Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (388) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№19 (388) / 15 мая ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Какое имя выбрать новорожденному?

 Привязывайк Небу
 Все делатвои, которые творишь не во имя Неба и без разрешения Неба, принесут горькийплод, потому что небо не польет их своим благодатным дождем, не осияет своимживотворящим светом.

 Что бы ни намеревался ты делать, прислушайся к совету Неба. Что бы ни взялся ты ткать,привязывай нити к Небу.

 Страх перед самим собой
 Кто никогдане испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которыхчеловек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.
 В нас существуетбездна некая, однажды склонившись над которой, человек до смерти остается удивленными устрашенным. Все миры могут поместиться в бездну эту, не заполнив ее. И привсех наших именованиях этой бездны – душа, ум, воля, чувства, аффекты, страсти,внутренняя суть, словесность — она, бездна, остается неизреченной, неопределеннойи безымянной.

 Взгляд
 «Глаза —место встречи душ», — говорил один мудрец. Взглядом душа проникает в душу. Взгляд— как лампа, с которой мы входим в чужую душу, чтобы ее обследовать и познать.
 Когда смотримв лицо слепцу, напрасно ищем место встречи и переживаем при этом некую мистерию,которая вынуждает нас чувствовать себя так, словно мы слышим плеск подземнойреки у себя под ногами или видим перед собой дом без окон.
 Взгляд —это очень крепкий канат, которым природа привязывает человека к себе. Человекучувственному вся природа представляется только в формах. Он останавливаетсяна каждом предмете, и его удивление касается каждой формы. Человек же духовныйрасплавляет огнем своего разума все формы в некие первосущностные элементы и удивляется этим элементам. Но и это — лишь начало духовности.

 От горизонтазависит покой
 Чем уже горизонт,тем больше беспокойство.
 Чем ширегоризонт, тем меньше беспокойство.
 Чем уже горизонт,тем выше самооценка.
 Чем ширегоризонт, тем ниже самооценка.
 Самый широкийгоризонт — самая низкая самооценка.
 Если бы надменнаяжаба из лужи оказалась на берегу океана, она бы лишилась всей своей надменности.

 Составляющиеэтой жизни
 Эту жизньневозможно представить без трех элементов: счастья, несчастья и смерти. Какой-то мерой счастья, какой-то мерой несчастья и смертью определяется эта жизнь.
 Моральнаяхимия этого мира еще удивительнее, чем химия физическая.
 Счастье —дар Божий, несчастье — попущение Божие, а смерть — победа Божия.
 Постоянноесчастье, без примеси несчастья, стало бы бесцветным и досадным. Постоянное несчастье,без смерти, сделало бы эту жизнь адом без выхода.
 В счастьелюди обычно не вспоминают о Боге; в несчастье — когда хотят, вспоминают о Боге;а при смерти вспомнить о Боге вынуждены.

 Нищета и пустота
 Чем большебогатство без Бога, тем больше нищета. Чем больше знаний без Бога, тем большепустота.
 Только Богделает человека богатым и мудрым. Мир без Бога порождает нищих и глупцов.

 Ткать и распускать
 Если днемткать, а ночью распускать, никогда не соткать.
 Если днемвозводить, а ночью разрушать, ничего не построить.
 Если, соответственно,молиться Богу, а делать то, что есть зло пред Ним, никогда ни соткать, ни возвестидуши.

 Эхо души
 Вся природанапоминает один большой рояль, клавиши которого различные существа. Какую клавишуни тронет человек, слышит эхо своей души.

 Красота природы
 Вся красотаприроды имеет происхождение от таинственности Таинственного. Без этой таинственностиТаинственного природа ни на миг не могла бы сохранить ту тихую и целомудреннуюкрасоту, которая через нее просияла.
 Вся сотвореннаяприрода — это облако, задерживающее яркий свет и ублажающее пламя Божие.
 Редкое облакоэто или густое, зависит от нашего духовного зрения. Для утонченного духа оно редкоеи прозрачное, для духа грубого — густое и темное.

 Чувства, разуми ум
 Разуму служатпять чувств, уму — одно. Чувство ума есть разум.
 Разумны телюди, у которых разум властвует над чувствами.
 Умные людивыше разумных, так же, как разумные выше чувственных.
 Умные люди— те, у кого ум полностью властвует над разумом, то есть те, у кого ум тольковоспринимает опыт разума, как сырой материал, им превращаемый в нечто совсеминое, что даже не похоже на опыт разума. Это как желудок, что принимает пищуи превращает ее в кровь, то есть в нечто, что и не похоже на принятую пищу.
 А вот люди,у которых разум господствует над умом и опыт разума остается единственным –непереваренным – содержанием ума, становятся безумными. Как говорят об испорченномжелудке и непереваренной пище, так же можно говорить и об испорченном уме и непереваренном — неоживотворенном — опыте. И как организм страдает при наличиичрезмерного количества непереваренной пищи и при неспособности сварения, таки ум неизбежно помрачается при наличии чрезмерного объема опыта и знаний, над которыми он теряет контроль и способность преобразовывать их в нечто иное.

 Чем похваляешься?
 Золотом?Это же золото имела гора в себе, и не похвалялась.
 Одеждой?Этот же шелк носила гусеница в себе, и не похвалялась.
 Здоровьем?Еще большее здоровье имеет волк в лесу, и не похваляется.
 Аппетитом?Муравьед с аппетитом ест муравьев до смерти, а потом муравьи его едят.
 Счастьем?Смотри, лиса по отношению к счастью осмотрительнее тебя. Она, и в сотый разукрав курицу, со страхом прислушивается, с какой стороны может выстрелить ружье.
 Конями? Как ты можешь высоко отзываться о своих конях, если они высоко не отзываются ни о себе, ни о тебе?

 Не верь счастью
 В богатстведумай, как бы ты с достоинством мог переносить бедность.
 В счастьедумай, как бы ты с достоинством мог пережить несчастье.
 Когда людитебя хвалят, думай, как бы ты с достоинством мог терпеть их хулы.
 И всю жизньдумай, как бы с достоинством принять смерть.

 Скрытность —ослабление себя
 Иногда человекскрывает свои немощи от тех, кто его любит, чтобы они не стали гнушаться им.Скрытен бывает и с теми, кто хвалит его, чтобы они не стали ругать его.
 Он ошибаетсявдвойне. Во-первых, не понимая, что, если он сам откроет свои слабости, егоне станут любить и хвалить меньше; а вот когда другие откроют эти же его слабости,тогда они непременно будут гнушаться и ругать, чего он так боится.
 Во-вторых,забывая, что есть Око, все видящее, все знающее и все извещающее о нем.
 Лучше, соответственно,открыть свои слабости ранее, чем они утвердятся, нарастут и тогда сами откроются;ибо легче переносить стыд в молодости, чем в старости.

 

В других номерах:

Азы православия

Какое имя выбрать новорожденному?

(Окончание. Началов № 18) ДЕЙСТВИЕСВЯТЫХ ИМЕН Вероятно,многие не сознают, какое значение имеет произнесение вслух или в уме какого-либоимени. Вот, например, я произношу имя близкого и дорогого для меня человека.В мгновение времени в моих глазах встает его образ, в уме воспроизводятся отличительныечерты его характера и его жизненной истории, его отношение ко мне и его миросозерцание;в моем сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, симпатии, нежности,жалости, уважения и т.п. Словом, воспоминание имени воспроизвело в моей душеего образ во всей совокупности его физической, душевной и духовной сущности,и моя душа как бы заполнилась этим образом, слилась с ним. Это невидимое единениеменя с образом друга совершенно реально и в сильнейшей степени влияет на меня.Положим, что друг, которого я вспомнил, отличался жизнерадостностью и всегдахорошо действовал на мою душу. И хотя я до воспоминания был расстроен, его образвлил в меня струйку жизнерадостности, и моя печаль заменилась бодростью. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «В имени человека душа человека,например, в имени Ивана — душа Ивана. Итак, на призыв: Иван Ильич, его душасознает себя в этом имени и откликается на него».

 
Пасха Христова

Благодатный Огонь доставлен на уральскую землю

 Екатеринбург,25 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Накануне Светлого Христова Воскресения, большая группа паломников ЕкатеринбургскойЕпархии во главе с архиепископом Викентием отправились на Святую Землю — в Иерусалим,для того, чтобы стать свидетелями чудеснейшего явления — схождении с неба благодатногоогня.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс