Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (401) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№32 (401) / 22 августа ‘06

Азы православия

 Продолжительностьстраданий
 Садовникобрезает деревья, чтобы быстрее и правильнее росли. Но если чрезмерно обрежетветви и ствол, дерево усохнет.

 Верь, твоистрадания никогда не могут перейти меру. Бог следит за каждым человеком внимательнееи милосерднее, чем любой садовник за своими деревьями.
 Прекрасноговорит Нил Сорский: «Если гончар знает, сколько следует держать горшок в огне,чтобы он получил обжиг, но не лопнул, как Богу не знать меры наших страданий?»
 Верь, Богимеет больше рассуждения, нежели человек.

 Мир нас пугает,истина ободряет
 Кто идетза солнцем и видит лишь то, что ему солнце показывает, тот еще ни шага не сделалко внутренней сфере бытия; он, засмотревшись на кариатид перед музеем, забылвойти в музей.
 Кто за солнцемходит и с улыбкой трогает одну за одной розы, тот после захода солнца будетвозвращаться со слезами, натыкаясь на одну за одной колючки.
 Солнце намоткрывает буквы; ум нас учит читать слова; а только Бог — связь слов между собойи смысл их.
 Жизнь насучит преходящести, смерть подтверждает уроки жизни, а Бог отвергает уроки и той, и другой.
 Жизнь наспричисляет ежедневно к фактам; смерть нас ежедневно ободряет: «Не бойтесь! Я вам приготовила почетное место над фактами и поломала косу закона».

 Управление собой
 Люди, не способные управлять собой, еще менее способны управлять своим языком.
 Люди, не способные установить спокойствие в своем сердце, еще менее способны установитьспокойствие в государстве.
 Люди, не способные видеть мир в себе, еще менее способны видеть себя в мире.
 Люди, не способные соучаствовать в чужой беде, еще менее способны соучаствовать в чужойрадости.

 Расстояние
 Держи всевещи на расстоянии, только душу приближай сколь возможно к Богу.
 Если прольешьводу на огонь, не будешь иметь ни воды, ни огня.
 Если пожелаешьчужое, возненавидишь свое, и потеряешь то и другое.
 Если станешьблизким служанке, как жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.
 Если частопьешь за чужое здоровье, потеряешь свое.
 Если непрестанносчитаешь чужие деньги, все меньше будешь иметь своих.
 Если непрестанносчитаешь чужие грехи, и твои грехи умножатся.
 Если погонишьсяза лисой и настигнешь ее, отнимешь курицу; но если погонишься за медведем и настигнешь его, не вернуться ни курице, ни тебе.

 Помеха добродетели
 Многим людямпостоянно кажется, что в иных условиях они были бы лучше.
 Богачу кажется,что добродетельности мешает богатство, бедняку – что мешает бедность, многознающему – знания, простаку – простота, больному – болезнь, здоровому – здоровье,старому – старость, молодому – молодость.
 Но все этолишь иллюзия и признание своего нравственного поражения. Подобно тому, как если бы плохой воин оправдывался: на этом месте я должен быть побежден, пусть мнепредложат другое место, и буду мужественным! Настоящий воин всегда мужествен— и когда удается устоять, и когда приходится погибнуть.
 Если бы царьЛазарь бежал с Косова поля, он считался бы побежденным, но поскольку он до концаостался на поле битвы и погиб, считается победителем.
 Адам в раюпотерял веру, Иов на гноище веру укрепил.
 Пророк Илияникогда не сказал: «Голод мешает мне быть послушным Богу!» И царь Давид не сказал:«Корона мешает мне быть послушным Богу!»

 Вера– основа любви
 Вера – основалюбви.
 Старайсянепрестанно сохранять веру и старайся непрестанно, чтобы семя любви, котороевера несет в себе, проросло и принесло тебе радость. Ибо сама по себе вера,без любви и радости, осталась бы холодной и безрадостной.
 Но даже еслив тебе любовь охладеет, не будет расти и приносить плоды радости, сохраняй веруи жди.
 Сохраняйверу во что бы то ни стало. И жди — когда потребуется, и годы, — чтобы любовьиз веры проросла. Если потеряешь любовь, потеряешь много; но если потеряешьверу, потеряешь все. Потеряв любовь, теряешь плоды дерева, но потеряв веру,теряешь само дерево.
 Если в какой-то год нива не родит, терпеливый хозяин обрабатывает ее с удвоенным старанием,чтобы она в будущем году родила. Соседи ему советуют ниву эту продать, а онмолчит и трудится. Если она и на будущий год не дает урожая, терпеливый хозяинобрабатывает ее с утроенным старанием. Еще настойчивее соседи ему советуют,чтобы ниву продал, а он молчит и трудится. Но когда на третий год нива даетурожай, радость хозяина втройне. Тогда уж его соседи молчат, он же радуется.А если бы продал ниву после первого неурожая, чему бы радовался?

 Законыприроды
 О законахприроды никогда не говорилось столько, сколько в нынешнее время, и никогда людине чувствовали себя рабами этих законов так, как в нынешнее время. Частые революциии войны — подтверждение сказанного, — это чирьи, прорывающиеся под нажимом стальныхщипцов. А ведь частые революции и войны, преступность и самоубийства — это самоеубедительное опровержение всех нынешних разглагольствований о свободе и прогрессе.
 Никогда преждене проповедовалось почитание законов природы столь широко, как в нынешнее время.Но почему никто не берется проповедовать любовь к законам природы? Потому, что все люди тогда бы чувствовали отвращение к такой природе. А духовные люди знают,что законы природы — лишь слуги вечной любви и что человек выше законов природы.
 И хотя к почитанию вообще следует относиться как к добродетели, оно все-таки являетсядобродетелью, которая ниже любви. И если эта низшая добродетель требуется для столь большого предмета, как законы природы, то где же и какой он, предмет наивысшейдобродетели — любви? Предмет любви там, где законы теряют свою силу и где получаютсвою силу.

 Слово «любовь»
 Бог дал людямслово любовь, чтобы они этим словом называли свою связь с Ним.
 Когда людизлоупотребляют данным словом и его назначением, называя им свою связь с землей,тогда слово это ослабевает по отношению к Богу.
 Слова призлоупотреблении теряют свою магическую и божественную силу и становятся словномертвые. Точно так же, как северное дерево, пересаженное на юге, увядает и засыхает.

 Когда отнимаему природы
 Когда людижадно отнимают золото у природы, природа под видом золота им дает отраву.
 Когда людижадно отнимают знание у природы, природа им дает игрушки вместо истинных знаний.
 Когда желюди кротко и во имя Божие, во имя Хозяина природы просят то, что на потребу,природа им дает то, чего они просят.
 Мудрая матьдает ребенку все, что ребенок, по его потребности, у нее просит. Когда же ребенокпопросит что-то из праздного любопытства, мать дает ему игрушку (отвлекающеенечто) взамен того, что он просил.
 Так поступаети мудрость Божия с людьми.

 Когда церковьговорит
 Когда всеговорят, Церковь не может получить слова. Когда нахмурится судьба и завяжетвсе языки, тогда Церковь получает слово; тогда Церковь единственная смеет и может говорить.

 

В других номерах:

Азы православия

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

(Продолжение.

 
Церковный календарь

1 сентября — празднование Донской иконе Божией Матери

 ЧудотворнаяДонская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находитсяв Донском монастыре, что близ Москвы, — так называемом по имени самой иконыи в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительнос другими чудотворными Ее иконами та, что на ней представлен Богомладенец ИисусХристос с хартиею в руке как символом, т.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс