Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (398) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№29 (398) / 1 августа ‘06

Азы православия

 Новостидня
 Новостидня: в России люди убили царя, чтобы им стало лучше; в Польше люди убили президента,чтобы им стало лучше; в Греции люди убили шестерых министров, чтобы им сталолучше.

 Медицинав целом за последние века развивалась слабее, нежели конкретно хирургия. Политическаяхирургия тоже ушла далеко вперед по сравнению с политической медициной в целом.Надежды возлагаются на ампутации, и ампутации безоглядно проводят, но из оперированноготела возникают кровотечения, которые невозможно остановить.
 В этом случае,как и обычно, убийцы обманываются в расчете. Убитые продолжают играть в обществероль не меньшую, чем играли до смерти. Это все видят, все понимают и все стараютсяостановить кровь, что течет из общественного организма; а в то же время вседумают и говорят о новых ампутациях, новых усекновениях.

 Благородныеи неблагородные
 Неблагородныелегко устраиваются в этом мире. Благородные всегда чувствовали себя в этом миречужими и прохожими.
 Неблагородныеищут – и, говорят, находят – свое происхождение в навозных и мусорных кучахвозле дома; поэтому, сравнивая то, из чего они вышли, и то, что из себя представляют,становятся гордыми из-за человеческого вида и образа.
 Благородныеищут и находят свое происхождение далеко в звездных огнях, в разуме непостижимоми святости неизреченной; поэтому становятся смиренными и печальными, видя, что весьма далеки от Божиего вида и образа.
 Для благородногоне представляет больших трудностей вопрос: кто меня создал? Для него могла бысуществовать одна лишь альтернатива: или Бог, или я. Ибо все остальное вокругсебя он считает неразумнее и Бога, и себя. А поскольку знает, что сам себя онне создал, то не остается никого не только во Вселенной этой, но и в сотняхтаких Вселенных, кто бы мог назваться создателем его, человека, кроме Бога одного.
 Неблагородные же заворачивают и разворачивают вопросы, ищут свое происхождение в навозныхи мусорных кучах возле дома, чтобы не было ни кого бояться, ни кого стыдиться,и чтобы иметь чем хвалиться.

 Жизнь – главныйуниверситет
 Бог повелелвсем существам, чтобы учили и будили душу человека.
 Нет ни одногомомента времени и ни одного шага пространства, которые бы не давали урок человеку.
 Даже и сон.Ибо во время сна отдыхает лишь тело, а душа бодрствует и учится. Многие загадки,которые неразрешимы наяву, помогает разрешить сон.
 Все мы от рождения до смерти находимся в учении. Нет в мире людей не учившихся. Нет на земном шаре такого дикаря, который бы не мог своими особыми знаниями и умениямипоразить самого выдающегося в мире ученого.
 Самим рождениемсвоим мы поступаем в университет природы и учимся в нем день и ночь, до самойсмерти. Основные знания здесь мы получаем легко и незаметно, так же легко и незаметно, как научаемся говорить, как растем. Насколько удается найти общийязык людям ученым и неученым, настолько увеличивается капитал совокупных знанийих.
 Нет человека,который бы не знал много; и нет человека, который бы знал достаточно.

 Знание и поведение
 Неученыйкрестьянин знает намного больше, чем может предположить ученый горожанин. Егоучит Бог. Ученый горожанин знает намного меньше, чем может предположить неученыйкрестьянин. Гордыня уменьшает его знания.
 Учись, чемухочешь, и знай, что можешь, но одно обязан усвоить: всегда ценнее хорошее поведение,чем многие знания.
 Многознающийв арестантской одежде вызывает презрение, а незнающий в арестантской одеждевызывает сожаление.
 Когда приходятизвестия о некоем ученом человеке, совершившем злодеяние, у всех на устах одинвопрос: как он, зная бесчисленное множество всего, не мог научиться двум простымвещам — бояться Бога и уважать людей?
 Учись, чемухочешь, и знай, что можешь, но одно обязан усвоить: не смеешь во зло употреблятьсвои знания.
 Сколько разуже говорилось: лучше не знать, чем знать и во зло употребить!

 Глаза и разум
 Целый мирможет вместиться в одном глазу, и три мира – в одном разуме.
 Два глазавидят то же, что и один. И тысячи глаз видят то же, что и один. Глаз являетсяглазом для мира; а разум является глазом для трех миров. Глаз – свидетель фактов;разум – свидетель фактов, законов и истины. Если два глаза видят то же, что и один глаз, почему два разума спорят насчет одной истины? А потому, что разумявляется несравненно более чувствительным зеркалом, нежели глаз, и когда ондаже совсем немного затуманится, в нем едва ли сможет отразиться чего-то больше,чем в телесном глазу. В затуманенном зеркале разума – затуманенном от злобыи греха – могут отражаться лишь факты, как и в глазу телесном. Но затуманенныйразум может затянуть туманом и глаз телесный. Тогда и факты предстанут искаженнымив обоих глазах – в разуме и в глазу телесном, – как в кривых зеркалах.

 Когда человекнепременно вспоминает о Боге?
 И самый худшийчеловек хотя бы три раза в жизни вспоминает о Боге:
 когда видитправедника, страдающего за чужое преступление;
 когда самстрадает за чужое преступление;
 когда приходитсмертный час.
 Трижды в жизни должен заплакать и самый закоренелый грешник:
 когда его,гонимого людьми, будто дикого зверя, ласкает материнская рука;
 когда его,больного и одинокого, навещает бывший враг, принеся подарки и прощение;
 когда емуперед смертью священник говорит: «Не бойся – Божия милость больше, чем твоигрехи!»
 Трижды человексам себе кажется подобным Богу:
 когда у негородится сын;
 когда онпоймет и примет Христа;
 и когда примиритсясо своими страданиями за правду.

 Сердце и Евангелие
 Из прахаи сердце твое, из праха и бумага, на которой написано Евангелие. По одному и по другому праху писал Дух Животворящий. Потому одно написанное сообщается другому,одно вскрывает печати другого, одно объясняет другое. Если мир своей страстьюсжигает одно, другое тоже в опасности от пожара.

 Ложь отделяетнас от Бога
 От Бога насотделяет не истина, а ложь, и только ложь. Сказать, что нас от Бога отделяетистина – то же, что сказать, будто от Бога нас отделяет Бог.
 Ложные мыслии ложные слова, ложные чувства и ложные желания – вот сумма лжи, которая уводитнас к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этого пути-распутья, увы, нет возвратабез большого потрясения в жизни человеческой, когда ослепший человек падаетна землю, как Савл, и когда Бог поднимает его из пыли и немощи, открывая емуглаза на обратный путь.

 Фигура из пылии дыма
 Как толькочеловек сознательно серьезно и злобно отрекается от Бога, – а любое серьезноебогоотречение злобно, – он перестает быть человеком, перестает быть живым существом,а становится безымянным феноменом природы, вне категорий. Ибо дух божественный,который Господь вдохнул в его тело из земли, оставляет его.
 Что естьчеловек тогда? Он тогда – пустой бубенец, катящийся и оттого бряцающий.
 Бог взялСвое дыхание Себе. Что осталось? Одна лишь фигура из пыли и дыма, стоящая внесотворенного мира.
 Если когда-нибудьэта фигура вновь станет человеком, то есть снова примет в себя дыхание Божие— это повторное сотворение человека. В буквальном смысле, это повторенное чудотворения.

 Драгоценныйсосуд с дешевым содержанием
 Ты здоров,молод, красив, умыт, одет, богат, украшен.
 Но какойужас, если твой день – то, что внешнее, а твоя ночь – то, что внутри!
 Как жаль,если уста твои полны нечистых слов, ум твой полон нечистых мыслей, сердце твоеполно нечистых желаний и страстей!
 Тогда всятвоя внешняя роскошь служит усугублению твоего внутреннего убожества; и твоявнешняя красота служит усугублению твоего внутреннего безобразия; и твоя внешняячистота служит усугублению твоей внутренней нечистоты.
 Не забывай,что люди чувствуют смрад нечистоты из сосуда драгоценного острее, чем из сосудадешевого.
 Бог устраняетнезнание
 Чем ширекруг знания, тем шире и круг незнания.
 Чем большечисло желаний удовлетворенных, тем больше число желаний неудовлетворенных.
 Один Бог,соответственно нашей доброте и чистоте, может ограничить круг незнания и уменьшитьчисло желаний неудовлетворенных.
 Сколь многиесвятые люди восклицали: когда познал Тебя, Господи, исчез мрак незнания моегои угасло пламя желаний моих!Окончательная победа добра
 Все мельницымелют на пользу Богу.
 Грех на однойстороне будит добродетель на другой. Затаенная вороватость на одной — самоотверженныйгероизм на другой.  Болезненнаяфантазия на одной — божественная прозорливость на другой.
 Бог не создаетиз зла добро, а пробужденным злом будит спящее добро.
 Ты не можешьсделать никакого зла, которое бы или тебе, или кому-то другому не открыло глазана соответствующее добро. Но так как драма этого света началась с греха и таккак добру предшествует зло, значит, завершится драма этого света добром.
 Когда зловыбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
 И добро тогдазаберет весь выигрыш, а зло останется в проигрыше, ни с чем.

 Ненависть
 Кто ненавидитвесь мир, тот не может любить и себя.
 Кто ненавидитвесь мир, тот презирает самого себя. И бросает самому себе временные утехи,как бросают кость псу.
 Кто ненавидитвесь мир, тот объявляет войну всему миру. На стороне мира будет Бог.
 Такой лучше бы сказал горе: покрой меня!

 Равенство
 Бог не естьравенство, Бог есть любовь.
 Равенство бы исключило всю справедливость и всю любовь — исключило бы всю нравственность.
 Из-за равенства ли любит муж жену свою?
 Из-за равенства ли мать любит дитя свое?
 Из-за равенства ли друг любит друга своего?
 Неравенствоявляется основой справедливости и стимулом любви.
 Пока существуетлюбовь, никто не думает о равенстве.
 Пока царитсправедливость, никто не говорит о равенстве.
 Когда утрачиваетсялюбовь, люди говорят о справедливости и думают о равенстве.
 Когда с любовьюисчезает и справедливость, люди говорят о равенстве и думают о безнравственности.
 То есть,когда исчезает нравственность, ее заменяет безнравственность.
 Из могилылюбви прорастает справедливость, из могилы справедливости прорастает равенство.

 Вдохновение
 Когда человекподнимется до Бога, он во вдохновении. Когда Бог снисходит в мир, Он во вдохновении.
 Человек в своем вдохновении пассивен. Бог в Своем вдохновении активен. С одной стороны— самая предельная пассивность человеческая, с другой — самая предельная активностьБожия.
 Иисус Христосявляет индивидуализированное вдохновение Бога в мире и мира в Боге.

 Любовь и иное
 Когда любовьоскудевает, обязанность заменяет ее. Когда обязанность ослабевает, закон заменяетее.
 Когда матьгорит любовью к своему ребенку, она делает больше, чем предполагают обязанностьи закон.
 Когда материнскаялюбовь к ребенку остынет, мать лишь исполняет свою обязанность, то есть делаетменьше, чем любовь может, но больше, чем закон предполагает.
 Когда матьневзлюбит своего ребенка, она делает лишь то, что должна делать по закону, то есть меньше, чем любовь может и обязанность предполагает.

 Любовь приходитот Бога через душу.
 Обязанностьприходит от души через разум.
 Закон приходитот разума через слова.
 Кто признаетзаконы как сумму всей нравственности, тот познает лишь обложку книги о нравственности.
 Кто признаетобязанности как сумму нравственности, тот видит и читает лишь буквы в книгео нравственности.
 А кто признаетлюбовь как сумму нравственности, тот видит, читает и познает дух и осуществлениенравственности.
 То же самоев аспекте космологическом:
 Кто признаетприродные законы как сумму причин мироздания, тот познает лишь обложку книгио мире.
 Кто признаетдушу как прапричину мироздания, тот видит и читает только буквы в книге о мире.
 А кто признаетБога живого как прапричину мира, тот видит, читает и познает дух и жизнь мира.
 Любовь свободнаот всех законов, человеческих и природных, она выше всех обязанностей.
 Не зная ни предписаний закона, ни определений обязанностей, любовь наполняет их и превосходит— так, как сияние солнца превосходит рефлективный блеск камней и звезд.

 Сам себе могила
 Жалость вызываетгорбатый человек, жалость вызывает слепой человек.
 Но никтоне вызывает такой жалости, как эти два человека: всегда старающийся оправдатьсвои грехи и всегда старающийся укрепить себя в неверии.
 Что можносказать о них, как не следующее: они от рождения до смерти сами из себя делаютмогилы?

 Как можно большеверы
 При некоторыхболезнях врачи рекомендуют по возможности большие дозы лекарств; например: пейтекак можно больше воды!
 Вера — надежноелекарство для нашей души только тогда, когда оно принимается в наибольшей дозе.Верь, сколь можешь, больше!

 Любовь превышевсего
 Рассуждаяо Боге, мы держим Бога на известном расстоянии от себя. Глубоко размышляя о Боге, сокращаем это расстояние.  Молитвойсводим его к минимуму. Когда же соединяемся с Богом в любви, расстояние исчезаетвовсе, а вместе с ним и слова, и размышления.

 

В других номерах:

Азы православия

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Продолжение.

 
Церковный календарь

2 августа — память святого пророка Божия Илии

Ныне у нас праздник святого пророка Илии. Чтобы лучше ознакомиться с жизнью и деятельностью этого великого угодника Божия, жившего без малого за тысячу лет до Рождества Христова, посмотрите на святую икону его; на ней изображены главнейшие события из его жизни.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс