Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К сонму святых Православная Церковь давно причислила двух мучеников Земли Русской– Черниговского князя Михаила и боярина его Феодора, подвиги которых в исповеданииими Христовой веры она и воспоминает в нынешний день. Более шестисот лет отделяютнас от мученической их смерти, но размышление о ней всегда сопровождается для нас, их потомков, великою нравственною пользою.
Князь Михаилжил в то тяжелое для России время, когда ею владели татары — язычники. Получивприказание явиться в Орду, как данник хана, он отправился туда с твердою решимостьюскорее умереть мучеником за христианскую веру, чем постыдно изменить ей, поклонившисьидолам, на что решились некоторые князья, раньше его отправлявшиеся к татарскомухану. Одинаковых мыслей с князем был и сопутствовавший ему боярин его – Феодор.Хан Батый, враждебно расположенный к Черниговскому князю за то, что тот, пылаялюбовью к святой вере и дорогой родине, побуждал своих соседей восстать противтатарского ига, приказал не иначе допустить его к себе, как после того, как он пройдет чрез так называемый «священный огонь» и поклонится языческим богамтатар – войлочным идолам. «Нет, – мужественно отвечал Михаил, – я могу поклонитьсявашему царю, которому небо вручило судьбу земных государств; но христианин не служит ни огню, ни бездушным идолам». Батый пришел в ярость, услышав такой смелыйответ от своего бессильного данника. Он велел передать на его выбор одно из двух: или поклониться его богам и получить жизнь, свободу и право на владениекняжеством, или за сопротивление его воле умереть злою смертью. Когда Батыюбыл передан решительный отказ Черниговского князя поклониться идолам, последовалоприказание замучить его до смерти. Явились убийцы и бросились, как дикие звери,на князя; повалив на землю, кулаками и палками били его по груди и, повернувлицом к земле, продолжали с удвоенной яростью наносить удары. Последнее словомученика было: «я – христианин», после чего ему отсекли голову. Подобным жеобразом был замучен татарами и благочестивый его боярин Феодор.
Благочестивыеслушатели! Не словами, а делом, не учением, а самою жизнью учат нас эти мученикинашего любезного Отечества исповеданию нами святой веры во Христа Спасителяпред всеми врагами ее, кто бы они ни были.
В настоящеевремя, слава и благодарение Богу, ни в нашем Отечестве, ни в какой-либо другойстране нет ничего подобного тем ужасным гонениям на христиан, когда их жглиживыми на кострах и тысячами бросали на растерзание диким зверям. Такие благоприятныеусловия, по-видимому, должны были бы всех – и сильных и слабых верой и духоммужества – побудить и расположить к истинно христианской жизни, к обнаружениюв себе всех добродетелей, предписываемых Христовым учением. Но не то мы видимв действительности, в жизни православных христиан в нашем Отечестве. Жизнь,преданная греху и чувственным удовольствиям, простирающаяся до забвения всехпотребностей души, пред-назначенной для высшего, неземного существования, и неверие в Божественное учение и святые установления Православной Церкви – вотдва зла в нравственно-религиозной жизни нынешнего общества и вместе с этим двасовременные врага христианства.
Искреннои действительно, словом и жизнью, твердо и решительно всякий истинный христианиндолжен исповедовать пред ними свою веру и свои дела.
Итак, в нашевремя и в нашем Отечестве, когда повсюду стало распространяться служение греху,когда заповеди благочестия не исполняются, верность церковным уставам и порядкамнарушается, в семейную и супружескую жизнь вошли разлад и нестроение, в воспитаниедетей – расслабление и потворство; в службу государственную и общественную –нерадение и своекорыстие, в науку – необузданное вольномыслие; в душу каждого– гордость, любостяжание и зависть, жажда удовольствий и невоздержание, – тогдавсе, именующие себя христианами, должны прийти в себя, сознать свое нравственноесостояние, ужаснуться своих заблуждений и пороков, так удаливших их от милостиБожией и совершенства христианской жизни, побороть и умертвить свои страстии сделаться, так сказать, духовными мучениками за Христово учение. Один святоймуж (св. Димитрий Ростовский) делает сравнение наших пороков, которым мы служим,с божествами язычников, идолами, которым они поклоняются. Кто все время проводитв удовольствиях плоти, тот уже отрекся Иисуса и поклоняется языческому богу– Афродите или Венере; кто побеждается гневом, тот служит Арею или Марсу; ктопредается пьянству, для того бог Дионис; кто сребролюбец, у кого сердце не трогаетсянесчастием ближнего, тот также служит идолам и у него бог – идол языческий Аполлон.Подлинно, слушатели, можно быть язычником, называясь христианином, но не творядел христианских.
Не прямой ли долг таких мнимых христиан сделаться истинными последователями Христова ученияи в своей жизни исповедовать его пред своей плотскою, зараженной грехом природою,как пред прямым врагом Христа? И подвиг такого исповедания может стать венцомдуховного мученичества.
Пример празднуемыхв нынешний день Черниговских чудотворцев, которые за свое мужественное исповеданиеверы умерли мученическою смертью, да напомнит нам, братия, о нашем долге с терпением,любовью и радостью перенести те малые скорби, какие могут постигнуть нас за живое исповедание своей веры во Христа и Его учение. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Востоки Запад Запад — в конвульсиях, Восток — в покорности судьбе. Запад непрестанно грызет Древо Познанияи ощущает все больший голод знания, Восток сидит под Древом Познания, но не может дотянуться до плода. Запад помешался на организации, Восток помешалсяна организме. Запад неустанно занимается устроением внешних вещей, в то времякак внутренние ценности одна за другой исчезают; Восток неустанно культивируетвнутренние ценности, в то время как внешние падают и пропадают. Запад строитчудовищные вавилонские башни, но поскольку эти башни строятся из неотесанногокамня и всегда наклонены в одну сторону, то они быстро обваливаются; Востокв поте лица шлифует камень за камнем и успел нашлифовать прекрасных камней,но никак не может сложить их в одно сооружение.
СвятительДимитрий, митрополит Ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651году в Киевской губернии от благочестивых родителей – сотника Саввы и Марии,и при крещении был наречен Даниилом. После домашнего обучения он воспитывалсяв Киевском братском училище.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.