Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (392) → Зачем ходить в храм, если Бог в душе?

Зачем ходить в храм, если Бог в душе?

№23 (392) / 15 июня ‘06

Азы православия

 Для многих людей, впервые пришедших в православный храм, кажется очень трудным и практически невозможным не то что понять, но и выстоять полностью церковнуюслужбу. И, естественно, у многих из них возникает вопрос: «Для чего же ходитьв храм, если Бог в душе?».

 Проблеманепосещения храмов многими православными людьми сейчас очень актуальна. Еслив советское время за посещение храма могли арестовать, сослать и даже расстрелять,то сегодня дело обстоит совсем иначе. Доступ в храмы открыт ежедневно и беспрепятственнолюбому человеку. Действительно, нужно отметить то, что сейчас почти каждый деньв православные храмы приходят креститься люди, и это не один-два человека, а иной раз ежедневно около десяти и больше. Приходят люди крестить младенцев,крестятся взрослые. Но вот в чём проблема: многие люди, крестившись, к сожалению,после этого считают достаточным посещать храм только лишь на большие праздники– Рождество, Крещение, Пасху. Такие люди становятся «православными номинально»,а «оправданиями» для непосещения храма служат то занятость, то усталость, и в большинстве – случаев «вера в душе».
 Многие рассуждаюттак: «Неужели нам нужно обращаться к Богу именно в храме, разве не говоритсяв учении Православной Церкви о том, что Бог вездесущий?». Несомненно, большинстволюдей приходит к таким выводам из-за незнания даже основ Православного учения.Бывает и так, что некоторые познания у человека и существуют, но он, не имеячёткого представления о Православной вере, руководствуется каким-то другим ориентиромдля определения правильности или ошибочности своих выводов относительно понятий:«Бог», «душа», «храм». Можно также предположить и то, что у некоторых людейвозникает и некоторая надуманная боязнь перед всем тем, что связано с богослужениеми учением Православной Церкви. Зачастую такая боязнь происходит от незнанияи ведёт, естественно, к недостаточно обоснованным выводам.
 Целью данного сочиненияявляется, в первую очередь, попытка объяснить человеку, интересующемуся Православием,значимость и необходимость посещения храма. Также вниманию читателя будет предложенорассмотрение понятий: «Бог», «душа», «храм», с точки зрения как обывателя, таки учения Православной Церкви.

 О понятиях «Бог» и «душа»
 «Бог в душе»– утверждают люди, не считающие обязательным для человека посещение храма. Преждевсего, следует разъяснить значимость слов «Бог» и «душа» для современного человека.Как часто в современном мире происходит непонимание и искажение понятий «Бог»и «душа».
 Священник-богословАлександр Шмеман писал: «Почти все цивилизации, предшествовавшие нашей, в сущности,смотрели вверх – на высшее, горнее и идеальное. И в этом высшем, горнем и идеальномвидели меру и объяснение всего: мира, человека, жизни. Спор всегда шел толькоо том, как понимать это горнее и как жить им. Это могли быть очень горячие споры,но споры внутри того же смотрения вверх. Для меня нет сомнения в том, что отречениемот образа неизреченной Славы началась наша, пока что последняя по счету цивилизация.Началась с того, что в богословской аналогии следовало бы назвать вторым грехопадением.Христианское богословие открыло нам, что человек пал потому, что хотел статькак Бог, но без Бога, что он хотел удовлетвориться своей человечностью, а этозначит – урезать и ограничить в самом себе свою жажду абсолютного. Уже тогда,в раю, змей нашептал ему слова: «Человек есть мера всех вещей». Уже тогда, в раю, змей внушил ему, что смирение, в котором больше, чем в чем бы то ни было,раскрывается божественность человека, – это рабство, а вот гордость маленькогочеловека – это свобода и царство. И по аналогии с этим первым грехопадениемя говорю и о втором грехопадении, более страшном, ибо это второе грехопадение,этот отказ от образа неизреченной Славы, произошел после того, как Христос просиялв мире, уже после того, как раздались все слова, все молитвы, все гимны о подлинномнебесном призвании человека» (Протопресвитер Александр Шмеман. «Можно ливерить, будучи цивилизованным?»).
 Именно в наше время достигло своего апогея то «второе грехопадение», о котором говорилпротопресвитер Александр. Проявилось же оно в том «искусстве гордости и самомнения»,которое ныне присуще современному человеку. Человек, посчитавший способным «сотворить»себе подобного, забыл об одной очень важной «детали» – душе. Эта ошибка, скореевсего, произошла из-за того, что в определённый момент нынешняя цивилизациястала пытаться забыть и изжить все «пережитки прошлого». К сожалению, в кругэтих «пережитков» вошло и понятие «душа».
 В разноевремя, в разных народах этим словом определялись чувства человека и его высоконравственныепривязанности, также образованность человека и способность к пониманию. «Душевныйчеловек», «доброй души человек», – говорили о том, кто способен выслушать, поддержать,утешить. В недавнем прошлом слово «душа» и производные от него слова были эпитетамичего-то доброго, светлого и красивого в образе человека. Именно с таким смысломупотребляли его наши бабушки и дедушки, люди старшего поколения.
 Что же изменилось?Неужели это слово «ушло» из нашего языка? Нет, оно не исчезло, но, к сожалению,приобрело искажённое значение. «Осовремененное» нынешними поколениями слово«душа», к величайшему сожалению, отразилось в «кривом зеркале» миропониманиясовременного человека.
 В XXI векебольшинство людей подрастающего поколения воспитывается уже не на сказках, рассказанныхим бабушкой или дедушкой, и не на примере родителей, всё это им «заменяет» телевизор.Конечно же, нельзя говорить о том, что весь телевизионный эфир наполнен негативнойинформацией, важно отметить существование развивающих и познавательных передачдля детей. Но также необходимо остановиться и на том огромном количестве негативногоматериала, который «впитывает» не только ребенок, но и любой человек от просмотрателевидения. Именно с экранов телевизора людям было навязано и закреплено исковерканноепонимание пользы для души. Оказывается, что человеку не обязательно обладатькакими-то нравственными характеристиками, чтобы называться «душевным». Для этогодостаточно купить и выпить… пиво. Появление на экранах телевизора рекламногослогана, вещавшего о «душевности» пива, повергло в прах понятия нравственностипредыдущих поколений и посмеялось над ними.
 Но не стоитзабывать о том, что подмена нравственных ориентиров не может произойти у человекав один миг. Свою роль в этом процессе сыграло и принудительное взращивание целогопоколения людей с навязанной им точкой зрения «научного атеиста». К сожалению,возникает необходимость отметить то пагубное воздействие, которое люди получилив период советской эпохи. Конечно, можно говорить о том, сколько хорошего былов эпоху советов, но картина была бы неполной, если не сказать о том, что в тегоды была предпринята попытка к уничтожению самого главного в человеке – душии веры в Бога. Именно в то время было принято писать о том, что «миф о душеэволюционирует от наивных представлений о душе как уменьшенной и утончённойкопии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чём-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Основной психологический кореньверы в душу – страх перед смертью» (Атеистический словарь. – М., 1985 г.– С. 144.). Естественно, что данное определение является более чем необоснованным,ведь не страхом же перед смертью вызвано столь частое употребление в народетаких выражений, как «жить душа в душу», «душа-человек», «на душе легко», «этомне по душе», а также множества других.
 Хотелось бы обратить внимание и на то, что человек, и сейчас говорящий о лёгкости на душе, не ставит данное утверждение в зависимость от выпитого им «душевного пива».Несмотря на предпринимаемые попытки «затереть» и «выжечь» из человеческого сердцахристианское понимание душевности, оно сохранялось людьми и в советское время,хотя и не многими. Ведь вообще для человека характерно стремление к духовнойжизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возрастаили профессии.
 Вот эту-то жажду богообщения пытались заглушить ссылками и расстрелами в советское время,пытаются заглушить и сейчас, но идут уже другим путём. Посредством лжи и обмана,через средства массовой информации современному человеку извне навязывается«новое» мировоззрение и культура. Якобы утоляя духовную жажду, они отравляютвсё сердце и душу человека. Всё то доброе и светлое, что наши предки защищалии ради чего готовы были пойти на смерть, лишь бы сохранить, – нынче пытаютсяочернить. Но остается тот источник живой воды, способный просветлить душу человека,утолить духовную жажду и помочь сохранить культуру, мировоззрение, а самое главное– веру человека. Несомненно, этим источником является Православная Церковь.
 Как часточеловек, ощущая тлетворное влияние западной культуры на свою душу и на душисвоих детей, пытается противостоять ему, но зачастую попытка противостояниязаканчивается неудачей. Почему же это происходит? А потому что человек, решившийзащитить себя и своих родных и близких, не имеет твёрдого основания в своихубеждениях. Скажем, человек знает, что какая-либо «организация» является тоталитарнойсектой, и знает о том, что она способна нанести непоправимый вред окружающим,но, не зная при этом даже основ учения Православной Церкви, он делается неспособнымдаже отчасти защитить себя и своих близких от влияния этой секты. Помимо этого,знание основ Православного вероучения для каждого, крещённого в Православнуюверу человека, является необходимым и спасительным для его души.

 Православное вероучениео Боге и душе

 Где же найтикраткое и чёткое изложение основ Православной веры? И в каком письменном или устном источнике Русской Православной Церкви искать «обычному» человеку ответна вопрос о сущности понятий «Бог» и «душа»?
 ПравославнаяЦерковь учит о двух главных источниках познания Бога – Божественном Откровениии творении, т.е. видимом мире. Первый источник познания Бога раскрывает духовнуюсущность, свойства и совершенства Божии, Его святую волю по отношению к человеку,план Божественного домостроительства, нашего спасения. Божественное Откровениесодержится в Священном Писании и в устном церковном предании.
 В СвященномПисании нигде не доказывается существование Бога, поскольку эта богодухновеннаяКнига предназначена для верующих людей. Истинная вера черпает уверенность в бытии Божием не в логических доказательствах, а в переживаниях сердца, в религиозно-нравственномопыте богообщения, основанном на молитве и праведной жизни. Истина бытия Божиятак же достоверна для верующего человека, как и его собственная жизнь. Своейдушой богоподобный человек ощущает близость Бога, стремление к Нему. «Как ланьжелает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже», – восклицает Святойпророк и псалмопевец Давид (Псал. 41, 2). Бог вложил в душу человека внутреннююрелигиозную потребность стремиться к своему Создателю. Того же, кто говоритв сердце своем: «нет Бога», Святая Библия называет безумным (Псал. 13, 2).
 Главное условиебогопознания заключается не в напряжении мысли и рассудка, не в философскихспособностях человека, а в евангельской нравственности, чистоте сердца, возвышеннойдуховности, святости жизни. Вечная Истина – Христос Бог сказал: «Блаженны чистыесердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. 5, 8). Человек, погрязший в грехе, не можетпребывать в общении с бесконечно Святым Богом и познавать Его. Тот, кто желаетпознать Творца, прежде всего должен веровать, что Бог есть, «ибо надобно, чтобыприходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11, 6). Первыйшаг на пути познания Бога – признание верой Его существования. Такова воля Божия.Тому, кто ее исполнит, Господь открывает дальнейшие глубины богопознания (приусловии, что жизнь человека будет богоугодной).
 Второй источникпознания Бога – Его творение – свидетельствует о величии и премудрости Божией.Человек изумляется красоте, сложности, многообразию окружающего мира. Как величественныокеаны, горы, леса, поля! Немыслимо описать красоту небесной синевы. Неповторимаяпрелесть есть в рождении каждого нового дня и в его закате. В разные временагода природа по-своему прекрасна. Весной она пробуждается и расцветает, поетна все голоса. Летом – одета в роскошный зеленый наряд, расшитый цветами. Осеньюмир раскрашен в желтые, оранжевые, красные, золотисто-багряные цвета. Казалосьбы, зимой природа должна быть менее привлекательной. Но это не так. Хочетсясмотреть на падающие снежинки, на глубокие чистые сугробы, на заснеженные деревья,будто бы наряженные в белые кружева. Верующий человек повсюду в мироздании видитпроявление Божественного Разума. Более того, он верует, что все создано ВсемогущимБогом, Который непрестанно промышляет о Своем творении.
 Если человекведет благочестивую жизнь, то его ум, воля, чувства устремлены к Богу, он живетв Боге и Богом, ощущает при этом невыразимую сладость и душевное блаженство.Познание Бога настолько великое благо для человеческой души, что в сравнениис Ним все житейские и земные блага не имеют никакой ценности.
 Но без Богапознать Бога нельзя. Попытаемся объяснить это утверждение. По словам Святогопреподобного Никиты Стифата, «никто не может войти в богословие и сказать ничегодостойного о Боге, как только Духом Святым». А Святой преподобный Симеон НовыйБогослов дает такое назидание желающему преуспевать в познании Бога: «Удивляюсья тем многочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде усыновленияИм не боятся богословствовать и беседовать о Боге. Удивляюсь я, когда слышу,как многие, не понимая Божественных истин, философствуют о них и, будучи исполненыгрехами, богословствуют о Боге и обо всем, касающемся Его, без благодати СвятогоДуха, открывающего смысл и дающего разум. Трепещет, ужасается и некоторым образомвыходит из себя мой дух, помышляя, что мы, не знающие ни самих себя, ни того,что перед нашими глазами, с дерзостью и бесстрашием решаемся мудрствовать о Боге, непостижимом для нас, особенно если мы пусты от благодати Святого Духа,просвещающего и научающего всему».

 ПравославныйХрам
 Храм – вотто место, в котором каждому православному христианину становится доступной таблагодать Святого Духа «открывающая ум и дающая разум». И вот, мы с вами подошлик главному вопросу нашей беседы о значимости храма для верующего православногочеловека. Именно в храме человек, у которого вера уже затеплена в его душе,может найти подкрепление своей веры и посредством предложенной в Таинствах Церкви(священнодействиях, в которых с особенной силой действует Благодать СвятогоДуха и которые наиболее важны в духовной жизни христианина) благодати укреплятьсвою веру и стремление к главному смыслу жизни православного человека – бытьвсегда и всецело с Христом.
 В храме начинаетсяжизнь любого человека как православного христианина в таинстве Крещения. Непосредственнопосле таинства Крещения следует таинство Миропомазания, в котором посредствомпомазания крещающегося святым миром, преподаётся ему полнота Благодати как ДарСвятого Духа, Который он, согласно учению Православной Церкви, обязуется хранитьв своей душе. И далее в течение всей своей жизни каждый православный человекпостоянно стремится в Церковь, для того чтобы через участие в таинствах Церквиочистить свою душу и сделать её более способной к восприятию той Божественнойблагодати, которую человек желает получить. Благодать же Божия является доступнойчеловеку при его усердном домашнем постном и молитвенном делании, но в большейстепени в храме при непосредственном участии как вообще в богослужении ПравославнойЦеркви, так и таинствах Покаяния, Причащения, Венчания, Соборования.

 Заключение
 Стараясьболее доходчиво объяснить значение храма в жизни каждого православного человека,мы попытались обнаружить неразрывную связь между понятиями «Бог», «душа», «храм»и показать, что без участия в таинствах Церкви православному человеку невозможносохранить даже ту искорку веры в своей душе, о которой так часто говорят люди.Отказываясь от посещения храма и участия в таинствах, православный человек сам,не ведая того, со временем начинает терять даже ту искру «веры в Бога в душе»,о которой шла речь. И лишь посредством возвращения в лоно Церкви и участия в её спасительных таинствах человек становится способным не только сохранить свою«искру веры», но и избежать мук ада и стать способным к приобретению высокогозвания – быть причастником славы Божьей в Царствии Небесном.

Юрий КИЩУК

 

В других номерах:

Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Обратимысли твои к небу Мыслитвои, если они к небу не обращены, остаются чахлыми и больными.

 
Епархия

Многолюдным Крестным ходом встречали уральцы прибывшие в Екатеринбург святыни Свято-Введенского Толгского женского монастыря

Екатеринбург, 13 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбургскую епархию прибыли святыни из Свято-Введенского Толгского женского монастыря города Ярославля: частица Ризы Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, икона Божией Матери «Толгская» и образ святителя Игнатия (Брянчанинова) с частицей его святых мощей.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс