Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Выступление митрополита Минского и Слуцкого Филарета, ПатриаршегоЭкзарха всея Беларуси, на XIV Рождественских образовательных чтениях
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,досточтимые отцы, братия и сестры, участники и организаторы очередных международныхРождественских образовательных чтений!
Тема нынешнегозаседания весьма обширна, ибо содержит в себе выражение важнейшей церковнойзадачи, которая поставлена перед Святой Церковью ее Создателем и Главою.
Вечный вопросв мире людей
Воспитаниеличности — это воистину вечный вопрос и вечная проблема в мире людей.
Поэтомумне хотелось бы подробнее остановиться именно на первой части нашей темы: ведьдля вечных вопросов любой исторический период — это современность.
Наряду с Церковью, жизненную важность темы воспитания личности сознает такжеи светское общество, и государство. А потому удивительным кажется отсутствиев светской литературе ясных определений того, что же такое личность и что представляетсобой процесс ее воспитания.
Пытаясь датьопределение понятию «воспитание», научные книги пользуются такими словами, как «воздействие», «влияние» и даже «внушение». Но уже первого впечатления вполнедостаточно, чтобы почувствовать, что субъект воспитания рассматривается как нечто подопытное, подчиненное. И самое опасное состоит в том, что при подобномподходе воспитуемый оказывается априори пассивным объектом.
Но ведь речьидет о человеке! Более того: предметом воспитания является самое важное в человеческомсуществе, а именно — его уникальная личность. Но ясности нет и в том, что жетакое личность с точки зрения секулярного интеллекта.
Определенияличности встречаются, но и они чаще всего робки и невнятны. Например, это «человеккак носитель каких-то свойств» или «субъект отношений и сознательной деятельности»,а то и вовсе «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивидакак члена общества»… Таковы книжные определения личности.
Но как жеэту совершенно абстрактную сущность можно воспитывать, то есть пытаться на нее«воздействовать», «влиять» или что-то ей «внушать»!
Ключи глубиннойсути
Желая хотьсколько-нибудь продвинуться в своем направлении, мы должны восстановить в индивидуальноми общественном сознании истину о высокой ценности слов, а значит и ценноститого, что эти слова выражают.
Нет христианина,который не знал бы, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово былоБог» (Ин. 1, 1), и что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»(Мф. 12, 36). Известно и то, что первое послушание первозданного человека былосвязано со словами, которые он произносил, давая имена всему сотворенному.
…И СамТворец снисшел, повествует Писание, «чтобы видеть, как он назовет их… как наречет человек всякую душу живую» (Быт. 2, 19).
Между тем,слова сами дают нам ключи для понимания их глубинной сути. Питание и воспитаниев русском языке — слова однокоренные и по сути однозначные. Например, библейскийпророк Варух пользуется именно этими понятиями, когда укоряет своих беззаконныхсовременников: «Вы забыли питающего вас вечного Бога, а также огорчили и воспитавшийвас Иерусалим» (Вар. 4, 8). Итак, Господь питает, а святыня воспитывает, то есть сопровождает Божественное Таинство, способствует принятию его человеком,восполняет земными ценностями небесный дар и преподает его в совершенной полноте.
Таков принципБожественной педагогики. Раскрывается она на самом доступном для каждого христианинауровне в прошениях Молитвы Господней. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», —то есть, «напитай нас»; «и остави нам долги наша… и не введи нас во искушение,но избави от лукаваго», — то есть, «воспитай нас», Отче наш!
Заметим,что в упомянутом обличении пророк Варух обращается именно к личности окружающихего людей, а не к «субъектам отношений» или к «системам социально значимых черт»,как их именует всё та же книжность. Вообще каждый библейский призыв к покаяниюи к праведной жизни основывается на общем методологическом принципе, которыйя попробую сформулировать так: единственный для человека способ улучшить качествосвоей личности и выправить искривления своей жизни состоит в деятельном воспоминаниио своем достоинстве хранителя образа и подобия Божия. По выражению одного иудейскогорелигиозного писателя, самое страшное, что может сделать людям диавол, это заставитьнас забыть, что мы Царские дети (цит. по: Епископ Каллист (Уэр). Внутреннеецарство. – Киев, 2004).
Поэтому намтак важно с раннего возраста прививать подрастающему поколению верное пониманиетого, что такое честь и достоинство человека и христианина и чем они отличаютсяот эгоизма и гордыни. Но для этого сами воспитатели должны ясно различать смыслэтих понятий и их взаимоисключающую природу.
Высокое достоинствои божественное призвание личности состоит в обретении лика. Личность и лик –это также понятия одноименные. Всякий человек – личность, но лишь достигнувсвятости, он обретает лик.
Таким образом,дерзну предположить, что личность человека может представляться триединым выражениемчеловеческой природы, которая в свою очередь образуется триадой: дух – душа– тело. К слову, это вполне соотносимо и с основной схемой диалектического развития,принятой еще в немецкой классической философии, если рассматривать дух в качестветезиса, или исходного момента; тело – в качестве антитезиса, или отрицания;а душу – как синтез противоположностей в их новом единстве.
Всякое нарушениегармонии в этом триедином феномене приводит к искажению личности, будь то духовнаяпрелесть, интеллектуальная шизофрения или слабоумие грубой силы. Окружающиймир переполнен плодами таких искажений, и давление патологий на процессы формированияличности человека воистину огромно.
Личность или личина?
Одним из новейших признаков нарушения внутренней гармонии личности, а иными словами —очевидным диагнозом интеллектуально-нравственного нездоровья современного обществастало его стремление уделять особое значение так называемому «имиджу» человека,— то есть тому, каким он представляется в среде окружающих его людей.
С одной стороны,это могло бы восприниматься как вполне естественное стремление к соблюдениювнешних форм приличия и желание произвести своей персоной благоприятное или выгодное впечатление. Однако на деле в последнее время создание и смена личных«имиджей» стало претендовать на стиль жизни, на способ самореализации. Называявещи своими именами (и при этом по-русски), мы без труда заметим, что речь попростуидет о личинах, о масках, нередко скрывающих под собой зияющую пустоту.
Но не следуетдумать, что увлечение «имиджами» свойственно лишь светскому обществу с темиего особенностями, которые классик английской литературы Вильям Теккерей именовал«ярмаркой тщеславия». В церковной среде подобное явление также отнюдь не редкость:это, к примеру, личины «младостарцев» и псевдоблагочестивых «ревнителей не по уму»…
В связи с этим не случайно в книге священника Александра Ельчанинова о пастырском служенииесть мысль о том, что участнику церковноприходской жизни и носителю священногосана очень важно «не актерствовать».
Как правило,личины порождает и принимает на себя тот человек, триединая личность которогонедостаточно развита, а значит и не вполне свободна. Ибо сказано святым апостоломПавлом в его послании к христианам Коринфа, что «Господь есть Дух; а где ДухГосподень, там свобода». А вслед за этими словами Апостол сформулировал главныйметодологический принцип религиозно-нравственного христианского воспитания:«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемсяв тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 17–18).
Отсюда мывновь видим непреложную истину, повествующую о том, что воспоминание о Боге,ревность о сохранении в себе образа и подобия Творца и способность увидеть образБожий в другом человеке являются самыми верными критериями оценки воистину доброговоспитания личности.
Производнымиот этого правильного духовного воспитания будут социальная стабильность и здороваяобщественная мораль, крепкие семьи и национальное достоинство, сильное государствои нравственная деловая активность, а также многие другие человеческие ценности,которые призваны составить фундамент зрелого и здорового общества.
Совесть, мышлениеи рассуждение
Беседуя с Божественным Воспитателем, ветхозаветный священник Ездра так говорил Творцуо венце Его творения, о человеке: «Ты воспитал его Твоею правдою, научил егоТвоему закону, наставил его Твоим разумом, и умертвишь его, как Твое творение,и опять оживишь, как Твое дело» (3 Езд. 8, 12–13).
Воистинутакой путь предлежит перед каждым из сынов Адама, приходящих в мир! Но мы знаемтакже, что сила Божия в немощи человеческой совершается (см.: 2 Кор. 12, 9),а значит, мы должны позаботиться о том, чтобы Божественные правда, закон и разумбыли открыты перед человеком от его самого раннего возраста, чтобы они проповедовались,и кто имеет уши слышать, – да слышит!
Коль скоромы приняли к употреблению понятие о Божественной педагогике, нам надлежит определитьи ближайшие педагогические цели, к достижению которых мы призваны в нашей воспитательноймиссии. Также нам надлежит обнаружить воспитательную методику, которая будетсодействовать достижению этих целей. Правда, закон и разум Творца, о которыхговорит Ездра, раскрываются перед человеком при помощи таких параллельных человеческихпонятий, как совесть, способность здраво мыслить и умение рассуждать.
Врожденныйнравственный закон известен каждому человеку. Это и есть совесть, понимаемаякак «совместное ведение» человека и Бога о Законе сохранения человеческой жизни,о ее высоком качестве и небесном достоинстве. Значит, воспитание совестливогочеловека, то есть самое простое, понятное и доступное каждому родителю или наставникузадание, — это одновременно важнейшая и первоначальная задача также и воспитаниярелигиозного.
И в этомделе нет различий ни конфессионального, ни национального, ни социально-политическогохарактера. Бессовестный человек одинаково непригляден и в Европе, и в Азии,и в Африке, и в Америке…
По словамапостола Павла, цель христианского увещания «есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1, 5). Методологически для нас оченьважна последовательность перечисленного, когда чистота сердца христианина-воспитателяи его добрая совесть имеют преимущество даже над его личной верой. Нелицемерныйхарактер личного исповедания является предметом индивидуальной ответственностичеловека пред Богом.
Апостол далеене случайно подчеркивает, что и в первохристианские времена те, кто отступилот этого правила, «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1, 5–9).Добавим, что и в наши дни проблема учительства на церковноприходском уровненередко отражает именно это прискорбное обличение апостола Павла.
Так, словнопродолжая эту мысль, в начале XX века один христианский деятель весьма справедливозаметил, что если бы в российских дореволюционных школах и гимназиях Закон Божийпреподавался интересно, то революции не произошло бы…
В этом жепервом послании к Тимофею апостол Павел вновь решительно подчеркивает приоритетсостояния личной совести над состоянием личной веры и утверждает, что отвергнувшиесовесть «потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1, 19).
Учитывая,что апостол от 70-ти Тимофей был новопоставленным Ефесским епископом, святойАпостол предостерегает его о весьма великой опасности для Церкви, которая исходитиз самого церковного лона: «…в последние времена отступят некоторые от веры,внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников,сожженных в совести своей» (I Тим. 4, 1–2).
Эти лжесловесники суть ни кто иные, как склонные к сектантству, фанатизму и самочинию члены христианских общин, — по меткому замечанию апостола, всегдаучащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7).
К сожалению,это апостольское предостережение столь же актуально и в наши дни, когда религиознымиучителями и духовными воспитателями нередко стремятся стать люди, не имеющиедостаточного навыка и опыта личного покаяния, а потому чрезмерно усердствующиев поучении других. Как правило, именно нежелание и неумение выпрямить искривлениясобственной личности и является глубинной причиной всех тех страхов и паническихнастроений, проповедь которых отвлекает самих проповедников от врачевания своихдуховных недугов.
«Осуждаемоесобственным свидетельством нечестие боязливо, — говорит Премудрый Екклесиаст,— и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы» (Прем. 17, 10). А далееветхозаветный проповедник поясняет, что «страх есть не что иное, как лишениепомощи от рассудка» (Прем. 17, 11).
Мыслю – значит,существую
Способностьк здравому мышлению лежит в области важнейших задач светского и духовного воспитания.К сожалению, здравомыслие распространено в человеческом сообществе отнюдь не в той мере, которая необходима для его благополучия. В результате наблюденийученые специалисты приходят к заключению, что большинство представителей человеческогорода обладают так называемым квази-мышлением.
Такое псевдо-мышлениеотличается неспособностью к глубокой аналитической деятельности, отсутствиемличных творческих импульсов и стремлений, зависимостью от узкого круга простыхпонятий и суждений, при помощи которых и совершается упрощенная оценка окружающегомира и себя в самодельном жизненном пространстве. В качестве примера можно привеститот образ мысли, стиль жизни и стереотип поведения, которые повсеместно навязываютсямассовой культурой – этим самым действенным средством унификации личности и стирания человеческой индивидуальности.
Значит, воспитаниеличности должно включать в себя овладение культурой мышления, выработку навыкамыслить самостоятельно, привитие вкуса к исследованию явлений социальной, духовной,гражданской жизни и к анализу их причин и следствий. В этом деле религиозноевоспитание призвано научить человека изучению самого себя, своего сердца, своейдуши.
Иными словами,религия формирует метод постижения сути нашего «внутреннего человека», согласноточному определению апостола Павла (см.: Рим. 7, 22; 2 Кор. 4, 16; Еф. 3, 16).А для того, кто имеет навык исследования самого себя, внешний мир уже не являетсятайной за семью замками или сугубо враждебной средой. Не случайно с древнихвремен звучат ставшие крылатыми слова: «Мыслю — значит, существую».
Начало мудрости
Любопытныйнюанс есть в определениях из области природы мышления. Различая такие понятия,как разум и рассудок, философы призывают понимать под разумом способность к обретению нового знания, а рассудок рассматривают как способность оперироватьуже имеющимся знанием. В продолжение этой мысли можно предположить, что полноценноевладение обеими этими способностями составляет му-дрость человека.
В одной из библейских книг достижение такого состояния, как мудрость, обуславливается сочетаниемразума и доброго расположения сердца (см.: Иудифь 8, 29). Вспомним, что отнюдьне мудрость просил юный царь Соломон у Господа после тысячи жертвоприношений,но — «сердце разумное, чтобы судить… и различать, что добро и что зло» (3Цар. 3, 9).
Практическиэто и есть главная цель доброго воспитания, как ее понимает Святая Церковь,то есть, умение различать, что добро и что зло. Именно поэтому в Священном Писаниимы находим предельно четкие и точные определения того, что составляет предметнаших сегодняшних размышлений.
В завершениепозвольте мне привести пример доброго воспитания, вошедший в равной степенив мировую историю, в общечеловеческую культуру и во всемирную литературу.
«Начало мудрости— страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его», — сказалДавид, который на своем жизненном пути прошел поприща пастуха и воина, беженцаи царя, музыканта и поэта, кающегося грешника и богослова (Пс. 110, 10).
«Начало мудрости— страх Господень, и познание Святаго — разум», — вторит ему его сын — царь,богомолец, мудрец, богатейший правитель и тоже кающийся грешник и богослов (Притч.9, 10).
Но задолгодо них прозвучали в скинии собрания слова простой бедной женщины, скорбящейо своем бесплодии: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалитсясильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающийхвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа» (1 Цар. 2, 10).
Наша цельи призвание, наша воспитательная миссия и святой долг состоят в том, чтобы содействоватьвоплощению этих слов в жизнь нашими отцами и детьми, братьями и сестрами, а также и нами самими в нынешнее время, пока оно у нас еще есть.
Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющегоделами Московской Патриархии, на XIV Рождественских образовательных чтениях Христианскоепонимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласнокоторому образование есть формирование человеческой личности в процессе ее взросления,достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с определенным идеалом. В содержательномотношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной традиции.
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации В.В.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.