Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (429) → Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Как провел ты Великий пост, как утвердился в вере и благочестии, как встретил Господа воскресшего в дни Пасхи Христовой, так пройдут и все последующие дни года»

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Как провел ты Великий пост, как утвердился в вере и благочестии, как встретил Господа воскресшего в дни Пасхи Христовой, так пройдут и все последующие дни года»

№12 (429) / 22 марта ‘07

Великий пост

Дорогие братья и сестры!

 У благочестивыхпредков наших принято было считать: как провел ты Великий пост, как утвердилсяв Вере и благочестии, как встретил Господа Воскресшего в дни Пасхи Христовой,так пройдут и все последующие дни года. Потому они с ревностью по Боге ожидалиэтих дней, заранее приуготовлялись к ним.


 К сожалению,трагические события ХХ века, гонения на Православную Церковь, разрушение национальныхтрадиций привели к тому, что многие, кто приступает – или хотел бы приступить– к трудам Великого Поста, не знают, как это сделать. Первый вопрос, которыйзадают: какая пища допустима в эти дни? Согласно церковному уставу – Типикону,Великим постом вкушение пищи с елеем, то есть с растительным маслом, а такжемалое употребление вина для поддержания сил разрешается только в субботу и воскресенье.На протяжении недели пища готовится без применения масла, в основном вареная.В среду и пятницу – используются продукты, которые можно есть без термическойобработки – хлеб, фрукты, соления. Полностью исключается пища животного происхождения,скоромная (от древнерусского слова «скором» означающего жир, масло): мясо, молоко,масло, яйца, рыба, продукты с их использованием. Только в день праздника ВходаГосподня в Иерусалим (Вербного воскресенья) – 1 апреля – на трапезе разрешенарыба. В 2007 году даже в праздник Благовещения (7 апреля), выпадаюший на Страстнуюседмицу, дежится строгий пост.
 Многие скажут,что такой пост трудно перенести. Но наши благочестивые предки – не только монашествующие,но и миряне – столетиями держали так Великий пост и построили могучую державус развитой промышленностью, экономикой, наукой. «Хлеб да вода никому не сделаливреда», – говорил святой преподобный Серафим Саровский, который строго постился,одновременно и землю копал, и деревья рубил для нужд монастырских.
 Поэтому преждечем спешить испрашивать у священника послабления в посте, надо постараться содержатьего в полной мере. Если же почувствуете слишком сильный упадок сил или ослаблениездоровья, посоветуйтесь с духовником. Некоторым послаблением может быть использованиерастительного масла в будние дни, кроме среды и пятницы. Безусловно необходимовоздерживаться от пищи с маслом во время Страстной седмицы.
 Но даже в такой ситуации хлеб, овощи, крупы, фрукты и другие постные продукты надо употреблятьв умеренном количестве, чтобы, смиряя плоть и ум, не отвлекаться на суетные,житейские обстоятельства.
 Об этом многиеиз вас, братья и сестры, подобно древним иудеями, могут сказать: «жестоко словосие и кто может его послушати?» (Ин. 6, 60). Но Господь и Спаситель наш ИисусХристос утешает и ободряет нас: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меняимеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Ин.6, 47–50). Посттелесный важен, ибо очищает духовную сущность человека, способствует живомувосприятию мира духовного. Но ограничиваться только им не следует. И здесь намнадо обратиться к духовному содержанию недель Великого Поста. К сожалению, многиенаши современники знают об этом еще меньше, чем об ограничениях в питании. Потому,когда эти братья и сестры наши делают попытку поститься, они часто не могутв полной мере осуществить свое доброе намерение. Ибо надо не только ограничиватьсебя в пище, но – на этой основе – и трудиться над очищением души своей, над преодолением греховных наклонностей и немощей.
 ПравославнаяЦерковь, как чадолюбивая мать, предлагает нам верные средства к стяжанию ДухаБожия, духа покаяния, милосердия. В первые четыре дня первой седмицы Великогопоста за вечерним Богослужением мы читали Великий Покаянный Канон святого преподобногоАндрея Критского. Это особый канон, замечательный по духовной глубине своей,как нельзя лучше располагающий нас к покаянию. Слова этого канона прекрасноумягчают ожесточенное грехами наше сердце. Мудро поступили те, кто, отложиввсе житейские заботы, поспешили в храмы Божии, чтобы помолиться словами ПокаянногоКанона и прийти в состояние умиления, смирения и осознания своей греховности.Это будет для них добрым началом Великого поста, началом подвига поста и молитвы.И дальнейший пост будет более легким, благодатным и радостным.
 ЗначениеВеликого Покаянного Канона для духовного укрепление нашего так велико, что в конце Великого поста установлено еще одно Богослужение, когда вновь прочитываютсявсе четыре части Канона и житие преподобной Марии Египетской, которая в течении47 лет в одиночестве в пустыне молилась об искуплении грехов своей юности и достигла не только прощения Божия, но и великих даров благодати. Эта службаназывается Стояние Марии Египетской. В этом году она будет совершаться вечером21 марта. Всякий христианин стремится побывать на этом умилительном Богослужениии получить радость и утешение от соборной теплой молитвы.
 Кроме того,за вечерним Богослужением в воскресные дни Великого поста совершается чтениеАкафиста Страстям Христовым. Это трогательное и умилительное песнопение как нельзя лучше раскрывает перед нами значение искупительной жертвы Спасителя нашегоза каждого из нас и тем настраивает нас на усердие в трудах Великого поста.В преддверии новой трудовой недели, когда можем мы столкнуться с многим проблемамии искушениями, душеполезно почерпнуть, участвуя в этом торжественном Богослужении,благодати Божией, укрепляющей и врачующей нас.
 Наконец,на вечернем богослужении 23 марта поется трогательный Акафист Владычице нашейНебесной Пресвятой Богородице. Это песнопение было сложено после спасения БогородицейКонстантинополя от нашествия аваров и персов в 629 году. Тогда чудесное избавление,совершенное милосердием и силою Царицы Небесной, побудило народ воспеть Ей благодарственныйгимн, бодрственно стоя в храмах целую ночь. Потому и нам необходимо в этот деньвозблагодарить Пресвятую Богородицу за Ее неисчислимые милости нам, чадам Ее.
 Но как сохранитьв себе этот добрый покаянный настрой, это состояние умиления, это прозрениек осознанию своих грехов и недостатков? Ведь всякий больной после открытия немощейсвоих нуждается в лекарстве исцеляющем и укрепляющем. Для души православногочеловека такими лекарствами является участие в таинствах церковных – Покаяния(исповеди своих грехов) и Причащения Животворящих Таин Господних. В этих таинствахмы очищаемся от наших грехов и затем соединяемся со Спасителем нашим «во оставлениегрехов и в жизнь вечную».
 «Без причастияСвятых Таин мы были бы мертвыми духовно, были бы ходячими статуями, хотя по телу живыми», – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Поэтому каждомукрайне необходимо в известное время причащаться Святых Таин с покаянием в грехах,с верою, усердием, горячей благодарностью Богу, непрестанно благодеющему нам.Скажите, что еще более может быть даровано нам?».
 Чтобы разорватьцепи своих скорбей, каждый из нас должен сделать шаг к Господу и Спасителю нашемуИисусу Христу. Ибо к каждому из нас обращены евангельские слова: «Иисус же сказалим: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческогои пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий МоюКровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день: ибо Плоть Моя истинноесть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровьпребывает во Мне и Я в нем». Потому каждый крещенный в Святом Православии да предпримет этим Великим Постом посильный духовный труд: с искренним покаяннымчувством исповедуется и причастится Святых Христовых Таин за Божественной литургиейи, по мере сил, подвигнет к этому и сродников, и ближних своих.
 В дни Великогопоста утром в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а в субботу и воскресенье – Литургии святителя Иоанна Златоустого и святителяВасилия Великого. Взрослому человеку можно причащаться в любой из этих дней,а детей-младенцев в возрасте до четырех лет можно причастить только в субботуи воскресенье. Причащать детей и внуков наших Великим постом особенно важно,ведь чем раньше ребенок начинает считать храм Божий своим родным домом, темздоровее будет он телом и душою, тем больше надежды, что, наставленный Матерью-Церковью,он избежит напастей и губительных соблазнов, которыми переполнена сегодняшняяжизнь наша.
 В канун Причащениянадо обязательно исповедаться и получить разрешительную молитву от священника.Надо молиться за вечерним Богослужением в храме и дома прочитать, кроме молитвна сон грядущий, каноны – Покаянный Спасителю, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю.Читается также канон ко Святому Причащению. После полуночи не разрешается естьи пить, ибо по уставам церковным надо приступать к Таинству натощак, после совершенногопоста. Утром в день Причащения прочитываются утренние молитвы и молитвы ко Причащению,кроме канона, прочитанного накануне. Все эти каноны и молитвословия есть в молитвеннике,который должен иметь каждый православный человек.
 В покаянныедни Великого поста усиливается всякая молитва, и потому в особые дни, Родительскиесубботы, в 2007 году – 3, 10, 17 марта, – Церковь возносит особую молитву об усопших. В эти дни – а лучше и на вечерние богослужения, им предшествующие,– должен всякий верующий обязательно прийти в храм Божий, чтобы принять участиев общей церковной молитве о всех отшедших в иной мир, заказать поминовение своихусопших сродников, возжечь свечи в оставление грехов почивших. Будем помнить,что земная жизнь наша неизбежно закончится и, может быть, очень скоро. Тогдатакже, как ныне наши усопшие, и мы будем нуждаться в такой же молитве. Потомутак правильно и хорошо в эти дни приходить в храм семьями, с детьми и внуками,с самых малых лет приучая чад своих к посильному молитвенному труду.
 Вот какоемножество прекрасных благодатных возможностей духовного очищения и основу для преодоления искушений и испытаний нашей повседневной жизни открывает нам Великийпост. Если мы воспользуемся ими, если захотим очиститься и перемениться, то мы сможем достойно подойти к предстоящим дням Страстной седмицы (2–7 апреля).Эти дни неслучайно носят наименование Великих. Этим Мать-Церковь подчеркиваетих значение для врачевания душ наших. И горе нам, если, увязнув в житейскихзаботах, мы не сможем даже в Страстную Седмицу вырваться из погибельной повседневнойсуеты.
 К сожалению,далеко не все наши братья и сестры ясно представляют себе события СтрастнойСедмицы, особенности церковных богослужений в эти дни. Например, в Великий Понедельник,в Великий Вторник, в Великую Среду совершаются в храмах Литургии ПреждеосвященныхДаров, читаются Евангельские повествования о последней проповеди Господней в Иерусалиме. Всем нам еще дано время для покаяния, для укрепления в Вере отеческойпричастием Святых Христовых Таин.
 В ВеликуюСреду, 4 апреля, за вечерним богослужением совершается таинство Елеосвящения,или Соборования. Обычно это таинство совершается над тяжелобольными, но для остальных православных христиан один раз в году вменяется в обязанность так же приступить к этому Таинству как к особой, усиленной молитве Церкви о духовноми телесном исцелении рабов Божиих. Приступая к этому таинству, священники сначалапроизводят освящение елея (масла, смешанного с вином), а затем семь раз крестообразнопомазывают им больного. Мы знаем, что Господь часто посылает в этом таинствеисцеление телесное, и тому есть множество примеров. Но не менее важно, что благодаряэтой соборной молитве и таинству Елеосвящения болящему прощаются грехи, в томчисле и неосознанные им или забытые при исповеди. Поэтому наша Мать-Церковьникак не рекомендует прибегать к этому спасительному таинству без крайней необходимости,в особенности людям здоровым, которым следует упорно вести борьбу с грехом,готовиться к исповеди со всей тщательностью, с раскаянием и с желанием изменитьсвою жизнь. Только вечер Великой Среды, как уже сказано выше, по традиции нашейРусской Православной Церкви – это единственный день в году, когда всякий православныйчеловек может и должен прибегнуть к величайшему таинству Елеосвящения. Но и в этом случае необходимо заранее исповедоваться, облегчить гнет грехов, преждечем просить у Бога исцеления духовного и телесного. Благочестивые люди при этом,приняв спасительное таинство Соборования, стремятся на другой день с чистымсердцем и упованием на Господа причаститься Святых Христовых Таин.
 В ВеликийЧетверток, ныне – 5 апреля, совершается Божественная литургия святителя ВасилияВеликого. Само великое таинство это утверждено Спасителем нашим во время Тайнойвечере Его с Апостолами, именно в день Великого Четверга. Поэтому так важнадля нас Божественная литургия, совершаемая в Великий Четверг. В этот день к Спасительной Чаше Христовой обычно стремятся приступить все, кто глубоко понимаетвеликий день установления Господом таинства Святого Причащения. Но особенноважно исповедоваться и причаститься в этот день для тех, кто еще не сделал этогов предыдущие дни Великого поста.
 В этот жедень, 5 апреля, за вечерним богослужением совершается Последование Святых СтрастейГоспода нашего Иисуса Христа. Одно за другим прочитываются так называемые «12Страстных Евангелий», то есть 12 отрывков из Евангелий о вольных страданияхСпасителя нашего. С горящими свечами в руках слушают собравшиеся в храме Божиемо Тайной Вечере, о предательстве Иуды, о муках Спасителя и о самой Крестнойсмерти Его за всех нас. Есть благочестивый обычай приносить эти свечи горящимив православные дома, чтобы нанести знамения Креста на окна и двери и тем оградитьврагу рода человеческого вход в жилища наши. Потом остаток свечи хранят за святымииконами, чтобы в час смертный, который может прийти нежданно, как вор ночной,отойти к Господу, имея в руках такую свечу, зажженную нами в час Страстей Господнихв знак причастности к Царству Его.
 В ВеликуюПятницу, 6 апреля, в память спасительных Страстей Господних установлен строгийпост. Во второй половине дня – в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе г. Екатеринбурга это будет в 14 часов – из алтаря выносится Святая Плащаница. Всякийправославный человек обязан прийти и припасть к этой великой святыне с благоговейнымцелованием. Обязательно надо прийти к Святой Плащанице всей семьей, с детьмии внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне. В Великую Пятницувечером – в Свято-Троицком Кафедральном соборе г. Екатеринбурга это будет в 17 часов – совершается умилительный и трогательный чин погребения Святой Плащаницы,в конце которого духовенство и миряне с Крестным ходом обносят Святую Плащаницувокруг храма.
 Тот, ктоне сможет приступить к Святой Плащанице в Великий Пяток, пусть поспешит со всейсемьей в храм утром в Великую Субботу 7 апреля. Богослужения этого дня отличаетсяособой торжественностью, а то, что они выпадают на нерабочий день позволяетлюбому человеку прийти поутру в храм Божий на соборную молитву. Совершаемаяв этот день Литургия святителя Василия Великого начинается великой вечерней,совершается чтение 15 паремий – избранных чтений из Ветхого и Нового завета,содержащих пророчества о предстоящем празднике Пасхи Христовой – с пением припевов.После чтения Апостольского послания Святой престол переоблачают из черных великопостныхпокровов в светлые праздничные. Меняют свои облачения на светлые и священнослужители.
 В этот деньосвящают куличи, пасхи, сыр, яйца, мясные продукты для того, чтобы потом раннимутром Святой Пасхи после Божественной литургии каждый член семьи мог разговеться,отметить начало праздничной Пасхальной Светлой Седмицы. Нынче во всех храмахтакое освящение будет проходить в Преблагословенную Субботу с 8 до 23 часов,пока не придет всем нам время встать на Пасхальную молитву в полночь на 8 апреля.
 Дорогие братьяи сестры! В недавнем прошлом только немногим из нас выпало счастье вырасти в глубоко верующей семье, с самых ранних лет узнать сладость молитвы, радостьпребывания в храме Божиим. Многие наши соотечественники ныне трудно и медленноприходят к обретению Веры отеческой, к обретению сокровищ Святого Православия.Потому так созвучны нашим чувствам слова священномученика Илариона, архиепископаВерейского: «Посмотрите, как бьется несчастная птица, когда она летит при сильномветре! Как неровен ее полет! То она взлетает вверх, то опрокидывает ее вниз,то подвинется она немного вперед, то снова относит ее далеко назад. Так носитсяи человек ветрами лжеучений. Но как птица успокаивается в гнезде в густых ветвяхдерева и мирно смотрит из своего убежища на несущуюся мимо бурю, так и человекобретает мир, когда прибегает к Церкви. Из своего тихого пристанища смотритон на свирепую бурю «около церковных стен», скорбит о несчастных людях, которыезастигнуты этой бурей вне Церкви и медлят укрыться под ее благодатным кровом,и молится ко Господу: «Соедини их святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви,да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога».
 Именно проходящиедни Великого поста и предстоящей затем Страстной седмицы дают нам благодатнуювозможность укорениться и успокоиться в лоне Матери-Церкви от страшных окружающихбурь века сего. Не будем же упускать этой милости Божией, данной нам ВоскресшимСпасителем нашим. Господь Преблагой, хотящий всем нам спастись и в разум истиныприйти, Господь Милостивый, укрепляющий и поддерживающий немощных, да наставитвсех нас на путь Свой, да сопутствует всем нам сила Его в трудах спасительногоВеликого поста.

 
Церковный календарь

30 марта — память преподобного Алексия, человека Божия

 Вам, без сомнения, читатели, известно, как жил и спасался преподобный Алексий, человекБожий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всехмирских радостей и удовольствий самых невинных и безгрешных, он добровольносделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и такпрожил 30 лет с лишком, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поруганияи насмешки и находя только утешение в чтении святого Евангелия.

 
Великий пост

Размышление о молитве Преподобного Ефрема Сирина по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского

К 140-летию со дня преставления святителя Игнатия«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс