Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (429) → Врач Вячеслав Боровских: «У американцев есть много хорошего, но не стоит переоценивать их, когда речь идет о профилактике и реабилитации нарокзависимости»

Врач Вячеслав Боровских: «У американцев есть много хорошего, но не стоит переоценивать их, когда речь идет о профилактике и реабилитации нарокзависимости»

№12 (429) / 22 марта ‘07

Социальное служение

 Три года назадв городе Полевском начал работу Духовно-просветительский центр «Петропавловский».По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, учредителямиЦентра являются приход во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павлаи частные лица.

 При духовно-просветительскомЦентре имеется реабилитационный центр для наркозависимых «Подвижник», которыйв недавно отметил шестилетний юбилей. Накопленный за это время опыт деятельностиправославной духовной обители в настоящее время уже стал предметом глубокогоизучения, все, кто познакомился с ее работой, дают высокую оценку организациии новым видам нравственно-ориентированной психотерапии и реабилитации наркозависящих.
 Руководит «Подвижником»тоже подвижник, врач психотерапевт-нарколог Вячеслав Владимирович Боровских.Но, помимо реабилитации и возвращения к нормальной человеческой жизни людей,уже «подсевших на иглу», Вячеслав Владимирович ведет большую просветительскуюработу среди населения города по профилактике алкогольной и наркотической зависимости.Он проводит регулярный цикл занятий в духовно-просветительском Центре, а такжелекции и беседы на предприятиях города.
 На этих занятияхставится цель: дать понятия о причине и развитии алкогольной и наркотическойзависимости, о профилактике или лечении, а также дается понятие о поведенческихособенностях в семьях, где есть алкоголики и наркоманы.
 В последнее времяВячеслав Владимирович ведет большую просветительскую работу в молодежной среде,среди учащихся городских школ. Об этом и будет наш сегодняшний разговор с руководителемдуховно-просветительского Центра «Петропавловский», врачом психотерапевтом-наркологом,лектором-педагогом и просто родителем, отцом, имеющим детей, в одном лице.

 - Как ужебыло сказано, наш Центр находится в городе Полевском, но наша деятельность распространяетсяи на Екатеринбург, и на другие города области.
 - Представьте,хотя бы кратко, направления, по которым работает Центр.
 - Несколькослов о деятельности Центра. Мы стараемся объединить под омофором святой Матери-Церквилюдей разных возрастов, разных интересов, разных жизненных позиций. Для этогопроводятся Библейские курсы, коллективный просмотр православных фильмов, выставкидуховного и культурного содержания, организовываются встречи с деятелями Церкви,культуры, науки и искусства, работает молодежный дискуссионный клуб.
 Да, действительно,ситуация в современном обществе сейчас очень не простая. Мне приходится участвоватьво многих конференциях, общественных слушаниях, собраниях, и вот какие выводыя могу сделать. Казалось бы, собираются в одной аудитории люди, которые, с однойстороны, любят свою Родину и свой народ, а с другой стороны, представления,как, на основе чего нужно вставать на защиту интересов нашего народа, у всехразное.
 В общем-то,в этом нет ничего удивительного, и я считаю, что все это вполне преодолимо.Всегда в России в смутные времена наблюдалась именно разобщенность народныхмасс. И 400 лет назад наблюдалось точно такое же разобщение в народе. Преодоленоэто разобщение было Земским Собором.
 - Сейчас, наверное,мало кто вспомнит, что представлял из себя этот Земский Собор. Может быть, Вырасскажете о нем более подробно.
 - ЗемскийСобор – это традиционная для России форма демократической власти. Очень эффективнаяформа, не случайно она сотни лет действовала в России. До 1612 года ЗемскийСобор долго не заседал, и многие даже забыли, как это делается. И когда, наконец,люди собрались, наблюдалась такая разница в их мнениях, такое разноголосье было…Но, в конце концов, смута была преодолена именно Земским Собором.
 - Действительно,многие политологи и историки называют сегодняшнее состояние российского общества«смутным временем», временем, когда в стране не существует единства, когда нетчеткой национальной идеи дальнейшего развития государства. Вы согласны с этим,или имеете на этот счет собственное мнение?
 - Мы должнысегодня четко понимать, что нам с вами противостоит объединенная слаженная система,нам с вами противостоит государство, в лице государственных чиновников. Ониобъединены, как выразился генеральный прокурор Юрий Чайка, системной коррупцией.Это означает, что если человек туда попадает, он иначе, чем все, вести себяне может.
 Такому слаженномуорганизму в лице наших чиновников противостоять нам будет очень сложно. Но не невозможно. Предлагаю следующее. Недавно у нас в области начала работу Сессияобщественных организаций, ведется уже определенная работа, есть первые результаты.Но достигнутые позиции надо укреплять и расширять. Как лично я вижу это? Мнекажется, что при Сессии общественных организаций необходимо создать собственнуюобщественно-политическую структуру, которую и можно назвать Земским Собором.Под ее эгидой объединились бы люди верующие, неверующие, с разными представлениямио том, как нужно жить, но искренне любящие свою Родину и свой народ.
 Именно в таком формате мы сможем в ближайшем будущем выработать единые, принимаемые всемсообществом представления: что такое вообще человек, нравственность, духовность,и в какую сторону нам нужно двигаться, чтобы коренным образом изменить существующиедесятилетиями подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
 - Не на это линацелена работа по введению в учебные школьные программы курса «Основы православнойкультуры?».
  Убежден,что одних «Основ православной культуры» мало для того, чтобы наладить системудуховно-нравственного воспитания. Покажу на нашем примере. Все это получилосьу нас спонтанно сначала в Екатеринбурге, а затем в городе Полевском. Мы началипроводить в школах занятия с учениками по профилактике наркотической зависимости,основанные на православной психологии и православной антропологии.
 - Вячеслав Владимирович,официальное название «Профилактика наркотической зависимости на основе православнойантропологии», наверное, непонятно многим. Давайте остановимся на основной концепцииВашей деятельности более подробно.
 - На самомделе это система духовно-нравственного воспитания наших учеников. В городе Полевскомнас очень серьезно поддержало Управление образования. Сейчас профилактика наркотическойзависимости будет проводиться по утвержденной нами совместно системе, и в нынешнемгоду мы на этой системной основе будем заниматься этой работой практически во всех учебных заведениях Полевского.
 - А «Основы православнойкультуры» в школах Полевского еще не преподаются?
 - На сегодняшнийдень еще нет, но наши занятия как-то заполняют существующую нишу. Я прекрасновижу, что ребятам очень нравится узнавать, как устроен человек с точки зренияправославия. Во время таких занятий как-то все правильно укладывается в головахи душах наших учащихся.
 На мой взгляд,главное – не введение православного предмета в образовательный процесс, а духовно-нравственноевоспитание учеников. Нельзя допустить, чтобы ребят заставляли «насильно» постигатьправославную веру и христианскую добродетель, да еще и ставили «двойки» за невыученныйурок. Все наши благие намерения тогда сойдут на «нет».
 Поэтому здесьмне хочется поговорить именно о воспитании детей.
 Я расскажуоб одной встрече с организаторами российско-американского проекта, осуществляемогов некоторых регионах России в рамках программы «Открытый мир», в которой я сампринимал участие.
 Этот проектпреследует несколько целей: изучение опыта различных российских негосударственныхорганизаций по профилактике наркомании и оказанию помощи наркозависящим, а такжезнакомство с американским опытом в этой сфере. Таким образом, по мнению организаторовпроекта, взяв самое лучшее и соединив в одно, можно создать некую универсальнуютехнологию, чтобы потом рекомендовать ее органам государственной власти для применения на территории России как наиболее эффективную модель профилактикии реабилитации. Сам проект осуществляется уже несколько лет, его организаторыпобывали в реабилитационных центрах Екатеринбургской епархии, в том числе и в нашем.
 - В чем сутьэтого проекта?
 - Организаторыпроекта утверждают, что, несмотря на то, что в Америке наркоманию победить не удалось, их сорокалетний опыт борьбы с этим злом был бы очень полезен для России,у которой своего опыта еще очень мало. Конечно, чужой опыт нужно изучать. Но интересно, чем могла обогатить наш маленький опыт американская секта «Новаяжизнь», которая активно продвигает упомянутый выше российско-американский проект,если в самой Америке наркомания как процветала, так и процветает, несмотря на сорок лет борьбы с ней.
 Наркомания,как и любая зависимость, – это результат образа жизни, который вел человек до болезни. Как известно, у нас наркомания стала проблемой 12–15 лет назад, когдакак раз мы начали воспринимать американский образ жизни. До этого в нашей стране,по признанию Всемирной Организации Здравоохранения, была лучшая в мире системапрофилактики наркомании, благодаря которой сама наркомания считалась американскойэкзотикой. В это время в Америке безуспешная борьба с наркоманией шла полнымходом и закончилась победой наркомании.
 - А сейчас нампытаются «преподнести на блюдечке» еще и американский опыт борьбы со СПИДом,и многие безоговорочно принимают его. Что Вы скажете по этому поводу?
 - Если посмотретьамериканские опросы общественного мнения, то картина получится еще интересней:85% американцев в возрасте до 21 года считают нормой высокую самооценку, а смыслжизни видят в обладании материальными благами, сексе и развлечениях; от 38 до 45% людей после 30 лет не видят в жизни никакого смысла; 1, 5% населения СШАкончают жизнь самоубийством; рейтинг популярности Бога среди американцев в последнеевремя значительно вырос и превышает рейтинг популярности сатаны на 26%, приэтом 20% населения считают себя святыми!
 Если добавитьсюда катастрофическую распространенность наркомании и СПИДа (точных цифр никтоне знает), которая, по мнению самих американцев, угрожает существованию нации,то создается ощущение реального присутствия в сумасшедшем доме.
 Навернякау американцев есть много хорошего, чему нам стоило бы поучиться, но, может быть,не стоит переоценивать их образ жизни, когда речь идет о профилактике и реабилитациинаркозависимости. У нас есть не сорокалетний, а тысячелетний опыт работы в этомнаправлении. То, что мы сейчас называем профилактикой наркомании, во все временаназывалось воспитанием. Именно правильное и вовремя начатое воспитание делаетчеловека по-настоящему невосприимчивым к наркотикам. На протяжении всей нашеймноговековой истории правильному воспитанию придавалось первостепенное значение,и воспитывались наши предки в лоне Православной Церкви. Реабилитация – по сути,перевоспитание человека, которым тоже всегда занималась Церковь.
 - Наверное, ПравославнаяЦерковь утратила свои позиции в годы гонения на Церковь…
 - Я бы такне утверждал. Даже в эти годы бесчинства и мракобесия сохранялась огромная инерцияхристианской духовности и нравственности, накопленная за предыдущие столетия.Попытка американцев перевоспитать нас обернулась многими общественными потрясениями,в том числе и наркоманией. На мой взгляд, дальнейшее развитие событий зависитто того, кого мы изберем нашим воспитателем.
 Когда мыпопытались высказать свою точку зрения организаторам этого проекта (вместе со мною на встрече были двое выпускников нашего реабилитационного Центра), онив достаточно жесткой форме отвергли ее как неприемлемую. Между прочим, этотпроект имеет поддержку у крупных государственных чиновников. Так что я хочу,чтобы каждый, читающий эту статью, задумался над тем, кто будет воспитыватьнаших детей: мы сами или «забугорные» дяди и тети.

 
Великий пост

Размышление о молитве Преподобного Ефрема Сирина по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского

К 140-летию со дня преставления святителя Игнатия«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,

 
Социальное служение

Руководитель организации «Трезвый Екатеринбург» Алексей Шестаков: «Свободу от страстей и зависимостей человеку может дать только вера в Бога»

 - Начнус того, что в самом начале работы мы получили благословение архиепископа Екатеринбургскогои Верхотурского Викентия на это благое дело. Первое время занимались непосредственнопресечением сбыта суррогата алкоголя.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс