Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (401) → Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

№32 (401) / 22 августа ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в №№ 26–31)

НАДО ЛИ СОБЛЮДАТЬ «ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА»?

 Преждедетей специально обучали «хорошим манерам» в обществе. И даже в советские времена«правила хорошего тона», хоть и в несколько усеченном виде, старались соблюдать.
 Наскольконеобходимы православному эти мирские правила? Если исключить сугубо светскиеили надуманные моменты, то приобщение христианина к культуре поведения простонеобходимо. И хотя общий культурный и нравственный уровень народа сейчас резкопадает, православный человек не должен поддаваться стихии «расчеловечивания»человека и проявлять ставшие «традиционными» неуважение к женщине, например,необязательность, невнимательность и прочие «современные достижения». Такиепризнаки бескультурья, как фамильярное отношение к собеседнику (похлопываниепо плечу, желание перебить другого и высказаться самому), скверная привычканеделями не отвечать на письма, занудство и сварливость и пр. – особо неприглядновыглядят в православном человеке, к которому неверующие люди предъявляют особыетребования.
 Как приятнобывает встретить внутренне интеллигентного человека, чье поведение, даже в мелочах(вежливости, внимательности, учтивости, доброжелательности, такти-чности, культуреречи) говорит об особом благородстве, достоинстве, вну-тренней культуре!
 Посему нелишненапомнить некоторые из мирских «правил хорошего тона», следовать им самим и научить своих детей.

 Отношениек женщине
 Оно должнобыть уважительным и милосердным. Надо помнить, что женщина слабее мужчины и нуждается в помощи. Потому помочь поднести тяжелую сумку, уступить место в автобусе,пожилым – подняться в общественный транспорт, оказать иную помощь – долг мужчины,юноши. Мальчика надо с малолетства приучать заботиться о женщине как о матери.
 Иногда можновидеть неприглядную картину, когда мужчина-христианин не решается защитить женщинот сквернословия, из ложного «смирения» не замечая потока грязной брани, всечаще звучащей на улице, в общественных местах. Ему следует помнить, что посколькуон поставлен Богом главой своего семейства, то он должен защищать его от всякогонасилия, от всякой скверны, беречь целомудрие своей жены и детей. Не на словах,а на деле являющийся главой мужчина найдет способ угомонить хулигана и сквернослова,не будет стыдливо молчать, если его детям предложат в школе нечто непотребное— например, растлевающие уроки «сек-суального просвещения» или иную скверну.

 Взрослыеи дети
 Несмотряна то, что сейчас в общественное сознание внедряется установка на воспитание«независимости» детей от родителей, делается акцент на их «правах» на личную,независимую от родителей жизнь, в православной семье должны приложить все усилиядля ограждения детей от этого тлетворного духа.
 Очень важно,чтобы дети с раннего возраста привыкли даже в мелочах оказывать уважение старшим:не сидеть в присутствии взрослых развалясь, не отвечать, держа руки в карманах,не перебивать разговора взрослых, не высказывать своих суждений по всякому поводупри гостях, если их о том не попросят.
 Надо приучитьчад внимательно реагировать на замечания взрослых, если они касаются их поведения— будь то соседи, родные или просто старшие по возрасту. Ни в коем случае нельзясмиряться с дерзостью, пренебрежением к словам взрослого человека, которые такраспространились в наше время.
 Пропуститьвзрослого в дверях вперед, вежливо уступить дорогу, поздороваться с учительницейна улице, встать, если в комнату входит взрослый, и поприветствовать его, уступитьместо пожилым в транспорте, быть приветливым и предупредительным с соседями– все это не мелочи, а важные моменты взаимоотношений с ближними, уроки любви.Юный христианин, которому не приходит в голову помочь пожилой соседке донеститяжелую сумку до ее квартиры, вряд ли может считаться христианином. Это серьезный«брак» в воспитании, какой бы православной ни считала себя его семья.

 Знакомство
 Случается,что в пра-вославных домах, где по случаю праздника собирается иногда немалолюдей, среди которых есть и незнакомые друг другу, хозяева не считают нужнымих представить, полагая, что здесь все «свои», а потому «излишняя» манерностьни к чему. Это невежливо и говорит о неуважении к гостям.
 Представлениегостей друг другу – обязанность хозяина и хозяйки. Причем более правильным будетне просто сказать: «Познакомьтесь», а: «Разрешите вам представить» — при этомназывают имя, отчество и фамилию. Принято младшего представлять старшему, мужчину– женщине. Если у вас на празднике присутствует священник, сначала представляютнезнакомых гостей ему. Хорошо бы, конечно, при представлении сообщить какой-то минимум сведений о человеке. Не просто сказать, например: «Это Владимир из нашегохрама», а сообщить какие-то значимые моменты – скажем: «Знакомьтесь – ВладимирНечаев, наш регент» или: «Разрешите представить Ирину Викторовну Сидорову, детскогодоктора». Иногда среди прихожан храмов этому не придается значение – и людигодами могут общаться, не зная ничего друг о друге, кроме имен. Вряд ли такая«отстраненность» будет способствовать глубине общения. Православному человекувне храма надо проявлять свои таланты, данные Богом, обращать их на пользу ближним,создавать теплую среду общения. Это важно и с той точки зрения, чтобы создаватьсреду общения для подрастающих детей, для церковной молодежи.

 Начальствои подчиненные. Посетители
 Очень важноруководителю во взаимоотношениях с подчиненными соблюсти верный тон – деловойтребовательности в сочетании с доброжелательностью. Православные взгляды начальникадолжны выражаться не в том, что он с показным смирением просит прощения у подчиненныхвсякий раз, когда вынужден делать замечания (чем может ввести в соблазн нецерковногочеловека, дать ему повод распуститься), а в справедливости, уважительности,милосердии – тогда даже резкий тон выговора при нерадении работника допустим.
 Очень хорошо,если руководитель возьмет за правило говорить каждому новичку напутственное,ободряющее слово, не забудет в дальнейшем искренне вникать в его про-блемы.
 Естественно,что начальник должен обращаться к подчиненным на «вы», поскольку подчиненныйобычно не может ответить «ты» обращающемуся к нему так руководителю. Одностороннее«тыканье» выглядит крайне пренебрежительно. Бывают, конечно, ситуации, когдаочень пожилой руководитель по-отечески говорит «ты» совсем молодому сотруднику– но и здесь надо избежать барского, покровительственного тона.
 Как долженподчиненный реагировать на требования и замечания руководителя? Стараться делатьпорученное ему дело наилучшим образом. Проявлять обязательность, скромность,четкость, предупредительность, расторопность, но не заискивать, не лебезить,не угодничать.
 На работенередко возникают ситуации несправедливой обиды, ссор, различных нестроений.Как православному на них реагировать? В первую очередь – молитвенно. Бывает,даже после кратких слов «Господи, вразуми!» наступает ясность, какой лучше найтивыход. Надо взять за правило – не «выяснять отношений», не «восстанавливатьсправедливость», не обсуждать серьезных проблем, не помолившись, хотя бы краткопро себя. В случае несправедливых обвинений действовать просто и искренне, без длинных разговоров «в кулуарах» спокойно добиться четкости претензий: «Давайтеболее детально, по пунктам сформулируем, в чем, на ваш взгляд, я не прав». Мирный,доброжелательный тон в затруднительных ситуациях умиряет страсти, разгорающиесяпри многословных и пустых обсуждениях проблем. И надо не стесняться в затруднительныхслучаях обращаться к духовнику.
 Если вампо роду работы приходится иметь дело с посетителями, старайтесь быть предельновнимательным, вежливым, терпеливым к раздраженному тону. Если посетитель обратилсяне по делу, а чтобы «отвести душу», поскандалить из-за недовольства всевозможнымибеспорядками нашей жизни, нельзя раздраженно выпроваживать его, умножая зло.Надо попытаться выяснить действительную нужду этого человека и дать совет, кудаему обратиться и как вести себя дальше.
 В деловыхотношениях на работе прежде всего ценится точность, обязательность, аккуратность,умение держать слово. И если рядом с вами в большинстве работают разболтанные,необязательные люди, это не повод расслабляться и снижать требования к себе.Дело чести православного создать себе репутацию человека, на которого всегдаможно положиться. По нашим отношениям с другими людьми нецерковный мир судито всем Православии.

КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

 Как устроитьименины ребенка
 Организуяпразднество, надо помнить, что это в первую очередь день святого, а не Сашенькиили Ванечки, Поэтому первое дело в этот день – исповедь и причастие ребенка.Об этом в первую очередь должны позаботиться родители и крестные. Для младенца,который еще не исповедуется и причащается часто, надо вокруг причастия в деньименин создать особую, запоминающуюся для него обстановку: это может быть и особо нарядное платьице, и рассказ накануне о его святом покровителе, чье имяон носит. Хорошо объяснить младенцу, что у семьи есть общие праздники: РождестваХристова, Введения во храм Богородицы, когда на службу идет вся семья, а это– его личный праздник, когда в храм с ним идет мама или бабушка, но также и день, особенный для семьи.
 Домашняячасть праздника не обязательно должна быть связана с гостями и застольем. Хотягости могут придти в этот день или в выходной. Естественно на именины прийтикрестным – их даже не приглашают, они просто обязаны придти, чтобы разделитьс крестниками радость.
 Для ребенкаочень важно также, чтобы с ним в его празднике участвовали дети, его друзья.Если ребенок еще мал – то это довольно просто, ибо стол для малышей не стольуж важен, угостить их просто. А вот развлечения надо организовать. Для детокесть интересные старинные игры: «Колечко», «Веревочка», «Садовник». И это будетестественным продолжением духовного праздника — потому что радость нужна и душе,и телу.
 У девочекпостарше возникает вопрос: можно ли пригласить мальчиков из своего класса? Можнопригласить. Как и мальчикам – своих одноклассниц. Но родителям лучше побытьс детьми и не оставлять их одних, хотя под-росшие дети и стараются избавитьсяот надзора взрослых. Но тут нужна мудрость: как, не притушив детского праздника,поучаствовать в нем. Ведь на самом деле даже большим детям легче со взрослыми,если вечер хорошо организован: у них есть чувство правоты и ребенок не чувствуетсебя в чем-то виноватым, ведь веселье всегда неизбежно сопровождается, пустьи небольшими, но грехами. И совесть ребенка чувствует, что он нагрешил, еслиразвлекается без взрослых, хотя он может и не отдавать себе в этом отчета. Поэтомулучше, если взрослые придумают, чем подростков занять и развлечь.
 В каждойсемье бывает человек, наиболее способный к таким контактам с детьми: у кого-то папа веселый или мама общительная. А бывают тетя или дядя, с которыми дети особоуютно себя чувствуют – вот такого человека и надо пригласить. Можно организоватьдетский концерт, где каждый покажет свое умение петь, играть, читать стихи.А можно и маленькие импровизированные сценки устроить, как было издавна принятов домашних театрах. А если в семье есть дети разных возрастов, старшие могуторганизовать для малышей настоящий небольшой кукольный театр, где могут разыгрыватьсясценки «Курочка-ряба», «Колобок» и даже евангельские притчи, если с помощьювзрослых изготовить для них кукол.
 Кого позватьв гости? На праздники ваших детей могут приходить и церковные, и нецерковныелюди. Конечно, активно нецерковных, с поведением, резко отличающимся от христианскихнорм, вообще не стоит приглашать к себе. У дома для того и есть стены, чтобыможно было отгородиться от внешнего мира. И человеку внешнему, активно нецерковному,лучше вообще меньше бывать в нашей среде – особенно нехорошо спорить с такимилюдьми при детях.
 Если подростокнастаивает, чтоб из его друзей пришли и такие ребята и девочки, то надо убедитьего, чтобы ради святого дня он отказался от такой встречи, объяснить, что нецерковныйнастрой несовместим с духовным праздником. Ситуации, конечно, бывают всякие.Но всегда надо предвидеть, чем это обернется для души. Сколько будет таких гостей?Кто будет задавать тон вечера? Ведь даже в классе бывает определенная «критическаямасса»: когда в нем 5 двоечников – это еще нормально, но когда больше – веськласс становится другим, неуправляемым. Так и здесь. Надо, чтоб этих «двоечников»было меньше, чем церковных людей, или по крайней мере, они не имели бы прочнойпозиции за столом во время беседы и не заводили неподобающих разговоров.
 А то представьтесебе такое неуютное явление: большинство гостей подростка-именинника – нецерковные.Не помолившись, вы не можете сесть за трапезу. Семья встает на молитву, а гостивсе сидят. Нужна такая ситуация? Не нужна. А ведь в честь именинника хорошоперед трапезой и «Многая лета» пропеть, и тропарь в честь его святого.
 Мы не должны,конечно, совсем изолировать ребенка от мира. Пусть с вами будут и нецерковныедети – но разумнее, если их будет меньше, чем верующих. Тогда именины вашегоребенка станут своеобразной проповедью веры. Ведь в миру существует иногда предубеждение,что православные люди – скучные, с ними неинтересно общаться. Пусть гости убедятся,как христиане умеют радостно и чисто отмечать праздники и с какой любовью относятсяк остальным.
 Некоторыхмучает любопытство: а что там такое, у православных? И вот они приходят – и видят нормальные человеческие отношения, на столе обыкновенную еду – очень,кстати, вкусную.
 Конечно,не всегда, не во всякой компании уместно за столом читать подросткам, скажем,житие Александра Невского. Но стараться, чтоб этот день был проведен благочестиво– нужно. И тогда веселье будет в радость и в пользу.

 Если имениныв пост
 Когда имениныслучаются в среду или пятницу или приходятся на пост – можно ли подать на столчто-то скоромное? Это обычный вопрос людей, недавно пришедших в Церковь. Конечно,нельзя, потому что даже в день Рождества Богородицы, если он выпадает на пятницуили среду, мы не отменяем поста – даже ради Рождества Божией Матери! А уж темболее ради именин сына или дочери, конечно, не можем отменить церковных установлений.
 Как же тутбыть? Просто нужно заранее подготовиться, потрудиться — и со столом, и с развлечениямидля детей. Конечно, пере-гибать палку здесь нельзя: скажем, если именины случаютсяВеликим или Успенским постом, приготовить лишь картошечку в мундире, — надоподать на стол что-то красивое и вкусное, но постное. Можно, приготовить хотя бы овощной или фруктовый плов, пудинги из крутой манной каши со смородиной,постные пироги со всевозможными начинками – в старину это все ели: можно найтимассу рецептов в старинных поваренных книгах. Можно и даже хорошо перенестипразд-нование именин на субботу или воскресенье, когда даже в Великий пост по уставу бывают послабления.
 Разумеется,ребенка нельзя лишать радости отметить именины в пост – ведь это радость не только его личная, это праздник его святого, и на ребенке – отсвет святости,и ваш Ванечка или Машенька объединены с Церковью Небесной своим именем. И потомучадо должно соответствовать высокой сути этого праздника.
 А если вашребенок не дозрел до этого и очень хочет с друзьями послушать молодежную музыку(разумеется, речь может идти не о «хэви-металл» и другой сатанинской музыке)?Запрещать не стоит – только не надо смешивать это с днем именин, пусть пригласитдрузей в другой день, родители должны с любовью настоять на этом. Бояться ли,что ребенок обидится? Вряд ли это случится при мудром подходе родителей. Ребенкунельзя потакать, а в этот день — особенно, ведь это день не Саши или Сережи,а праведного Александра Невского или преподобного Сергия Радонежского… Не сомневайтесь: сын прекрасно поймет это!

(Окончание следует)

 

В других номерах:

Успенский пост

Пришедших на богослужение в Христорождественский храм Екатеринбурга угощали яблоками и виноградом

 Екатеринбург,21 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Праздник Преображения Господня — один из самых любимых прихожанами храма в честьРождества Христова Екатеринбурга.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Продолжительностьстраданий Садовникобрезает деревья, чтобы быстрее и правильнее росли. Но если чрезмерно обрежетветви и ствол, дерево усохнет.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс