Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святая преподобномученицаЕвдокия жила в конце I – начале II века. Родилась она в финикийском городе Илиополе(ныне Бальбек), по происхождению и вере была самарянка и отличалась редкой красотой.
Увлеченная в порок разврата, она пленила многих своей красотой и чрез это нажилаогромное богатство. Но Бог предвидел возможность спасения Евдокии и привел ееко спасению. В одном доме с Евдокией жил христианин, – лишь тонкая перегородкаразделяла их жилища. У сего христианина оставался ночевать возвращавшийся с богомолья некто инок Герман. Инок, по своему благочестивому обычаю, в полночь,проснувшись и помолившись, сел и начал громко читать Cвященное Писание. Читалон о Страшном Суде, о блаженстве праведников и мучении грешников. Из-за перегородкиЕвдокия услышала чтение, благодать Божия коснулась сердца грешницы, она созналасвое греховное состояние и содрогнулась при мысли, что ее, как грешницу, послесмерти, которая во всякую минуту может прекратить ее жизнь, ждет грозный СудБожий и мука вечная. Рано утром пригласила к себе Евдокия Германа и просилапомочь ей избежать адского мучения. Герман посоветовал ей принять крещение,раздать все имение, которое нажито грехом, и удалиться в монастырь. Так и поступилаЕвдокия. В монастыре все силы свои посвятила она трудам и подвигам иноческойжизни. Скоро сделана была настоятельницей обители. Подвизалась святая Евдокияв обители 56 лет и многих из язычников обратила ко Христу, за что и была усечена,по приказанию градоначальника Викентия, с радостью предав дух свой, очищенныйпокаянием и благочестивой жизнью, Христу Богу.
Что, как не навеянное благочестивым чтением размышление о смерти, частном, вслед за смертью,Суде Божием, весьма грозном для грешных и радостном для праведных, отрезвилоЕвдокию от порочной жизни и обратило ее на путь спасительного покаяния?
Дабы показать,что всякому человеку нужно не позднее помышление о смерти, для сего довольнопользоваться обыкновенным правилом благоразумия. Оно требует, чтобы мы старалисьпо возможности предусматривать будущие случаи, особенно важные или трудные для нас, и заблаговременно соображать и употреблять средства и способы, как бы встретитьих с пользой для себя или по крайней мере с безопасностью. Земледелец преждепосева думает о жатве и приспособляет посев к получению жатвы, сколь можно болееобильной. Летом помышляет он о зиме и заботится, как бы обилием лета наполнитьскудость зимы. Не больше ли нужно всякому помыслить и позаботиться о том, как бы не пропустить лета жизни и приготовить потребное на бесплодную и суровуюзиму смерти, как бы в этой смертной жизни произвести добрый и благонадежныйпосев, дабы в решительное время воскресения и суда, пожать, как изъясняетсясвятой Иоанн Дамаскин, класы присно-живопитания или дабы самим нам прозябнуть,возрасти, процвести и созреть доброй пшеницей, которую жатели ангелы соберутв житницы небесные.
Но мы частопозволяем себе небрежность в соблюдении правил благоразумия, думая, что некотораяна время небрежность еще не беда. Поэтому надобно настоятельнее доказать вам,как необходима для нас мысль о смерти, и как опасно пренебречь и потерять ее.Так она необходима, что не только земная, смертная, но и райская, бессмертнаяжизнь не могла стоять без мысли о смерти. Бог сотворил человека в совершенстве,достойном всесовершенного Творца; ввел его в рай сладости; дал ему плод древажизни для нетления; от опасного древа познания добра и зла предохранил его заповедьюне вкушать от плода этого дерева. Но этого было не довольно. Райская жизнь не была бы безопасна: для ее охранения нужно было поставить грозного стража – помыслсмерти. В оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 17), – сказалГосподь; и райская жизнь была безопасна, доколе стоял подле ее помысл смерти.Но как скоро успел исконный человекоубийца лукавством своим удалить от человековмысль о смерти: не смертию умрете (Быт. 3, 4), тотчас и убил грехом жизнь райскую.
Итак, еслиты подкрепишь и оградишь себя благоразумным и благочестивым помышлением о смерти,как бдительной стражей, то, без сомнения, оно поможет тебе охранить себя, хотяне совсем от смерти, которая преступлением Адамовым вошла в мир и во всех человеков,зато от всего, что соделывает смерть страшной, бедственной, в полном смыслесмертью. Но если, пренебрегая мыслью о смерти, мимо ее будешь устремляться толькоза удовольствиями чувственными, за приобретениями земными, за мечтами твоеговоображения, то, наконец, вместо страха от одной мысли о смерти, которого тыубегал, внезапно и неизбежно встретишься с ужасами действительной смерти, не телесной только, которая есть более признак смерти, нежели самая смерть, но и смерти второй, духовной, вечной, идеже червь их не умирает и огнь не угасает(Мк. 9, 44).
Из этогоразмышления может возникнуть вопрос: будет ли мысль о смерти, которую некогдаСам Бог поставил оградой против вторжения в мир греха и смерти, будет ли онадовольно сильна и полезна, когда грех и смерть уже вошли в мир и в нем царствуют?– На это решительный ответ дает нам благочестивый ветхозаветный мудрец, которыйговорит: во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши(Сир. 7, 39).
Молитвамисвятой преподобномученицы Евдокии да укрепит в нашей душе Господь спасительнуюпамять о смерти.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Монах есть маяк,утвержденный на скалах — Геронда,каково дело монаха?
СвятительФеодот, память коего совершается ныне, проповедовал учение Христово (в концеIII и в начале IV в.) на острове Кипре, где и был поставлен епископом в городеКиринее.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.