Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (375) → «Мы не настолько утратили веру и не настолько лишились понимания слов Спасителя, чтобы не применить эти слова в своей жизни». Выступление Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Устинова на XIV Рождественских образовательных чтениях

«Мы не настолько утратили веру и не настолько лишились понимания слов Спасителя, чтобы не применить эти слова в своей жизни». Выступление Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Устинова на XIV Рождественских образовательных чтениях

№6 (375) / 8 февраля ‘06

XIV Рождественские образовательные чтения

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации В.В.

 Устинована XIV Рождественских образовательных чтениях

Ваше Святейшество!
Уважаемые участники Рождественских чтений!

 Позвольтеот души всех поприветствовать и поблагодарить организаторов этого крупнейшегообразовательного форума.
Значение православного воспитания и образования, взаимодействия Церкви и государствав различных сферах общественных отношений трудно переоценить. Не сомневаюсь,что Рождественские чтения станут неординарным событием. Открылись чтения Патриаршимбогослужением в Храме Христа Спасителя. Безусловно, это знаменательно для каждогоучастника чтений. Подобное начало вселяет надежду на успех нашего общего дела.
 Для меня,как Генерального прокурора и как мирянина Русской Православной Церкви, а равнодля миллионов моих единоверных соотечественников, далеко не безразлична судьбанашей России, которая в моём сознании отождествляется с Православной верой.Мы понимаем, что только обращение к вечным и непреложным христианским истинамспособно предоставить подлинные перспективы возрождения народу России, помочьлюдям обрести подлинный смысл своего бытия и вечное спасение.
 Но, к сожалению,ряд ключевых позиций и даже целые пласты современной российской жизни, которые,как мне кажется, уже давно должны быть освоены и облагорожены Православием,остаются пока в запустении и не обогащены нормами христианской нравственности.
 Скажу больше:а много ли в России тех, кто готов признать простую истину: большинство нашихпроблем, какую бы сферу жизни ни взяли, связаны с нравственностью. А точнее,— с её отсутствием.
 Ответ тоже,к сожалению, известен.
 Между тем,забвение име-нно духовности — главный источник наших бед и нашей слабости. Иначене понять, почему Россия — крупнейшая по численности населения и территорииевропейская страна, обладающая практически неистощимыми природными, людскими,интеллектуальными ресурсами, пребывает в таком жалком состоянии. Возьмите бизнес,богатство, собственность.
 Воинствующийатеизм коснулся трёх поколений. Это привело к тому, что хозяйство пересталобыть, по определению русского философа протоиерея Сергия Булгакова, «явлениемдуховной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности»…Возобладал культ богатства без чести.
 Но возрождениепредпринимательской свободы, восстановление безусловного права человека на собственностьнельзя вырывать из системы ценностей, в которой богатство есть результат созидательноготруда, а труд — это долг перед Богом и людьми. Только тогда естественное стремлениек материальному достатку «умеряется» влиянием высших нравственных принципов.В Евангелии недвусмысленно сформирована цель жизни человека: «Ищите же преждеЦарства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Столь же ясно сформулирован и принципеё достижения: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть,а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).
 Мы все бываемна Западе. Богатый человек там называется бизнесменом, у нас — олигархом. Спрашивается,— почему?
 Да потому,что крупные состояния там зарабатывались либо целыми династиями, как скажемДюпоны, либо, как в случае с Биллом Гейтсом, — уникальными мозгами. Можно было бы гордиться, если бы миллиардером у нас стал известный на весь мир конструкторКалашников.
 Однако, увы,в нашем Отечестве многомиллионные суммы подчас являются результатом неправедныхдел.
 Говоря об этом, я, безусловно, не имею цели стричь всех, что называется, «под одну гребёнку».И рад тому обстоятельству, что сегодня можно привести немало примеров поступковпредставителей современного бизнеса в лучших традициях Третьяковых, Мамонтовых,Морозовых.
 Преступникдолжен нести ответственность. Прокуратура и другие правоохранительные органыпринимают к тому меры. Эти меры не всегда адекватны сложившейся ситуации. Но победить зло можно лишь соединением усилий всего общества и возрождением духовныхустоев, которые во все времена скреплялись верой и воспитанием.
 Сегодня нужноне просто вести речь о воспитании. Сегодня важно в каждом воспитать гражданина,который понимает и принимает цель своего государства. Если этого нет, нет и гражданина.
 Выдающийсярусский философ Иван Ильин писал, что «такой человек может быть в стране, работатьили торговать, но в чём же будет выражаться его гражданство, если ему нет деладо интереса, до цели, до задания, до судьбы данного народа и государства? Онявно будет пользоваться удобствами жизни и правами; но не будет нести ни обязанностей,ни бремени, ни ответственности; он будет паразитом, или приживальщиком, или,в лучшем случае, гостем, но не гражданином. А чтобы стать гражданином, он долженбудет принять интерес государства так, как он принимает собственный».
 Глубоко убеждёнв том, что именно такое воспитание должно быть направлением не только системыгосударственного, но и духовного образования. Начинать его необходимо в семьеи в школе.
 Семья — единственныйвоспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытываетна протяжении всей жизни. В семье ребёнок учится ответственности за своё поведение.Именно ответственность выступает ограничителем свободы, которая в её сегодняшнемвиде нередко выступает как свобода субъективного произвола. Воспитание ответственностипомогает не потерять моральные качества личности, необходимые ей для правильноговыбора между добром и злом.
 Сегодня реализоватьидею духовно-здоровой семьи чрезвычайно сложно. Люди часто далеки от сознательногоисполнения родительских и гражданских прав. Но это не значит, что надо опускатьруки. Система религиозного образования должна начинаться со школы, когда душаребёнка открыта. Принципиально важно, какие ценности войдут в его духовный мир.Что это будет: бесноватый нацизм, власть золотого тельца? Или, наоборот, ответственноеотношение к собственной жизни, умение соотносить её с жизнью других людей?
 Правоохранительныеорганы, в том числе прокуратуру, нередко упрекают в том, что мы слабо противостоимпроявлениям экстремизма и ксенофобии. Не могу сказать, что эти упрёки безосновательны.Зачастую правоохранительные органы работают в режиме реагирования на свершившиесяфакты.
 Но каждомупонятно, что силовыми средствами терпимости в межнациональных отношениях не добиться. Поможет духовное воспитание и образование. Между тем противников введенияв школьный курс основ религии, как известно, немало. А среди них, как мне кажется,больше всего тех, кто как раз критикует всех и вся за слабость борьбы с экстремизмом.
 Огромноезначение имеет взаимное проникновение и взаимное обогащение государственногои духовного образования. Не раз высказывались предложения о необходимости черезгосударственную поддержку открыть в университетах теологические факультеты.Это даст молодому поколению россиян в ходе студенческого общения ближе соприкоснутьсяс богословием и традиционными духовными ценностями. Не лишены практическогосмысла предложения о введении в учебные планы вузов проблемных курсов, на которыхобсуждались бы мировоззренческие, этические, философские и иные вопросы.
 Давно можнобыло бы разрешить и проблему признания дипломов и учёных степеней духовных школРусской Православной Церкви. Это, несомненно, расширит участие священнослужителейв светском просвещении.
 Иными словами,духовно-нравственное состояние общественной жизни, образование и воспитаниена современном этапе развития — несомненные приоритеты для государства и Церкви.
 В своей горькойпрокурорской практике мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией. Как тольков человеке исчезает духовность, как только его съедает своекорыстие, спекулятивноеотношение к миру, он становится на путь преступления.
 Конечно,в этом деле нельзя отрицать влияние неблагоприятных социально-экономическихфакторов, не учитывать слабость государственной власти. Но главным источникомпреступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходятзлые мысли, – говорится в Евангелии, – убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства,хуления» (Мф. 15, 19).
 Правовоегосударство неосуществимо, если не будет понятия «неблагородный поступок», которыйоценивается мерой добра и зла. Давно известно: честный человек останавливаетсягораздо раньше, чем вступает в силу закон. А благородный человек — ещё ранее.
 Не мной сказано:«если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нём может поддерживатьтолько полицейский». Но и сам полицейский появляется не из пробирки. Он плотьот плоти представитель того самого общества, у которого нет понятия греха и совести. Отсюда и «оборотни», мздоимство, злоупотребления и другие прегрешения.
 Указами ПрезидентаРоссии и другими нормативными актами по каждому ведомству определён переченьдолжностей госслужбы, квалификационные требования, порядок назначения, аттестации,переназначения и тому подобное. Это сделано для того, чтобы в ходе административнойреформы должности госслужбы заняли не только компетентные, но главным образомчистые помыслом и сердцем люди, действия которых будут прозрачны и контролируемыобществом. И, если недостатка в правовой регламентации нет, то есть, к сожалению,дефицит исполнения требований нормативных актов.
 Эта проблема,не сомневаюсь, будет преодолена. Но при условии, что и здесь будет поставлендуховный заслон, если все мы повернёмся к истокам нравственности, к пониманиюдуховной природы правонарушений. Это даст нашему обществу лекарство для их одоления.Весьма важно пастырское попечение о тех, кто находится на государственной службе.При отсутствии у них нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашенияили наказания не смогут остановить злой воли.
 Дорогие друзья!Мне бы очень не хотелось, чтобы участники Рождественских чтений восприняли моёвыступление как констатацию только негативных моментов общественной жизни, хотяпо долгу службы именно с ними приходится больше всего сталкиваться.
 Российскоеобщество в целом отнюдь не утратило своих устоев полностью. Не только социологическиеисследования, но и практика сегодняшней жизни фиксируют мощную инерцию традиционныхценностей, которые выросли из христианства. В массовое сознание возвращаютсяустановки, утверждающие превосходство духовных начал под внешним устроениемжизни и неограниченным стремлением к благам материальным.
 Это обстоятельствопозволяет надеяться на оздоровление страны тем, кому нужны не великие потрясения,а великая Россия со здоровой экономикой и здоровым обществом, с нацией – творцомсобственной истории. Но без деятельного сотрудничества православных мирян, ответственныхграждан России – будь то государственный чиновник, учёный, предприниматель,приходской священник, – этого не достичь.
 Политики,депутаты, учёные много говорят о необходимости консолидации здоровых сил общества,о единстве. Но, как часто бывает, каждый мнит центром только себя. А ведь требуетсяиное – объединить вокруг имени Божиего, чтобы с верой делать добрые дела для России, для людей, для самих себя. Вот почему для меня своеобразным девизомявляются слова из второй главы Соборного Послания апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20).
 В этой чеканнойформуле Священного Писания немалое поприще для приложения сил всякого основательногороссийского гражданина, всякого православного человека.
 Уверен: мыне настолько утратили веру и не настолько лишились понимания слов Спасителя,чтобы не применить эти слова в своей жизни.

Патриархия.ру

 
XIV Рождественские образовательные чтения

«Воспитание личности и современное общество». Выступление митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на XIV Рождественских образовательных чтениях

Выступление митрополита Минского и Слуцкого Филарета, ПатриаршегоЭкзарха всея Беларуси, на XIV Рождественских образовательных чтенияхВаше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,досточтимые отцы, братия и сестры, участники и организаторы очередных международныхРождественских образовательных чтений! Тема нынешнегозаседания весьма обширна, ибо содержит в себе выражение важнейшей церковнойзадачи, которая поставлена перед Святой Церковью ее Создателем и Главою. Вечный вопросв мире людей  Воспитаниеличности — это воистину вечный вопрос и вечная проблема в мире людей.

 
XIV Рождественские образовательные чтения

Выступление первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Слиски на XIV Рождественских образовательных чтениях

Ваше Святейшество!Уважаемые гости и участники XIV Международных Рождественских образовательныхчтений «Школа и Церковь – традиции и реформы образования»!  Я рада приветствоватьвас на ежегодной конференции Русской Православной Церкви, собирающей тысячиправославных священнослужителей и мирян со всей России и из стран Ближнего Зарубежьядля обсуждения важнейших вопросов сотрудничества религиозной и светской системыобразования. И хотя Чтения выросли из ежегодной конференции православных педагоговМосквы, их тематика давно уже вышла за рамки педагогики.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс