Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К 140-летию со дня преставления святителя Игнатия
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния,
любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,
смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»
Молитва Св. Ефрема Сирина
Множествораз повторяемую за богослужением молитву преподобного Ефрема Сирина можно услышатьв дни Великого поста, прийдя в храм. Наверное, мы не раз задавались вопросом:почему же именно эта молитва была избрана Церковью и введена в великопостноебогослужение? Ответ на этот вопрос достаточно прост и однозначен.
Именно в то время, когда человек хочет очистить свою душу для радостной встречи с Господомв таинстве Евхаристии, враг рода человеческого (ревнуя более всего о подчинениичеловека своей коварной воле) пытается воздвигнуть всяческие препятствия, с неимоверной силой стараясь не допустить поражающей для него и благостной для нас встречи. Отец лжи и клеветник искони пытается любыми доступными ему средствамиуловить душу человеческую в свои мерзкие сети и сделать её своим храмом. С этой-то целью и искушает нас лукавый более всего в дни Великого поста, пытаясь посеятьв нашу душу тлетворные семена праздности, уныния, любоначалия и празднословия.
Что же за грех праздности и к чему он приводит? Праздность, как учат об этом святые ОтцыЦеркви, – это направленность человеком всех своих жизненных сил, как телесных,так и духовных, не на путь истинного богопознания, а на телесные сиюминутныеудовольствия. Современный человек стал буквально рабом праздности, как будтоне замечая при этом оков и цепей, которыми он сам всё более и более с каждымднём приковывает себя к тленному миру.
Знаменитыйподвижник, писатель-аскет, смиренный наставник монашествующих и мирян святительИгнатий Брянчанинов рассуждая о грехе праздности (рассеянности) пишет следующее:«Безрассудно – провести краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении мелочным, бесчисленным,неудовлетворимым прихотям и пожеланиям, ветренно перебегая от одного чувственногоудовольствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой,величественной, и вместе грозной, вечности».
Как очевидно,что человек, осознавший ничтожность своих собственных усилий в деле спасениясвоей души, ступил на первую ступень лестницы добродетелей. Так несомненно и то, что человек, объятый духом праздности, уже находится на первой ступени лестницы,ведущей к его душевной погибели.
Ведь праздность,или рассеянность, как говорит святой преосвященный Игнатий, «сама карает преданногоей: временем всё прискучивает ему – и он, как не стяжавший никаких основательныхпознаний и впечатлений, предаётся томительному бесконечному унынию».
Очевидностьи актуальность высказывания святителя подтверждается душевным состоянием огромногочисла наших современников. Это те люди, которые, имея, как им кажется, все необходимыеблага для своего счастливого существования, очень часто бывают при этом подверженыдуху уныния.
Страшнымпо своим последствиям для души и, к сожалению, часто встречающимся среди людейявляется также дух любоначалия, именуемый по-другому – гордость житейская, тщеславие.
«Путь искателяславы человеческой – постоянное и разнообразное человекоугодие. Тщеславие питаетсябогатством, знатностью рода, громкими именами, которыми увенчиваются служениеи угодливость миру, и прочими суетными почестями. По такому свойству своемуслава земная и человеческая прямо противоположна славе Божией», – научает нассвятитель Игнатий.
У тщеславногочеловека возникает постоянная необходимость подтверждения и укрепления своейславы среди людей, для чего он заискивает перед людьми, зачастую вступая с нимив праздные разговоры. На самом деле то, что мы привыкли именовать «ни к чемуне обязывающим разговором», или «разговором ни о чем», по сути своей одно из проявлений греха празднословия.
Говоря о грехе празднословия, святитель Игнатий пишет: «Авва Макарий Великий говаривалскитской братии, когда распускал собрание: «убегайте, братия». Один из старцевсказал ему: Отец! Куда бежать нам далее этой пустыни? Тогда Макарий положилперст на уста свои и сказал: «этого убегайте». Сказав, он пошел в келлию и,затворив двери, пребывал один».
Но молитвасвятого Ефрема Сирина не исчерпывается лишь нашей просьбой к Богу о недопущениив нас вышеобозначенных страстей. Далее мы просим Бога о даровании нам добродетелейцеломудрия, смиренномудрия, терпения и любви.
Зачастуюмногие из нас не понимают значения многих церковно-славянских терминов, выражающихто или иное понятие. Типичный случай – это недопонимание, или неправильное пониманиетермина «целомудрие».
В труде «О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям» святитель Игнатийдает такое краткое определение добродетели целомудрия: «Начало целомудрия –неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия –чистота, зрящая Бога».
Следующаядобродетель, которой так не хватает современному человеку, – смиренномудрие.Термин, также требующий пояснения. Итак, «смиренномудрие – правильное понятиечеловека о человечестве: следовательно, оно есть правильное понятие человекао самом себе. Прямое действие смирения, или смиренномудрия, заключается в том,что правильное понятие человека о человечестве и о самом себе примиряет человекас собою, с человеческим обществом, с его страстями, недостатками, злоупотреблениями,с обстоятельствами частными и общественными, – примиряет с землею и небом. Добродетель– смирение – получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечногомира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние,производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением. Когда же намереваемсявместе с состоянием указать и на источник состояния, тогда именуем ее смиренномудрием»,– пишет Преосвященный Игнатий.
Христианскоеотношение к следующей добродетели – терпению – иное, нежели в окружающем насмире. В нашем обиходе существует такое выражение: «терпеть, стиснув зубы». В большинстве случаев им обозначается обстоятельства, при которых человек терпитчто-либо, но при этом сердце его полно гневных мыслей и находится в яростномвозмущении. Совсем иначе понимается добродетель терпения в Православии.
СвятительИгнатий по этому поводу пишет следующее: «Хочешь ли постоянно пребывать в святомдому терпения? – Запасись пищей, необходимой для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, предуготовляющийк терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпениюскорбей по пришествии их, святыми Отцами назван самоукорением».
Последняяиз названных добродетелей в молитве (и первая по своей значимости) – любовь.Перечислим же вместе со святым подвижником Игнатием (Брянчаниновым) некоторыевидимые действия, которые включает в себя добродетель любви: «Верность к Господу,доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Зрениев ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтениесебе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская,чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения…». «Конецбесконечен!» – такими словами Святитель оканчивает перечисление возможных проявленийэтой христианской добродетели.
В завершениехотелось бы привести следующие слова, сказанные некогда святителем Игнатием:«Христианин, внимающий своему спасению, должен помнить, что любой порок, есливозобладает в человеке, может погубить его душу. Послабление одному греховномунавыку может открыть вход в душу многим грехам и порокам. Постоянное бдениенад своим сердцем и искоренение из него всех греховных навыков будут постоянновести христианина по духовному пути совершенствования».
Юрий Кищук
Дорогие братья и сестры! У благочестивыхпредков наших принято было считать: как провел ты Великий пост, как утвердилсяв Вере и благочестии, как встретил Господа Воскресшего в дни Пасхи Христовой,так пройдут и все последующие дни года. Потому они с ревностью по Боге ожидалиэтих дней, заранее приуготовлялись к ним.
Три года назадв городе Полевском начал работу Духовно-просветительский центр «Петропавловский».По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, учредителямиЦентра являются приход во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павлаи частные лица.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.