Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша газета уже рассказывала читателям о Екатеринбургском Духовном училище… Прошел год со дня его открытия. Нынешней осенью его воспитанники и преподаватели переехали в новое здание. Городская администрация выделила епархии помещение бывшего детского сада на Уралмаше, пустовавшее около 5 лет… После ремонта, сделанного силами Епархиального Управления и благочиний Епархии, небольшое двухэтажное здание стало готовым к приему новых жильцов. В нем поместились и своя библиотека, и общежитие, и классы, и домовой храм, где воспитанники смогут изучать православное богослужение. Итак прошел год. Каким он был? Чем порадовал, удивил? Какие выводы и уроки сделаны из него? Об этом и о многом другом — наше интервью с новым проректором Духовного училища иереем о. Петром (Мангилевым).
— Батюшка, в прошлом году преподавателям и воспитанникам училища пришлось столкнуться со многими трудностями. Что принес год наступивший?
— Первый год становления — всегда тяжелый год. И сейчас у нас тоже много текущих нерешенных проблем, мы все еще находимся в стадии формирования. Зато теперь стала более понятной специфика учебного процесса духовного заведения. Для каждого преподавателя скорректирована предметная программа. Надо сказать, что в этом году у нас лучше материальные условия. Появилась возможность иметь хорошую литературу, ввести классические древние языки — сразу на 1-м и 2-м курсах. Кстати, в том году нам пришлось приятно обмануться. Первый набор воспитанников оказался очень сильным курсом. Мы думали, что эти ребята, как начинающие, будут слабее…
- Отец Петр, сколько человек поступило к вам в этом году?
— Нынче в училище поступило 28 человек, из них 4 — на экстерно-заочную форму обучения, 3 — кандидатами, 21 человек принят на постоянное обучение.
- А в прошлом?
— В прошлом поступило 32 человека, окончило 16.
- Почему?!
— Духовное заведение требует жесткой дисциплины и порядка. Уплотненный график жизни выдерживают не все. Три пропуска подряд без уважительной причины или подряд три «двойки» — учебная комиссия ставит вопрос об отчислении. В 11–00 у нас отбой, и никто из воспитанников не имеет права выходить за территорию училища после указанного времени… Иногда бывают и вовсе неприятные случаи, и этого не надо скрывать; когда молодые люди просто-напросто не затем, наверное, приходят сюда. Ведь в духовное училище может поступить и духовно незрелый человек. Здесь есть вина и приемной комиссии, и приходского священника, написавшего рекомендацию. Таких случаев немного, они печальны, но, будем молиться, чтобы Господь даровал нам достойных воспитанников.
- Думаю, многие удивятся, услышав это. Представление о будущих батюшках часто гораздо выше…
— Всякий человек может быть искушаем, и со всяким человеком может случиться неприятность. Один Бог безгрешен. Ребята молодые, все может быть… Иногда человек смотрит на внешнюю сторону жизни духовного училища, прельщается красотой пения, богослужений… Ему начинает казаться, что, только будучи священником, он может послужить Богу, хотя, быть может, его призвание совсем в другом. Молодой человек, как правило, мгновенно желает достичь высокого, но он не видит еще себя, он не научен этой духовной работе — рассматривать себя и применять свою полезность к ближним. Зрелости маловато… И здесь наше училище как раз может помочь. Набравшись у нас достаточно духовных сил, некоторые ребята начинают понимать, что крест пастырский — не для них… Большинство уходит как раз не из-за каких-то конфликтных ситуаций, а потому что более трезво, серьезно стали разбираться в себе. Это не значит, что они стали людьми неверующими. Наоборот, училище помогло мобилизоваться в духовном росте, направить свои способности в нужное русло.
- Отец Петр, какому главному испытанию подвергает приемная комиссия желающих учиться?
— Приемная комиссия состоит из опытного духовенства. Первое испытание — это собеседование, при котором комиссия наводящими вопросами пытается выявить религиозное чувство человека. Каждому индивидуально задаются вопросы, помогающие раскрыть либо его достоинства, либо недостатки. Нужно особое пастырское умение, чтобы суметь определить человека, и здесь много составляющих, их сложно описать. Естественно, от поступающих требуются и определенные знания — чтение на церковно-славянском языке, знание молитв, общая культурная подготовка, а также рекомендация приходского священника. Однако внутренний религиозный настрой человека — это самое главное.
- А если молодых людей призовут в армию?
— Основная часть наших воспитанников — люди отслужившие. Есть только несколько человек, которых могут призвать… Но тут как Господь распорядится. Думаю, что армейская школа пригодится им всегда. Если кто-то не вернется, значит, Господь так судил, человек не вынес этого испытания жизни. Пастырство обязывает человека любые сложные обстоятельства переносить мужественно.
- Батюшка, какие послушания несут воспитанники?
— Ребята преподают в общеобразовательных школах основы Закона Божия, ведут воскресные школы, распространяют православные издания, участвуют во многих других полезных для Православной Церкви общественных мероприятиях. Это очень хорошо, только если не в ущерб учебному плану…
- Отец Петр, ваши воспитанники получают стипендию?
— Да, 30 тысяч, но ребята живут на полном обеспечении епархии.
- После окончания училища они сразу же начинают служить?
— Нет. Во-первых, многие, наверное, продолжат учебу в высших духовных заведениях. Во-вторых, человек, окончивший духовное училище, — не значит готовый священник. Он может служить и в других качествах.
- Невоцерковленные люди, а также некоторые прихожане с недоверием относятся к молодым батюшкам. Что вы на это скажете?
— По церковным канонам священником человек может становиться с 30 лет, диаконом — с 25. Но в современной ситуации, когда нагрузка у батюшки часто в несколько раз превышает просто физические возможности и на приходах катастрофически не хватает пастырей, Церковь допускает быть священниками и более молодых людей. Ведь молодой по земному времени человек тоже может быть духовно зрелым. И потом, правящий архиерей сам решает, можно ли, нельзя ли доверять человеку, которого он рукополагает. Прихожанам в таких случаях надо не мудрствовать лукаво, а со смирением положиться на волю Божию.
Есть такая духовная мудрость: «Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь».
- Спаси Господи, батюшка. Поздравляем вас с новосельем.
Маргарита СИТДИКОВА,
корреспондент «Православной газеты».
С глубоким прискорбием сердец наших мы, члены Епархиального Совета Екатеринбургской епархии, ознакомились со статьей Юрия Феофанова в газете «Известия» от 12 октября сего года под заглавием «Обращение Патриарха к призывникам: только ли слово Божие?».В наше сложное и бурное время, когда идет переоценка многих прежних идеалов, безусловно, определенным силам хочется вывести полностью из нашей жизни, из нашего языка такие ценности как патриотизм, долг, любовь к Отечеству нашему, любовь к гробам предков и многие другие понятия, дорогие и близкие сердцу каждого простого российского человека.
Так как в Екатеринбургское Епархиальное управление постоянно обращаются представители средств массовой информации и частные граждане с вопросом об отношении Русской Православной Церкви к недавним заявлениям, связанным с исследованием останков, обнаруженных под г. Екатеринбургом, пресс-служба Епархиального управления официально сообщает следующее.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.