Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (398) → Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

№29 (398) / 1 августа ‘06

Азы православия

Продолжение.

Начало в № 28

 Как пригласить священника
 Случаютсяситуации, когда священника для совершения треб (исповеди, причастия и соборованиябольного, отпевания, освящения квартиры, дома, дачи, молебна на дому или жекрещения болящего) необходимо пригласить на дом.
Как правильно это сделать? Знакомого батюшку можно пригласить и по телефону,обращаясь к нему, как и в храме, словом благословите» .
 Но если вычеловек новоначальный, лучше, конечно, самому придти в храм, чтобы у священникаили за свечным ящиком выяснить, что надо приготовить к совершению той или инойтребы.
 Для освящениядома необходимо привести дом в надлежащий вид (прибраться, увести собаку – обычноправославные собаку в квартире не держат, но если уж ее негде разместить на улице, в конуре или сарае, то надо отвести ей надлежащий угол в прихожей или ином месте, где нет святых икон, огородить место ее пребывания). Следует приготовитьсвятую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами,которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо,чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка могположить святые предметы.
 Надо объяснитьвашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чинаосвящения, приложиться к кресту. Объясните, как это делается, как обращатьсяк священнику, приготовьте платки или шарфики, чтобы женщины и девушки моглипокрыть головы. Конечно, в доме должен быть выключен телевизор, магнитофон,не должно затеваться никаких вечеринок в соседних комнатах, все внимание должнобыть сосредоточено на происходящем святом событии. В таком случае немалая духовнаяпольза будет для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая…
 Если предстоитпричастить болящего, необходимо его подготовить (как именно, подскажет наканунесвященник, исходя из состояния больного), прибраться в комнате. Нужны будутсвечи, Евангелие, теплая вода, чистый плат. Для соборования надо приготовить,кроме свечей, семь стручцов (деревянных палочек с ватой), чашу с зерном пшеницы,куда они будут ставиться, масло, церковное вино – кагор.
 Более подробныенаставления даст вам священник. Но помните, что посещение батюшкой вашего дома– прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделатьважный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке.Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершениетребы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».

 Православныйв своем доме
 В своем доме,в семье, которая считается домашней церковью, православный христианин долженпроявлять особую любовь к своим близким. Недопустимо, когда отец или мать семейства,охотно помогая другим, как говорится, желая «весь мир спасти», о близких своихне радеют. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, – учит нассвятой апостол Павел, – тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).
 Хорошо, еслидух семьи поддерживается совместной молитвой в духовном центре дома – у общегодля всей семьи иконостаса. Но свой уголок для молитвы должен быть и у детей,и в кухне, где совершается трапеза.
 Иконы должныбыть и в прихожей, чтобы приходящий в гости мог перекреститься перед святымобразом.
 Как располагатьиконы? У них должно быть свое место. Иконы не должны стоять в шкафу, на полкахс книгами, соседство же икон с телевизором совершенно недопустимо – уж есливы не решаетесь от него избавиться, он должен быть в другом, не в «красном»углу комнаты. И уж тем более нельзя иконы ставить на телевизор.
 Обычно для икон отводится лучшее место в комнате — прежде это был «красный угол», обращенныйна восток. Планировка современных квартир не всегда позволяет разместить иконыв углу против входа, ориентированном на восток. Потому необходимо выбрать особоеместо, где удобно будет закрепить специально изготовленную полочку для икон,святого масла, святой воды, укрепить лампаду. При желании можно изготовить и маленький иконостас со специальными ящичками для святынь. Рядом с иконами неуместнорасполагать фотографии близких людей – им надо определить другое достойное место.
 Неблагоговейнохранить духовные книги на одной полке с мирскими — им надо отвести особое место,а Святое Евангелие, молитвослов держать вблизи икон, очень удобен для этогоспециально устроенный киот. Духовные книги не стоит заворачивать в газеты, ведьв них могут быть заметки и фотографии весьма сомнительного содержания. Нельзяиспользовать церковные газеты и журналы для хозяйственных нужд – если они сталивам не нужны, подарите их знакомым, передайте в храм, монастырь, где они пригодятсядля подшивок, для православной библиотеки. Пришедшие же в негодность газетыи духовные книги лучше сжечь.
 Чего не должнобыть в доме православного человека? Естественно, языческих и оккультных символов– гипсовых, металлических или деревянных изображений языческих богов, ритуальныхафриканских или индейских масок, различных «талисманов» (над которыми колдунынередко перед продажей совершают магические ритуалы), изображений «чертиков»,драконов, всякой нечисти. Часто они являются причиной «нехороших» явлений в доме, даже если тот освящен – ведь образы нечистой силы так и остались в доме,и хозяева как бы призывают «в гости» представителей демонического мира, держав доме их изображения.
 Внимательнопросмотрите также вашу библиотеку: нет ли в ней триллеров с «ужасами», с «привидениями»,книг с участием экстрасенсов, с «заговорами», фантастических произведений, которыеза редким исключением, отражают реалии бесовского мира, а также астрологическихпрогнозов, гороскопов и прочей бесовщины, которую держать в православном домесовершенно недопустимо, а то и просто опасно с духовной точки зрения.
 Святыни в вашем доме. Для защиты дома от демонских влияний, для освящения всего находящегосяв нем следует постоянно использовать святыни: крещенскую воду, ладан, святоемасло.
 Крещенскойводой следует окроплять углы всех комнат крестообразно, произнося: «Во имя Отцаи Сына и Святаго Духа». Так же крестообразно можно кадить ладаном, положив егона разожженный уголь (его можно купить в храме) в специальной маленькой кадильнице, либо в простой металлической кружке или даже ложке. Делать это можно сколь угодночасто.
 Святыни,приносимые из храма, надо с благоговением, с крестным знамением и молитвой использоватьповседневно: после утренних молитв натощак принимать артос, кусочки просфоры,глоток крещенской воды или воды малого освящения. Как быть, если крещенскаявода у вас заканчивается? Ее можно развести обычной водой – ведь даже капляее освящает всю воду. Крещенской водой после молитвы можно кропить всю пищу,поставленную на стол – по примеру того, как делается это в монастырях. Следуеттакже добавлять в пищу святое масло от соборования или от лампад у мощей святыхугодников. Этим маслом помазывают крестообразно больные места.
 Что делать,если артос, просфоры по нерадению испортились, заплесневели или поточены жуком?Ни в коем случае нельзя их выбрасывать, но отдать в храм для сожжения в специальнойпечи и непременно покаяться в грехе небрежного отношения к святыне. Святую воду,по давности непригодную для питья, обычно выливают в комнатные цветы.
 Особо следуетсказать о крестном знамении. Наложенное с благоговением, оно имеет огромнуюсилу. Сейчас, когда вокруг нас мы видим разгул оккультизма, когда для маркировкипродуктов применяют сатанинское число «666», когда мы читаем в газетах о случаяхмагического воздействия на пищу или предметы, особенно важно осенять крестнымзнамением все приносимые в дом продукты и вещи, крестить одежду (особенно детскую),перед тем, как ее надеть. Перед тем, как отойти ко сну, надо осенять крестнымзнамением свою постель со всех четырех сторон с молитвой Животворящему КрестуГосподню, приучить детей крестить перед сном свою подушку. Важно относитьсяк этому не как к каким-то ритуалам, которые помогут сами по себе – но с полнойверой, что мы призываем благодатную силу Креста Господня защитить нас от всегонедоброго и нечистого.
 Вспомнимпри этом, почему пища, приготовленная в монастырях, бывает особенно вкусной– даже если она постная. В монастырях осеняют крестным знамением посуду перед тем, как начать готовить, делают все с молитвой. На хранящихся крупах, муке,соли, сахаре сверху бывает начертано изображение креста. Огонь в плите возжигаетсясвечой от неугасимой лампады. Многие православные, подражая этим добрым обычаям,и в своих домах начинают делать так же, чтобы в доме во всем был особо благоговейныйстрой жизни.
 Как обращатьсяк членам своей семьи? Многие православные даже деток называют не сокращенными,а полными именами их небесных покровителей: не Дашка или Дашутка, но Дарья,не Котик или Коля, но Николай. Можно употреблять и ласкательные имена, но и здесь нужна мера. Во всяком случае в обращении друг к другу должна ощущатьсяне фамильярность, а любовь. И как прекрасно звучат возрождаемые сейчас трепетныеобращения к родителям: «папенька», «маменька».
 Если в домеесть животные, нельзя давать им человеческие имена. Кошка Машка, собачка Лиза,попугай Кеша и иные варианты, распространенные даже среди православных, говорято неуважении к угодникам Божиим, чьи святые имена превращены в клички.
 Все в православномдоме должно быть сообразно, для всего должно быть свое место. А как поступитьв том или ином конкретном случае, лучше посоветоваться с духовником или приходскимсвященником.

 Как вести себяпаломнику в монастыре
 Многие людив последнее время все больше тянутся в монастыри – эти лечебницы души, которыеотличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходскиехрамы. Кто-то приезжает сюда как паломник, кто-то – как трудник, чтоб поработатьнад восстановлением обителей, укрепиться в вере.
 Человек,оказавшийся на какое-то время среди сестер или братии обители, тем или инымобразом «примеряет» себя к монашеской жизни, старается быть более благочестивым.
 Но следуетпомнить, что при реальном прикосновении к монастырской жизни страсти и греховныенаклонности, до поры дремавшие в глубине души, обостряются и выходят наружу.Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованнымни казалось ваше желание сделать то или иное дело. В монастыре надо отсечь своюволю и полностью быть в подчинении у сестры или брата, которые отвечают за послушание,на которое вас поставили.
 Возглавляетмужской монастырь священноархимандрит – архиерей епархии, практическое же управлениепоручено наместнику (архимандриту, игумену или иеромонаху). Его называют «отецигумен», «отец архимандрит» или «отец наместник» – в зависимости от его должности, либо с употреблением имени, как приходского священника: «отец Досифей», или просто «батюшка».
 Так же, как к приходским батюшкам, обращаются к монахам, имеющим священнический сан. К благочинному,который занимается размещением паломников, в случае, если он не имеет священническогосана, можно обратиться «отец благочинный», к эконому – «отец эконом». К монахуобращаются обычно «отец», к послушнику – «брат», присоединяя имя.
 Женский монастырьуправляется игуменией, которая носит наперсный крест и имеет право благословлять,но не как священник, а тремя перстами или наперсным крестом, к которому следуетприложиться. Можно приложиться после благословения и к руке игумении. К нейобращаются, называя ее «мать игумения» или полным церковнославянским именем,данным при постриге в монашество, с прибавлением слова «матушка»: «матушка Иоанна»,например, или же просто «матушка» – кстати, так обращаться в женском монастырепринято только к игумении. К другим же монахиням или инокиням (имеющим «малый»постриг) обращаются: «мать Феодора», «мать Никона», «мать Севастиана», «матьСергия». Мужские имена сестер в постриге означают, что монашество – ангельскийчин, не имеющий пола… К послушницам можно обратиться: «сестра».
 Естественно,что приехавшие в монастырь должны оставить курение, сквернословие и другие греховныепривычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, смех.При встрече мирянин первый кланяется священнику, иночествующим.
 Если возникликакие-то недоразумения на послушаниях, не надо стремиться «восстанавливать справедливость»,тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть огрехи неопытного,со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело,обратиться за разрешением недоразумения к сестре или брату, на то поставленным.
 Трапеза в некоторых монастырях, обычно небольших, бывает общая у сестер с паломниками,но чаще приезжие пользуются специальной паломнической трапезной. За стол садятсяпо старшинству. После общей молитвы не сразу приступают к пище, но ждут благословениясидящего во главе стола, между блюдами – звона колокольчика или слов: «Молитвамисвятых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Во время трапезыне положено вести никаких разговоров, но внимательно слушать чтение житий святых.
 Не принятов монастыре и «кусочничать», есть что-либо вне общей трапезы, выражать недовольствопищей, послушаниями, местом для сна.
 Монастырь– не место для прогулок, купаний, загораний. Здесь не только нельзя обнажатьтело, но и заниматься чем-то для самоуслаждения, а также покидать самовольнообитель для какой бы то ни было цели – будь то сбор цветов или грибов. За пределыобители можно выйти только по благословению.
 Не принятов монастыре и ходить «в гости» – то есть в чужие кельи, за исключением послушания.При входе в келью, в мастерскую или другое монастырское помещение вслух произноситсямолитва: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуйнас». Войти разрешается только в том случае, если из-за двери услышите: «Аминь».
 При встречев монастыре обычно приветствуют друг друга поклонами и взаимными приветствиями«благословите», иногда говорят: «Спасайся, сестра (брат)». Отвечать принято:«Спаси, Господи».
 Мирской человек,понимающий свою немощь и греховность и смиряющий себя в «лечебнице души», несомненновынесет из пребывания в монастыре большую духовную пользу.

Продолжениеследует

 

В других номерах:

Церковь и общество

Полковник Валентин Петров: «Первым, кто призвал восстановить Храм Христа Спасителя, был Юрий Алексеевич Гагарин!»

– Сегодня в нашей программе замечательный гость – полковник Валентин Васильевич Петров – доктор философии, доцент военно-воздушной академии имени Гагарина, преподаватель Центра подготовки космонавтов. Валентин Васильевич, история отношения Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики фактически берет свое начало с первого полета человека в космос.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Новостидня Новостидня: в России люди убили царя, чтобы им стало лучше; в Польше люди убили президента,чтобы им стало лучше; в Греции люди убили шестерых министров, чтобы им сталолучше.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс