала Особый комитет помощи воинам,при котором в Большом Кремлёвском Дворце был создан склад пожертвований в пользусолдат: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировалипоходные церкви.
В феврале 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь ЕлисаветыФеодоровны. Её супруг, князь Сергей Александрович, погиб от взрыва бомбы революционера-террористаИвана Каляева. По свидетельству очевидцев преступления, княгиня, прибывшая к месту взрыва, в ужасе застыла на месте, а затем молча, без крика и истерики,стоя на коленях в снегу, начала собирать и класть на носилки части тела своегомужа… Трагедиюпереносила с достоинством. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюроднаясестра убитого Сергея Александровича, писала о ней: «Это чудная, святая женщина.Она, видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её все выше и выше!». На третий день после происшедшего Великая княгиня посетила в тюрьме убийцу своегосупруга: она публично простила «раба Божьего Ивана» и оставила ему образок и Евангелие. После чего подала прошение Императору Николаю II о помиловании террориста,но оно не было удовлетворено.
С этого моментаЕлисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу – через служение людям.Она продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежаладинастии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбус четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 годуМарфо-Мариинская обитель.
При созданииобители был использован как русский, так и европейский опыт. Так, сёстры, жившиев обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Однако в отличиеот монахинь по истечении определённого срока могли уйти из обители, создатьсемью и быть свободными от данных прежде обетов. Они получали в обители серьёзнуюпсихологическую, духовную и медицинскую подготовку (лекции по медицине им читалилучшие врачи Москвы).
По плануЕлисаветы Феодоровны, обитель должна была оказывать духовно-просветительскуюи медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду,но помогали в трудоустройстве, а также устраивали в больницы. Нередко сёстрыуговаривали родителей, которые не могли дать детям нормальное воспитание (нищие,пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уходи профессию.
В обителибыли созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдаваласьбесплатно, приют, бесплатная столовая и множество других учреждений. В Покровскомхраме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинскогои Географического обществ, духовные чтения и другие мероприятия.
Поселившисьв обители, Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживалаза тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, а днём трудилась нарядусо своими сёстрами. Обходя беднейшие городские кварталы, часто посещала Хитроврынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетнихдетей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полноеотсутствие превозношения над обитателями трущоб.
Во времяПервой мировой войны княгиня Елисавета активно заботилась о помощи русской армии,в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которымибыли переполнены госпитали, – в результате чего была обвинена в пособничественемцам.
ОтречениеИмператора Николая II от престола стало для нее большим ударом. Душа её былапотрясена, она не могла говорить без слёз. Елисавета Феодоровна видела, в какуюпропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе. В её письме тоговремени есть слова: «Я испытываю такую глубокую жалость к России… Разве этотеперь не больной ребёнок, которого мы любим в сто раз больше, чем когда онздоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему…»
После приходак власти большевиков она отказалась покинуть Россию и уехать на свою этническуюродину, хотя имела такую возможность. Великую княгиню арестовали на третий деньпосле святой Пасхи 1918 года. Елисавета Феодоровна была выслана из Москвы в Пермь, а затем в город Алапаевск, куда она вместе с сёстрами Мариинской обители– Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой – прибыла 20 мая, где все трое былизаключены под стражу. Позднее ряды узников пополнили князья Сергей Михайлович,Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович, молодой(21 года) князь Владимир Павлович Палей и управляющий делами князя Сергея Михайловича– Фёдор Семёнович Ремез. С ними были также несколько слуг.
Великая княгиняне теряла присутствия духа и в заточении; в письмах наставляла оставшихся сестёрМарфо-Мариинской обители, завещая им хранить любовь к Богу и ближним.
Среди жителейгорода было много сочувствующих узникам из царской династии; люди хотели имхоть чем-то помочь, однако власть пресекала эти намерения.
В июне арестованнымзначительно ужесточили тюремный режим. Алапаевские большевики проявили последнийотблеск человечности, не убив преданных слуг заключённых, как это сделали их сообщники в Перми и Екатеринбурге, но отпустили их на свободу. Предложили уехатьи инокине Варваре, однако та предпочла разделить свою участь с Елисаветой Феодоровной.
В полдень17 июля к узникам явился чекист Старцев с группой большевиков, отобрал у заключённыхих последнее имущество и объявил им, что их всех повезут в другое место.
Поздней ночьюарестованных усадили в повозки. Из города отвозили не всех сразу: сначала женщин,а затем мужчин (причём князья были переодеты в простую гражданскую одежду).И только за городом повозки объединились.
Около часаночи, уже 18 июля, повозки остановились в восемнадцати километрах от Алапаевска,– на дороге, ведущей в деревню Синячиху. Узников заставили сойти с них и повелипо лесной тропе… Затем остановили возле заброшенной и полузатопленной руднойшахты Новоселимской и принялись жестоко избивать прикладами винтовок. Когдакнязь Сергей Михайлович попытался оказать палачам сопротивление, ему выстрелилив затылок.
О том, что случилось дальше, в своё время поведал один из участников тех событий – большевикВасилий Рябов:
- Сначаламы подвели княгиню Елизавету к шахте (по свидетельству другого очевидца, онапри этом сказала: «Господи, прости им: не знают, что делают…») и сбросили еётуда. В течение некоторого времени слышали, как она барахталась в воде. Послечего мы столкнули туда инокиню Варвару. Услышали всплеск воды и затем голосадвух женщин. Затем мы сбросили туда и всех мужчин… И опять через несколько минут– голоса почти всех узников. Мы поняли, что большинство из них не утонули… Тогдая бросил туда гранату. После её взрыва всё было тихо… Мы решили немного подождать,чтобы удостовериться, что все приговорённые мертвы… И вдруг – едва слышный стон…Я бросил туда вторую гранату. И что же вы думаете – через некоторое время из-под земли раздалось пение: «Спаси, Господи, люди Твоя…» Я был в ужасе… Гранат у нас больше не было; однако невозможно было оставить дело незаконченным. Тогдамы решили завалить шахту сухим хворостом и поджечь его… И сквозь густой дымещё долгое время продолжалось их пение…»
Дальше Рябоврассказал, что несколько человек из их группы остались у шахты, а другие вернулисьпод утро в Алапаевск и, зазвонив в соборные колокола, созвали народ и сообщили,что князей «похитили какие-то неизвестные лица». Но нашлись свидетели, видевшие,как арестованных увозили ночью в повозках в сторону Синячихи. И тогда многиелюди поняли, что произошло на самом деле. Некоторые попытались пройти к шахтеНижнеселимской. Однако большевики этому воспрепятствовали…
Когда городзаняли части адмирала Колчака, некий крестьянин рассказал следователю, что в один из тех дней, случайно оказавшись неподалёку от шахты, он услышал доносившиесяиз её глубины слабые голоса, певшие Херувимскую песнь…
Когда телавсех казнённых были извлечены из шахты, оказалось, что голова князя Иоанна былаперевязана тканью от апостольника Елизаветы Фёдоровны. Сама с тяжелейшими переломамии ушибами, женщина даже в таких невыносимых условиях пыталась оказать помощьраненому…
Летом 1919года восемь гробов с останками алапаевских мучеников были перевезены в Читув женский Покровский монастырь. А когда тела Елисаветы Феодоровны и Варварыстали облачать в монашеские одеяния, выяснилось, что тело Великой княгини не было тронуто тлением.
В 1920 году,при отступлении Белой Армии, останки казнённых были перевезены в Пекин и помещеныв храме Преподобного Серафима Саровского.
По желаниюсестры княгини Елисаветы, английской принцессы Виктории, гробы с телами ЕлисаветыФеодоровны и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим, где в январе 1921года они были захоронены в храме святой Марии Магдалины у подножия Елеонскойгоры. Примечательно, что ещё в 1888 году княгиня Елисавета Феодоровна, присутствовавшаясо своим супругом на освящении именно этого храма, произнесла слова, оказавшиесяпророческими:
- Как быя хотела быть похороненной здесь!…
В ноябре1981 года Русской Зарубежной Православной Церковью, а в апреле 1992 года – АрхиерейскимСобором Русской Православной Церкви Московского Патриархата Великая княгиняЕлисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых новомучеников Российских.В 2004 – 2005 годах их мощи находились в России, странах СНГ и Балтии, где импоклонились более десяти миллионов человек. По словам Патриарха Алексия II,«длинные очереди верующих к мощам новомучениц – ещё один символ покаяния русскогонарода за грехи лихолетья, возвращения России на исконный исторический путь…»
В заключениехотелось бы привести строки из письма Елисаветы Феодоровны своему племянникуДмитрию:
«Счастьесостоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым – всего этого можно лишиться.Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты егонайдёшь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливыми тех, кторядом с тобой, и ты сам будешь счастлив…»
Пошли нам, Господи, терпенье
в годину буйных, мрачных дней
сносить народное гоненье
и пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
злодейства ближнего прощать,
и крест тяжёлый и кровавый
с Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
когда ограбят нас враги,
терпеть позор и униженья,
Христос Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
и дай покой душе смиренной
в невыносимый смертный час.
И у преддверия могилы
вдохни в уста Твоих рабов
нечеловеческие силы
молиться кротко за врагов…
Владимир Кузин
Начну с самого главного: русский язык – это наше национальное богатство. Об этом твердили лучшие сыны и дочери России, с этим соглашаются и все культурные люди мира.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.