Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (404) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№35 (404) / 15 сентября ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Вопросы на исповеди

 Свобода
 Коль хочешьсвободы, сначала пытайся освободиться от самого себя. Если по отношению к знаниямважно, как главнейшее, правило «познай самого себя», то по отношению к нравственностиважно, как главнейшее, правило «освободись от самого себя!»

 Коль хочешьдобиться свободы революцией, сначала подними революцию против самого себя и тогда увидишь, что все остальные революции излишни.
 Коль хочешьдобиться свободы войной, сначала поведи войну против самого себя, и если этувойну выиграешь, то увидишь, что все остальные войны излишни.
 Говоришь,хочешь свободы? Тогда ты должен стать рядом с Богом против себя и против мира.Сначала против себя, потому что в тебе самом — и главное поле битвы против мира.Если победишь мир здесь, в себе, на главном поле битвы, ты его победишь на всехнаправлениях. Если же победишь и на всех направлениях, но не победишь в самомсебе, он останется непобежденным в главной своей крепости.
 Если не победишьсебя, ты всеми остальными своими усилиями можешь добиться лишь того, что будешьперемещаться из темницы в темницу, из одной клетки в другую. Свобода общественная,и свобода национальная, и свобода государственная, и свобода интернациональнаябез освобождения от самого себя — это лишь соблазнительные и лживые названияразличных темниц, разнообразных клеток.
 Освободисьот самого себя, и будешь вне всех темниц и клеток.
Когда узник хочет бежать из тюрьмы, он старается сначала одолеть не стены вокругтюрьмы, а прежде всего одолеть стены своей тюремной камеры.

 Содержание истории
 Основноесодержание истории человечества заключается в том, как устроено и разрешеноотношение людей к Богу.
 Все остальное– это эпизоды и оттенки главного вида. Периоды истории человечества представляют либо приливы, либо отливы в расстоянии между человеком и Богом. Когда бывалиприливы, тогда великие художники находили вдохновение в Боге; когда бывали отливы,тогда великие художники находили вдохновение в природе. Это можно назвать так:искусство из первых рук и искусство из вторых рук. В первом случае искусствомужественно и драматично, во втором — женственно и лирично. Когда отец отсутствует,тогда мать встречает гостей и, занимая их, пересказывает что-то услышанное от отца.
 Каждый отлив,т.е. падение удивления Богу до удивления природе, означает утрату людьми зрелогосознания. Прилив — духовное здоровье, отлив — духовное нездоровье. Нормально,что зрелый человек оставляет слащавую привлекательность природы и устремляетсяк возвышенным пределам надприродного реального Царства Божия. Как говорит одинперсидский поэт:
 Младенецмалый и слабый держится за одежды матери своей. Но когда подрастет и возмужает,он ходит наравне с отцом своим. И ты вот так же держишься матери: природныхтел и элементов, пока, выросши, не сблизишься с Отцом своим всевышним.
 Надо вспомнитьтакже случай с двенадцатилетним Иисусом, когда Мать нашла Его после долгих поисков,а Он спросил: «Зачем вы искали Меня? Разве не знаете, что Мне нужно быть в том,что есть Отца Моего».

 Доверие
 «Довериеценнее капитала», — говорит торговец.
 «ДовериеПолярной звезде важнее знания пути», — говорит мореплаватель.
 С довериемты даешь мне руку свою, друг, и я тебя немного веду.
 Но человекможет умереть, а торговец понести убыток. Полярная звезда может скрыться за темным облаком, и мореплаватель потеряет курс. А я, друг мой, – горсть пыли,которую ветер смерти может развеять.
 Кто же поведеттебя от места моей могилы? Какому путеводителю тогда окажешь ты доверие?
 Окажи тогдадоверие Иисусу, Который развеял смерть, как горсть пыли. Он – Друг, Которыйне умирает и Которого никакое темное облако скрыть не смеет.

 Служение Богу и людям
 Служение Богуесть в то же время служение людям; служение людям есть в то же время служениеБогу.
 Мы не можемистинно служить Богу, чтобы тем самым не служить людям; и не можем истинно служитьлюдям, чтобы тем самым не служить Богу.
 Когда мы горимперед Богом как жертвенная свеча, то светим тогда и людям; и когда горим в темнице,светя узникам как сальная свеча, то являем тогда жертвенный свет перед Богом.

 Уединение
 Почему всевеликаны духа любили уединение? Потому что любили общение с Богом, ненарушаемоеобщение с большим, чем они сами.
 В уединениина человека наваливаются все большие проблемы жизни, основания которых охватываютвсю землю, и вершины их теряются во мгле вечности и бесконечности. И хотя человекне может эти проблемы решить, он чувствует какое-то ужасное удовольствие от того, что оказывается среди непобедимых титанов. Решенные проблемы и открытыетайны люди презирают, как презирают и побежденных врагов. Потому великаны духаискали уединения, то есть общения с большими, чем они сами, общества титаническихмистерий, которые все объединяются вокруг мистерии Всевышнего.

 Молчание
 Молчаниелюбили все великаны духа, ибо они глубоко чувствовали истинность народного изречения:«Говорение — серебро, молчание — золото». Каждый мыслящий человек испытал на себе, что он — не то, что сказал о себе, а то, что умолчал. Не то, что умолчалнамеренно, а то, что умолчал вынужденно, ибо не мог высказать.
 Наши разговорына людях — как мелкая монета, которой мы себя выкупаем, тогда как крупная монетаостается при нас, не показывается. Или: мы представляемся людям через свои моментальныефотографии, тогда как настоящий душевный портрет остается в нас, не показывается.
 Впрочем,все великие стихии весьма молчаливы, а Сам Бог — молчаливее всех, тогда как все малые творения говорливы. Так удивительно ли что все великаны духа молчаливы?

 Ева и Мария
 Ева и Марияв общем означают для нас мудрость телесную и мудрость духовную. В церковныхпеснопениях звучит: «Женщина была причиной страдания, женщина же и причина спасения».
 Ева пожелалабольше того, что ей муж и Бог могли дать без опасности для нее. И она, с дьяволом,прыгнула в пропасть и повлекла за собою весь Рай. Пропасть та – история. А посредитой пропасти бушующих страстей, где древо искушения размножилось подобно червю,Мария вознесла свою душу высоко над историей и обручила ее Духу Святому.
 Плодом заигрыванияЕвы с дьволом стал ее первенец — человек-убийца. А плодом обручения Марии со Святым Духом стал Ее Первенец — Человек-Бог.
 Ева откатилаколесо жизни вниз, Мария направила его ввысь.
 Вся драмаЕвы и Марии для меня и для тебя, друг мой, была бы не столь значимой, если быона не представляла самую истинную драму наших собственных душ.

 Опять о томже, но несколько по-иному
 Опять Еваи Мария! С точки зрения психологии, Ева и Мария означают основное разделениев наших душах. Между ними борьба не на жизнь, а на смерть, и борьбу эту мы носимв себе от колыбели до могилы.
 Из-за чегоборются Ева и Мария? Из-за нивы нашей души. И вопрос, кто из них завоюет всюниву.
 Нельзя сказатьтолько, что Ева представляет нашу инстинктивную природу, а Мария — нашу сознательнуюприроду. Ева представляет развращенный инстинкт и развращенное сознание, тогдакак Мария — божественный инстинкт и божественное сознание.
На стороне Евы дух нечистый, на стороне Марии — Дух Святой.
 И перед тобою,человек, ежедневно встает вопрос, большой, как Вселенная, и длительный, как история мира: кому ты придешь на помощь — женщине, которая влечет в пропасть,или Женщине, которая возносит к Раю? Женщине, которая обручена с дьяволом, или Женщине, Которая обручена с Духом Святым? Женщине, которая хочет родить убийцу,или Женщине, Которая хочет родить Бога? Одним словом: женщине или Деве?
 Будь героеми помоги Деве! Не будь подобным той неверной, которая дает железо сильному Алии-Влаху,чтобы он убил Стрихинича-бана! (Имеется в виду сюжет народной эпической песни.— Прим. пер.)

 

В других номерах:

Азы православия

Вопросы на исповеди

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА ИСПОВЕДИ 1. Не имеешьли, сын мой, вражды с кем? Со всеми ли помирился, идя на исповедь?Господь обещал простить нам грехи наши под условием прощения нами грехов, сделанныхпротив нас нашими ближними: если вы будете прощать людям согрешения их, то простити вам Отец ваш Небесный.

 
Церковный календарь

19 сентября — воспоминание чуда архистратига михаила, бывшего в хонех (колоссах)

 Праздниквоспоминания чуда Архистратига Михаила установлен по следующему случаю. БлизИераполя, в Колоссах фригийских, над источником, подававшим чудесно исцеления,находился храм святого Архистратига Михаила.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс