Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента газете«Московские новости».
Управляющийделами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент считает,что в сознании верующих объединение уже произошло.
В предпоследний день работыАрхиерейского собора РПЦЗ в Сан-Франциско управляющий делами Московской патриархиимитрополит Климент прокомментировал по просьбе «МН» уже случившиеся и предстоящиеитоги этого собрания.
— Ожидается,что Архиерейский собор РПЦЗ примет каноническое решение о восстановлении евхаристическогообщения с РПЦ. Что это означает для священнослужителей и мирян, принадлежащихк обеим Церквям?
— В первуюочередь, это важнейшая веха на пути исцеления той раны, которая была нанесенаЦеркви вскоре после революции 1917 года. Разделение Церкви — это печальное следствиетого исторического излома, тех драматичных событий, которые произошли в Отечествев первые десятилетия прошлого века. Их след оказался очень глубоким. Долгоевремя он разделял нас не только географически, но и духовно, потому что жилине просто в разных странах, но и в разных политических условиях.
Разумеется,одобрение Архиерейским собором Русской Зарубежной Церкви документов, выработанныхсовместной комиссией по диалогу Московского Патриархата и РПЦЗ, стало важнейшимэтапом в уврачевании давних ран. Для любого священнослужителя в нашей странеэтот шаг означает, что мы, архипастыри и священники, сможем с нашими братьями,которые приезжают в Россию, сослужить и участвовать во всех церковных мероприятиях.
— Из резолюцииIV Всезарубежного собора следует, что РПЦЗ видит себя «самоуправляемой частьюпоместной Русской Церкви». Возможны ли аналогии со статусом Японской или УкраинскойПравославных Церквей?
— Здесь несколькоиная ситуация. При решении практических вопросов восстановления единства будутучитываться особые условия, в которых находится Русская Зарубежная Церковь.Они отличаются от условий, в которых существуют названные вами Церкви, поэтомупрямые аналогии здесь вряд ли возможны. Японская автономная Православная Церковьнаходится на территории одного отдельного государства и имеет свой определенныйстатус. То же самое можно сказать и об Украинской Православной Церкви. В этомотношении Русская Зарубежная Церковь, приходы которой расположены в десяткахстран, имеет очевидные отличия.
Статус РусскойПравославной Церкви Заграницей будет определяться совместной комиссией, котораянепременно учтет все ее исторические и канонические особенности. Какого-то универсальногоподхода, который мог бы одинаково успешно применяться во всех государствах,сегодня, думаю, нет.
Следует учитыватьтакже, что сейчас насчитывается более 300 зарубежных приходов Московского Патриархатав Европе, на Ближнем Востоке, в Южной и Северной Америке, в Австралии, в Азии.Немного больше приходов в Русской Зарубежной Церкви. В некоторых городах имеетсядва прихода — и Московского Патриархата, и РПЦЗ, — и порой люди ходят в обахрама. Эти и многие другие обстоятельства будут рассматриваться совместной комиссией,которой предстоит выработать предложения об объединении Церквей.
— К числу историческихпрепятствий объединению Церквей члены РПЦЗ относили отказ РПЦ от покаяния в «сергианстве», или сотрудничестве с безбожной властью. Преодолено ли это препятствиетеперь?
— На совместныхзаседаниях комиссии Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ и комиссии РусскойЗарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом данной проблеме былоуделено особое внимание. В документах, выработанных этими комиссиями, четкои ясно выражена совместная позиция по этому вопросу. В них, в частности, сказано,что Послание митрополита Сергия 1927 года, которое часто называют «Декларацией»,было написано под беспрецедентным нажимом со стороны безбожной власти, угрожавшейполным пресечением всех легальных форм церковной жизни. Множество мученикови исповедников, отдававших свою жизнь за Христа и Церковь, были как среди принявшихДекларацию, так и среди отвергавших ее.
В документахкомиссий сказано также, что действия митрополита Сергия, вызвавшие так многоспоров, были продиктованы поиском путей сохранения церковной жизни. А патриотическаяпозиция митрополита Сергия, выраженная в том числе и в Декларации, в годы войнынашла отклик в сердцах многих православных соотечественников.
Мы должнычетко разграничивать лукавое сотрудничество с богоборческой властью, предполагающееполучение каких-то дополнительных благ, и вынужденное взаимодействие в неимоверныхусловиях, в которых жили и сохраняли свою веру миллионы соотечественников. РусскаяПравославная Церковь — это и епископат, и священство, и миллионы верующих. И все они вместе сохранили Православие, пережив то время небывалых гонений и репрессий.Их расстреливали, они претерпевали ссылки и отстаивали храмы. Можно ли упрекатьЦерковь, пережившую такое, в сотрудничестве? Церковь находилась в тех политическихусловиях, в которых оказались страна и весь наш народ. И вместе они – иерархияи народ – сохранили Православие.
— В резолюцииЧетвертого Всезарубежного Собора также упоминается о «смущении», которое существует«в среде клира и паствы» РПЦЗ из-за участия РПЦ в деятельности Всемирного СоветаЦерквей. Какова Ваша позиция по этому вопросу?
— Полагаю,что диалог с инославными религиозными организациями нужен для свидетельстваим о Православии. При этом наша Церковь исключает какую-либо возможность литургическогообщения с неправославными. Взаимодействие со Всемирным Советом Церквей строитсяименно на этой основе. Участие РПЦ в его работе сведено к минимуму. Мы толькоучаствуем в тех мероприятиях, в которых необходимо свидетельство о Православии.На такого рода форумах мы знакомим представителей иных конфессий с нашей позициейпо разным вопросам.
— Верите ли Выв восстановление в будущем полного единства двух Церквей?
— В ближайшеевремя будет вырабатываться документ, который определит пути развития наших отношений.Отдельные аспекты процесса объединения разрабатываются в соответствующих комиссияхи принимаются на архиерейском уровне. Но главное, чтобы единство было достигнутов сознании людей. Конечно, невозможно быстро и без последствий преодолеть разделение,длившееся много десятилетий. Но преодолевать его надо. Один из первых и важныхшагов – развитие отношений между приходами, расположенными на одной территории.Нет смысла иметь на одной территории приходы разного подчинения.
В каждомотдельном случае, в каждой стране должны учитываться местные условия. Следуетсовместно вести поиск оптимальных организационных форм. При наличии общей цели,а эта цель – служение нашему народу, проживающему как в России, так и за рубежом,мы сможем найти лучшие способы организации церковной жизни. Однако этот процессзаймет, конечно, не один год.
— Планируете ли Вы сами посетить в будущем приходы или монастыри РПЦЗ, сослужить с архиереямиРПЦЗ?
— Я неоднократнопосещал приходы и монастыри Русской Зарубежной Церкви в США, Европе, на СвятойЗемле. Мне довелось встречаться со многими архиереями РПЦЗ. Надеюсь, уже скоромы сможем вместе с ними совершать богослужения.
Патриархия.Ru
САН-ФРАНЦИСКО.Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, проходившийс 15 по 19 мая 2006 года в Сан-Франциско, по завершении работы обратился с Посланиемк боголюбивой пастве.
«Утверждениенравственных начал, внимание к культурным и духовным ценностям, на которых столетиямистроилась наша страна, — это необходимое условие развития России». Об этомговорится в приветствии, которое председатель Госдумы Борис Грызлов направилорганизаторам, участникам и гостям выставки «Библия в России», открывшейся16 мая в здании парламента РФ.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.