Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (388) → Какое имя выбрать новорожденному?

Какое имя выбрать новорожденному?

№19 (388) / 15 мая ‘06

Азы православия

(Окончание. Началов № 18)

 ДЕЙСТВИЕСВЯТЫХ ИМЕН
 Вероятно,многие не сознают, какое значение имеет произнесение вслух или в уме какого-либоимени. Вот, например, я произношу имя близкого и дорогого для меня человека.В мгновение времени в моих глазах встает его образ, в уме воспроизводятся отличительныечерты его характера и его жизненной истории, его отношение ко мне и его миросозерцание;в моем сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, симпатии, нежности,жалости, уважения и т.п. Словом, воспоминание имени воспроизвело в моей душеего образ во всей совокупности его физической, душевной и духовной сущности,и моя душа как бы заполнилась этим образом, слилась с ним. Это невидимое единениеменя с образом друга совершенно реально и в сильнейшей степени влияет на меня.Положим, что друг, которого я вспомнил, отличался жизнерадостностью и всегдахорошо действовал на мою душу. И хотя я до воспоминания был расстроен, его образвлил в меня струйку жизнерадостности, и моя печаль заменилась бодростью. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «В имени человека душа человека,например, в имени Ивана — душа Ивана. Итак, на призыв: Иван Ильич, его душасознает себя в этом имени и откликается на него».

 Итак, имявызывает образ, а образ в душе есть соприкосновение или даже единение души с этим образом. При этом первое или второе — т.е. соприкосновение или единение— будет зависеть от нашего отношения к этому образу. Если мы в любви тянемсяк нему, то этот образ вливается в нашу душу, объединяется с нами и влияет на наши чувства и ощущения.
 Произнесениеимени ведет к общению нас с образом и отражается в той или иной степени на переживанияхума и сердца. Наименование для нашей души есть в какой-то степени сама сущностьличности. И отсюда к нему у нас и должно быть то же отношение, как к самой личности.Вот почему евреям была дана заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоегонапрасно».
 Как пишетсвятой праведный Иоанн Кронштадтский: «С крайним благоговением произноси имяБожие, помня, что Богом все приведено из небытия в бытие, и все существующеесодержится в благобытии единственно по Его благости всемогущею силою и премудростьюЕго. С крайним благоговением произноси и имя Иисуса Христа Сына Божия, черезКоторое все «начало быть» (Ин. 1, 3) и Которым все управляется… С благоговениемпроизноси и имя Пречистой Матери Господа Иисуса Христа, Приснодевы Марии, породившейнам Его во спасение наше…
 С благоговениемпроизноси имена апостолов Христовых, самовидцев и слуг Его, пронесших по всемумиру Божественное учение Его, а также имена мучеников, преподобных, бессребреникови всех святых».
 Свет не естьсамо солнце. Но для нас свет ближе солнца: он нас освещает, согревает и питаетэнергией и растительный, и животный мир. Имя — это как бы свет от сущности образа.Имя же Бога имеет в духовном мире то же значение, что свет в физическом миредля растений и животных. Так мы можем постигнуть освящающую, просвещающую и очищающую силу святых имен, действующих на нашу душу, на наш разум и сердцеи через это — на всю нашу жизнь.
 Как пишетсхиархимандрит Софроний про старца Силуана: «Имя Духа Святого, как и имя — Господаи другие имена Божии неизменно вызывали в его душе живой отклик — чувство радостии любви».
 Отсюда мыможем понять и значение и силу молитвословий, преисполненных святых имен и понятий.Понятны и слова Господа «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17), и словапророка Иоиля, повторенные и ап. Петром: «Всякий, кто призовет имя Господне— спасется» (Деян. 2, 21, Иоиль 2, 32). Вот откуда сила Иисусовой молитвы, прикоторой непрестанное произнесение святого имени Господа Иисуса очищает и одухотворяетдушу христианина, попаляя в ней страсти. При этом, естественно, чем глубже образХриста западает в сердце христианина, творящего молитву, тем сильнее единениедуха христианина с духом Господа, тем сильнее освящающая сила молитвы.
 Подобно действиюимени Бога, Господа Иисуса Христа, Св. Духа и Св. Троицы, будет действие имени тех, в кого вселился Св. Дух, в душе которых «изобразился Христос» (Тал. 4,19).
 Как пишетсвятой праведный Иоанн Кронштадтский: «Бог во святых почивает и в самом имениих, в самом изображении их, только с верою надо употреблять их изображения,и они будут творить чудеса».
 Поэтому целительныйбальзам изливается на нашу душу и от благоуханного имени Божией Матери, ПриснодевыМарии, и от имени бесплотных служителей Бога — Архангельских и Ангельских чинов,от имени всех святых. Все они возвышают душу христианина и вводят его в обительсвятости и праведности.
 В действиина душу имен надо учитывать также еще следующую закономерность. Это закон «резонанса»,т.е. отзывчивости души к определенным именам и образам на основе симпатии и тяготения сердца человеческого к этим именам и образам. Если тянется сердцек духовному свету, то все светлые имена и образы будут сильно действовать на него, глубоко входить в душу и долго в ней жить. Наоборот, все неприятное и несимпатичное сердцу не будет его затрагивать, ни занимать ума и лишь скользитьв мыслях.
 Вот почемуобразы и имена в молитве глубоко волнуют и умиляют очищенное сердце и не занимаютмыслей у человека, сердце которого порабощено миром. Отсюда поток светлых образови имен, которыми наполнена молитва, будет просветлять сердце лишь благоговейногохристианина.

 ПОЧЕМУ НАМ ДАЮТСЯИМЕНА СВЯТЫХ
 Обычай нарекатьхристианам имена святых, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, началвходить в употребление еще с первых веков христианской Церкви. Как относилиськ именам святых во время самого Златоуста, видно из того, что говорит он в похвалусвятого Мелетия Антиохийского: «От имени святого Мелетия, как бы от света, озарившегогород, каждый возжигал для себя светильник и вносил в дом свой имя блаженного,как некую сокровищницу, исполненную бесчисленными благами». Уже в V веке, по свидетельству блаженного Феодорита, обратилось в повсеместный обычай нарекатькрещаемым имена святых.
 Зная подвигисвятых, их жития, получая по молитве помощь от них, христиане имели искреннююлюбовь к угодникам Божиим, дорожили их именами и давали их своим детям.
 Как указывалосьвыше, и в обычной жизни память о замечательных людях, прославивших свое имякакими-либо подвигами или заслугами на поприще житейской деятельности, дорогадля нас. Тем более для христианина дорога память тех, кто благоугодил своейжизнью и делами Господу, кто возлюбил Его всем сердцем.
 Как имя «христианин»знаменует наш союз со Христом, так имена святых возлагаются на нас в знамениесоюза членов Церкви земной с членами Церкви, торжествующей на небесах. Те и другие составляют одно тело под единою Главою — Христом и находятся в живомобщении между собой. Святые, обитающие на небесах, по любви к братьям своим,живущим на земле, принимают живое участие в их судьбе: радуются, если они ведутбогоугодную жизнь, скорбят при виде их падений, заблуждений и несчастий, предстательствуютза них в своих молитвах пред престолом Вышнего, невидимо соприсутствуют прибегающимк их помощи и ограждают их от искушений и бед своим невидимым заступлением и покровом, а жизнью своею представляют нам пример для подражания и руководствав нашем странствовании к Небесному Отечеству. Такое непосредственное и трогательноеучастие святых в нашей судьбе возлагает и на нас обязанность благочестно чтитьи любить их, прибегать к ним с молитвами в нуждах и радовать их подражаниемих подвигам и совершенствам. Исполнять эту обязанность мы должны в отношениико всем святым, живущим в небесной славе, но особенно к тем, имена которых носим,ибо с той целью и возлагаются на нас их имена.
 Святые, именакоторых мы носим, называются нашими ангелами, и день именин — днем ангела. Мыназываем их ангелами потому, что они, со времени наречения нам их имени, делаютсяособыми нашими покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенникамиза нас перед Богом и, таким образом, после бесплотных ангелов-хранителей являютсянашими новыми ангелами-хранителями. К их покровительству мы должны прибегатьи быть уверены в их предстательстве за нас перед Богом.
 Наконец,имена святых даются нам для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мыдолжны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывает нас уподоблятьсяему в подвигах и добродетелях. И в обычной жизни знаменитое, из рода в род переходящееимя предков заключает в себе как бы обязательство для их потомков поддерживатьчесть рода личными заслугами и доблестями. Если же потомки не только не показализаслуг и доблестей, но еще и запятнали себя недостойными поступками, то о нихобычно говорят, что они обесчестили свой род и стали недостойны носимого имени.Подобным образом и носящие имена святых должны соответствовать своим именамделами святых через подражание им.
 Итак, именасвятых, носимые нами, указывают на нашу обязанность чтить и любить их, проситьих молитв за нас и подражать примеру их жизни.
 Исполнять же эти обязанности надлежащим образом можно не иначе, как хорошо зная их жизньи подвиги. На чем же еще основывается уважение и сердечное расположение к кому-либо,как не на знании его достоинств? Если кто кого не знает или знает только понаслышке,то не может надлежащим образом уважать и любить его, и тем более — быть близкимему. Так же и в духовной жизни: кто не знает жизни и подвигов святого, тот не может оценить его по достоинству и, следовательно, не может надлежащим образомчтить и любить его.
 Знание жизнии подвигов святых поможет и в выборе имени. Поэтому родители новорожденногочерез жития святых, опыт молитвенного обращения к ним должны ближе познакомитьсяс теми, в честь кого предполагают назвать своего ребенка, — и тогда имя им подскажетсердце.
 Тот же советможно дать и взрослому христианину, не знающему, в честь какого именно святогоего нарекли в детстве. Он должен внимательно изучить жития святых, носящих егоимя, помолиться им и Богу, — и что Господь положит на сердце, то и принять,избрав таким образом себе небесного покровителя, — и впоследствии молиться емууже как своему ангелу и отмечать именины в день его празднования.

 КАК ВЫБИРАТЬИМЯ ПО-БОЖИЕМУ
 В полноймере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Именау нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божиему – вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится,или в промежутки, или дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческихсоображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.
 Даруя родителямребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по Православному месяцеслову, в которыйвключены имена святых, прославленных Церковью.
 Наречениехристианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляетодно из первых подготовительных к нему действий. В старые времена имя нарекализадолго до дня крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычнов день крещения, перед чином оглашения.
 Согласноуказанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцамв восьмой день по рождении, по примеру Спасителя Христа, принявшего имяИисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветныйзакон обрезания и наименования (Быт. 17, 4–15).
 Впрочем,нарекать младенца именем святого, который воспоминается в восьмой день по рождении,не считалось в России непременной традицией. Часто имя нарекали и в самыйдень рождения, по желанию родителей скорее видеть свое дитя запечатленнымсвятым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословляется. Рождениемладенца — столь великое и знаменательное событие в нашей жизни, особенно ввидуопасности самих родов, что остается только благодарить Бога за эту милость наречениемноворожденному имени святого, под осенением которого он родился.
 Кроме того,также существовал обычай называть ребенка и в честь святых, память которых приходиласьна день крещения. Это обосновывалось тем, что по церковному уставу наименованиедитяти должно совершаться «во осмый день» по его рождении, а так как в этотдень в древности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалосьот святого, празднуемого в этот день.
 Итак, чащевсего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на деньрождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускалсясдвиг на несколько дней, если не было памяти -святых жен.
 При такомвыборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино.До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христианепразднуют именины в честь святого.
 Были ещеслучаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которогоизбирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечалисьв день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько разв году — то в день, ближайший ко дню рождения.
 Таким образом,человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно,а по одному из нескольких правил.
 По указаниюЕвангелия в повествовании о наречении имени Спасителю и Иоанну Крестителю (Мф.1, 20–21; Лк. 1, 30–31, 59–63), а также по церковному преданию и по общеустановившейсяцерковной практике выбор имени новорожденному принадлежал родителям ребенка;взрослые же сами выбирали себе имя. Только в том случае, если выбор имени младенцаего родителями предоставлялся священнику, последний нарекал его именем по собственномуусмотрению, обычно избирая для этого имя святого, память которого чтится в деньчтения молитвы новорожденному или в восьмой день по его рождении, а также в день рождения, в день крещения или ближайший к тому день.
 Теперь крещениюпредшествует гражданская регистрация новорожденного, и родители всегда самивыбирают имя ребенку, которое вписывается в свидетельство о рождении. Если имя,под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове,это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западноевропейскойили местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскуюформу и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемогоили ему самому. Вот примеры таких переводов:
 Анжела —Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Аграфена — Агриппина; Полина— Апполинария; Лукерия — Гликерия; Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий;Светлана — Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Аким — Иоаким; Корней — Корнелий;Леон — Лев; Томас — Фома.
 В том случае,когда не удается установить подобного соответствия (например: Эдуард, Эльвира,Карл), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православноеимя (лучше близ-кое по звучанию), которое впредь будет его церковным, именем.
 В связи с тем, что в месяцеслове некоторые имена святых совпадают и празднуются несколькораз в году, то празднование одного опре-деленного дня Ангела новонаименованномухристианину назначается священником. Обычно это ближайший следующий за днемрождения день памяти святого.
Относительно перемены имени уже крещеному человеку нет общецерковных правил,поэтому можно сослаться на резолюцию  митрополитамосковского Филарета (от 22 мая 1839 г.), согласно которой следовало поступитьтак: «Велеть отроку приготовиться к принятию Святых Таин и при исповеди и причащенииСвятых Таин нарещи ему имя, которое, быв употреблено при таинствах, избудетдля него твердым». Так же, по его мнению, следует поступить и в случае переменыимени «по неудобопроизносимости».
 Из благоговенияперед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекали именем Иисус в честьСына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имяМария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля,22 июля, и других.

 МОЛИТВА В ОЗНАМЕНОВАНИЕНАРЕЧЕНИЯ РЕБЕНКА ИМЕНЕМ, НА ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ
 Если молитвыпервого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основноеместо занимают прошения о младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмогодня носит уже литургический характер. Священник в епитрахили возглашает «БлагословенБог наш…», затем читается Трисвятое по «Отче наш»; после возгласа «Яко Твоеесть Царство…» произносится отпустительный тропарь святого храма или текущегодня. Это показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви. Если в первыхмолитвах звучит как бы первое приветствие при встрече новой жизни, то здесьэта жизнь превращается в шествие к земному храму, где должно совершиться спасение;священник читает первую молитву:
 «ГосподиБоже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабеТвоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу) и да знаменуетсяКрест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суетымира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим.(При этих словах священник осеняет младенца крестным знамением, «знаменует»его). И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем,совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшнымитайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печатьнерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбиемЕдинороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и ЖивотворящимТвоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
 По прочтениимолитвы священник берет в свои руки младенца и, крестообразно поднимая его перед иконами, читает или поет тропарь Сретению: «Радуйся, Благодатная БогородицеДево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших,дарующаго нам воскресение».
 Чтением этоготропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господеньбыл точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождениемСвоим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия.
 Посколькув наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения, священник,«возвратив младенца восприемнику, возглашает: «Господу помолимся» и положенныемолитвы. Если оглашение и Крещение будут совершаться в другой день, то произноситсяотпуст, указанный в Требнике:
 «Слава Тебе,Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).Благослови. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго…(именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, якоблаг и Человеколюбец».
 Обряд нареченияимени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельнаяопасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается,учитывая его глубокий духовный смысл.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Есть местов книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придетвремя, то каждый из пребывающих в Царстве Божием получит имя таинственное, котороезнает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бысодержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имениникто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяетто единственное, неповторимое со-отношение, которое существует между Богом и Его тварью — каждой, единственной для Него тварью. Мы носим имена святых, которыепрожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаютсятому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени,и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, житьболее достойно себя и более достойно Бога — можно.
 Поучительновдуматься и в смысл наших имен. Вот что писал по этому поводу преподобный АмвросийОптинский, поздравляя духовное чадо Анастасию с днем Ангела: «Сердечно желаютебе жить сообразно твоему имени по сказанному: по имени и житие твое да будет.Ты немножко маракуешь по-гречески. Анастасия — значит воскрешенная или воскресшая.А люди воскресшие уже не умирают, и грех ими уже не обладает. О, дабы и с намибыло так!…»

 

В других номерах:

Епархия

В конференц-зале Духовного центра Екатеринбургской епархии прохшло заседание Совета общественных некоммерческих организаций

Екатеринбург, 29 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Совет общественных некоммерческих организаций, созданный при содействии Екатеринбургской епархии, объединяет более ста общественных, государственных и негосударственных организаций.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Привязывайк Небу Все делатвои, которые творишь не во имя Неба и без разрешения Неба, принесут горькийплод, потому что небо не польет их своим благодатным дождем, не осияет своимживотворящим светом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс