Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (387) → Какое имя выбрать новорожденному?

Какое имя выбрать новорожденному?

№18 (387) / 8 мая ‘06

Азы православия

 СУЩНОСТЬИМЕНИ
 Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируютсяв документах, наконец, мы сами даем имена нашим детям. Но задумывались ли мынад тем: а что же это такое – имя? Попробуем ответить на этот вопрос.

 Изначальныйсмысл имени, наименования заключается в том, чтобы одним точным словом или краткойфразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть,найти характерную ее особенность.
 Именно такпонималось и понимается имя в книгах Ветхого Завета. Имя человека или названиепредмета теснейшим образом связано с его сутью: «Создал Господь Бог человекаиз праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). Имя первогочеловека – Адам – и означает: человек.
 «И создалГосподь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказалчеловек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называтьсяженою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2, 22–23). «И нарек Адам имя жене своей:Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). (Ева – подательница жизни,жизнь.)
 Здесь мывидим, как значение имени отражало особую для священной истории функцию егоносителя.
 Иногда имяизменялось. Изменение имени человека имело своей целью отметить новое его призвание:
«…и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибоЯ сделаю тебя отцом множества народов» (Быт. 17, 5). (Авраам – отец множестванародов.)
 А вот как получил свое новое имя ветхозаветный патриарх Иаков (Иаков – «запинатель» –близнец, родившийся вторым, держал своего первородного брата Исава за пятку;Израиль – боровшийся с Богом):
 «И осталсяИаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолеваетего, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролсяс Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущуТебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом,и человеков – одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое.И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно. И благословил еготам. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицемк лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32, 24–30).
 Кроме того,имя имело и тесную взаимозависимость с качествами самой личности (иначе говоря:«по имени и житие»): «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злогочеловека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал – имя его, и безумиеего с ним» (1 Цар. 25, 25). Навал – значит безумный. Таким образом, глубокийдуховный смысл имени, нареченного человеку, предполагал таинственную «обратнуюсвязь» с его носителем.
 Особое значениев Ветхом Завете имеют имена Бога. Имен у Бога много, и каждое из них открываетдля нас какое-либо из Его бесчисленных свойств. Сам Господь говорит Моисею:
 «Я Господь.Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим«Господь» не открылся им» (Исх. 6, 2).
 Вот и в НовомЗавете открываются новые имена Божии: Отец Небесный, Любовь (1 Ин. 4, 16).
 «Я открылимя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17, 6). При этом ГосподьИисус Христос ясно дает понять, что речь идет теперь о новом виде дела спасения,когда призывает учеников обращаться к Богу как Отцу:
 «Он сказалим: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11,2).
 Сам Господьбыл наречен через Ангела именем Иисус – Спаситель:
 «Иосиф, сынДавидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от ДухаСвятаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своихот грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка,который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил,что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 20–23).
 Ранее Ангелявился Захарии, отцу Иоанна Крестителя, предсказывая ему о рождении сына и поручаядать ему имя Иоанн, что значит «благодать Божия»:
 «Ангел жесказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва Твоя, и жена твоя Елисаветародит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие,и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом» (Лк.1, 13–15).
 В этом мывидим продолжение тех ветхозаветных традиций, когда имя человека должно быловыражать особое его отношение к Богу.
 Такое жеотношение к имени как выражению личности имело место и в эпоху первых христиан.Так, великомученик Пантелеимон первоначально был назван родителями Пантолеон,что значит: во всем лев. Предполагалось, что мужеством он будет подобен льву.Но впоследствии он был переименован в Пантелеимона, то есть всемилостивого,ибо всем оказывал милосердие: бесплатно лечил больных, раздавал щедрую милостынюнищим.
 Из сказанногонеобходимо сделать один важный вывод, касающийся наречения имени.
 Имена давалии дают люди: так, например, Адам и Ева сами нарекали своих детей – так былиназваны Авель, Каин, Сиф (Быт. 4; 1–2, 25) и др. Также и Господь дает имя –как в Ветхом Завете Исааку (Быт. 17, 19) и др., так и в Новом Завете – ИоаннуКрестителю (Лк. 1, 13) и Ему Самому (Мф. 1, 20–21) и некоторым святым.
 Таким образом,само Священное Писание, подтверждая право родителей самим нарекать имена своимдетям и одновременно свидетельствуя об участии Бога в этом деле, предполагаеттем самым прямое сотворчество Бога и человека в выборе имени.
Итак, читая Священное Писание, мы понимаем, как возникли первые имена. Мы видим,что они были неразрывно связаны с божественным предназначением человека в контекстесвященной истории и имели целью приблизить человека к Богу.
 С наступлениемэры христианства и появлением христианских святых имена стали давать в их честь.Эти имена стали новыми проводниками, которые связали людей с истинным Богом– Христом– союзом со святыми угодниками Его, ибо, как говорит святой праведныйИоанн Кронштадтский, «Бог во святых почивает и в самом имени их».
 С установлениембезбожной власти в России активно вытравлялся, выхолащивался духовный смыслимен. Они превращались в примитивный буквенный код – наподобие порядкового номера,который в сочетании с отчеством и фамилией должен был служить целям государственнойинвентаризации населения.
 Однако человек,как образ Божий, своей личностью всегда одухотворял имя, несмотря на все попыткиотсечь его божественный смысл. Насколько свят носитель, настолько он освящаетсвое имя. Христиане святят имя Бога своей жизнью. Конкретный человек призвансвятить свое личное имя. Жизнь без Бога, вне Церкви есть отсутствие святости,при которой имя не святится, а предается поруганию, теряет свой божественныйсмысл. Только в живой связи с Церковью – этим «сообществом святых» – и имя получаетдостоинство святого.

 ОБЫЧНЫЕ СУЕТНЫЕСООБРАЖЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ИМЕНИ. МНИМАЯ «КРАСОТА» ИМЕН
 Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени.В выбор активно включаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но дажеи многие сослуживцы и знакомые. В связи с этим в выбор имени, о важнейшем духовномсмысле которого говорилось вы-ше, привносится немало суетного и житейского.
 Совершеннонеобъяснимо категоричное отношение некоторых людей к отдельным именам. При этомте, кто высказывает подобные категоричные суждения, подчас не могут привестисколько-нибудь веских доводов в их пользу: «Не люблю, не переношу имени Глеб,не знаю почему», «Не люблю имени Иван, оно грубое», «Какое приятное имя – Иван.Оно звучит коротко и просто, близко нашему сердцу», «Люблю имена с удвоеннымисогласными», «Люблю имена на Э» – подобные суждения можно слышать довольно часто.
 Красоту имен,как и всякую красоту, люди воспринимают по-разному, недаром на этот счет сложеныпоговорки. Тут играют роль разнообразные обстоятельства: возраст выбирающегоимя (в этом деле очень часто принимают участие старшие члены семьи – дедушкии бабушки; как правило, у людей разных поколений вкусы не совпадают), местожительства, начитанность, эстетическое воспитание и т. д.
 Говоря о «красоте» имен, нельзя не вспомнить о так называемой моде на имена. Эта моданапоминает поветрие в буквальном смысле этого слова (разносится по ветру, из уст в уста). Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всемдевочкам подряд, невзирая на то, что в подъездах домов было уже по 10–15 Лен!
 С модой на одни имена неизбежно отвергаются другие.
 С горечьюи досадой говорит один из читателей журнала «Русская речь» Е.М. Антонов, представительстаршего поколения, о своем имени, которое незаслуженно порочили его знакомые:«Меня крестили в день преподобного Ефрема Сирина (28 января старого стиля),поэтому и присвоили имя этого святого… Лет до пятнадцати я не ощущал неловкостиза свое имя, ибо никто не напоминал мне о том, что оно некрасивое. В душе своейя до сих пор не считаю свое имя некрасивым. Живи я до сих пор в деревне, в роднойкрестьянской среде, не ощутил бы ни разу неприятностей из-за имени. Но жизненныеобстоятельства рано привели меня в город. Здесь даже от людей одного со мной«низшего» ранга услышал, что так некрасиво мое имя. При новых знакомствах из-за этого приходил в смущение».
 Вывод из рассказа Е.М. Антонова, простого человека, сохранившего нормальное нравственноечувство в эпоху «научного атеизма», может быть, только один: отрицательное мнениео его имени высказывалось людьми, совершенно оторванными от духовных традицийсвоего народа. Имя это, естественно, ничуть не хуже всех других русских имени, во всяком случае, по мнению многих, гораздо приятнее для русского слуха,чем, к примеру, имя Эдуард.
 Все знают,как наряду с отказом от привычных имен детям стали придумывать новые нелепыеимена.
 Самое простоеи благозвучное имя нарицательное прозвучит для нас дико, если мы внезапно превратимего в имя собственное. Но это как раз и происходило в первые годы советскойвласти, когда стали давать имена Трактор, Электрификация, Энергий и т. п. Об этом явлении С.Я. Маршак так написал впоследствии в стихотворении «В защитудетей»:

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут
отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.

 Несмотряна это и позже продолжают придумываться такие имена как Февралин, Мартий, Энглен,Вилор, Октомир и т. п. Русскую девочку, родившуюся на борту самолета Ил-18,назвали Илина, повторив в ее имени частицу ил из обозначения его марки.
 Мужские именадважды проходят свой путь в семье, служа отчествами при именовании следующегопоколения. Вероятно, это обстоятельство совершенно не учитывалось теми, ктодавал своим детям вышеперечисленные имена. Можно только посочувствовать тем,которые теперь вынуждены стесняться своих отчеств.
 К счастью,самыми привычными на сегодня все-таки остаются старые русские календарные имена,не вызывающие предметных или революционных ассоциаций. Их много, и именно к ним прежде всего советуют прибегать при выборе имени новорожденному разнообразныесправочники. Основная масса родителей считает русские имена единственно возможнымидля своих детей, что и подтверждается статистикой.
 Но и приэтом не обходится без самых нелепых предубеждений. Некоторые из них связанысо старыми народными поговорками и рифмовками вроде: «мели, Емеля, твоя неделя»,«куда Макар телят не гонял», «затвердила ворона Якова одно про всякого» и т.п. Принимают также во внимание то, как имя будет сочетаться с отчеством и фамилией.Одни считают, что к длинному отчеству надо подбирать короткое имя, и наоборот.Другие считают красивыми сочетания, если имя и отчество имеют одинаковые инициалыи т.д.
 Однако следуетзаметить один небезынтересный факт: все эти формальные подходы (весьма, впрочем,сомнительные) перестают играть какую-либо роль, если имя дается в честь или в память о людях, достойных подражания. Имя начинает казаться красивым, еслионо напоминает человека красивого, умного, доброго, отзывчивого, – знакомоголично или по литературе. Не потому ли так приятно звучат личные имена, принадлежавшиезамечательным предкам и совре-менникам? Не потому ли некоторые прельщаются именамилитературных персонажей?
 Судьба человекаможет преобразить для нас и звук и смысл его имени. Следовательно, так называемая«красота имени» вторична, она проистекает из красоты самого человека.

(Окончаниев следующем номере)

 

В других номерах:

Церковный календарь

25 мая — память святителя Епифания, епископа Кипрского

 СвятительЕпифаний, архиепископ Кипрский, имел родителей-евреев и был воспитан в иудейскойвере. Раз он, будучи юношей, встретил на пути одного инока, именем Лукиана,который занимался перепиской книг, продавал их и из вырученных денег часть оставлялсебе, а часть раздавал нищим.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Исчезновение Наибольшимстанешь тогда, когда мысленно превратишь себя в ничто;

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс